Мукаш Абдраев
(1920–1979)
Одним из наиболее ярких и самобытных композиторов Киргизстана был народный артист республики, лауреат Государственной премии им. Токтогула, профессор Мукаш Абдраев. Он внес весомый вклад в развитие профессиональной музыки, обогатил ее многими высокохудожественными произведениями. И в каком бы жанре не работал композитор, везде он добился весьма ощутимых результатов – будь то песня или романс, инструментальная пьеса или ансамбль, опера или сочинение для оркестра… Музыку Абдраева всегда можно узнать на слух. Ее отличают особая мягкость, «доверительность» интонации, щедрый мелодизм и, безусловно, яркость национального колорита. По склонности своего дарования, композитор был лириком. Лирикой пронизано все его творчество. Исследуя музыку Абдраева, композитор В. Роман писал: «Лирика – излюбленная точка притяжения, своеобразная призма, через которую формировался взгляд музыканта. Лирическое преломление присутствует во всем. Произведения для голоса, гобоя и флейты, скрипки и трубы, музыка симфоническая и оперная, массовая и предназначенная для особых торжеств – все имеет лирическую окраску, но лиричность эта сугубо “абдраевская”… Ей свойственно безошибочное восприятие, она естественна и по-своему полетна».
Безусловно, лирикой не ограничивается содержательность музыки Абдраева – в ней и острая конфликтность, и эпическая широта, и многое другое… В своем творчестве композитор воспел своих современников, рассказал об их жизни и духовном облике. В нем нашли отражение и неповторимые красоты родного края, и старинные легенды, сказания, и историческое прошлое киргизского народа.
Музыка М. Абдраева близка и понятна людям разных национальностей. Популярнейший романс композитора «Горю в огне любви» неизменно включал в свои концертные программы солист Киргизского академического театра оперы и балета
им. А. Малдыбаева народный артист СССР Булат Минжилкиев. Он пел его во многих странах мира, и слушатели разных континентов тепло принимали это сочинение киргизского композитора.
Родился Мукаш Абдраев в 1920 году в небольшом селе Чон-Джар, расположенном в предгорьях Киргизского Ала-Тоо на соврменной территории Сокулукского района. Мальчик рано осиротел, и его усыновил дядя по линии матери – известный киргизский народный музыкант и певец Шаршен Теремечиков. Детские годы Мукаша прошли в родном селе, а когда ему исполнилось одиннадцать лет, он вместе с родителями переехал во Фрунзе. Причиной переезда послужило приглашение Ш. Термечикова на работу в Киргизский драматический театр. Кроме него, в тот год в театр были приняты видные киргизские акыны, певцы, музыканты, такие, как Мураталы Куренкеев, Алымкул Усенбаев, Калык Акиев, Муса Баетов, Адамкалый Байбатыров и др.
Будущий композитор стал учиться в городской школе, а все свободное время посвящал любимому занятию – музыке. Он ходил на концерты и репетиции, слушал выступления артистов, да и сам пытался играть на комузе. Музыка постоянно звучала и дома.
К отчиму постоянно приходили друзья, артисты; вместе пели, музицировали, обсуждали текущие события. Часто звучал звонкий смех, да как могло быть иначе: ведь Шаршен был «куудул» – народный комик, неистощимый мастер на всякие шутки и выдумки. Как-то он принес новый комуз и стал играть на нем, потом перевернул его обратной стороной, и перед взором окружающих предстала казахская домбра. Шаршен ударил по струнам, и комната наполнилась звуками виртуозного казахского кюу.
Все это способствовало развитию музыкального слуха, будило воображение, желание заниматься музыкой. Заметив незаурядные способности мальчика, Шаршен отвел его в музыкальную студию при театре. В это время Мукашу исполнилось тринадцать
лет. Приемная комиссия рекомендовала мальчику учиться игре на скрипке – для этого у него были все необходимые данные. Его учителями стали известные в республике музыканты – Петр Шубин и Алексей Конопко, они и привили будущему композитору
любовь к музыке. Учеба давалась Мукашу легко, и поэтому два года спустя, когда студия была расформирована, а наиболее способные ученики направлены на продолжение занятий в Московский музыкальный техникум им. М. Ипполитова-Иванова, он то-
же вошел в состав группы. Кроме Абдраева, в Москву поехали его друзья и сокурсники – Аскар Тулеев, Акмат Аманбаев, Фаттах Назаров, Георгий Конопко и др. (всего в Москву было направлено 15 человек).
С первых дней пребывания в столице, учащиеся киргизской группы были окружены особой заботой и вниманием. Они жили в интернате на полном государственном обеспечении, учились у лучших педагогов. Игру на скрипке Мукаш осваивал под руководством опытных музыкантов – Бориса Симского и Семена Безродного (отца выдающегося скрипача Игоря Безродного). Хотя программа была довольно насыщенной, Абдраев и его друзья учились хорошо. В свободное время ходили в театры, музеи, на концерты. Четверо юношей образовали струнный квартет, в него вошли Конопко, Абдраев, Чернович и Назаров.
