Бакыт Алишеров
Бакыт Алишеров появился на свет в памятный для Кыргызстана год – 1958-й. Именно в тот год в Москве с большим успехом прошла Декада кыргызского искусства и литературы. Будущий композитор родился неподалеку от республиканской столицы в селе Воронцовка, где в то время его родители, в общем-то, люди далекие от искусства, трудились на ниве здравоохранения: отец – главным врачом, хирургом сельской больницы, мать, филолог по образованию, – учительницей в детском туберкулезном санатории. Не были музыкантами и дальние предки Бакыта, среди которых было немало ярких личностей, оставивших заметный след в истории страны. Один из них – прапрадед (дед бабушки по отцовской линии) предводитель аксыйских кыргызов Нусуп-бий (Юсуф), служивший в сороковых годах XIX века при кокандском хане Мадали в должности минбашы (тысячника). Он стал одним из героев исторического романа Тологона Касымбекова «Сломанный меч». Известным человеком в округе был и дед Бакытбека Алишер Молдокеев (1884-1931) – командир Красной Армии, погибший от рук басмачей. В семейном архиве композитора хранится старая фотография, на которой командир вместе с другими красноармейцами запечатлен в боевом строю с легендарным командармом, уроженцем Бишкека М. В. Фрунзе. Отважный воин, Алишер многое сделал и в мирное время, в частности, построил в своем родном аиле Сыны школу, мечеть и мост. Они стоит там и по сей день, а одно из помещений школы, в которой, кстати, в свое время учился автор «Сломанного меча», да и немало других известных в республике людей, занимает музей, посвященный жизни и деятельности Алишера.
И все же связь с музыкой в роду Алишеровых явно прослеживается: сестра бабушки, красавица Алымкан вдохновила прославленного акына Токтогула на создание самой лучшей из его песен – «Алымкан». Очень любила пение мать Бакыта Гулжамал. Ее нежный голос постоянно звучал в дома, он ласкал слух ребенка, завораживал, будил воображение. Однако более действенным фактором по пути приобщения сына к музыке стала покупка двухрядной гармошки. Этим неказистым инструментом юный музыкант овладел практически самостоятельно. Обладая хорошим музыкальным слухом, он легко подбирал понравившиеся мелодии и аккомпанемент к ним; но самое главное – он стал активным участником школьной самодеятельности. Заметив повышенный интерес сына к музыке, отец приобрел фортепиано немецкой фирмы «Рёслер».
В общем, окончив семь классов сельской школы, Бакыт знал что делать: он прямиком направился в Республиканскую среднюю специальную музыкальную школу им. М. Абдраева. Это случилось в 1972 году, когда подростку исполнилось четырнадцать лет. Бакыт занимался в классе баяна, но через год сменил специальность, поступив на теоретическое отделение Музыкального училища им. М. Куренкеева. Это отделение готовило преподавателей детских музыкальных школ по теоретическим дисциплинам – теории музыки, сольфеджио, музыкальной литературе. Кроме того, учащиеся осваивали игру на фортепиано по повышенной программе, а этот инструмент привлекал юношу более всего – за ним он мог сидеть часами, не замечая времени. С большой теплотой и благодарностью вспоминает Алишеров своего педагога по фортепиано Аллу Зиновьевну Усецкую. Она не только привила своему питомцу любовь к инструменту, но буквально опекала во всем, направляя его усилия в нужное русло. И напряженный труд дал результаты: к концу третьего курса Бакыт играл произведения по программе седьмого класса музыкальной школы и первого курса училища. Тогда педагог стал ходатайствовать о переводе одаренного юноши в класс специального фортепиано. Но Бакытбек вежливо отказался: уж очень не хотелось ему заново идти на второй курс и все начинать сначала. К тому же, он уже посещал занятия по композиции, которые вел в училище известный в республике композитор Алтынбек Джаныбеков. Занятия продвигались весьма успешно. Переходя на последний курс, Алишеров был уже автором нескольких песен и инструментальных пьес и приступил к сочинению пьесы для струнного квартета. К весне работа над произведением завершилась, и оно с успехом было исполнено на отчетном концерте молодых композиторов, о чем даже писалось на страницах республиканской прессы.
