История СККР

СОЮЗ КОМПОЗИТОРОВ
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


Начало

Историю киргизского профессионального музыкального искусства трудно представить без деятельности Союза композито­ров республики. Почти все крупные события в музыкальной жизни страны в той или иной степени связаны с этой творческой организа­цией. Созданный постановлением Совнаркома Киргизской ССР 25 октября 1939 года, Союз композиторов с самых первых дней своего существования активно включился в сложный процесс культурного строительства молодой республики.
Этому знаменательному событию предшествовали и другие не менее важные начинания, заложившие основу и определившие пути дальнейшего развития национального искусства. В 1936 году были образованы музыкально-драматический театр, республикан­ская филармония, оркестр народных инструментов, начата работа по созданию первых киргизских музыкально-сценических произве­дений. А три года спустя, в мае 1939 года состоялась премьера пер­вой национальной оперы «Айчурек», которая в числе других произ­ведений была показана на декаде киргизского искусства в Москве. Её авторами были три композитора – основоположник киргизской профессиональной музыки Абдылас Малдыбаев и московские му­зыканты Владимир Власов и Владимир Фере. Именно они вместе с композитором Петром Шубиным, работавшим в Киргизии с конца 20-х годов, составили ядро нового творческого союза, в состав ко­торого вошли и талантливые народные музыканты, авторы многих замечательных песен, инструментальных наигрышей – Мураталы Куренкеев, Карамолдо Орозов, Атай Огонбаев, Ыбрай Туманов. Возглавил творческий союз народный артист СССР, композитор А. Малдыбаев. В то время ему было 33 года.
За 70 лет своего существования Союз композиторов Кирги­зии прошёл славный и долгий путь. Конечно, этот путь не всегда был ровным и гладким: наряду с взлетами и творческими удачами были периоды мучительных поисков и сомнений, а порой и явного застоя. Однако композиторы Киргизии всегда стремились идти в ногу со временем, искали в своем творчестве новые, непроторенные пути. Ярким и стремительным было начало. Успешное выступление на Декаде 1939 года вдохновило композиторов на создание новых со­чинений. Но мирная жизнь продолжалась недолго – грянула война. Несмотря на трудности военного времени, творческая деятельность композиторов не ослабела, а даже заметно активизировалась. Этому способствовало и то, что вскоре после начала войны во Фрунзе из центра были эвакуированы многие известные советские композито­ры и исполнители – Н. Мясковский, Ю. Шапорин, А. Александров, С. Фейнберг и другие. В Киргизию приехали и крупные исполни­тельские коллективы – Государственный симфонический оркестр СССР, Государственный хор под управлением А. Свешникова.
В ноябре 1941 года на сцене Киргизского музыкально-дра­матического театра увидела свет рампы опера А. Малдыбаева, В. Власова и В. Фере «Патриоты». Эта была первая советская опера на тему Великой Отечественной войны. Теме героического подвига во имя родины посвятили свои песни А. Огонбаев, А. Малдыбаев, М. Баетов, Дж. Шералиев. Особую популярность завоевала тогда за­душевная лирическая песня Атая Огонбаева «Сагыныч», в которой автор воспел любовь к родному краю, стремление увидеть Отчизну счастливой после победы над захватчиками. Кроме создания песен и хоров, композиторы Киргизии успешно работали и в других жанрах. В военные годы был написаны балет В. Власова и В. Фере «Сел­кинчек», опера М. Раухвергера «Кокуль», музыкальная комедии мо­лодых композиторов М. Абдраева, А. Аманбаева и А. Тулеева (при участии А. Малдыбаева) «Ким кантти?», многие пьесы для оркестра народных инструментов П. Шубина. В июне 1942 года открылась Первая декада советской музыки Республик Средней Азии и Казах­стана. Большая часть произведений, представленных композитора­ми региона, была посвящена теме Великой Отечественной войны. Два года спустя такая же декада была проведена в Ташкенте.
Киргизские композиторы вместе с музыкантами других спе­циальностей вносили свой вклад во всенародное дело – обеспечение скорейшей победы над врагом. Они не только создавали произведе­ния, поднимавшие дух советских людей, но и в составе фронтовых бригад, выезжали в расположение боевых частей и выступали перед воинами Советской Армии. Постепенно Союз композиторов попол­нялся новыми членами. Это были трудные годы, шла война, про­фессиональных кадров в республике катастрофически не хватало. Поэтому в 1942 году в Союз были приняты студенты-композиторы, обучавшиеся тогда в национальной студии при Московской консер­ватории – М. Абдраев, А. Тулеев и А. Аманбаев. Чуть раньше чле­ном творческой организации стал талантливый музыкант-самоучка, композитор-мелодист Джумамудун Шералиев, а в 1949 году – ода­ренный музыкант, студент Московской консерватории, безвременно ушедший из жизни Сейдалы Медетов (1928–1958).
Одним из наиболее значительных событий того времени ста­ла постановка на сцене Киргизского театра оперы и балета нового сочинения М. Раухвергера – балета «Чолпон». Его премьера состоя­лась в декабре 1944 года. В основу балета была положена поэтичная народная сказка, повествующая о борьбе между добром и злом. Эта тема была созвучна духу времени и отвечала настроениям людей той эпохи. «Меня захватила воплощённая в сказке идея, – рассказы­вал композитор, – самоотверженная «земная» любовь простой де­вушки, дочери бедного пастуха, может преодолеть все препятствия и злые силы, в том числе – потусторонние, и восторжествовать». Впоследствии, балет прочно вошёл в репертуар театра и стал одним из наиболее популярных произведений киргизского национального искусства.
Победа над фашисткой Германией открыла перед компози­торами республики новые перспективы. А. Малдыбаев и молодые композиторы М. Абдраев, А. Аманбаев, А. Тулеев продолжили пре­рванную учебу в Московской консерватории. Несколько позже сту­дентами консерватории стали питомцы Киргизского музыкально-хореографического училища Сейдалы Медетов и Таштан Эрматов.
Год спустя после окончания войны в столице Киргизии со­стоится премьера новой оперы А. Малдыбаева, В. Власова, В. Фере «Манас». Идея героического подвига во имя народа проходит крас­ной нитью через все произведение. В опере рассказывается о напа­дении на киргизов вероломного хана Конурбая и о последовавшем за тем разгроме иноземного нашествия. В «Манасе» композиторы от­казались от использования народных мелодий – весь тематический материал сочинения был авторским. Несмотря на ряд существенных недостатков, относящихся как к либретто, так и к ряду музыкаль­ных эпизодов, создание оперы «Манас» знаменовало новый этап в развитии киргизской музыки. Летом этого же года десять фрагмен­тов оперы с успехом были исполнены в Большом зале Московской консерватории им. П.И. Чайковского.
Появляются сочинения, воспевающие родной край, мирный созидательный труд. Эти темы нашли отражение в произведениях для хора «Сказание о счастье», «В родном колхозе» А. Малдыбае­ва, В. Власова, В. Фере, оркестровой сюите М. Раухвергера «Кир­гизские танцевальные мотивы», «Рапсодии» А. Тулеева, симфонии «Киргизстан» В. Фере. Над этим произведением композитор рабо­тал несколько лет, а завершил его только в 1946 году. В симфонии «Киргизстан» четыре части. В музыке первой части нашли отраже­ние образы исторического прошлого киргизского народа – эпохи ле­гендарного «Манаса».
