Творчество Сатылгана Осмонова жанрово многопланово. Нередко музыка его сочинений отмечена пафосом подлинного драматизма, героики, эпической широты. И все же чаще всего их эмоционально-тематическую основу составляет лирика, поскольку по своей творческой направленности Осмонов, прежде всего, – лирик. Помнится, как тепло принимали слушатели на концерте во Всесоюзном доме композитора в Москве (1983) его песню «Каркыралар» («Журавли»). Музыка песни, ее эмоциональный строй наиболее типичны для творчества этого композитора – она покоряет глубиной чувства, искренностью, задушевностью. Подобные сочинения обычно запоминаются с первого прослушивания и надолго остаются в памяти. Таковы, например, его симфония «Ак-Мёёр», концерты для скрипки и для голоса с оркестром, симфонические поэмы, ряд инструментальных пьес, ансамблей, хоров, романсов. Вот как охарактеризовал творчество музыканта его коллега, композитор В. Роман: «Музыкальным произведениям Осмонова свойственно особое “антивзрывчатое” эмоциональное состояние, гармоническая мягкость языка, теплота, проникновенность».
Сатылган Осмонов прошел нелегкий жизненный путь, отмеченный постоянным творческим поиском. Он родился в 1938 году в семье колхозника, в селе Кегеты, находящимся в живописном уголке Чуйской долины. Здесь, среди привольных горных пастбищ, цветущих садов и колосящихся нив прошло его детство. Но судьба не баловала будущего композитора: в два года он лишился матери, а еще через несколько лет погиб на фронте отец. Первое время воспитанием занимался дед, известный в округе сказочник – «жомокчу». Часами слушал мальчик сказки и легенды, которые рассказывал ему дед. Они будили его воображение, глубоко запечатлевались в памяти.
Еще когда Сатылган был в седьмом классе, его старший брат Азис как-то принес домой казахскую домру. Это был первый инструмент, на котором подросток научился играть по слуху. Позже он хорошо овладел и другими инструментами – комузом, мандолиной, гармоникой. Но больше всего любил Сатылган петь. Он пел, аккомпанируя себе на комузе, пел в школьном хоре, выступал на районных и областных смотрах художественной самодеятельности.
Играть на комузе я научился благодаря Абдыкериму Тойгожоеву, – вспоминает Осмонов, – он был лучшим в селе комузистом. Однако о музыке, как своей будущей профессии я тогда не думал. Любил петь. Помню, еще мальчишкой, когда оставался дома один, громко пел, чтобы не было страшно. Самым ярким музыкальным впечатлением детства было посещение оперного театра. Однажды учитель химии, знавший о моем пристрастии к музыке и пению, взял меня с собой во Фрунзе. Оперный театр поразил меня своим великолепием, огнями, красками. Как назывался спектакль, я забыл, но под впечатлением услышанного сочинил марш и даже записал мелодию нотами. Позже, уже став профессиональным музыкантом, я обнаружил этот листок, проиграл мелодию и понял, что был тогда на опере Верди «Аида» – уж очень мой первый «опус» походил на известный марш из «Аиды».
В 1958 году Сатылган поступает во Фрунзенское музыкально-хореографическое училище им. М. Куренкеева наотделение кыргызских народных инструментов. В конце первого курса он увлекся композицией. Первым сочинением была песня на слова Б. Керимбаева «Сакманчын болуп калайын». Позже эта песня вошла в репертуарный сборник, выпущенный издательством «Кыргызстан». Успехи молодого музыканта были столь обнадеживающие, что два года спустя он зачисляется на теоретико-композиторское отделение.
Учился Сатылган у видного кыргызского композитора, Мукаша Абдраева, который оказал большое влияние на своего ученика, формирование его творческого облика. Теоретические предметы изучал под руководством не менее известного в те годы, выпускника Московской консерватории, музыковеда Владимира Янковского. В училище Осмоновым был написан ряд песен, романсов, инструментальные миниатюры. Его дипломная работа – кантата на слова К. Акаева «Жалындуу жаштык» («Пламенная юность») получила высокую оценку государственной комиссии.