Сочинение прозвучало и на государственном экзамене, где председательствовал сам Мукаш Абдраев, профессор, заведующий кафедрой композиции Института искусств им. Б. Бейшеналиевой. Сочинение Абдраеву понравилось, и он порекомендовал молодому музыканту попытаться поступить в Московскую консерваторию. Но Бакыт понимал, что для поступления в московский вуз он еще недостаточно хорошо подготовлен, и он решил продолжить обучение в Институте искусств им. Б. Бейшеналиевой.
Успешно сдав вступительные экзамены, Алишеров стал заниматься в классе доцента Джаныбекова. К специальности «композиция» прибавилась множество других дисциплин – гармония, сольфеджио, история зарубежной музыки, фортепиано и т.д. В общем, приходилось много и упорно трудиться, и наш студент с головой ушел в учебу. Он исправно ходил на лекции, вел конспекты, подолгу сидел за фортепиано, сочинял музыку. Стал членом студенческого Клуба композиторов, которым руководил В.И. Гусев, позже был выбран его председателем…
И быть бы Алишерову выпускником института, если бы ни один случай. Однажды студентов-композиторов вызвал к себе ректор, которым в то время был видный кыргызский композитор и дирижер Насыр Давлесов и устроил своим подопечным настоящий разгон: «На днях к нам приезжают представители Московской консерватории. У кого из вас есть достойные сочинения, которые не стыдно показать гостям?» Все стояли, понуро опустив головы, и молчали. Неожиданно тишину нарушил Алишеров: «У меня есть». «Что у тебя есть?» – удивился ректор. «Романс для скрипки с фортепиано». Действительно, среди последних сочинений студента был и «Романс» – произведение яркое, неординарное, недавно прозвучавшее на одном из концертов в институте. Давлесов тут же вызвал исполнителей, внимательно прослушал сочинение и явно остался доволен им. Понравилось оно и гостям из Москвы. В результате было принято решение направить способного студента на учебу в Московскую консерваторию (в порядке перевода). Однако не все так скоро делается – прошло более года, прежде чем Алишеров стал студентом прославленного вуза страны.
Шел 1981 год. В то время Бакыт был уже женат и вскоре стал отцом. Его жена – певица Нестан Алишерова тоже училась в Московской консерватории, где занималась в классе доцента Кудрявцевой-Лемешевой – супруги выдающегося оперного певца Сергея Лемешева. Так что учебу в консерватории молодым супругам приходилось совмещать с хлопотами семейной жизни.
Было трудно, особенно Бакыту, поскольку требования, предъявляемые к студентам-композиторам, были в Москве гораздо выше, чем в Киргизии. Нужно было хорошо владеть фортепиано, читать с листа не только клавиры, но и оркестровые партитуры, прекрасно разбираться в структуре музыкальных произведений, записывать на слух сложные трехголосные диктанты и многое другое. И, конечно же, писать музыку, причем хорошую. Но у Алишерова были прекрасные педагоги – они-то и помогали ему справиться со всеми трудностями. Так, педагогом по специальности был известный композитор А.И. Пирумов (это его «Прелюдия» и «Токката» для фортепиано входили в обязательную программу второго тура Международного конкурса пианистов им. Чайковского в 1962 г.), по инструментовке и читке партитур – И.М. Красильников, по музыкально-теоретическим системам – Ю.Н. Холопов, по фортепиано – Д.Н. Сахаров, ученик Л. Оборина. Но учиться было не только трудно, но и интересно. Кроме лекций и индивидуальных занятий, Бакыт находил время и для посещения театральных спектаклей, концертов. Да и как можно было не пойти, когда за дирижерским пультом стояли такие именитые дирижеры как Е. Мравинский, Г. Рождественский, В. Дударова, а солистами были Л. Коган или С. Рихтер?