В мае 1939 года, во время Декады киргизского искусства в Москве, состоялся концерт учащихся национальной группы, на котором принял участие Мукаш Абдраев. Другое выступление киргизских музыкантов состоялось год спустя во Фрунзе, на отчетном концерте учащихся театральных и музыкальных учебных заведений Москвы и Ленинграда. Хотя занятия на скрипке продолжались успешно, Мукаша все больше захватывала идея стать композитором. Мечтали об этом и его друзья – Акмат и Аскар.
И не только мечтали, но и пытались что-то сочинять. Свои первые песни и небольшие инструментальные пьески Абдраев написал в конце 30-х годов.
Осенью 1940 года начались занятия в киргизской национальной группе, созданной при Московской государственной консерватории. Среди ее первых воспитанников были трое будущих композиторов – Абдраев, Тулеев и Аманбаев. Мукаш стал заниматься в классе композиции профессора Г. Литинского. Учеба в студии при консерватории успешно продвигалась, но в июне 1941 года началась война… Несмотря на травму ноги, полученную еще в детстве, юноша попытался записаться в народное ополчение, но медицинская комиссия забраковала его. Абдраев вернулся во Фрунзе.
И хотя шла война, музыкальная жизнь киргизской столицы заметно оживилась, поскольку сюда были эвакуированы из центра многие выдающиеся композиторы и музыканты – Мясковский, Шапорин, Александров, Рахлин, Фейнберг и др., а также исполнительские коллективы – Государственный симфонический оркестр и хор. Во Фрунзе Абдраев стал заниматься у профессора В. Фере, щедро передававшего своему питомцу опыт и знания.
В конце учебного года в Союзе композиторов состоялось специальное прослушивание и обсуждение московскими профессорами произведений молодых киргизских композиторов. Появляются первые работы Мукаша Абдраева: песни, пьесы для оркестра киргизских народных инструментов, обработки народных мелодий.
В 1943 году Абдылас Малдыбаев задумал написать для театра веселую музыкальную комедию, подобную «Аршин мал-алану» У. Гаджибекова. Для этой работы композитор привлек своих коллег – Абдраева, Аманбаева и Тулеева. Либретто комедии, названной «Ким кантти» («Кто как поступил»), написал известный поэт Касымалы Джантошев. В ней рассказывалось о жизни киргизского села в годы войны, любви двух молодых людей, успешно преодолевших преграды, стоявшие на их пути.
Премьера спектакля состоялась 1 декабря 1943 года и прошла успешно. Несмотря на ряд недостатков, первая совместная работа молодых авторов привлекала своим оптимистичным тоном, обилием интересных сценических ситуаций, яркостью ко-
лорита народных мелодий, умело обработанных соавторами.
В числе лучших номеров комедии можно назвать лирические песни Анарбека, куплеты Мамалыка, танцевальные номера и ряд других эпизодов. Успех радовал, но требовательный к себе молодой музыкант прекрасно понимал, что ему еще нужно много учиться, прежде чем стать настоящим композитором. И в 1944 году он снова едет в Москву поступать на теоретико-композиторский факультет консерватории. Овладеть сложной профессией ему помогают призванные мастера музыкального искусства – профессора Фере, Василенко, Богатырев, Скребков, Способин и др. Много произведений было написано за шесть лет учебы. В качестве дипломной работы Абдраев представил первый акт оперы «Молодые сердца».
Но вот учеба закончена, и молодой музыкант возвращается на родину. Ему только что исполнилось тридцать лет. Работы был непочатый край, и Абдраев с головой окунулся в нее. Все свои силы он сосредоточил на опере. Приходилось нелегко – ведь в этом жанре Абдраев был первопроходцем. Все первые киргизские оперы были написаны в творческом содружестве трех музыкантов – А. Малдыбаева, В. Власова, В. Фере. Абдраев же работал один, правда, первый акт оперы был уже сочинен в консерватории. Масса исписанных черновиков, заново переделанные сцены… Но молодой композитор не отступал и твердо
шел к поставленной цели. В 1953 году Киргизский театр оперы и балета принял оперу к постановке. Премьера состоялась в дни празднования годовщины революции. В новом спектакле рассказывалось о колхозной молодежи, строящей оросительный канал.
В совместном созидательном труде зарождались дружба, любовь, складывались новые отношения между людьми. Первый опыт в оперном жанре оказался не совсем удачным –
опера «Молодые сердца» не получила широкого признания, хотя в ней было немало ярких, запоминающихся страниц. «Мелодический дар Абдраева особенно проявился в лирическом образе Айкаджан, в арии Аката, дуэте Аката и Айкаджан, в ряде массовых сцен – танцах молодежи, хоре строителей и финальном хоре, музыка оперы отличалась и ярким национальным колоритом», – писал музыковед В. Янковский.