Сразу после училища Осмонов поступил на композиторский факультет Ташкентской консерватории, в класс профессора Г. Мушеля. Учебу в консерватории (заочно) он совмещал с педагогической работой: преподавал теоретические дисциплины в Ошском, а затем во Фрунзенском музыкальных училищах. В эти годы им были написаны сюита для симфонического оркестра, скрипичный концерт, цикл романсов на слова кыргызских поэтов, соната для скрипки и фортепиано, хоры и песни.
После окончания консерватории Осмонов работал преподавателем кафедры теории и композиции в Кыргызском государственном институте искусств им. Б. Бейшеналиевой, совмещая эту работу с творческой деятельностью. Позже он был назначен директором одной из городских музыкальных школ, что, естественно, тут же отразилось на его творчестве: композитор стал писать музыку для педагогического репертуара музыкальных учебных заведений республики, среди которых следует выделить цикл полифонических пьес для фортепиано. В те годы были созданы и более значительные произведения – серенада для струнного оркестра, концерт для голоса (1971), концерт-рапсодия для виолончели с оркестром (1973) и, наконец, программная симфония «Ак-Мёёр» (1974), написанная по мотивам одноименной поэмы С. Эралиева. Сочинения Осмонова были исполнены и получили положительную оценку на пленуме Союза композиторов Киргизии (1972), посвященном творческой молодежи. «Осмонов – композитор ярко выраженного лирического дарования, он мыслит в музыке вполне национально, основываясь на интонационных формулах народной песенности. Оба его концерта (скрипичный и для голоса с оркестром. – А. К.) привлекают эмоциональной заразительностью…», – писала критик из Москвы А. Богданова.
По форме – это классический четырехчастный цикл, в котором доступными музыке средствами повествуется от трагической судьбе красавицы Ак-Мёёр, разлученной с ее возлюбленным юношей Болотом и насильно выданной замуж за старика Джантая. Однако композитор сосредоточил основное внимание не на «пересказе» основной фабулы легенды, а на ее лирической стороне. Поэтому в музыке симфонии доминируют лирико-эпические темы, раскрываются чувства влюбленных, их переживания, страдания и мечты. Но конец симфонии оптимистичен. Композитор как бы утверждает: настоящая любовь бессмертна.
Наряду с произведениями крупной формы Сатылган Осмонов сочинил пьесы для различных музыкальных инструментов, камерные ансамбли, песни и романсы. В 1972 году он написал песню на слова К. Акиева «Ильич элеси» («Образ Ильича»), которая на Всесоюзном конкурсе, посвященном 50-летию образования СССР, была удостоена третьей премии.
В 1980 году Осмонов сочинил Балладу для фортепиано, сразу привлекшую внимание исполнителей. В это же время шла интенсивная работа над детской оперой «Кычан», в основу которой положена одноименная повесть Ш. Бейшеналиева о кыргызском пионере Кычане Джакыпове. Вскоре опера была завершена, одобрена членами экспертной комиссии Министерства культуры республики и рекомендована к постановке. Следующим значительным произведением явилась Поэма для симфонического оркестра (1982). В этом сочинении Осмонов предстал уже как зрелый мастер. Произведение отличало эпическая широта, образность, красочность партитуры. В числе его других работ этого периода можно назвать Второй концерт для скрипки с оркестром (1984), Трио (1984), хоры без сопровождения, песни и, конечно же, оперу «Сепил» («Крепость»). Об этом сочинении следует сказать подробнее.