В консерваторские годы Б. Алишеровым был написан ряд произведений, среди которых можно выделить Струнный квартет, Рондо-сонату для фортепиано, романсы. В качестве дипломной работы он представил одноактный балет «Звезда Эмрайына» по повести Чингиза Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря». Учеба, продолжавшаяся в общей сложности четырнадцать лет (училище, институт, консерватория). была, наконец, завершена, и молодой специалист вернулся на родину и приступил к работе.
Вначале Алишеров трудился в Управлении культуры Фрунзенского горисполкома, как режиссер участвовал в организации музыкальных праздников и фестивалей, а с 1994 стал преподавать в Кыргызской национальной консерватории, где и по сей день ведет класс композиции. Он подготовил ряд квалифицированных специалистов; в их числе – известный в республике музыкант, член Союза композиторов Кыргызстана Галина Виноградова, Иван Гусев (сейчас он живет и работает в Москве) и многие другие.
Педагогическую деятельность Алишеров успешно сочетает с творческой. Член республиканской композиторской организации с 1991 года, он плодотворно работает в разных жанрах музыки, но более всего – в киномузыке. Этот жанр довольно специфичен и требует от композитора глубокого проникновения в драматургию и эмоционально-психологический контекст фильма. Заметим, что в этой области успешно работали такие выдающиеся композиторы XX века, как Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Шнитке.
В жанре киномузыки Алишеров работает с начала 90-х годов. Уже при работе над первым фильмом – двухсерийной лентой режиссера З. Эралиева «Печать сатаны» (1993), композитор понял, что традиционные средства (оркестр, инструментальный ансамбль и т.п.), к которым обычно обращаются авторы, уже не отвечают требованиям времени. И, хотя партитура музыкальных номеров к фильму была написана для симфонического оркестра, он озвучил ее с помощью синтезатора. И оказался прав: звучание синтезатора и сама музыка очень органично вошли в образно-идейную концепцию фильма. С тех пор Алишеров всерьез увлекся электронной музыкой, а с появлением специальных компьютерных программ и мощных звуковых карт, стал сочинять, сидя непосредственно за компьютером. Всё это предоставляло композитору неограниченные возможности, как в выборе средств выразительности, так и в оригинальности технических решений. Далее последовали фильмы «In spe» («В надежде»), «Брат мой, Шелковый путь» (2003) Марата Сарулу, удостоенные премий нескольких международных кинофестивалей, «Плач матери о Манкурте» (реж. Б. Карагулов, 2004). Сегодня Алишеров является автором музыки более двадцати фильмов – художественных, телевизионных, документальных и т. д. Последняя его работа – музыка к фильму Садыка Шера «Курмажан датка». Фильм заявлен для показа на Международном кинофестивале в Монреале. Среди короткометражных следует назвать ленты «Сезим», «Скользкий путь», «Пеший туман», «Взлет».
Говоря об экспериментах композитора в области электронной музыки, невозможно умолчать о его саундтреках и рекламных клише для телевизионных каналов КТР, КООРТ и др. Они внести свежую струю в звуковой имидж каналов, стали их своеобразной «визитной карточкой».
Наряду с киномузыкой, саундтреками и музыкой к драматическим спектаклям («Красавица в черном», «Несносный слоненок»), Алишеров работал и в других жанрах музыки, включая академические. Самым значительным сочинением конца 90-х годов стала его соната для органа «Манас». Здесь музыкант шел непроторенным путем: никто из кыргызских композиторах не писал еще для органа. А писать для органа непросто – нужно хорошо знать его устройство и специфику. В частности, играют на этом «короле инструментов» не только руками, но и ногами (ножная педаль – это 36 клавиш). Здесь Бакыту помогла давняя дружба с бывшим сокурсником по Московской консерватории, известным казахским органистом Габитом Несипбаевым, для которого, в сущности, и создавалось это произведение. Соната представляет собой органичный сплав традиций западноевропейской органной музыки и кыргызских фольклорных истоков. Ныне эта талантливое сочинение украшает концертный репертуар органиста, а ее автор продолжает работу в данном направлении, планируя создать своеобразный органный триптих. Заметим, что с соседним братским Казахстаном у Алишерова давние творческие связи: четыре фильма, к которым он написал музыку – совместного кыргызско-казахского производства.