В историю киргизской музыки Абдраев вошел как один из зачинателей национальной оперы. Всего им было создано четыре оперы, и опера «Молодые сердца» явилась не только первой пробой сил, но и определенным этапом в овладении этим сложным жанром.
В начале 50-х годов композитор работает также в области хоровой музыки. Значительные успехи принадлежат ему в освоении нового для киргизской музыки жанра – хора без сопровождения. Это – «Голос народа», «Киргизстан – дивный край», «Черноглазая», «Девушка-чабан» и др. Успешно овладев приемами хорового письма, композитор обращается к более сложным формам хоровой музыки – кантате и оратории. Первая кантата «Киргизстан» была написана в соавторстве с А. Тулеевым еще в 1946 го-
ду, теперь уже Абдраев работает самостоятельно. С 1953 по 1960 год им были написаны кантаты «Советский народ», «Песнь ликования», «Партия – наше счастье», «Торжественный день». В 1963 году в честь празднования 100-летия добровольного вхождения Киргизии в состав России композитор создает вдохновенную «Оду о великой дружбе». Она прозвучала на юбилейном концерте в исполнении хора и солистов Киргизского академического театра оперы и балета и симфонического оркестра.
Несмотря на успехи в области вокальной, хоровой, инструментальной музыки, композитор видит все же свое предназначение в создании серьезной, глубокой по содержанию национальной оперы. После «Молодых сердец» он вместе с Абдыласом
Малдыбаевым пишет оперу «Токтогул», но и эта работа не приносит автору должного творческого удовлетворения. Вскоре внимание композитора привлекает поэтичная народная легенда об Олджобае и Кишимджан. Он обращается за помощью к либрет-
тистам Турсунову и Джакыпбекову и в течение нескольких лет работает над созданием музыки. В середине 60-х годов партитура оперы была завершена, и вскоре опера увидела свет рампы. В ней рассказывалось о светлой любви двух молодых людей, счастью
которых мешали предрассудки феодального прошлого, ставшие причиной трагической гибели влюбленных.
Композитор создал насыщенную глубоким психологизмом музыку, полную лиризма, песенности, национального своеобразия. Главные действующие лица – Олджобай, Кишимджан и коварный Кудаке получили яркие музыкальные характеристики. Опера «Олджобай и Кишимджан» – одно из лучших произведений Мукаша Абдраева, и, возможно, киргизский театр еще вернется к этому произведению и по-настоящему раскроет всю глубину содержания этой вдохновенной «песни о любви».
В 60-х годах все большую популярность в республике получают песни и романсы Абдраева. Яркий мелодичный дар, искренность тона, умение создать красочный, гармоничный фон позволяют композитору найти путь к сердцам своих слушателей.
В республике нет, пожалуй, ни одного солиста, который бы не включал в свой репертуар вокальные сочинения Абдраева. Их пели С. Киизбаева, М. Махмутова, К. Чодронов, С. Бекмуратова, А. Мырзабаев, Б Минжилкиев, Т. Сейталиев, К. Сартбаева и многие другие. Особой любовью слушателей пользовались песни «Студентке», «Красный цветок», «Девичья песня», «Колыбельная», «Хлопкороб», «Песня о мире», «Джигиту», романсы
«Любимому», «Горю в огне любви» и др. А подобная гимну песня «Моя республика» стала уж своеобразной визитной карточкой горного края.
В 1972 году композитор создает одно из своих самых вдохновенных произведений – «Концерт для голоса с оркестром». В этом сочинении сконцентрированы самые сильные стороны дарования М. Абдраева как лирика и мастера колорита. Музыка Концерта
привлекает своей задушевностью, особой чистотой чувств и душевной щедростью. За создание этого произведения композитор был удостоен Государственной премии Киргизской Республики им. Токотогула.
Плодотворно работал композитор и в жанрах хоровой музыки. В 60–70-х годах им написаны кантаты «Цветущий Киргизстан», «Ленин», «Не забудем никогда», «Город счастья», оратория «Сын киргиза» (в соавторстве с А. Малдыбаевым), вокально-
симфонические поэмы «На родине Токтогула», «Великая заря» и другие произведения. Кроме крупных хоровых полотен, Абдраев писал и небольшие хоровые сочинения. Они входили в репертуар профессиональных и самодеятельных коллективов, завоевывали
популярность у слушателей. Этому способствовали демократичность языка композитора, его знание специфики хорового пения и, конечно, художественные достоинства этих сочинений.