Опера была написана на либретто известного поэта Жолона Мамытова. Работа над сочинением, начавшаяся еще в 1969 году, по различным причинам неоднократно прерывалась. В 1984 году она была представлена авторами – композитором и либреттистом – на Республиканский конкурс на лучшую кыргызскую оперу и балет, посвященный 60-летию образования Кыргызской Республики. Хотя сочинение и не было отмечено премией, оно получило положительную оценку жюри и было рекомендовано к постановке на сцене Кыргызского академического театра оперы и балета им. А. Малдыбаева. Но свет рампы опера увидела лишь в декабре 1987 года.
Действие в опере происходит в разрозненных кыргызских ханствах в эпоху средневековья. Одолев в кровавой битве врага, в крепость врываются войска Хана. Вскоре он уже празднует победу над своим противником – Коргон-ханом, отказавшему выдать за него свою красавицу-дочь. Теперь уже ничто не мешает осуществлению планов захватчика, и он берет дочь поверженного хана себе в жены. Молодая женщина клянется отмстить убийце отца. Она расчетливо идет к достижению своей цели, начав с обольщения жестокого и чванливого военачальника Кошун-башчи. С его помощью Ханша надеется разделаться с ненавистным мужем. Далее, прибегнув к клевете, она устраняет придворного мудреца Даанышмана – честного и благородного человека, искренне переживающего за судьбу своего отечества. По приказу хана Даанышмана заключают в подземную темницу-зиндан. Теперь на пути Ханши становятся отважный полководец Туйгун-батыр и его возлюбленная – кроткая и добродетельная сестра хана Акбийке. Они тоже попадают под немилость правителя. В конце оперы Хан и его приспешники гибнут, объединившиеся кыргызские племена одерживают победу над врагом.
Тема объединения народа, братства и дружбы красной нитью проходит через все произведение. Силы добра побеждают, так как все понимают, что сила народа – в его единстве. В этом отношении «Сепил» близка к шедевру русской оперной классики – «Князю Игорю» А. Бородина.
Музыка оперы рождалась в творческих муках и исканиях. Композитору приходилось нелегко – сказывалась недостаточность опыта работы в данном жанре, отсутствие необходимых знаний, ведь в консерваториях, как правило, не учат как писать оперы. Но Осмонов трудился, не жалея сил и времени. Наконец к 1984 году титанический труд был завершен. Сейчас с уверенностью можно сказать, что этот труд увенчался успехом. Музыка оперы глубоко образна, колоритна, мелодична. И самое главное: весь музыкальный материал оперы – авторский. Композитор не прибегает к фольклорным темам (как это было в первых кыргызских операх), но, тем не менее, его музыка несет в себе явно выраженный национальный колорит. Он ощущается в мелодике, метроритмике, гармонии, в методах развития тематического материала и даже в оркестровке. В качестве примера можно привести увертюру, построенную на трех темах из оперы – лейтмотива Даанышмана, лирической темы Туйгун-батыра и Акбийке и темы битвы.
Стремясь к разнообразию музыкального материала, композитор обращался не только к традиционным оперным формам, но и смело внедрял сравнительно редко используемые в операх жанры, в частности, полифонические. Таковы, к примеру, оркестровая пассакалия, играющая роль музыкального антракта между прологом и первым действием, или же дуэт Туйгун-батыра и Акбийке, написанный в форме канона.
Важную роль в музыкальной драматургии оперы играют лейтмотивы, характеризующие тех или иных действующих лиц или события. Это в значительной мере способствует органичной цельности произведения, помогает зрителю ориентироваться в музыкальном материале. Все девять персонажей оперы – от Хана и Даанышмана до Нияза-ырчи и безумного Батыра-дуваны – получают исчерпывающую музыкальную характеристику. Каждому из них сопутствует определенный круг интонаций, гармоний, тембровых красок. Важную роль в драматургии оперы, в передаче эмоциональных состояний героев играет оркестр. Особенно очевидна его роль в сцене объяснения Даанышмана с Ханом в последней картине оперы. Тревожное тремоло струнных, зловещее звучание медных духовых инструментов, острые ритмы ударных подчеркивают драматичность происходящих событий, создают особую психологическую атмосферу.
