Джумабаев Эсенгул Смайлович – выдающийся представитель кыргызской композиторской школы, большой мастер симфонического письма, талантливый дирижёр и знаток кыргызского музыкального фольклора. Лауреат премии Ленинского комсомола Киргизии (1981), Народный артист Киргизской ССР (1987), член КПСС с 1972 года, Заслуженный деятель искусств Кыргызстана (1974), лауреат Государственной премии Кыргызстана им. Токтогула Сатылганова (2000),  профессор(2001), член Союза композиторов СССР (1973).  
 
Эсенгул Джумабаев родился (9 июля 1941 года) в селе Чон-Кемин Кеминского района Чуйской области. После общеобразовательной школы, в 1957 году поступил в Кыргызское государственное музыкальное училище им. М.Куренкеева на отделение народных инструментов. Через два года талантливый юноша свободно играл виртуозные произведения кыргызских мастеров на кыяке. Уже тогда руководители оркестра народных инструментов им. К.Орозова заметили его способности и предложили ему место в оркестре. После окончания училища Джумабаев осваивает новую профессию. Он проходит стажировку как дирижер и в 1964 году становится дирижером оркестра народных инструментов им. К.Орозова (1962 – 1972). В эти молодые годы у будущего композитора формируется необходимый музыкально-художественный потенциал, который проявится в его зрелые годы в работе с фольклорными коллективами.  Кроме того, деятельность дирижёра явилась для  Джумабаева толчком к занятиям композицией. Началась систематическая, целенаправленная работа по овладению композиторской техникой. С 1967-1972 гг. Э.Джумабаев учится в Кыргызском государственном институте искусств им. Б.Бейшеналиевой по композиции в классе профессора М.Абдраева. Учебу в институте он совмещает с работой в оркестре, совершенствуя дирижерское мастерство.
После окончания института он становится главным дирижером и художественным руководителем оркестра народных инструментов им. Карамолдо Орозова (1972 – 1986).
Творческая индивидуальность и художественный потенциал Эсенгула Джумабаева сформировались под воздействием его деятельности как дирижера оркестра народных инструментов. Им написано большое количество произведений для оркестра, что составляет наиболее популярную часть его творчества. Начиная с оркестровой аранжировки, обработки песен и инструментальных наигрышей композитор направил свой поиск в сторону «переинтонирования» фольклорных образцов кыргызской музыки. В таких сочинениях как «Кыз куумай», «Бекбекей», «Жомок», «Той», увертюра «Мурас», обработка «Мотивы күү» с использованием наигрышей Карамолдо, Муратаалы и Атая композитор вплетает традиционный тематизм в современную партитуру оркестра. Этим он внес значительные изменения в тембровую палитру, обновил и ярче высветил национально-стилевое начало музыки.
Он обрабатал и переложил для оркестра народные кыргызские темы из известных күү, как «Ак тамак, көк тамак» Атая Огомбаева, “Жаш толкун” С.Медетова, “Жыргал күн” Ыбрая Туманова, “Кер – толгоо” Ниязаалы, “”Кыргыз көчү” Асанбека и др. Композитором творчески переработаны десятки кыргызских күү и песен, многие из них вошли в “золотой фонд” кыргызской музыки. Наравне с ними, Джумабаев создает собственные оригинальные сочинения, покоряющие национальной интонацией и свежестью мысли. Художественно совершенные, проникнутые фольклорной интонацией и кыргызским духом, произведения для оркестра народных инструментов стали великолепными образцами оркестровой музыки в республики и прочно вошли в репертуар  коллектива. Это свидетельствовало о феноменальном знании композитором кыргызского фольклора, знакомство с которым началось в глубоком детстве и юности (произведения Токтогула, Карамолдо, Ыбрая, Осмонкула, Алымкула, Муратаалы и мн. др.), его безусловной большой любви к народному напеву и вдохновенном таланте воплощения в оркестровом варианте.
Работая с оркестром, Джумабаев также большое внимание уделяет повышению профессионального и художественного уровня коллектива, пропаганде народной и современной кыргызской музыки. Вместе с коллективом он выступил в концертных залах Москвы, Ленинграда, городах Сибири, Украины, Закавказья и Прибалтики. С 1986 года Э.Джумабаев работает художественным руководителем Киргосфилармонии, а с 1993 – 2006 гг. он является художественным руководителем фольклорного ансамбля  «Камбаркан». 
Эсенгул Джумабаев – многогранная личность. Одной из граней его таланта является мастерство художника – графиста. Увлечение этим видом изобразительного искусства началось в 1978 году. Работы художника Э.Джумабаева были восторженно  встречены кыргызской общественностью и трижды экспонировались на выставках в г.Бишкеке. Так, первая выставка состоялась в музее Изобразительных искусств им. Г.Айтиева в 2004 году, вторая  - в Историческом музее в 2005 году, третья – в музее Изобразительных искусств в 2013 году. Картины графика Джумабаева как нельзя точно дополняют и раскрывают его музыкальный талант, а именно, в этом виде творчества воплотились особенности художественного стиля автора, характеризующийся графической чёткостью, эпической мощью и глубоким лиризмом.