В октябре 1948 года во Фрунзе прошёл Первый съезд Союза композиторов Киргизии. С отчётным докладом на съезде выступил заместитель председателя Союза А. Аманбаев. Он отметил вклад композиторов республики в развитие киргизской профессиональ­ной музыки, подвёл итоги проделанной работы. За двенадцать лет композиторами Киргизии создано 7 опер, 3 балета, 2 музыкальные драмы, множество произведений самых разнообразных жанров. Только за годы войны было написано свыше двухсот музыкаль­ных произведений – песен, хоров, инструментальных пьес. Одна­ко, наряду с успехами, были и нерешённые проблемы: по прежнему острой оставалась проблема национальных кадров. В конце сороко­вых годов ушли из жизни Пётр Шубин, Мураталы Куренкеев, Муса Баетов, Атай Огонбаев. Практически оставались неосвоенными многие жанры инструментальной музыки. Большие надежды воз­лагались на молодых музыкантов получивших профессиональное образование в Киргизском музыкально-хореографическом училище и в Национальной студии при Московской государственной консер­ватории. Предстояла большая и целенаправленная работа.
Вскоре после съезда, композиторы Малдыбаев, Власов и Фере завершили работу над оперой «На берегах Иссык-Куля». Это произ­ведение, написанное по мотивам повести К. Баялинова «Счастье», её создатели посвятили 25-летию республики. Однако по сравнению с предыдущими работами – операми «Айчурек» и «Манас», – но­вое произведение выглядело бледным и маловпечатляющим, хотя в нём имелось немало ярких, запоминающихся сцен и эпизодов. К ним можно отнести – арии Сапара, Миколы, Бурулчи, дуэт Джамили и Сапара, танцевальные номера. Но, пожалуй, самым популярным номером оперы стал знаменитый «Марш труда», который и по сей день не потерял своей свежести.
В начале 50-х годов киргизская профессиональная музыка пополняется целым рядом новых произведений самых различных жанров. В числе наиболее крупных работ можно назвать оперы «Айдар и Айша» А. Аманбаева и С. Германова и «Молодые сердца» М. Абдраева, симфоническую поэму В. Власова «Токтогул», сюиту для оркестра Т. Эрматова, кантату С. Германова «Дети мира», Сюи­ту на киргизские темы для струнного квартета С. Медетова. Эти, а также ряд других сочинений, прозвучали на концертах Второго пле­нума правления Союза композиторов Киргизии, который состоялся во Фрунзе в ноябре 1952 года.
Все активнее заявляла о себе творческая молодежь – компо­зиторы А. Аманбаев, М. Абдраев, А. Тулеев, С. Медетов, Т. Эрматов, Ч. Джумаканов. Особый интерес проявляли они к жанрам симфони­ческой музыки. В 1954 году были созданы Симфоническая поэма ре мажор Т. Эрматова, «Героическая поэма» А. Тулеева, «Праздничная увертюра» С. Медетова. Композиторы пробуют свои силы и в таких жанрах, как оркестровая картина, сюита, программная миниатюра.
Среди молодых композиторов выделяется яркостью своего дарования Сейдалы Медетов. В 1954 году он успешно окончил на­циональную студию и стал студентом композиторского факульте­та Московской консерватории. Его «Праздничная увертюра» была исполнена в декабре 1954 года на одном из концертов III пленума Союза композиторов Киргизии и получила высокую оценку кри­тики. Несколько лет спустя увертюра прозвучала в Большом зале Московской консерватории во время Декады киргизского искусства и литературы в Москве. «Талантливые киргизские композиторы… создают красочные симфонические произведения, воплощающие яркие жизненные темы и образы, – писала тогда газета «Советская культура», – богатое содержание музыки композиторы мастерски передают в красочном звучании оркестра, умело развивая народно-песенный и танцевальный материал».
В декабре 1955 года композиторы республики собрались на свой Второй съезд. С докладом о проведённой работе выступил председатель творческой организации Абдылас Малдыбаев. Он отметил, что за семь лет, прошедших после Первого съезда, ком­позиторами республики было создано более трёхсот различных музыкальных произведений. «Композиторы уверенно и вполне са­мостоятельно берутся за создание крупных и сложных форм, таких как опера, кантата, симфоническая поэма, камерные ансамбли…», – писал тогда музыкант на страницах газеты «Советская Киргизия». Но не только одни успехи отмечал тогда. Малдыбаев – он подверг острой критики недостатки композиторского творчества: «Компози­торы мало заботятся о повышении своего мастерства, недостаточно владеют музыкальной формой, у некоторых из них явно не хватает умения развивать тематический материал. Часто неглубоко исполь­зуется народно-песенное богатство. Почти все наши композиторы ещё далеко не в совершенстве владеют техникой игры на фортепиа­но…». В поле зрения критики композитора оказались и постановка музыкального обучения в общеобразовательных школах республи­ки, и пропаганда музыкального искусства, и слабый уровень поста­новок в театре.

Становление

Наиболее значительным событием культурной жизни респу­блики конца 50-х годов стала Декада киргизского искусства и лите­ратуры, проходившая в Москве в октябре 1958 года. Её успешному проведению во многом способствовала активная деятельность ре­спубликанской композиторской организации. Специально к этому мероприятию была написана опера Малдыбаева, Власова и Фере «Токтогул». На симфонических и камерных концертах прозвучали новые сочинения композиторов Киргизии, среди которых критика особо отметила «Героическую поэму» А. Тулеева, балетную сюиту К. Молдобасанова и Г. Окунева, кантату «Ленинский путь» Т. Эрма­това и другие произведения.
В ноябре 1961 года киргизские композиторы вновь собрались на свой очередной съезд. Главным событием этого форума стало ис­полнение Первой симфонии А. Тулеева и показ балета «Куйручук» К. Молдобасанова и Г. Окунева. Участники съезда и слушатели го­рячо приветствовали создание первой киргизской симфонии. Секре­тарь Союза композиторов СССР С. Аксюк отметил, что ее появле­ние свидетельствует о бурном росте и культурном движении вперед.
Не менее ярким событием съезда стал показ балета «Куйру­чук». Это сочинение явилось результатом творческого содружества молодого киргизского дирижера и композитора Калыя Молдобаса­нова и его ленинградского коллеги, работавшего в те годы в Кир­гизии, Германа Окунева. Выпускник Московской консерватории Молдобасанов начал свою творческую деятельность как дирижер Киргизского академического театра оперы и балета им. А. Малды­баева в 1954 году и дебютировал как композитор в середине 50-х годов. Его первыми сочинениями были песни «Красный мяч», «Ба­бочка», «На джайлоо». Сочинял он и раньше, ещё в студенческие годы, но первые опыты никому кроме близких друзей не показывал. Работа в музыкальном театре, успешная постановка ряда балетных спектаклей, творческое сотрудничество со многими известными балетмейстерами и артистами балета, побудили музыканта попро­бовать свои силы и в этом жанре. Проба оказалась удачной – ба­лет «Куйручук» завоевал любовь зрителей и в течение многих лет с успехом шел на сцене киргизского театра. Выступивший на пле­нарном заседании съезда композитор из Узбекистана Фаттах Наза­ров заметил: «У этого балета большое будущее. Он с успехом может быть украшением репертуаров многих театров страны».