Театр поставил оперу в короткий срок, однако, сам процесс работы был довольно напряженным и не совсем обычным: трудились все, как композитор, либреттист, дирижер, так и постановщики, исполнители. Уже в самом начале работы стало ясно, что в оперу необходимо внести некоторые изменения: что-то убрать, кое-что досочинить, отдельные фрагменты переоркестровать, либо поменять местами и так далее. Много сделал для создания полноценного, колоритного спектакля главный дирижер театра Владимир Щесюк. Имея большой опыт работы в музыкальном театре, хорошо зная специфику оперы, дирижер сразу увидел слабые стороны сочинения и помог композитору устранить их, принимая в этом процессе самое непосредственное участие. Вместе с Щесюком над постановкой оперы трудились также режиссер М. Ахунбаев, художник М. Сыдыкбаев, хормейстер А. Шен, балетмейстер Б. Алимбаев. В спектакле были преимущественно заняты ведущие солисты театра, однако, во второй состав входило немало представителей артистической молодежи.
Кроме творческой и педагогической деятельности Сатылган Осмонов находил время и для общественной работы. Его часто можно было увидеть на встречах творческой интеллигенции с рабочими, тружениками полей, военнослужащими. Он был инициатором и непосредственным участником музыкально-образовательных передач по телевидению, выступал как рецензент произведений своих коллег. В 1979 году Осмонов был избран членом правление Союза композиторов Киргизии; позже стал ее ответственным секретарем, а затем и председателем.
В начале 90-х годов после распада Советского Союза, композитор, как и большинство его коллег, писал мало. Стимул к творчеству дал государственный заказ, полученный музыкантом в 1995 году от правительства республики на создание музыки к театрализованной постановке, приуроченной к празднованию тысячелетия эпоса «Манас». Осмонов работал с большим творческим подъемом. Заказ был выполнен в срок. Музыка получила одобрение экспертной комиссии, с большим успехом прозвучала на юбилее, а труд автора был отмечен премией. Это событие побудило композитора к активизации деятельности – он приступил к работе над оперой «Джусуп Баласагунский». В 2000 году она была завершена, но опера так и не увидела свет рампы: экономические трудности не позволили театру найти необходимые средства на ее постановку. Другой бы музыкант опустил руки, но Сатылган был не таков, он просто не мог жить без музыки, без творчества. И композитор приступил к созданию одночастной программной симфонии «Уркун» («Смятение»), посвященной трагическим событиям 1916 года. В 2006 году новое сочинение было исполнено и записано на пленку симфоническим оркестром под управление Р. Осмоналиева. За симфонией последовал цикл романсов на слова Асана Жакшылыкова. Первый цикл, состоящий из четырнадцати романсов, прозвучал в феврале 2007 года в Малахитовом зале Кыргызской оперы и получил восторженный прием слушателей.
Напряженная творческая деятельность подорвала здоровье музыканта. Однако, едва оправившись от болезни, он приступил к работе над вторым циклом романсов, в который вошло одиннадцать вокальных миниатюр. Таким образом, образовался большой цикл, состоящий из 25 романсов – одно из высших достижений композитора в области вокальной лирики.
В 2008 году общественность республики торжественно отметила 70-летие Сатылгана Осмонова. Состоялся большой концерт из произведений композитора, подлинным украшением которого стал цикл романсов на слова А. Жакшылыкова.
Заслуженный деятель искусств С. Осмонов является лауреатом Международной премии им. А. Малдыбаева (1990) и Республиканской премии им. М. Абдраева (2007).
Сатылган Осмонов прошел нелегкий жизненный путь, отмеченный постоянным творческим поиском. Он родился в 1938 году в семье колхозника, в селе Кегеты, находящимся в живописном уголке Чуйской долины. Здесь, среди привольных горных пастбищ, цветущих садов и колосящихся нив прошло его детство. Но судьба не баловала будущего композитора: в два года он лишился матери, а еще через несколько лет погиб на фронте отец. Первое время воспитанием занимался дед, известный в округе сказочник – «жомокчу». Часами слушал мальчик сказки и легенды, которые рассказывал ему дед. Они будили его воображение, глубоко запечатлевались в памяти.