Композитор Э.Джумабаев больших успехов достиг в симфонической и театральной музыке. В его симфонических поэмах «Кыргызстан» (1971), «Карагул ботом» (1972), симфонии «Эпическая» (1974) многопланово предстает национальное начало: далекое историческое прошлое сквозь призму мыслей и чувств современника. Образный мир и интонационно-тематическая основа произведений близка к архаическим пластам кыргызского фольклора. В своих симфонических полотнах - «Эпическая» симфония, симфонические поэмы «Кыргызстан» и «Карагул ботом» Э.Джумабаев  активно, симфонически масштабно развивает  музыкальный материал. Его форма характеризуется развернутостью, пластичностью, гибкостью. Прочно опираясь на основы музыкального языка кыргызской музыки, он смело использует и современные средства музыкального воплощения (сонористика, элементы атональности). Оркестр композитора необычайно красочен и выразителен, он как послушная кисть в руках опытного мастера в воплощении самых впечатляющих замыслов художника.

«Эпическая» симфония (1974) Э.Джумабаева выделяется среди его других сочинений масштабностью замысла, цельностью и законченностью драматургии. В ней удачно разрешается одна из основных проблем, стоящих перед кыргызской симфонической музыкой, а именно: проблема ассимиляции европейской музыкальной формы в условиях национальной музыкальной культуры. Трехчастная симфония Э.Джумабаева является продолжением эпико-драматического стиля композитора, с другой стороны – в ней обнаруживается философски-углубленная, сказочно-феерическая тема, которая в дальнейшем получит развитие в его балетах «После сказки» (1981) и «Стон тетивы» (1984).
Суровой архаикой и философской углубленностью веет от «Эпической» симфонии. Программный замысел произведения определяется самим названием «Эпическая» и конкретизируется в названиях частей: первая часть – «На древней земле» («Байыркы жерде»), вторая часть - «Раздумье» («Ойго батуу»), третья часть – «Великая битва» («Чоң казат»). Это своеобразный «триптих», каждая часть которого как красочная фреска полна внутренней динамики и драматизма. В то же время это единое монументальное полотно, охваченное одним действием, одной мыслью.
В своих симфонических опусах - «Эпической» симфонии, симфонических поэмах «Кыргызстан», «Карагул ботом» Э.Джумабаев следует традициям советской классической школы – Мясковского, Шостаковича, Свиридова, Хачатуряна и др. Драматургия этих произведений основана на контрастах: совмещении события и размышления, действия и его осмысления. Такая оппозиция является ядром симфонической концепции и современной музыки. Используя в своём творчестве европейскую форму (сонатная форма), композитор трактует её исходя из общих эстетических принципов, вытекающих из особенностей художественного мышления кыргызского народа, Так, конкретность, изобразительность, «театральность» музыкального повествования гармонично сочетаются с принципами конфликтной драматургии сонатно-симфонического цикла. Помимо этого, в каждом из этих произведений,  индивидуально, исходя из особенностей музыкальной драматургии сочинения, реализуются принципы кинематографии: неожиданность и смелость сопоставлений, резкость контрастов, перепады образно-эмоциональных состояний. Ещё одна отличительная черта композиторского метода Э.Джумабаева - глубокое осмысление закономерностей и структурных принципов кыргызской народной музыки. Композитор творчески претворяет импровизационную  природу инструментальных наигрышей /күү/ в симфоническом произведении. В работе над тематическим материалом композитор избирает вариантно-вариационный принцип. Здесь он демонстрирует свое мастерство и изобретательность. Существенные черты киргизских инструментальных пьес, как мозаичность и повторность мелодических звеньев получают оригинальное воплощение в методах развития тематического материала (многократный повтор небольших предложений, каждое из которых делится на короткие мелодические фразы).
Особое место в творчестве Э.Джумабаева занимает балетная музыка. Балеты «После сказки» (1981) и «Стон тетивы» (1986) – значительный вклад в музыкально-театральное искусство Кыргызстана. Балет «После сказки» («Жомоктон кийинки»), написанный по повести Ч.Айтматова «Белый пароход», воплотил всю многогранность айтматовской прозы, где сталкиваются разные реалии – сказка и жизнь. Высокая символика драмы мастерски воплощена в симфонической партитуре балета, богатой контрастными образами – лейтмотивами (Мальчик, Орозкул, Мать-Олениха).
Сюжет балета «Стон тетивы» («Саадак какты», в 4-х картинах) основан на старинной легенде о Камбаркане. Музыка балета полностью соткана из  ритмоинтонаций кыргызского фольклора и представляет собою богатое мотивно-тематическое, ладовое и метрическое разнообразие, точно характеризующее  каждый образ и ситуацию. Симфонизм партитуры демонстрирует разветвлённую систему лейтмотивов («Камбаркан», «Жаналкыч»,  «Рождение комуза» и т.д.).
 