На концертах III съезда Союза композиторов Киргизии про­звучало немало и других интересных сочинений, таких как опера М. Раухвергера «Джамиля», симфоническая поэма В. Власова «Па­мяти Муратаалы», отрывки из новой оперы М. Абдраева «Олджо­бай и Кишимджан», симфоническая поэма, посвященная памяти Дуйшенкула Шопокова, А. Джаныбекова, сюита Т. Эрматова. На концертах пленума прозвучало также много песен, написанных композиторами А. Абдраевым, А. Аманбаевым, А. Малдыбаевым, Н. Давлесовым, а также камерно-инструментальные сочинения С. Медетова, Т. Эрматова, К. Молдобасанова. На одном и концертов выступил Ыбрай Туманов, виртуозно исполнивший несколько своих новых кюу. На обсуждении было отмечено, что композиторы стали смелее разрабатывать музыкальный материал, добиваться мелоди­ческой четкости, простоты и впечатляемости музыкальных образов. В то же время серьезная критика высказывалась в адрес опер «Ак Шумкар» С. Ряузова и «Мурат» Л. Книппера.
После окончания съезда Мукаш Абдраев продолжил работу над созданием оперы «Олджобай и Кишимджан». В основу сочине­ния был положен один из малых народных эпосов, в котором пове­ствуется о светлой любви молодых людей, ставших жертвами жес-токих обычаев прошлого. Работа продвигалась успешно и в апреле 1963 года опера увидела свет рампы. «Композитор создал волную­щую музыку, отличающуюся широким песенным дыханием и на­циональным своеобразием», – писал музыковед В. Янковский. – По тематике и формам выражения «Олджобай и Кишимджан» как бы продолжает традиции первой киргизской оперы «Айчурек». Но если там преобладают героико-эпические тона, то здесь в основе лежит лирико-драматическое начало». В числе наиболее ярких номеров оперы можно назвать увертюру, хоровые сцены первого действия, танцы, дуэты Олджобая и Кишимджан, заключительную сцену.
В июне 1963 года, в канун празднования 100-летия доб-ровольного вхождения Киргизии в состав России, во Фрунзе от­крылась декада русской советской музыки. В Киргизию прибыла делегация композиторов и музыковедов из Российской Федерации во главе с Дмитрием Шостаковичем. В её состав вошли компози­торы В. Мурадели, М. Чулаки, В. Власов, В. Фере, М. Раухвергер, Е. Родыгин, музыковеды В. Виноградов, И. Мартынов и др. Гости из Москвы, Ленинграда и других городов Российской Федерации вы­ступили на многочисленных концертах, встречались с тружениками городов и сёл республики. Шостакович в составе концертной брига­ды совершил поездку к озеру Иссык-Куль. Неподалёку от Пржеваль­ска был дан концерт для полеводов, животноводов и механизаторов. Среди слушателей находился известный комузист Ыбрай Туманов. Он тоже принял участие в концерте и исполнил кюу «Жаш Тилек». Восхищённый игрой музыканта и тёплым приёмом более чем двух­тысячной аудитории, Дмитрий Дмитриевич дал обещание написать для киргизского народа своё произведение.
Композитор сдержал слово: четыре месяца спустя он завер­шил свою новую работу – Увертюру на русские и киргизские темы. Авторский экземпляр партитуры Шостакович выслал во Фрунзе, а в первых числах ноября увертюра прозвучала в исполнении оркестра Киргизского академического театра оперы и балета под управлени­ем Асанхана Джумахматова. Позже, когда в республике был создан симфонический оркестр Киргизского телевидения и радио, увертю­ра Шостаковича прочно вошла в его репертуар и по сей день испол­няется на концертах.
В 60-е годы Союз композиторов Киргизии пополнился про­фессиональными музыкантами с консерваторским образованием. Его членами стали композиторы Калый Молдобасанов, Насыр Дав­лесов, Борис Феферман, Алтынбек Джаныбеков, Михаил Бурштин, музыковед Владимир Янковский. Первым же национальным компо­зитором-профессионалом с дипломом композиторского факультета Московской консерватории (1950), стал Мукаш Абдраев. Он же и возглавил творческую организацию республики в 1967 году.
Весной этого же года киргизские композиторы съехались на свой IV съезд. Создателям музыки было, что сказать своим слуша­телям: за шесть лет, прошедших после предыдущего съезда, киргиз­ская профессиональная музыка обогатилась целым рядом крупных произведений, причем возросло не только количество, но и качество. На сцене республиканского театра с успехом шли новые оперные спектакли – «Олджобай и Кишимджан» Абдраева и «Манас» Мал­дыбаева, Власова и Фере (во второй редакции). Появилась и первая киргизская оратория «Сын киргиза» М. Абдраева и А. Малдыбаева. Кроме оратории на симфоническом концерте съезда прозвучали ещё две кантаты и несколько хоров. Увлечение произведениями кантат­но-ораториального жанра было типичным для этой эпохи. Пышные, парадно-помпезные сочинения следовали одно за другим. Музы­ковед В. Янковский подсчитал, что за период с 1957 года по 1967 композиторами республики было написано свыше 30 произведений этого жанра. Большинство кантат писали, как правило, «на случай», т. е. к какому либо очередному юбилею. Но нужно отдать должное некоторым авторам – среди музыкальной мишуры попадались и по-настоящему талантливые сочинения, как например, вокально-сим­фоническая поэма А. Малдыбаева «Слава тебе, партия» и кантата
К. Молдобасанова «Цвети, Киргизстан». На концертах съезда ис­полнялись и новые оркестровые произведения – «Симфонические танцы» А. Джаныбекова, «Праздничная увертюра» В. Янковского, «Поэма» Т. Эрматова. Пожалуй, наибольший успех выпал на долю сочинения Эрматова. Композитор явно тяготел к симфоническим жанрам и добивался в этой области значительных результатов. Им уже были написаны две оркестровые сюиты, картина и поэма.
Знаменательным для культуры республики стал 1967 год: в этом году был создан симфонический оркестр и открыт Киргизский государственный институт искусств, которому впоследствии было присвоено имя выдающейся киргизской балерины Бибисары Бей­шеналиевой. В числе других специальностей, которым обучали в институте, была композиция. То, чего в течение многих лет добива­лась республиканская композиторская организации, наконец, свер­шилось. Теперь подготовка композиторских кадров стала возможна у себя в республике. Организация же оркестра давала возможность исполнять и пропагандировать сочинения киргизских авторов. Бла­годаря этому, число профессиональных композиторов в республике стало заметно возрастать.
В числе первых выпускников вуза, ставших вскоре члена­ми Союза композиторов Киргизии, были Эсенгул Джумабаев, Асан Мурзабаев, Жылдыз Малдыбаева, Кенжегазы Асанбаев, Акимжан Жээнбай, Бекболот Абдыраимов. Кроме того, многие композиторы получили прекрасную подготовку в музыкальных вузах Москвы, Ленинграда, Ташкента, Алма-Аты. Среди них – Сатылган Осмонов, Михаил Бурштин, Токтомуш Чалапинов, Владимир Роман, музыко­вед Андрей Кузнецов.
Эти события стимулировали творческую активность компо­зиторов: за период между IV и V съездами появились десятки но­вых сочинений самых различных жанров. В их числе три концерта: (скрипичный С. Осмонова, фортепианный М. Бурштина и концерт для голоса с оркестром М. Абдраева), четырехчастная симфо­ния «Памяти Токтогула Сатылганова» и «Симфонические танцы» А. Джаныбекова, «Люди наших дней» К. Молдобасанова, оркестро­вые поэмы Т. Эрматова, Б. Глухова и ряд других произведений.
В новом для киргизской музыки жанре выступил композитор М. Аб­драев: его концерт для голоса с оркестром подкупал своим мягким лиризмом, искренностью тона, своеобразном претворением нацио­нального мелоса.