Много и плодотворно трудится композитор и в области эстрадной музыки, песни, поддерживая тесное сотрудничество с ведущими исполнителями Кыргызстана – Гульнур Сатылгановой, Актаном Исабаевым, Ырыскельды Осмонкуловым, Адилем Чекиловым, Мирбеком Атабековым. Им написано более пятидесяти песен и романсов на стихи кыргызских поэтов, многие из которых завоевали любовь и признание многочисленных слушателей, став настоящими «хитами». В их числе «Ыр майрам», «Балама» «Ак куулар», «Энекеме», «Сагыныч». В песнях Алишерова, современных по колориту и средствам музыкальной выразительности, всегда присутствует ярко выраженный национальный элемент.
Ряд произведений композитора были написаны по официальным заказам, отмечались престижными премиями. Среди них: «Гимн молодежи Кыргызстана», «Гимн государственного языка Кыргызской Республики» (первая премия. 2005 г.), гимн международного конкурса «Кадыр тун», «Гвардейский марш» и др. Алишеров – лауреат премии правительства Кыргызстана для молодежи, Международной премии «Выбор года – человек года», обладатель золотой медали Всемирной организации интеллектуальной собственности (2010), трех Гран при, которыми были отмечены его сочинения на республиканских песенных конкурсах. Он награжден Почетной грамотой Кыргызской Республики.
Скромный, доброжелательный, композитор беззаветно предан делу, которому посвятил свою жизнь. Он не только щедро одарен от природы талантом, но и трудолюбив, к тому же никогда не останавливается на достигнутом, находясь всегда в творческом горении, поиске. Может быть, именно в этом и кроется секрет его успеха.
У Бакыта «музыкальная» семья. Поэтому не удивительно, что музыка в его скромной квартире звучит почти всегда. Жена композитора – Гульнара Мамырбаева – музыкант с большим стажем, концертмейстер консерватории, дочь от первого брака, Малика, тоже пианистка. Единственное исключение – сын Нусупхан; юноша, хоть и любит музыку, решил все же идти своим путем: он студент Сибирского аэрокосмического университета.
Бакыт Алишеров появился на свет в памятный для Кыргызстана год – 1958-й. Именно в тот год в Москве с большим успехом прошла Декада кыргызского искусства и литературы. Будущий композитор родился неподалеку от республиканской столицы в селе Воронцовка, где в то время его родители, в общем-то, люди далекие от искусства, трудились на ниве здравоохранения: отец – главным врачом, хирургом сельской больницы, мать, филолог по образованию, – учительницей в детском туберкулезном санатории. Не были музыкантами и дальние предки Бакыта, среди которых было немало ярких личностей, оставивших заметный след в истории страны. Один из них – прапрадед (дед бабушки по отцовской линии) предводитель аксыйских кыргызов Нусуп-бий (Юсуф), служивший в сороковых годах XIX века при кокандском хане Мадали в должности минбашы (тысячника). Он стал одним из героев исторического романа Тологона Касымбекова «Сломанный меч». Известным человеком в округе был и дед Бакытбека Алишер Молдокеев (1884-1931) – командир Красной Армии, погибший от рук басмачей. В семейном архиве композитора хранится старая фотография, на которой командир вместе с другими красноармейцами запечатлен в боевом строю с легендарным командармом, уроженцем Бишкека М. В. Фрунзе. Отважный воин, Алишер многое сделал и в мирное время, в частности, построил в своем родном аиле Сыны школу, мечеть и мост. Они стоит там и по сей день, а одно из помещений школы, в которой, кстати, в свое время учился автор «Сломанного меча», да и немало других известных в республике людей, занимает музей, посвященный жизни и деятельности Алишера.
И все же связь с музыкой в роду Алишеровых явно прослеживается: сестра бабушки, красавица Алымкан вдохновила прославленного акына Токтогула на создание самой лучшей из его песен – «Алымкан». Очень любила пение мать Бакыта Гулжамал. Ее нежный голос постоянно звучал в дома, он ласкал слух ребенка, завораживал, будил воображение. Однако более действенным фактором по пути приобщения сына к музыке стала покупка двухрядной гармошки. Этим неказистым инструментом юный музыкант овладел практически самостоятельно. Обладая хорошим музыкальным слухом, он легко подбирал понравившиеся мелодии и аккомпанемент к ним; но самое главное – он стал активным участником школьной самодеятельности. Заметив повышенный интерес сына к музыке, отец приобрел фортепиано немецкой фирмы «Рёслер».