Еще когда Сатылган был в седьмом классе, его старший брат Азис как-то принес домой казахскую домру. Это был первый инструмент, на котором подросток научился играть по слуху. Позже он хорошо овладел и другими инструментами – комузом, мандолиной, гармоникой. Но больше всего любил Сатылган петь. Он пел, аккомпанируя себе на комузе, пел в школьном хоре, выступал на районных и областных смотрах художественной самодеятельности.
Играть на комузе я научился благодаря Абдыкериму Тойгожоеву, – вспоминает Осмонов, – он был лучшим в селе комузистом. Однако о музыке, как своей будущей профессии я тогда не думал. Любил петь. Помню, еще мальчишкой, когда оставался дома один, громко пел, чтобы не было страшно. Самым ярким музыкальным впечатлением детства было посещение оперного театра. Однажды учитель химии, знавший о моем пристрастии к музыке и пению, взял меня с собой во Фрунзе. Оперный театр поразил меня своим великолепием, огнями, красками. Как назывался спектакль, я забыл, но под впечатлением услышанного сочинил марш и даже записал мелодию нотами. Позже, уже став профессиональным музыкантом, я обнаружил этот листок, проиграл мелодию и понял, что был тогда на опере Верди «Аида» – уж очень мой первый «опус» походил на известный марш из «Аиды».
В 1958 году Сатылган поступает во Фрунзенское музыкально-хореографическое училище им. М. Куренкеева наотделение кыргызских народных инструментов. В конце первого курса он увлекся композицией. Первым сочинением была песня на слова Б. Керимбаева «Сакманчын болуп калайын». Позже эта песня вошла в репертуарный сборник, выпущенный издательством «Кыргызстан». Успехи молодого музыканта были столь обнадеживающие, что два года спустя он зачисляется на теоретико-композиторское отделение.
Учился Сатылган у видного кыргызского композитора, Мукаша Абдраева, который оказал большое влияние на своего ученика, формирование его творческого облика. Теоретические предметы изучал под руководством не менее известного в те годы, выпускника Московской консерватории, музыковеда Владимира Янковского. В училище Осмоновым был написан ряд песен, романсов, инструментальные миниатюры. Его дипломная работа – кантата на слова К. Акаева «Жалындуу жаштык» («Пламенная юность») получила высокую оценку государственной комиссии.
Сразу после училища Осмонов поступил на композиторский факультет Ташкентской консерватории, в класс профессора Г. Мушеля. Учебу в консерватории (заочно) он совмещал с педагогической работой: преподавал теоретические дисциплины в Ошском, а затем во Фрунзенском музыкальных училищах. В эти годы им были написаны сюита для симфонического оркестра, скрипичный концерт, цикл романсов на слова кыргызских поэтов, соната для скрипки и фортепиано, хоры и песни.
После окончания консерватории Осмонов работал преподавателем кафедры теории и композиции в Кыргызском государственном институте искусств им. Б. Бейшеналиевой, совмещая эту работу с творческой деятельностью. Позже он был назначен директором одной из городских музыкальных школ, что, естественно, тут же отразилось на его творчестве: композитор стал писать музыку для педагогического репертуара музыкальных учебных заведений республики, среди которых следует выделить цикл полифонических пьес для фортепиано. В те годы были созданы и более значительные произведения – серенада для струнного оркестра, концерт для голоса (1971), концерт-рапсодия для виолончели с оркестром (1973) и, наконец, программная симфония «Ак-Мёёр» (1974), написанная по мотивам одноименной поэмы С. Эралиева. Сочинения Осмонова были исполнены и получили положительную оценку на пленуме Союза композиторов Киргизии (1972), посвященном творческой молодежи. «Осмонов – композитор ярко выраженного лирического дарования, он мыслит в музыке вполне национально, основываясь на интонационных формулах народной песенности. Оба его концерта (скрипичный и для голоса с оркестром. – А. К.) привлекают эмоциональной заразительностью…», – писала критик из Москвы А. Богданова.