Значительное место в творчестве М. Абдраева занимала оркестровая и камерно-инструментальная музыка. Перу композитора принадлежат сюиты «В горах Тянь-Шаня», «Праздничный кюу», симфонические поэмы «На Сусамыре», «Эмгек шаны» («Радость
труда»), поэма для скрипки с оркестром, пьесы для оркестра киргизских народных инструментов. В 1973 году Абдраев написал симфоническую поэму «Рассказ Ильяса». Это произведение возникло под впечатлением повести Ч. Айтматова «Тополек мой в
красной косынке». В поэме композитор попытался передать средствами музыки поэзию айтматовской прозы, духовный мир и чувства главных героев повести, и это ему удалось. Она звучит как проникновенный рассказ-исповедь человека, тяжело переживающего потерю счастья и в мыслях постоянно возвращающегося к безвозвратно ушедшему прошлому.
Наряду с симфонической музыкой, композитор работал и в камерно-инструментальных жанрах. Им сочинено несколько десятков миниатюр для струнных и духовых инструментов в сопровождении фортепиано, нашедших применение в учебно-
педагогической практике. Лучшие из них звучали и звучат на концертной эстраде, к примеру, «Сюита в трех частях для скрипки и фортепиано».
Однако, говоря о творческой деятельности Мукаша Абдраева, невозможно умолчать о его педагогической работе – ведь почти 30 лет своей жизни готовил молодых специалистов. Начиная с 1950 года музыкант совмещал творчество с преподавательской
деятельностью – вначале 072 а в музыкальном училище, затем – в Киргизском женском педагогическом институте им. В.В. Маяковского и, наконец, с 1967 года и до конца своих дней – в Государственном институте искусств им. Б. Бейшеналиевой, где он не только проводил занятия со студентами, но и заведовал кафедрой композиции. За годы работы в учебных заведениях республики профессор Абдраев подготовил десятки квалифицированных специалистов. В числе его воспитанников композиторы Э. Жумабаев, М. Бегалиев, А. Жээнбай, С. Турдубаев, Б. Абдыраимов, С. Бактыгулов и
др. В каждом своем ученике Мукаш Абдраев старался развить его индивидуальность, был сдержан и тактичен, всегда доброжелателен. С любовью и признательностью вспоминают учителя его ученики, посвящают ему свои сочинения. О годах учебы в классе профессора Абдраева рассказывает композитор Э. Джумабаев:
Сказать о Мукаше Абдраевиче, что он просто был моим педагогом и наставником, – это мало: он был для меня, да и не только для меня, а для всех его учеников – настоящим другом, старшим товарищем, а еще лучше сказать – вторым отцом.
Мы все любили и почитали его, и он к нам относился так же. Уроки учителя были насыщенными и интересными, а занимался Мукаш Абдраевич, не считаясь со временем. Иной урок вместо положенных 45 минут, продолжался два-три часа. Он мог до-
тошно анализировать каждый такт, часто садился за инструмент и показывал, как можно развивать ту или иную тему, предлагая различные варианты, но никогда не навязывал своей воли, а добивался, чтоб каждый из нас развивался сам.
Мукаш Абдраевич много рассказывал нам о музыке, о композиторском творчестве, делился своими мыслями. Будучи одним из ведущих композиторов Киргизии, председателем творческого союза, он, естественно, имел массу других дел. Бывало, на месяц другой уезжал в Дом творчества или по другим делам… Встреча была всегда радостной и долгожданной – чувствовалось, что не только мы, но и наш профессор соскучились друг по другу.
Абдраев был первоклассным специалистом, мастером своего дела, и он искренне хотел, чтобы и мы, его ученики, тоже стали хорошими музыкантами. Наш учитель был настоящим человеком – добрым, отзывчивым, очень мягким в общении – он никогда
не повышал голоса. Учеба у Абдраева была хорошей школой, и я без преувеличения могу сказать, что всеми успехами обязан своему учителю.
Творческая деятельность М. Абдраева многогранна: он собирал, изучал и обрабатывал образцы народной музыки, писал книги и учебные пособия по музыке для общеобразовательной школы, много сил отдавал общественной работе. Особое место в творческом наследии композитора занимала музыка для детей – песни, хоры, инструментальные пьесы.
В течение двенадцати лет (с 1967 по 1979 год) Абдраев был председателем правления Союза композиторов Киргизии, избирался членом правления и секретарем Союза композиторов СССР, дважды был избран депутатом Верховного Совета республики.
Его доблестный труд был отмечен высокими наградами Родины – орденами, медалями, почетными грамотами.
Говоря об Абдраеве, нельзя не сказать о его душевных качествах. Это был исключительно мягкий, сердечный и отзывчивый человек. Он всегда был доброжелателен, старался помочь людям – коллегам, молодым музыкантам, ученикам. Умел терпе-
ливо выслушать собеседника, помочь ему добрым словом или делом. И не было случая, чтобы Мукаш Абдраевич кому-нибудь отказал. Благодаря его стараниям десятки музыкантов нашли свое место в жизни, стали хорошими специалистами. Они и по сей
день благодарны своему старшему товарищу, другу, учителю.