Пожалуй, одним из наиболее заметных событий V съезда Со­юза композиторов Киргизии, состоявшегося в мае 1972 года, стал показ музыкальной комедии Н. Давлесова «Осторожно, невеста!», поставленный на сцене Киргизского академического театра оперы и балета им. А. Малдыбаева. Спектакль буквально с первых дней завоевал симпатии зрительской аудитории и вскоре занял прочное место в его репертуаре.
«Спектакль “Осторожно, невеста!” – музыкальная комедия с разговорными эпизодами, очень веселая, остроумная, вызывающая живую реакцию зала, – говорилось в одном из выступлений на пле­нарном заседании съезда. – Музыка Давлесова искрится юмором, она очень национальна, со вкусом оркестрована». В центре комедии лежит незамысловатая история двух любящих пар, которые, прой­дя через множества испытаний, обретают, наконец, свое счастье. Остроумный сюжет, обилие комедийных сцен, мелодичная, запоми­нающаяся музыка послужили залогом успеха этого произведения.
Но не только слова одобрения звучали в выступлениях на пленарном заседании композиторского форума республики. Прин­ципиальная оценка достижениям киргизских композиторов была дана в статье «Дела и заботы музыкантов Киргизии», опубликован­ной в журнале «Советская музыка». В ней указывалось, что авто­ры чаще всего используют «верхний» пласт народной музыкальной культуры, а глубинные пласты остаются еще не разработанными. Мало ощущается влияние народной музыки на гармонию, фактуру, инструментовку, а следствие этого – недостаточная яркость и само­бытность сочинений.
В начале 70-х годов композиторская организация республики пополнилась новыми именами. С самого начала серьезно заявили о себе молодые композиторы – С. Осмонов, Э. Джумабаев, М. Бур­штин, Ж. Малдыбаева, В. Роман, А. Мурзабаев. Успешно работали в Киргизии и приезжие музыканты – композитор В. Браиловский, музыковеды А. Слезко и Л. Крылова. И поэтому не удивительно, что концертные программы XII пленума Союза композиторов Кир­гизии включали в себя десятки новых произведений как музыкантов старшего поколения, так и представителей творческой молодежи. Всего два года минуло после V съезда, а киргизская музыка обога­тилась такими высокохудожественными произведениями, как опера М. Абдраева «Перед бурей» и его же симфоническая поэма «Рассказ Ильяса», программные симфонии «Ак-мөөр» С. Осмонова и «Кара­гул Ботом» Э. Джумабаева, симфоническая поэма А. Джаныбекова «Мой Кыргызстан». Завершил работу над балетом-ораторией «Ма­теринское поле» К. Молдобасанов.
Заслуженный успех выпал на долю симфонии поэмы Э. Джумабаева «Карагул Ботом». Обратившись к сюжету народной легенды, композитор трактовал свое произведение в театрально-программном плане с использованием подлинных фольклорных ме­лодий. Сочная, колоритная, музыка симфонии как бы воссоздавала перед слушателями картины древнего сказания.
Успешно развивалась в этот период и камерно-инстру­ментальное творчество киргизских композиторов. И здесь хоро­шо показали себя молодые авторы. На камерном концерте плену­ма привлекли внимание слушателей и критики скрипичная соната А. Мурзабаева, сонатина для фортепиано Ж. Малдыбаевой, пьеса для ансамбля скрипачей «Дифирамб» М. Бурштина…
В марте 1975 года состаялась премьера балета-оратории К. Молдобасанова «Материнское поле». Его постановку осу­ществили балетмейстер У. Сарбагишев, художник Н. Зо­лотарев, режиссер М. Ахунбаев, хормейстеры С. Юсупов, К. Алиев и Т. Сатиев. В качестве дирижера постановщика высту­пил сам автор. Постановка нового балета, созданного по повести Ч. Айтматова, стала значительным событием в культурной жизни республики.
«Музыка балета-оратории «Материнское поле» написана К. Молдобасановым, композитором и дирижером, отлично знаю­щим сценические законы, – писал искусствовед Р. Уразгильдеев, – она привлекает широтой мелодического строя, эмоционально-драматической насыщенностью, щедрым использованием и пере­осмысливанием национального фольклора, подлинной танцеваль­ностью». После премьеры во Фрунзе балет-оратория был показан на гастролях Киргизского театра оперы и балета в Москве. Получив высокую оценку столичной прессы, балет начал свою новую жизнь на сценах многих театров страны, а затем и за рубежом. В 1976 году создатели спектакля К. Молдобасанов и У. Сарбагишев, а также ис­полнительницы роли Толгонай балерины А. Токомбаева и Р. Чокоева стали лауреатами Государственной премии СССР. А еще год спустя – в мае 1977 года – показ балета-оратории «Материнское поле» стал центральным событием VI съезда Союза композиторов Киргизии.
Шестой съезд проходил в год 60-летия революции. Его про­грамма включала показ оперы, балета, двух симфонических концер­тов, двух вечеров – камерной музыки и песни, выступление орке­стра народных инструментов. Отдельный концерт был посвящен творчеству молодежи. Значительно возросло и количество членов творческой организации: теперь в своих рядах она объединяла двад­цать композиторов и музыковедов.
В числе наиболее крупных новых работ, показанных ком­позиторами республики на съезде, можно назвать – «Легенду» для оркестра К. Молдобасанова, фортепианный концерт А. Мурзабае­ва, «Эпическую симфонию» Джумабаева, Вторую симфониетту Ж. Малдыбаевой, а также ряд сочинений кантатно-ораториального жанра. С интересной концертной программой выступили студенты-композиторы Института искусств. Здесь впервые обратили на себя внимание молодые музыканты, ставшие впоследствии полноправ­ными членами творческого союза – Муратбек Бегалиев, Кенжегазы Асанбаев, Бекболот Абдраимов, Екатерина Лузанова, Жумаш Ка­сымбеков. На концерте прозвучала эффектная фортепианная пьеса А. Жээнбая «Кербез», вызвавшая одобрительную реакцию зала. На­писанная в народно-инструментальном импровизационном харак­тере, она отличалась свежестью музыкального языка, красочностью ритма и гармонии. Не случайно, что несколько лет спустя именно эта пьеса вошла в сборник фортепианных произведений советских композиторов, изданный на Украине.
Начиная с 1968 года, Союз композиторов Киргизии стал про­водить свои пленумы не только в республиканской столице, но и в других городах Киргизии. Один из таких «выездных» пленумов со­стоялся в октябре 1976 года в областном центре Иссык-Кульской об­ласти, городе Пржевальске (ныне Каракол). Город издавна славился своими культурными традициями – еще до революции здесь было организованно первое в Киргизии музыкально-театральное обще­ство. Программа пленума была довольно насыщенной: кроме четы­рех концертов и официальных мероприятий, состоялись творческие встречи композиторов с трудящимися города Пржевальска и райо­нов области. Была проведена также творческая дискуссия, в которой приняли участие преподаватели и учащиеся местного музыкального училища, представители общественности города.