В общем, окончив семь классов сельской школы, Бакыт знал что делать: он прямиком направился в Республиканскую среднюю специальную музыкальную школу им. М. Абдраева. Это случилось в 1972 году, когда подростку исполнилось четырнадцать лет. Бакыт занимался в классе баяна, но через год сменил специальность, поступив на теоретическое отделение Музыкального училища им. М. Куренкеева. Это отделение готовило преподавателей детских музыкальных школ по теоретическим дисциплинам – теории музыки, сольфеджио, музыкальной литературе. Кроме того, учащиеся осваивали игру на фортепиано по повышенной программе, а этот инструмент привлекал юношу более всего – за ним он мог сидеть часами, не замечая времени. С большой теплотой и благодарностью вспоминает Алишеров своего педагога по фортепиано Аллу Зиновьевну Усецкую. Она не только привила своему питомцу любовь к инструменту, но буквально опекала во всем, направляя его усилия в нужное русло. И напряженный труд дал результаты: к концу третьего курса Бакыт играл произведения по программе седьмого класса музыкальной школы и первого курса училища. Тогда педагог стал ходатайствовать о переводе одаренного юноши в класс специального фортепиано. Но Бакытбек вежливо отказался: уж очень не хотелось ему заново идти на второй курс и все начинать сначала. К тому же, он уже посещал занятия по композиции, которые вел в училище известный в республике композитор Алтынбек Джаныбеков. Занятия продвигались весьма успешно. Переходя на последний курс, Алишеров был уже автором нескольких песен и инструментальных пьес и приступил к сочинению пьесы для струнного квартета. К весне работа над произведением завершилась, и оно с успехом было исполнено на отчетном концерте молодых композиторов, о чем даже писалось на страницах республиканской прессы.
Сочинение прозвучало и на государственном экзамене, где председательствовал сам Мукаш Абдраев, профессор, заведующий кафедрой композиции Института искусств им. Б. Бейшеналиевой. Сочинение Абдраеву понравилось, и он порекомендовал молодому музыканту попытаться поступить в Московскую консерваторию. Но Бакыт понимал, что для поступления в московский вуз он еще недостаточно хорошо подготовлен, и он решил продолжить обучение в Институте искусств им. Б. Бейшеналиевой.
Успешно сдав вступительные экзамены, Алишеров стал заниматься в классе доцента Джаныбекова. К специальности «композиция» прибавилась множество других дисциплин – гармония, сольфеджио, история зарубежной музыки, фортепиано и т.д. В общем, приходилось много и упорно трудиться, и наш студент с головой ушел в учебу. Он исправно ходил на лекции, вел конспекты, подолгу сидел за фортепиано, сочинял музыку. Стал членом студенческого Клуба композиторов, которым руководил В.И. Гусев, позже был выбран его председателем…
И быть бы Алишерову выпускником института, если бы ни один случай. Однажды студентов-композиторов вызвал к себе ректор, которым в то время был видный кыргызский композитор и дирижер Насыр Давлесов и устроил своим подопечным настоящий разгон: «На днях к нам приезжают представители Московской консерватории. У кого из вас есть достойные сочинения, которые не стыдно показать гостям?» Все стояли, понуро опустив головы, и молчали. Неожиданно тишину нарушил Алишеров: «У меня есть». «Что у тебя есть?» – удивился ректор. «Романс для скрипки с фортепиано». Действительно, среди последних сочинений студента был и «Романс» – произведение яркое, неординарное, недавно прозвучавшее на одном из концертов в институте. Давлесов тут же вызвал исполнителей, внимательно прослушал сочинение и явно остался доволен им. Понравилось оно и гостям из Москвы. В результате было принято решение направить способного студента на учебу в Московскую консерваторию (в порядке перевода). Однако не все так скоро делается – прошло более года, прежде чем Алишеров стал студентом прославленного вуза страны.