(1920–1979)
Одним из наиболее ярких и самобытных композиторов Киргизстана был народный артист республики, лауреат Государственной премии им. Токтогула, профессор Мукаш Абдраев. Он внес весомый вклад в развитие профессиональной музыки, обогатил ее многими высокохудожественными произведениями. И в каком бы жанре не работал композитор, везде он добился весьма ощутимых результатов – будь то песня или романс, инструментальная пьеса или ансамбль, опера или сочинение для оркестра… Музыку Абдраева всегда можно узнать на слух. Ее отличают особая мягкость, «доверительность» интонации, щедрый мелодизм и, безусловно, яркость национального колорита. По склонности своего дарования, композитор был лириком. Лирикой пронизано все его творчество. Исследуя музыку Абдраева, композитор В. Роман писал: «Лирика – излюбленная точка притяжения, своеобразная призма, через которую формировался взгляд музыканта. Лирическое преломление присутствует во всем. Произведения для голоса, гобоя и флейты, скрипки и трубы, музыка симфоническая и оперная, массовая и предназначенная для особых торжеств – все имеет лирическую окраску, но лиричность эта сугубо “абдраевская”… Ей свойственно безошибочное восприятие, она естественна и по-своему полетна».
Безусловно, лирикой не ограничивается содержательность музыки Абдраева – в ней и острая конфликтность, и эпическая широта, и многое другое… В своем творчестве композитор воспел своих современников, рассказал об их жизни и духовном облике. В нем нашли отражение и неповторимые красоты родного края, и старинные легенды, сказания, и историческое прошлое киргизского народа.
Музыка М. Абдраева близка и понятна людям разных национальностей. Популярнейший романс композитора «Горю в огне любви» неизменно включал в свои концертные программы солист Киргизского академического театра оперы и балета
им. А. Малдыбаева народный артист СССР Булат Минжилкиев. Он пел его во многих странах мира, и слушатели разных континентов тепло принимали это сочинение киргизского композитора.
Родился Мукаш Абдраев в 1920 году в небольшом селе Чон-Джар, расположенном в предгорьях Киргизского Ала-Тоо на соврменной территории Сокулукского района. Мальчик рано осиротел, и его усыновил дядя по линии матери – известный киргизский народный музыкант и певец Шаршен Теремечиков. Детские годы Мукаша прошли в родном селе, а когда ему исполнилось одиннадцать лет, он вместе с родителями переехал во Фрунзе. Причиной переезда послужило приглашение Ш. Термечикова на работу в Киргизский драматический театр. Кроме него, в тот год в театр были приняты видные киргизские акыны, певцы, музыканты, такие, как Мураталы Куренкеев, Алымкул Усенбаев, Калык Акиев, Муса Баетов, Адамкалый Байбатыров и др.
Будущий композитор стал учиться в городской школе, а все свободное время посвящал любимому занятию – музыке. Он ходил на концерты и репетиции, слушал выступления артистов, да и сам пытался играть на комузе. Музыка постоянно звучала и дома.
К отчиму постоянно приходили друзья, артисты; вместе пели, музицировали, обсуждали текущие события. Часто звучал звонкий смех, да как могло быть иначе: ведь Шаршен был «куудул» – народный комик, неистощимый мастер на всякие шутки и выдумки. Как-то он принес новый комуз и стал играть на нем, потом перевернул его обратной стороной, и перед взором окружающих предстала казахская домбра. Шаршен ударил по струнам, и комната наполнилась звуками виртуозного казахского кюу.
Все это способствовало развитию музыкального слуха, будило воображение, желание заниматься музыкой. Заметив незаурядные способности мальчика, Шаршен отвел его в музыкальную студию при театре. В это время Мукашу исполнилось тринадцать
лет. Приемная комиссия рекомендовала мальчику учиться игре на скрипке – для этого у него были все необходимые данные. Его учителями стали известные в республике музыканты – Петр Шубин и Алексей Конопко, они и привили будущему композитору
любовь к музыке. Учеба давалась Мукашу легко, и поэтому два года спустя, когда студия была расформирована, а наиболее способные ученики направлены на продолжение занятий в Московский музыкальный техникум им. М. Ипполитова-Иванова, он то-
же вошел в состав группы. Кроме Абдраева, в Москву поехали его друзья и сокурсники – Аскар Тулеев, Акмат Аманбаев, Фаттах Назаров, Георгий Конопко и др. (всего в Москву было направлено 15 человек).
С первых дней пребывания в столице, учащиеся киргизской группы были окружены особой заботой и вниманием. Они жили в интернате на полном государственном обеспечении, учились у лучших педагогов. Игру на скрипке Мукаш осваивал под руководством опытных музыкантов – Бориса Симского и Семена Безродного (отца выдающегося скрипача Игоря Безродного). Хотя программа была довольно насыщенной, Абдраев и его друзья учились хорошо. В свободное время ходили в театры, музеи, на концерты. Четверо юношей образовали струнный квартет, в него вошли Конопко, Абдраев, Чернович и Назаров.