На концертах, состоявшихся в актовом зале Педагогического института и городском Доме культуры, выступили симфонический оркестр Киргизского телевидения и радио, оркестр народных ин­струментов им. Карамолдо Орозова, солисты Киргизского академи­ческого театра оперы и балета и Киргосфилармонии, преподаватели Института искусств им. Б. Бейшеналиевой. Исполнители познако­мили слушателей с последними работами киргизских композито­ров. Так, на симфонических концертах в числе других сочинений прозвучали песни А. Малдыбаева и К. Молдобасанова, драматиче­ская поэма Т. Эрматова, концерт для валторны с оркестром Б. Фе­фермана, оркестровая сюита А. Мурзабаева, симфоническая поэма «Сказ о герое» В. Романа, Рапсодия-баллада памяти Виктора Хары М. Бурштина и другие произведения. Эти сочинения демонстриро­вали не только разнообразие творческих интересов композиторов, но и заметный рост их мастерства.
На концертах пленума звучало много песен. Одни из них уже успели завоевать популярность и были хорошо знакомы слушателям, другие только что написаны. Вниманию слушателей были предло­жены песни Малдыбаева – «Слушай, мир», «Ленин живой», «Если хочешь знать», «Новая Паризат», Аманбаева – «Мой город Фрунзе», «Дильбарым»; Шералиева – «Посмотри с улыбкой», «Мээримге»; Молдобасанова – «Киргизская земля», «Ленин», «Иссык-Кульский вальс», «Жду тебя»; Давлесова – «Мой Кыргызстан», «Ала-Тоо»; Джаныбекова – «Гимн дружбе», «Ак-Куу»; Эрматова – «Красави­це»; Осмонова – «Прощай» и другие. Неизменным успехом пользо­вались вокальные сочинения М. Абдраева – тонкого лирика, автора многих замечательных романсов. Один из них «Горю в огне любви» входил в репертуар народного артиста СССР Булата Минжилкиева.
Способы общения киргизских композиторов со слушателями были разнообразны – это не только концерты пленумов и съездов. Широкое распространение получили творческие встречи с тружени­ками городов и сел, воинами Советской Армии, студентами и уча­щимися. Вместе с композиторами в таких встречах принимали уча­стие исполнители – певцы, инструменталисты. Творческие встречи проходили не только во Фрунзе и в ближайших районах, но и далеко от республиканского центра.
Только 70-х годах подобные мероприятия состоялись во Фрунзе, Кара-Балте, Оше, Пржевальске, в поселке Каинда, в колхо­зах Кантского и Сокулукского районов, в селах и курортах Приис­сыкулья. Эффективными формами общения со слушателями были авторские вечера, концерты из произведений молодых композито­ров, различные фестивали, конкурсы и смотры. В Союзе компо­зиторов Киргизии стало доброй традицией проведение авторских вечеров молодых композиторов, вступавших в члены творческой организации. В то же время активизировалась деятельность кир­гизских музыковедов. Наряду с рецензиями, критическими и про­блемными статьями музыковедов В. Янковского, Б. Алагушова, А. Кузнецова, К. Дюшалиева, появились также различные сборни­ки, монографии, исследования. В их числе книги – «Киргизские на­родные музыканты и певцы» В. Виноградова, «Киргизские народ­ные музыкальные инструменты» Б. Алагушова, разделы по музыки в монографии «История киргизского искусства», написанные В. Ян­ковским и Б. Алагушовым, исследования «Музыкальная культура Киргизии 1917–1967 гг.» В. Янковского, очерк жизни и творчества «Аскар Тулеев» Р. Епифановой и другие.

Новые веяния

В конце 70-х годов киргизская музыка понесла тяжелую утра­ту - ушли из жизни два видных композитора – Абдылас Малдыбаев и Мукаш Абдраев. В 1979 году Союз композиторов Киргизии воз­главил народный артист Советского Союза Калый Молдобасанов. В то время творческая организация республики насчитывала в своих рядах более двадцати композиторов и музыковедов, однако с каж­дым годом количество ее членов возрастало. В конце 70-х – начале 80-х годов членами Союза стали композиторы Советбек Исраилов, Асанкул Джаркынбаев, Токтомуш Чалапинов, Акимжан Жээнбай, Владимир Гусев, Муратбек Бегалиев, Кенжегазы Асанбаев, музы­коведы Камчыбек Дюшалиев, Тимур Саламатов, Андрей Кузнецов и другие. Молодые композиторы активно включались в творческую работу. Заметные успехи были достигнуты в области симфониче­ской музыки. Получили признание у слушателей симфония «Па­мяти Жукеева-Пудовкина» Т. Чалапинова, симфонические поэмы А. Жээнбая и М. Бегалиева, музыкальные картины для оркестра кир­гизских народных инструментов Э. Джумабаева, инструментальные концерты С. Осмонова, А. Мурзабаева, С. Турдубаева.
Появились и новые музыкально-сценические произведения. Осуществил вторую редакцию балета «Куйручук» К. Молдобаса­нов. В 1979 году на сцене Киргизского театра оперы и балета им. А. Малдыбаева увидел свет рампы балет молодого композитора Сергея Полуэктова «Мальчиш-Кибальчиш». Позже он с успехом был поставлен в Ленинградском хореографическом училище им. Вага­новой и в Свердловском театре оперы и балета им. Луначарского. Ярким событием в культурной жизни республики стала постановка балета «После сказки» Э. Джумабаева, написанного на сюжет по­вести Ч. Айтматова «Белый пароход». Глубокое знание киргизского музыкального фольклора и опыт работы в жанрах симфонической музыки помогли композитору создать довольно интересное, про­никнутое глубоким драматическим пафосом произведение. Позже автор написал две сюиты, в которые вошли наиболее яркие номера балета.
Киргизские композиторы работали теперь практически во всех жанрах музыки – от песен и инструментальных пьес – до опер, балетов и симфоний; некоторые из них смело осваивали современ­ные методы композиторской техники (додекафонию, сериальность, алеаторику и др.), сохраняя при этом свою национальную почвен­ность. В той или иной степени этими методами письма пользова­лись К. Молдобасанов, М. Бурштин, А. Мурзабаев, М. Бегалиев, С. Бактыгулов и др. Наиболее органично это проявлялось в сочи­нениях Бурштина, например, в его фортепианных сонатах, сюите «Афоризмы», блестящих транскрипциях киргизских кюу.
В апреле 1982 года состоялся VII съезд Союза композиторов Киргизии. Четырехдневная музыкальная программа съезда включа­ла два симфонических, камерно-инструментальный, вокально-хоро­вой концерты, выступление Оркестра народных инструментов им. Карамолдо Орозова, а также утренник «Музыка композиторов Кир­гизии для детей и юношества». На концертах прозвучали сочине­ния, созданные композиторами республики за прошедшие пять лет. Наряду с симфоническими произведениями, вниманию слушателей были предложены десятки камерно-инструментальных и вокальных сочинений. В их числе – фантазия-импровизация для фортепиано «Раздумье» К. Молдобасанова, фортепианная соната А. Джаныбе­кова, пьесы из цикла «Киргизские картинки» В. Романа, камерные ансамбли А. Жээнбая и В. Гусева, xopы и песни Ж. Шералиева, Н. Давлесова, Ж. Малдыбаевой и А. Мурзабаева…
Однако вместе с успехами были и существенные недостат­ки. О них говорили на пленарном заседании съезда, их отметил в одном из интервью председатель композиторской организации ре­спублики К. Молдобасанов. «Я считаю, что композиторы Киргизии находятся в большом долгу перед нашими славными тружениками, – сказал музыкант. – Мы будем более строго подходить к качеству новых сочинений. Композиторам следует поднять на должный уро­вень самый массовый и демократичный жанр – песню. Мало еще хороших песен – патриотических, гражданских, комсомольских, ли­рических».