Творчество композитора и дирижёра Эсенгула Джумабаева получило большое признание как народа, так и государства. Ему присвоено высокое звание Народного артиста Кыргызской ССР,  лауреата Государственной премии Кыргызстана им. Токтогула Сатылганова, он - Заслуженный деятель искусств Кыргызстана, «Ветеран труда» (1988). Профессор. Э.Джумабаев награждён: грамотой Верховного Совета (1967), Почётной грамотой Верховного Совета (1974г.), медалью «За доблестный труд» (1970), художественной премией японской концертной ассоциации «Мин – Он» (1998г.), премией «Руханият» (2004г.).  
Основные сочинения

Балеты: «После сказки» (1981), «Стон тетивы» (1984); симфонические произведения: поэмы «Кыргызстан» (1971) и «Карагул ботом» (1972), симфония «Эпическая» (1974), симфония в 4-х частях «Муратаалы» (2010); музыка для оркестра народных инструментов: Сюита (1965), Танец (1973), народно-жанровые музыкальные сцены-картины «Кыз куумай» (1973), «Бекбекей» (1980), «Жомок» (1980), «Той» (1983), увертюры «Праздничная» (1981), «Мурас» (1986), «Три күү» (2012), около 15 обработок классических народных күү, в том числе күү Карамолдо, Атая, Муратаалы, Ыбрая, около 50 обработок народных песен, песен композиторов и самодеятельных авторов: камерно-инструментальные: Вариации для квинтета (1966), восемь детских пьес для фортепиано (1968), соната для виолончели и фортепиано (1969), “Поэма и легенда” для виолончели и фортепиано (1970); Пьеса для фортепиано “Эски кайрык” (2012), трио “Прерванная сказка” (“Үзүлгөн жомок”, 2013) для скрипки, виолончели и фортепиано; вокальные и вокально-хоровые: песня “Обращение к матери” (1983, слова К.Урмамбетова), “Весна победы” (1985, слова Ш.Дүйшеева), “Ты дорог мне, Ала-Тоо” (1986); хор “Алас–Алас” (2011), хор “Ата-Журт” (2012), хор “Жүрөгүмдөн”- обработка для хора (2012), романс “Кечиктим” (2012), песня-наставление “Сак болгун” (2013); музыка к кинофильмам: “У старой мельницы” (Кыргызфильм, 1972), “Бурма” (Кыргызфильм, 1973).   

         Библиография

Азимканов А. Композитор и дирижёр. – Кыргызстан маданияты, 1981, 1 октября; Алагушов Б. Оркестр народных инструментов им. К.Орозова. Фрунзе: Кыргызстан, 1976; Алагушов Б., Оролбаева И. Дирижёр и композитор. – Ленинчил жаш, 1981, 5 ноября; Жамансартова Д. Герои музыкального мира. – Кыргызстан пионери, 1981, 20 ноября; Боркеев Б. Волшебная палочка. – Ленинчил жаш, 1983, 6 августа; Ибраимов К. На пути поисков. – Кыргызстан маданияты, 1973, 11 января; Андреева Е. Музыкальная культура Киргизии. – Музыка в СССР, “ВААП – ИНФОРМ”, 1984, №4, с.14-17; Бергер Л. На пленуме в Пржевальске. – Музыкальная жизнь, 1977, №1, с.5; Джумабаев Э. – В кн.: Творчество молодых (Справочник под редакцией К.Хачатуряна). М., 1977, с.225; Лузанова Е. Спектакль яркий, самобытный. – Вечерний Фрунзе, 1981, 28 мая; Лузанова Е. Сказка против зла. Ешё одно балетное прочтение Айтматова. – Музыкальная жизнь, 1982, ноябрь, №19, с.19-20; Кузнецов А. Его стихия – оркестр. – Советская Киргизия, 1983, 18 сентября; Назарматов Д. Время поисков и открытий. – Комсомолец Киргизии, 1981, 24 сентября; Склютовская Т. Композиторы Киргизии – труженикам села. – Информационный бюллетень секретариата Правления Союза композиторов СССР. М., 1984, №2, с.36; VIII съезд Союза композиторов Киргизии. – Информационный бюллетень секретариата Правления Союза композиторов СССР. М., 1987, №5, с.28-30; Уметалиева – Баялиева Ч. Мастера – симфонисты. Глава “Эсенгул Джумабаев” в книге “Творческие портреты мастеров профессионального искусства Кыргызстана”. – Бишкек, 2010, с.222-228; Янковский В. Музыку – в массы. – Советская Киргизия, 1973, 29 июля.

Баялиева-Уметалиева Чынар, музыковед,
доктор культурологических наук



Союз Композиторов Кыргызской Республики
© 2019