Шел 1981 год. В то время Бакыт был уже женат и вскоре стал отцом. Его жена – певица Нестан Алишерова тоже училась в Московской консерватории, где занималась в классе доцента Кудрявцевой-Лемешевой – супруги выдающегося оперного певца Сергея Лемешева. Так что учебу в консерватории молодым супругам приходилось совмещать с хлопотами семейной жизни.
Было трудно, особенно Бакыту, поскольку требования, предъявляемые к студентам-композиторам, были в Москве гораздо выше, чем в Киргизии. Нужно было хорошо владеть фортепиано, читать с листа не только клавиры, но и оркестровые партитуры, прекрасно разбираться в структуре музыкальных произведений, записывать на слух сложные трехголосные диктанты и многое другое. И, конечно же, писать музыку, причем хорошую. Но у Алишерова были прекрасные педагоги – они-то и помогали ему справиться со всеми трудностями. Так, педагогом по специальности был известный композитор А.И. Пирумов (это его «Прелюдия» и «Токката» для фортепиано входили в обязательную программу второго тура Международного конкурса пианистов им. Чайковского в 1962 г.), по инструментовке и читке партитур – И.М. Красильников, по музыкально-теоретическим системам – Ю.Н. Холопов, по фортепиано – Д.Н. Сахаров, ученик Л. Оборина. Но учиться было не только трудно, но и интересно. Кроме лекций и индивидуальных занятий, Бакыт находил время и для посещения театральных спектаклей, концертов. Да и как можно было не пойти, когда за дирижерским пультом стояли такие именитые дирижеры как Е. Мравинский, Г. Рождественский, В. Дударова, а солистами были Л. Коган или С. Рихтер?
В консерваторские годы Б. Алишеровым был написан ряд произведений, среди которых можно выделить Струнный квартет, Рондо-сонату для фортепиано, романсы. В качестве дипломной работы он представил одноактный балет «Звезда Эмрайына» по повести Чингиза Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря». Учеба, продолжавшаяся в общей сложности четырнадцать лет (училище, институт, консерватория). была, наконец, завершена, и молодой специалист вернулся на родину и приступил к работе.
Вначале Алишеров трудился в Управлении культуры Фрунзенского горисполкома, как режиссер участвовал в организации музыкальных праздников и фестивалей, а с 1994 стал преподавать в Кыргызской национальной консерватории, где и по сей день ведет класс композиции. Он подготовил ряд квалифицированных специалистов; в их числе – известный в республике музыкант, член Союза композиторов Кыргызстана Галина Виноградова, Иван Гусев (сейчас он живет и работает в Москве) и многие другие.
Педагогическую деятельность Алишеров успешно сочетает с творческой. Член республиканской композиторской организации с 1991 года, он плодотворно работает в разных жанрах музыки, но более всего – в киномузыке. Этот жанр довольно специфичен и требует от композитора глубокого проникновения в драматургию и эмоционально-психологический контекст фильма. Заметим, что в этой области успешно работали такие выдающиеся композиторы XX века, как Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Шнитке.
В жанре киномузыки Алишеров работает с начала 90-х годов. Уже при работе над первым фильмом – двухсерийной лентой режиссера З. Эралиева «Печать сатаны» (1993), композитор понял, что традиционные средства (оркестр, инструментальный ансамбль и т.п.), к которым обычно обращаются авторы, уже не отвечают требованиям времени. И, хотя партитура музыкальных номеров к фильму была написана для симфонического оркестра, он озвучил ее с помощью синтезатора. И оказался прав: звучание синтезатора и сама музыка очень органично вошли в образно-идейную концепцию фильма. С тех пор Алишеров всерьез увлекся электронной музыкой, а с появлением специальных компьютерных программ и мощных звуковых карт, стал сочинять, сидя непосредственно за компьютером. Всё это предоставляло композитору неограниченные возможности, как в выборе средств выразительности, так и в оригинальности технических решений. Далее последовали фильмы «In spe» («В надежде»), «Брат мой, Шелковый путь» (2003) Марата Сарулу, удостоенные премий нескольких международных кинофестивалей, «Плач матери о Манкурте» (реж. Б. Карагулов, 2004). Сегодня Алишеров является автором музыки более двадцати фильмов – художественных, телевизионных, документальных и т. д. Последняя его работа – музыка к фильму Садыка Шера «Курмажан датка». Фильм заявлен для показа на Международном кинофестивале в Монреале. Среди короткометражных следует назвать ленты «Сезим», «Скользкий путь», «Пеший туман», «Взлет».