Тревожное положение создалось и в оперном жанре. Уже много лет киргизские композиторы не писали оперы. Последним сочинением этого жанра была опера М. Абдраева «Олджобай и Ки­шимджан», написанная еще в начале 60-x годов. Можно было за­казать музыкально-сценическое произведение, обратившись к сто­личным авторам, но как показал опыт 50-х годов, этого делать не следовало. Выход был один: оперы должны писать свои компози­торы. Поэтому вскоре после окончания съезда Министерство куль­туры Киргизской ССР совместно с Союзом композиторов Киргизии объявило конкурс на создание оперных и балетных произведений.
Два года спустя, весной I984 года авторитетная конкурсная комиссия приступила к рассмотрению поступивших сочинений, а через несколько дней были объявлены результаты. В числе лучших были названы оперы «Судьба отца» В. Гусева, «Сепил» С. Осмо­нова, балеты «Стон тетивы» Э. Джумабаева и «Дуэль» В. Романа. Вскоре завершил работу над оперой «Созвездие» композитор С. По­луэктов. Однако путь к сцене оказался не скорым – только три года спустя увидели свет рампы опера Осмонова «Сепил» и балет Джу­мабаева «Стон тетивы» («Саадак какты»). Другие же произведения еще ждали своей очереди…
Опера «Сепил» («Крепость») была написана на либретто Ж. Мамытова, Действие в ней происходит в разрозненных киргиз­ских ханствах в эпоху средневековья. Тема объединения народа, братства и дружбы красной нитью проходит через все произведение. Музыка оперы Осмонова привлекает своей мелодичностью, экс­прессивностью, яркостью характеристик. И то же время она глубоко национальна по колориту. Постановку оперы осуществили дирижер В. Щесюк, режиссер М. Ахунбаев и художник М. Сыдыкбаев. Кри­тика и зрители тепло отзывались о работе композитора.
В декабре 1982 года во Фрунзе открылась Республиканская научно-практическая конференция, посвященная проблемам разви­тия киргизских народных инструментов. На ней выступили предсе­датель правления Союза композиторов Киргизии К. Молдобасанов музыковеды Б. Алагушов, К. Дюшалиев, С. Субаналиев, А. Кузне­цов. Выступавшие отмечали необходимость действенных мер, на­правленных на сохранение, совершенствование и развитие народ­ных инструментов.
Знаменательное для киргизской музыки событие произо­шло в январе 1983 года в Москве: во Всесоюзном доме композитора состоялся концерт из произведений киргизских авторов. На нем в исполнении столичных музыкантов прозвучали камерно-инстру­ментальные и вокальные сочинения Молдобасанова, Давлесова, Джаныбекова, Фефермана, Осмонова, Мурзабаева, Бурштина, Рома­на. Исполнялись на нем и сочинения молодых авторов – В. Гусева, С. Бактыгулова, Ж. Касымбекова.
Осенью 1983 года в городе Оше открылся семнадцатый пленум правления республиканской композиторской организации, проходивший под девизом «Композиторы Киргизии – труженикам села». Вместе с композиторами и музыковедами к труженикам Ош­ской области приехал заслуженный коллектив республики – оркестр народных инструментов им. Карамолдо Орозова, ведущие солисты Киргосфилармонии. Сотни километров проехали участники плену­ма по древней Ошской земле. Они побывали во многих хозяйствах области, встречались с сотнями людей самых различных профессий – хлопкоробами, табаководами, чабанами, сельскими строителями. Тепло принимали ошане выступления артистов, познакомивших их с новыми произведениями киргизских композиторов. Но, пожалуй, наибольший успех выпал на веселую, задорную песню их земля­ка, композитора Бекболота Абдыраимова «Кызыл алма» («Красное яблоко»).
Но не только веселая музыка звучала на концертах пленума. С не меньшим успехом принимали многочисленные слушатели дра­матическую балладу А. Жээнбая – тоже уроженца Ошской области – «Согуш апааты» («Горе войны») которую вдохновенно исполнял солист оркестра Анарбек Ибраев.
В первой половине 80-х годов Союзом композиторов Кир­гизии совместно с республиканским министерством культуры был проведен ряд конкурсов. Это было вызвано необходимостью акти­визации творчества композиторов. Кроме конкурса на создание но­вых опер и балетов был проведен конкурс на создание музыкальных произведений различных жанров, посвященный 60-летию образо­вания Киргизской ССР и Компартии Киргизии, несколько песенных конкурсов.
Композиторы республики принимали участие во Всесоюз­ных конкурсах. Так на Всесоюзном конкурсе молодых композито­ров – студентов и аспирантов музыкальных вузов 1983 года первое место в разделе «симфоническая программная музыка» занял Му­ратбек Бегалиев. Вскоре его симфоническая поэма «Последний день Помпеи» прозвучала на одном из концертов Объединенного пленума правлений Союзов композиторов СССР и РСФСР. После этого она исполнялась многими оркестрами в СССР и за рубежом. Ее музыка оказывает сильное эмоциональное воздействие на слушателя, при­влекает яркостью тематического материала, целенаправленностью и динамизмом развития, тембровым колоритом.
Успешно выступили киргизские музыканты и во Всесоюз­ном конкурсе на создание песен и хоров, посвященном 40-летию победы в Великой Отечественной войне. Призовые места заняли Б. Глухов – за «Эпитафию» для хора и симфонического оркестра и С. Турдубаев – за песню «Мы – пограничники». Кроме того, на проходивших в Москве в 80-х годах всесоюзных конкурсах, были удостоены наград сочинения Н. Давлесова, С. Полуэктова, Ю. Фе­бенчука, Т. Асанакунова. Созданные композиторами Кыргызстана сочинения исполнялись в городах Российской Федерации, Украины, Казахстана, Узбекистана, а некоторые – и в странах дальнего зарубе­жья. Неоднократно звучала киргизская музыка во Всесоюзном доме композитора, Колонном зале Дома Союзов, Большом и Малом залах Московской консерватории и других не менее престижных концерт­ных площадках страны.
В декабре 1985 года во Фрунзе состоялся XVIII пленум прав­ления Союза композиторов Киргизии, посвященный проблемам раз­вития песенных жанров. На двух концертах прозвучало около вось­мидесяти песен и романсов, созданных композиторами республики за последние годы. Положительное впечатление произвели песни Молдобасанова, Эрматова, Джаныбекова, Давлесова, Шералиева, С. Осмонова, Бегалиева, М. Осмонова, Гусева, Жээнбая. Но, несмо­тря на разнообразие жанров и тематики песен, в музыкальном от­ношении большинство сочинений было малоинтересным – привер­женность традициям преобладала над новаторством.
На заключительном пленарном заседании композиторы и музыковеды откровенно говорили о сложившейся ситуации: ярких, хороших песен было очень мало, и музыкантам республики пред­стояла большая и целенаправленная работа в этой области.
В середине 80-х годов ряд киргизских композиторов стал ра­ботать в жанре эстрадной песни. Стимулом к этому послужило соз­дание при Киргосфилармонии им. Токтогула Сатылганова эстрад­ных коллективов «Семетей» и «Ариет». Песни для них сочиняли Молдобасанов, Бегалиев, Гусев, Жээнбай. Наиболее успешно со­трудничала с эстрадными ансамблями композитор Ж. Малдыбаева, автор песен «Ой тобо», «Мой отчий дом», «Звени, комуз» и других.