В мае 1939 года, во время Декады киргизского искусства в Москве, состоялся концерт учащихся национальной группы, на котором принял участие Мукаш Абдраев. Другое выступление киргизских музыкантов состоялось год спустя во Фрунзе, на отчетном концерте учащихся театральных и музыкальных учебных заведений Москвы и Ленинграда. Хотя занятия на скрипке продолжались успешно, Мукаша все больше захватывала идея стать композитором. Мечтали об этом и его друзья – Акмат и Аскар.
И не только мечтали, но и пытались что-то сочинять. Свои первые песни и небольшие инструментальные пьески Абдраев написал в конце 30-х годов.
Осенью 1940 года начались занятия в киргизской национальной группе, созданной при Московской государственной консерватории. Среди ее первых воспитанников были трое будущих композиторов – Абдраев, Тулеев и Аманбаев. Мукаш стал заниматься в классе композиции профессора Г. Литинского. Учеба в студии при консерватории успешно продвигалась, но в июне 1941 года началась война… Несмотря на травму ноги, полученную еще в детстве, юноша попытался записаться в народное ополчение, но медицинская комиссия забраковала его. Абдраев вернулся во Фрунзе.
И хотя шла война, музыкальная жизнь киргизской столицы заметно оживилась, поскольку сюда были эвакуированы из центра многие выдающиеся композиторы и музыканты – Мясковский, Шапорин, Александров, Рахлин, Фейнберг и др., а также исполнительские коллективы – Государственный симфонический оркестр и хор. Во Фрунзе Абдраев стал заниматься у профессора В. Фере, щедро передававшего своему питомцу опыт и знания.
В конце учебного года в Союзе композиторов состоялось специальное прослушивание и обсуждение московскими профессорами произведений молодых киргизских композиторов. Появляются первые работы Мукаша Абдраева: песни, пьесы для оркестра киргизских народных инструментов, обработки народных мелодий.
В 1943 году Абдылас Малдыбаев задумал написать для театра веселую музыкальную комедию, подобную «Аршин мал-алану» У. Гаджибекова. Для этой работы композитор привлек своих коллег – Абдраева, Аманбаева и Тулеева. Либретто комедии, названной «Ким кантти» («Кто как поступил»), написал известный поэт Касымалы Джантошев. В ней рассказывалось о жизни киргизского села в годы войны, любви двух молодых людей, успешно преодолевших преграды, стоявшие на их пути.
Премьера спектакля состоялась 1 декабря 1943 года и прошла успешно. Несмотря на ряд недостатков, первая совместная работа молодых авторов привлекала своим оптимистичным тоном, обилием интересных сценических ситуаций, яркостью ко-
лорита народных мелодий, умело обработанных соавторами.
В числе лучших номеров комедии можно назвать лирические песни Анарбека, куплеты Мамалыка, танцевальные номера и ряд других эпизодов. Успех радовал, но требовательный к себе молодой музыкант прекрасно понимал, что ему еще нужно много учиться, прежде чем стать настоящим композитором. И в 1944 году он снова едет в Москву поступать на теоретико-композиторский факультет консерватории. Овладеть сложной профессией ему помогают призванные мастера музыкального искусства – профессора Фере, Василенко, Богатырев, Скребков, Способин и др. Много произведений было написано за шесть лет учебы. В качестве дипломной работы Абдраев представил первый акт оперы «Молодые сердца».
Но вот учеба закончена, и молодой музыкант возвращается на родину. Ему только что исполнилось тридцать лет. Работы был непочатый край, и Абдраев с головой окунулся в нее. Все свои силы он сосредоточил на опере. Приходилось нелегко – ведь в этом жанре Абдраев был первопроходцем. Все первые киргизские оперы были написаны в творческом содружестве трех музыкантов – А. Малдыбаева, В. Власова, В. Фере. Абдраев же работал один, правда, первый акт оперы был уже сочинен в консерватории. Масса исписанных черновиков, заново переделанные сцены… Но молодой композитор не отступал и твердо
шел к поставленной цели. В 1953 году Киргизский театр оперы и балета принял оперу к постановке. Премьера состоялась в дни празднования годовщины революции. В новом спектакле рассказывалось о колхозной молодежи, строящей оросительный канал.
В совместном созидательном труде зарождались дружба, любовь, складывались новые отношения между людьми. Первый опыт в оперном жанре оказался не совсем удачным –
опера «Молодые сердца» не получила широкого признания, хотя в ней было немало ярких, запоминающихся страниц. «Мелодический дар Абдраева особенно проявился в лирическом образе Айкаджан, в арии Аката, дуэте Аката и Айкаджан, в ряде массовых сцен – танцах молодежи, хоре строителей и финальном хоре, музыка оперы отличалась и ярким национальным колоритом», – писал музыковед В. Янковский.