Говоря об экспериментах композитора в области электронной музыки, невозможно умолчать о его саундтреках и рекламных клише для телевизионных каналов КТР, КООРТ и др. Они внести свежую струю в звуковой имидж каналов, стали их своеобразной «визитной карточкой».
Наряду с киномузыкой, саундтреками и музыкой к драматическим спектаклям («Красавица в черном», «Несносный слоненок»), Алишеров работал и в других жанрах музыки, включая академические. Самым значительным сочинением конца 90-х годов стала его соната для органа «Манас». Здесь музыкант шел непроторенным путем: никто из кыргызских композиторах не писал еще для органа. А писать для органа непросто – нужно хорошо знать его устройство и специфику. В частности, играют на этом «короле инструментов» не только руками, но и ногами (ножная педаль – это 36 клавиш). Здесь Бакыту помогла давняя дружба с бывшим сокурсником по Московской консерватории, известным казахским органистом Габитом Несипбаевым, для которого, в сущности, и создавалось это произведение. Соната представляет собой органичный сплав традиций западноевропейской органной музыки и кыргызских фольклорных истоков. Ныне эта талантливое сочинение украшает концертный репертуар органиста, а ее автор продолжает работу в данном направлении, планируя создать своеобразный органный триптих. Заметим, что с соседним братским Казахстаном у Алишерова давние творческие связи: четыре фильма, к которым он написал музыку – совместного кыргызско-казахского производства.
Много и плодотворно трудится композитор и в области эстрадной музыки, песни, поддерживая тесное сотрудничество с ведущими исполнителями Кыргызстана – Гульнур Сатылгановой, Актаном Исабаевым, Ырыскельды Осмонкуловым, Адилем Чекиловым, Мирбеком Атабековым. Им написано более пятидесяти песен и романсов на стихи кыргызских поэтов, многие из которых завоевали любовь и признание многочисленных слушателей, став настоящими «хитами». В их числе «Ыр майрам», «Балама» «Ак куулар», «Энекеме», «Сагыныч». В песнях Алишерова, современных по колориту и средствам музыкальной выразительности, всегда присутствует ярко выраженный национальный элемент.
Ряд произведений композитора были написаны по официальным заказам, отмечались престижными премиями. Среди них: «Гимн молодежи Кыргызстана», «Гимн государственного языка Кыргызской Республики» (первая премия. 2005 г.), гимн международного конкурса «Кадыр тун», «Гвардейский марш» и др. Алишеров – лауреат премии правительства Кыргызстана для молодежи, Международной премии «Выбор года – человек года», обладатель золотой медали Всемирной организации интеллектуальной собственности (2010), трех Гран при, которыми были отмечены его сочинения на республиканских песенных конкурсах. Он награжден Почетной грамотой Кыргызской Республики.
Скромный, доброжелательный, композитор беззаветно предан делу, которому посвятил свою жизнь. Он не только щедро одарен от природы талантом, но и трудолюбив, к тому же никогда не останавливается на достигнутом, находясь всегда в творческом горении, поиске. Может быть, именно в этом и кроется секрет его успеха.
У Бакыта «музыкальная» семья. Поэтому не удивительно, что музыка в его скромной квартире звучит почти всегда. Жена композитора – Гульнара Мамырбаева – музыкант с большим стажем, концертмейстер консерватории, дочь от первого брака, Малика, тоже пианистка. Единственное исключение – сын Нусупхан; юноша, хоть и любит музыку, решил все же идти своим путем: он студент Сибирского аэрокосмического университета.