По форме – это классический четырехчастный цикл, в котором доступными музыке средствами повествуется от трагической судьбе красавицы Ак-Мёёр, разлученной с ее возлюбленным юношей Болотом и насильно выданной замуж за старика Джантая. Однако композитор сосредоточил основное внимание не на «пересказе» основной фабулы легенды, а на ее лирической стороне. Поэтому в музыке симфонии доминируют лирико-эпические темы, раскрываются чувства влюбленных, их переживания, страдания и мечты. Но конец симфонии оптимистичен. Композитор как бы утверждает: настоящая любовь бессмертна.
Наряду с произведениями крупной формы Сатылган Осмонов сочинил пьесы для различных музыкальных инструментов, камерные ансамбли, песни и романсы. В 1972 году он написал песню на слова К. Акиева «Ильич элеси» («Образ Ильича»), которая на Всесоюзном конкурсе, посвященном 50-летию образования СССР, была удостоена третьей премии.
В 1980 году Осмонов сочинил Балладу для фортепиано, сразу привлекшую внимание исполнителей. В это же время шла интенсивная работа над детской оперой «Кычан», в основу которой положена одноименная повесть Ш. Бейшеналиева о кыргызском пионере Кычане Джакыпове. Вскоре опера была завершена, одобрена членами экспертной комиссии Министерства культуры республики и рекомендована к постановке. Следующим значительным произведением явилась Поэма для симфонического оркестра (1982). В этом сочинении Осмонов предстал уже как зрелый мастер. Произведение отличало эпическая широта, образность, красочность партитуры. В числе его других работ этого периода можно назвать Второй концерт для скрипки с оркестром (1984), Трио (1984), хоры без сопровождения, песни и, конечно же, оперу «Сепил» («Крепость»). Об этом сочинении следует сказать подробнее.
Опера была написана на либретто известного поэта Жолона Мамытова. Работа над сочинением, начавшаяся еще в 1969 году, по различным причинам неоднократно прерывалась. В 1984 году она была представлена авторами – композитором и либреттистом – на Республиканский конкурс на лучшую кыргызскую оперу и балет, посвященный 60-летию образования Кыргызской Республики. Хотя сочинение и не было отмечено премией, оно получило положительную оценку жюри и было рекомендовано к постановке на сцене Кыргызского академического театра оперы и балета им. А. Малдыбаева. Но свет рампы опера увидела лишь в декабре 1987 года.
Действие в опере происходит в разрозненных кыргызских ханствах в эпоху средневековья. Одолев в кровавой битве врага, в крепость врываются войска Хана. Вскоре он уже празднует победу над своим противником – Коргон-ханом, отказавшему выдать за него свою красавицу-дочь. Теперь уже ничто не мешает осуществлению планов захватчика, и он берет дочь поверженного хана себе в жены. Молодая женщина клянется отмстить убийце отца. Она расчетливо идет к достижению своей цели, начав с обольщения жестокого и чванливого военачальника Кошун-башчи. С его помощью Ханша надеется разделаться с ненавистным мужем. Далее, прибегнув к клевете, она устраняет придворного мудреца Даанышмана – честного и благородного человека, искренне переживающего за судьбу своего отечества. По приказу хана Даанышмана заключают в подземную темницу-зиндан. Теперь на пути Ханши становятся отважный полководец Туйгун-батыр и его возлюбленная – кроткая и добродетельная сестра хана Акбийке. Они тоже попадают под немилость правителя. В конце оперы Хан и его приспешники гибнут, объединившиеся кыргызские племена одерживают победу над врагом.