В историю киргизской музыки Абдраев вошел как один из зачинателей национальной оперы. Всего им было создано четыре оперы, и опера «Молодые сердца» явилась не только первой пробой сил, но и определенным этапом в овладении этим сложным жанром.
В начале 50-х годов композитор работает также в области хоровой музыки. Значительные успехи принадлежат ему в освоении нового для киргизской музыки жанра – хора без сопровождения. Это – «Голос народа», «Киргизстан – дивный край», «Черноглазая», «Девушка-чабан» и др. Успешно овладев приемами хорового письма, композитор обращается к более сложным формам хоровой музыки – кантате и оратории. Первая кантата «Киргизстан» была написана в соавторстве с А. Тулеевым еще в 1946 го-
ду, теперь уже Абдраев работает самостоятельно. С 1953 по 1960 год им были написаны кантаты «Советский народ», «Песнь ликования», «Партия – наше счастье», «Торжественный день». В 1963 году в честь празднования 100-летия добровольного вхождения Киргизии в состав России композитор создает вдохновенную «Оду о великой дружбе». Она прозвучала на юбилейном концерте в исполнении хора и солистов Киргизского академического театра оперы и балета и симфонического оркестра.
Несмотря на успехи в области вокальной, хоровой, инструментальной музыки, композитор видит все же свое предназначение в создании серьезной, глубокой по содержанию национальной оперы. После «Молодых сердец» он вместе с Абдыласом
Малдыбаевым пишет оперу «Токтогул», но и эта работа не приносит автору должного творческого удовлетворения. Вскоре внимание композитора привлекает поэтичная народная легенда об Олджобае и Кишимджан. Он обращается за помощью к либрет-
тистам Турсунову и Джакыпбекову и в течение нескольких лет работает над созданием музыки. В середине 60-х годов партитура оперы была завершена, и вскоре опера увидела свет рампы. В ней рассказывалось о светлой любви двух молодых людей, счастью
которых мешали предрассудки феодального прошлого, ставшие причиной трагической гибели влюбленных.
Композитор создал насыщенную глубоким психологизмом музыку, полную лиризма, песенности, национального своеобразия. Главные действующие лица – Олджобай, Кишимджан и коварный Кудаке получили яркие музыкальные характеристики. Опера «Олджобай и Кишимджан» – одно из лучших произведений Мукаша Абдраева, и, возможно, киргизский театр еще вернется к этому произведению и по-настоящему раскроет всю глубину содержания этой вдохновенной «песни о любви».
В 60-х годах все большую популярность в республике получают песни и романсы Абдраева. Яркий мелодичный дар, искренность тона, умение создать красочный, гармоничный фон позволяют композитору найти путь к сердцам своих слушателей.
В республике нет, пожалуй, ни одного солиста, который бы не включал в свой репертуар вокальные сочинения Абдраева. Их пели С. Киизбаева, М. Махмутова, К. Чодронов, С. Бекмуратова, А. Мырзабаев, Б Минжилкиев, Т. Сейталиев, К. Сартбаева и многие другие. Особой любовью слушателей пользовались песни «Студентке», «Красный цветок», «Девичья песня», «Колыбельная», «Хлопкороб», «Песня о мире», «Джигиту», романсы
«Любимому», «Горю в огне любви» и др. А подобная гимну песня «Моя республика» стала уж своеобразной визитной карточкой горного края.
В 1972 году композитор создает одно из своих самых вдохновенных произведений – «Концерт для голоса с оркестром». В этом сочинении сконцентрированы самые сильные стороны дарования М. Абдраева как лирика и мастера колорита. Музыка Концерта
привлекает своей задушевностью, особой чистотой чувств и душевной щедростью. За создание этого произведения композитор был удостоен Государственной премии Киргизской Республики им. Токотогула.
Плодотворно работал композитор и в жанрах хоровой музыки. В 60–70-х годах им написаны кантаты «Цветущий Киргизстан», «Ленин», «Не забудем никогда», «Город счастья», оратория «Сын киргиза» (в соавторстве с А. Малдыбаевым), вокально-
симфонические поэмы «На родине Токтогула», «Великая заря» и другие произведения. Кроме крупных хоровых полотен, Абдраев писал и небольшие хоровые сочинения. Они входили в репертуар профессиональных и самодеятельных коллективов, завоевывали
популярность у слушателей. Этому способствовали демократичность языка композитора, его знание специфики хорового пения и, конечно, художественные достоинства этих сочинений.