В 1987 году Киргизский академический театр оперы и балета им. А. Малдыбаева осуществил постановку нового балета К. Мол­добасанова «Сказ о Манкурте». Сюжетной основой балета стала легенда о Манкурте из романа Чингиза Айтматова «И дольше века длится день…» Композитор создал волнующую партитуру, в кото­рой вместе с автором романа затронул высокие нравственно-фило­софские проблемы. В музыке «Сказа о Манкурте» органично соче­талась глубокая национальная почвенность и самые современные композиционные средства. Каждый персонаж балета получил яр­кую музыкальную характеристику, а развитая система лейтмотивов и методы симфонического развития помогли композитору создать цельное и в то же время красочное, многоплановое сочинение.
Балет Молдобасанова «Сказ о Манкурте» был показан во время проведения VIII съезда Союза композиторов Киргизии в апре­ле 1987 года. Музыкальная программа съезда была насыщенной и разнообразной. Состоялось шесть концертов, но на них прозвучала лишь часть того, что было создано киргизскими композиторами за последние годы. А создано было немало – оперы и балеты, канта­ты и симфонии, инструментальные концерты и оркестровые поэмы, многочисленные пьесы, хоры, песни, романсы, музыка к драмати­ческим спектаклям и многое другое. В числе наиболее значитель­ных произведений можно назвать две симфонии А. Мурзабаева, во­кально-симфоническую поэму М. Осмонова «Эхо отцов», концерт для скрипки № 2 Б. Фефермана, новые кантаты К. Молдобасанова и Н. Давлесова, струнные квартеты В. Романа и Ж. Малдыбаевой, Вторую фортепианную сонату А. Джаныбекова. Среди симфониче­ских произведений молодых авторов привлекла внимание слушате­лей симфоническая картина С. Бактыгулова «У Вечного огня». Это сочинение было удостоено на Республиканской неделе творческой молодежи 1986 года высшей награды – «Гран при».
Активно работали киргизские музыковеды, написавшие це­лый ряд книг, монографий, очерков, учебных пособий, научных и критических статей. В их числе: справочник «Композиторы Кир­гизии», монографические очерки «Калый Молдобасанов» Л. Кры­ловой, «Насыр Давлесов» А. Пантелирейза, «Абдылас Малдыба­ев» Т. Саламатова, книги «Киргизские народные инструменты» С. Субаналиева, «Мелодии веков» и «Жизнь в песне» Б. Алагушова, «Киргизская народная песня» К. Дюшалиева, «Киргизская камерно-инструментальная музыка» Т. Склютовской, «Театр, музыка, цирк Киргизии» Д. Назарматова, статьи о киргизской фортепианной му­зыке К. Надыршиной и другие. Музыковеды республики постоянно выступали на страницах периодической печати, по радио и телеви­дению, совместно со своими коллегами-композиторами принимали участие в выездных лекциях-концертах.
В октябре 1987 года в киргизской столице прошел Фестиваль музыки молодых композиторов Средней Азии и Казахстана посвя­щенный 70-летию ВЛКСМ. Это был настоящий форум творческой молодежи региона, в распоряжение которой были отданы лучшие концертные залы города. Вместе с музыкантами из братских респу­блик в работе фестиваля приняли участие киргизские композиторы – М. Бегалиев, С. Полуэктов, С. Айткеев, Ю. Фебенчук, Ж. Касым­беков, Т. Чокиев, С. Бактыгулов, Т. Саламатов и др.
На одном из концертов прозвучала симфония молодого ком­позитора, выпускника Киргизского государственного института ис­кусств им. Б. Бейшеналиевой Таалая Дооранова. Автору удалось последовательно и логично выстроить драматургическую канву произведения. Музыка симфонии уходила своими корнями в глу­бинные слои киргизского мелоса, ее интонации были выразительны и экспрессивны, а темы – лаконичны и колориты.
В целом, 60–80-е годы были наиболее благодатным пе-риодом в деятельности киргизских композиторов. Государство не жалело средств на развитие искусства. Культурная жизнь республики и, особенно, ее столицы были насыщенными: постоянно проводились различные музыкальные мероприятия – конкурсы, смотры, декады, фестивали, в Киргизском академическом театре оперы и балета им. А. Малдыбаева ежегодно осуществлялась постановка трех-четырех новых спектаклей. В Киргизии гастролировали театральные труп­пы, исполнительские коллективы и многочисленные солисты из раз­ных республик СССР и из-за рубежа. Так, в 1986 году во Фрунзе в течение целого месяца выступал коллектив Большого театра Союза ССР. Незабываемыми были фестивали «Весна Ала-Тоо», в которых принимали участие многие прославленные коллективы страны, из­вестные певцы и инструменталисты.
На фоне этой панорамы регулярно проводились съезды и пленумы Союза композиторов Киргизии, в рамках которых органи­зовывались концерты из произведений членов Союза с привлечени­ем лучших исполнительских сил республики. Вместе с тем, стали входить в практику так называемые «авторские» концерты, состав­ленные из произведений одного композитора. Все это, естественно, стимулировало деятельность музыкантов. Более того, композиторы Кыргызстана имели возможность получать профессиональное обра­зование и стажироваться не только у себя на родине, но и в учебных заведениях Москвы, Ленинграда, других культурных центров стра­ны, принимать участие в музыкальных форумах всесоюзного мас­штаба, выезжать в командировки за рубеж, работать в домах творче­ства (гг. Руза, Иваново и др.).

На современном этапе

К своему «золотому» юбилею (1989 год) Союз композиторов Киргизии подошел как плодотворно работающая творческая орга­низация. Интернациональная по составу, она насчитывала тогда в своих рядах сорок членов – композиторов и музыковедов. Многие композиторы были отмечены высокими правительственными награ­дами, имели почетные звания. В их числе – народные и заслужен­ные артисты республики Дж. Шералиев, Н. Давлесов, Э. Джумабаев, Т. Эрматов, А. Джаныбеков, лауреаты премии Ленинского комсомо­ла Киргизии Ж. Малдыбаева, Б. Алагушов, М. Бегалиев. Свидетель­ством высокого признания авторитета творческого союза явилось избрание его председателя - народного артиста Советского Союза Калыя Молдобасанова народным депутатом СССР.
В конце 80–90-х годов членами творческой организации ре­спублики стали композиторы: Жумашбай Касымбеков, Орозбек Турсуниязов, Совхозбек Айткеев, Юрий Фебенчук, Турдубек Чоки­ев, Таалайбек Дооранов, Бакытбек Алишеров, Эсенбек Мааданбе­ков, Толон Туркменов, Адылжан Абдуллаев, Кубаныч А. Осмонов, Эркин Курманов, Жумакадыр Каныметов, Ишимбай Рыспаев, музы­коведы: Сагыналы Субаналиев, Жетиген Чалапинов, композитор и музыковед Е. Лузанова.
После распада Советского Союза деятельность Союза ком­позиторов Киргизии и его членов пошла на убыль. Прекратилось субсидирование композиторского творчества со стороны государ­ства, перестала действовать система госзаказов, ряд композиторов и музыковедов покинули пределы республики, другие же писали лишь от случая к случаю. Но все же были и те, кто, несмотря ни на что, продолжал сочинять музыку в надежде, что их произведения когда-то будут исполнены. Однако к концу 90-х годов ситуация из­менилась. Все чаще стали появляться на свет новые сочинения, сре­ди которых было немало по-настоящему талантливых работ. Назо­вем лишь некоторые из них – это опера Н. Давлесова «Курманбек», «Гимн Творцу» и «Киргизские узоры» М. Бегалиева, цикл романсов С. Осмонова на слова А. Жакшылыкова, реквием-баллада «Жизнь» на слова Токтогула и хоровой «Кошок» А. Жээнбая, балет «Джами­ля» и фортепианная соната В. Романа, соната для флейты и форте­пиано К. Асанбаева, песни Б. Алишерова, К. Эралиевой, Т. Чокиева, К. А. Осмонова. Об опере «Курманбек» следует сказать особо. На­писанная на либретто Ж. Садыкова по мотивам киргизского герои­ческого эпоса в 1991 году, она как бы подводила итог развития этого жанра в национальном искусстве за полувековой период, привлекая слушателей красочностью музыкальных характеристик, острой кон­фликтностью, стройностью драматургических линий.