Значительное место в творчестве М. Абдраева занимала оркестровая и камерно-инструментальная музыка. Перу композитора принадлежат сюиты «В горах Тянь-Шаня», «Праздничный кюу», симфонические поэмы «На Сусамыре», «Эмгек шаны» («Радость
труда»), поэма для скрипки с оркестром, пьесы для оркестра киргизских народных инструментов. В 1973 году Абдраев написал симфоническую поэму «Рассказ Ильяса». Это произведение возникло под впечатлением повести Ч. Айтматова «Тополек мой в
красной косынке». В поэме композитор попытался передать средствами музыки поэзию айтматовской прозы, духовный мир и чувства главных героев повести, и это ему удалось. Она звучит как проникновенный рассказ-исповедь человека, тяжело переживающего потерю счастья и в мыслях постоянно возвращающегося к безвозвратно ушедшему прошлому.
Наряду с симфонической музыкой, композитор работал и в камерно-инструментальных жанрах. Им сочинено несколько десятков миниатюр для струнных и духовых инструментов в сопровождении фортепиано, нашедших применение в учебно-
педагогической практике. Лучшие из них звучали и звучат на концертной эстраде, к примеру, «Сюита в трех частях для скрипки и фортепиано».
Однако, говоря о творческой деятельности Мукаша Абдраева, невозможно умолчать о его педагогической работе – ведь почти 30 лет своей жизни готовил молодых специалистов. Начиная с 1950 года музыкант совмещал творчество с преподавательской
деятельностью – вначале 072 а в музыкальном училище, затем – в Киргизском женском педагогическом институте им. В.В. Маяковского и, наконец, с 1967 года и до конца своих дней – в Государственном институте искусств им. Б. Бейшеналиевой, где он не только проводил занятия со студентами, но и заведовал кафедрой композиции. За годы работы в учебных заведениях республики профессор Абдраев подготовил десятки квалифицированных специалистов. В числе его воспитанников композиторы Э. Жумабаев, М. Бегалиев, А. Жээнбай, С. Турдубаев, Б. Абдыраимов, С. Бактыгулов и
др. В каждом своем ученике Мукаш Абдраев старался развить его индивидуальность, был сдержан и тактичен, всегда доброжелателен. С любовью и признательностью вспоминают учителя его ученики, посвящают ему свои сочинения. О годах учебы в классе профессора Абдраева рассказывает композитор Э. Джумабаев:
Сказать о Мукаше Абдраевиче, что он просто был моим педагогом и наставником, – это мало: он был для меня, да и не только для меня, а для всех его учеников – настоящим другом, старшим товарищем, а еще лучше сказать – вторым отцом.
Мы все любили и почитали его, и он к нам относился так же. Уроки учителя были насыщенными и интересными, а занимался Мукаш Абдраевич, не считаясь со временем. Иной урок вместо положенных 45 минут, продолжался два-три часа. Он мог до-
тошно анализировать каждый такт, часто садился за инструмент и показывал, как можно развивать ту или иную тему, предлагая различные варианты, но никогда не навязывал своей воли, а добивался, чтоб каждый из нас развивался сам.
Мукаш Абдраевич много рассказывал нам о музыке, о композиторском творчестве, делился своими мыслями. Будучи одним из ведущих композиторов Киргизии, председателем творческого союза, он, естественно, имел массу других дел. Бывало, на месяц другой уезжал в Дом творчества или по другим делам… Встреча была всегда радостной и долгожданной – чувствовалось, что не только мы, но и наш профессор соскучились друг по другу.
Абдраев был первоклассным специалистом, мастером своего дела, и он искренне хотел, чтобы и мы, его ученики, тоже стали хорошими музыкантами. Наш учитель был настоящим человеком – добрым, отзывчивым, очень мягким в общении – он никогда
не повышал голоса. Учеба у Абдраева была хорошей школой, и я без преувеличения могу сказать, что всеми успехами обязан своему учителю.
Творческая деятельность М. Абдраева многогранна: он собирал, изучал и обрабатывал образцы народной музыки, писал книги и учебные пособия по музыке для общеобразовательной школы, много сил отдавал общественной работе. Особое место в творческом наследии композитора занимала музыка для детей – песни, хоры, инструментальные пьесы.
В течение двенадцати лет (с 1967 по 1979 год) Абдраев был председателем правления Союза композиторов Киргизии, избирался членом правления и секретарем Союза композиторов СССР, дважды был избран депутатом Верховного Совета республики.
Его доблестный труд был отмечен высокими наградами Родины – орденами, медалями, почетными грамотами.
Говоря об Абдраеве, нельзя не сказать о его душевных качествах. Это был исключительно мягкий, сердечный и отзывчивый человек. Он всегда был доброжелателен, старался помочь людям – коллегам, молодым музыкантам, ученикам. Умел терпе-
ливо выслушать собеседника, помочь ему добрым словом или делом. И не было случая, чтобы Мукаш Абдраевич кому-нибудь отказал. Благодаря его стараниям десятки музыкантов нашли свое место в жизни, стали хорошими специалистами. Они и по сей
день благодарны своему старшему товарищу, другу, учителю.