Среди музыковедческих работ 90-х годов можно отметить учебник «Кыргызская музыкальная литература» В. Романа, цикл монографий об оперных певцах республики А. Кузнецова (Б. Мин­жилкиев, С. Киизбаева, М. Махмутова), исследовательскую работу «Киргизское народное музыкальное творчество» К. Дюшалиева и Е. Лузановой.
В эти годы Союз композиторов возглавляли заслуженные де­ятели культуры Кыргызской Республики Сатылган Осмонов (1995–1999), Сагыналы Субаналиев (1999–2004), Кенжегазы Асанбаев (2004–2009).
В настоящее время республиканская композиторская орга­низация насчитывает в своих рядах около шестидесяти членов. На смену ушедшим из жизни музыкантам старшего поколения пришли представители творческой молодежи. В последние годы деятель­ность киргизских композиторов и музыковедов заметно активи­зировалась. Оживилась и работа творческой организации: в 2004 году состоялся пленум Союза композиторов Кыргызстана, в рам­ках которого прошел концерт из произведений его членов, вышли в свет несколько нотных сборников и музыковедческих работ, со­стоялось прослушивание новых сочинений киргизских авторов. В числе наиболее значительных музыковедческих работ можно на­звать энциклопедию «Кыргыз музыкасы» и «Карамолдо Орозов» Б. Алагушова, монографии «Вокальное творчество киргизских ком­позиторов», «Кыргыз эл музыкасы», К. Дюшалиева, «Традиционная инструментальная музыка и инструментарий» С. Субаналиева, «Из истории американской музыки», «Творцы и интерпретаторы» (кн. 1-2) А. Кузнецова, «Асанхан Джумахматов», «Культура как фило­софия развития. Кыргызстан на рубеже тысячелетий» Е. Лузановой, «Этногенез кыргызов: музыковедческий аспект» Ч. Уметалиевой-Баялиевой, учебное пособие З. Куйкеевой, А. Жещинского и А. Му­канбетовой «Страницы истории музыки», сборники исследований и статей музыковедов республики «Муратбек Бегалиев», «Насыр Дав­лесов», «Творческие портреты мастеров профессионального искус­ства Кыргызстана». Среди музыкальных сочинений следует особо отметить оперы «Джусуп Баласагын» С. Осмонова, «Ормон и Бал­бай» А. Мурзабаева (обе на либр. Э. Турсунова), «Жаныш-Байыш» Т. Чокиева (либретто С. Урманбетова), а также симфонии «Мурата­лы» Э. Джумабаева и «Уркун» С. Осмонова.
В последнее десятилетие Союз композиторов Кыргызстана пополнился новыми именами. В их числе – композиторы Р. Бей­шеналиева, Т. Клочко, К.Э. Осмонов, Ч. Нусупова; музыковеды Р. Аманова, З. Нурбаев, К. Надыршина, З. Куйкеева, Ж. Акматова, А. Акимжан, Ж. Маматова, Н. Кумскова.
В ноябре 2009 года состоялся очередной Пленум Союза ком­позиторов, в рамках которого был дан концерт камерно-инструмен­тальной и вокальной музыки. На нем прозвучали новые сочинения членов творческой организации, получившие положительную оцен­ку аудитории. На пленарном заседании был заслушан отчет пред­седателя Союза К. Асанбаева, а также проведены перевыборы ру­ководящих органов творческой организации. Новым председателем был избран композитор Турдубек Чокиев. Членами правления стали А. Абдуллаев, Г. Маматова, К. Надыршина и А. Кузнецов.
За период с 2009 по 2014 годы членами Союза композиторов КР был создан целый ряд значительных произведений. В их числе – балеты «Курманжан датка» С. Бактыгулова и «Теремок» В. Романа, детская оперетта «Алтын уя» Т. Чокиева и Г. Эсенгуловой, музыка к кинофильму «Курманжан датка» Б. Алишерова и М. Жээнбаева, Третья симфония Ж. Малдыбаевой, ода «Урааным Манас! Улутум кыргыз!» С. Осмонова, Второй концерт для фортепиано с оркестром Т. Дооранова и другие.
Большая работа проделана в деле пропаганды произведе­ний кыргызских авторов. Она велась в двух направлениях: орга­низация концертов и показ новых спектаклей, а также издание нотных материалов и музыковедческих трудов. Вышли в свет фортепианные произведения и ансамбли С. Осмонова, клавир оперетты «Алтын уя», сборник песен и романсов «Айтилек», со­чинения для хора без сопровождения «Энсеткен жаз» Т. Чоки­ева. Подготовлен к печати сборник произведений кыргызских композиторов для струнных инструментов. Среди музыковедче­ских работ можно отметить книги об М. Абдраеве, Т. Эрматове, К. Дюшалиеве, двенадцать брошюр из серии «Композиторы Кыр­гызстана», подготовленных к печати А. Кузнецовым, Ж. Маматовой, Ч. Уметалиевой-Баялиевой и другими авторами. Особо следует вы­делить публикации старейшего музыковеда республики Б. Алагу­шова – двухтомную “Антологию кыргызских народных инструмен­тов”, монографию “Карамолдо” и ряд других.
Добрым начинанием СК стало начало формирование элек­тронной библиотеки, составленной из произведений композиторов старшего поколения – А. Малдыбаева, М. Абдраева, А. Тулеева, С. Медетова, А. Аманбаева. Работа в данном направлении будет продолжена.
Важным событием в культурной жизни города стало откры­тие в здании Союза композиторов книжного магазина «Музыка» и нового концертного зала, что значительно активизировало испол­нительскую деятельность организации. В частности, на его сцене состоялось уже несколько памятных выступлений, привлекших внимание музыкальной общественности города: вечера памяти В. Власова и Н. Давлесова, К. Молдобасанова, авторский концерт Н. Курмановой. Всего же за период с 2010 по 2014 годы Союзом композиторов КР было организовано и проведено более двадцати концертных мероприятий.
Лауреатами премии М. Абдраева стали музыковед Е. Луза­нова и композитор Ч. Нусупова (2012). Звание народного артиста Кыргызской Республики было присвоено музыковеду Б. Алагушову.
Новыми членами Союза композиторов КР стали Т. Асана­кунов, Т. Бейшеев, Г. Виноградова, Н. Курманова. Ушли из жизни композиторы А. Джаныбеков, Н. Давлесов, А. Мурзабаев, Т. Асана­кунов.
Несмотря на целый ряд достижений, перед киргизскими ком­позиторами стоит еще немало нерешенных задач. Главная из них – создание новых ярких, самобытных сочинений, которые отвечали бы духу времени и могли бы вывести киргизскую музыку на широ­кую международную арену. Это нелегкая задача, и решить ее пред­стоит самим композиторам, нашим современникам.скачать софт
Союз Композиторов Кыргызской Республики
© 2019