Тема объединения народа, братства и дружбы красной нитью проходит через все произведение. Силы добра побеждают, так как все понимают, что сила народа – в его единстве. В этом отношении «Сепил» близка к шедевру русской оперной классики – «Князю Игорю» А. Бородина.
Музыка оперы рождалась в творческих муках и исканиях. Композитору приходилось нелегко – сказывалась недостаточность опыта работы в данном жанре, отсутствие необходимых знаний, ведь в консерваториях, как правило, не учат как писать оперы. Но Осмонов трудился, не жалея сил и времени. Наконец к 1984 году титанический труд был завершен. Сейчас с уверенностью можно сказать, что этот труд увенчался успехом. Музыка оперы глубоко образна, колоритна, мелодична. И самое главное: весь музыкальный материал оперы – авторский. Композитор не прибегает к фольклорным темам (как это было в первых кыргызских операх), но, тем не менее, его музыка несет в себе явно выраженный национальный колорит. Он ощущается в мелодике, метроритмике, гармонии, в методах развития тематического материала и даже в оркестровке. В качестве примера можно привести увертюру, построенную на трех темах из оперы – лейтмотива Даанышмана, лирической темы Туйгун-батыра и Акбийке и темы битвы.
Стремясь к разнообразию музыкального материала, композитор обращался не только к традиционным оперным формам, но и смело внедрял сравнительно редко используемые в операх жанры, в частности, полифонические. Таковы, к примеру, оркестровая пассакалия, играющая роль музыкального антракта между прологом и первым действием, или же дуэт Туйгун-батыра и Акбийке, написанный в форме канона.
Важную роль в музыкальной драматургии оперы играют лейтмотивы, характеризующие тех или иных действующих лиц или события. Это в значительной мере способствует органичной цельности произведения, помогает зрителю ориентироваться в музыкальном материале. Все девять персонажей оперы – от Хана и Даанышмана до Нияза-ырчи и безумного Батыра-дуваны – получают исчерпывающую музыкальную характеристику. Каждому из них сопутствует определенный круг интонаций, гармоний, тембровых красок. Важную роль в драматургии оперы, в передаче эмоциональных состояний героев играет оркестр. Особенно очевидна его роль в сцене объяснения Даанышмана с Ханом в последней картине оперы. Тревожное тремоло струнных, зловещее звучание медных духовых инструментов, острые ритмы ударных подчеркивают драматичность происходящих событий, создают особую психологическую атмосферу.
Театр поставил оперу в короткий срок, однако, сам процесс работы был довольно напряженным и не совсем обычным: трудились все, как композитор, либреттист, дирижер, так и постановщики, исполнители. Уже в самом начале работы стало ясно, что в оперу необходимо внести некоторые изменения: что-то убрать, кое-что досочинить, отдельные фрагменты переоркестровать, либо поменять местами и так далее. Много сделал для создания полноценного, колоритного спектакля главный дирижер театра Владимир Щесюк. Имея большой опыт работы в музыкальном театре, хорошо зная специфику оперы, дирижер сразу увидел слабые стороны сочинения и помог композитору устранить их, принимая в этом процессе самое непосредственное участие. Вместе с Щесюком над постановкой оперы трудились также режиссер М. Ахунбаев, художник М. Сыдыкбаев, хормейстер А. Шен, балетмейстер Б. Алимбаев. В спектакле были преимущественно заняты ведущие солисты театра, однако, во второй состав входило немало представителей артистической молодежи.
Кроме творческой и педагогической деятельности Сатылган Осмонов находил время и для общественной работы. Его часто можно было увидеть на встречах творческой интеллигенции с рабочими, тружениками полей, военнослужащими. Он был инициатором и непосредственным участником музыкально-образовательных передач по телевидению, выступал как рецензент произведений своих коллег. В 1979 году Осмонов был избран членом правление Союза композиторов Киргизии; позже стал ее ответственным секретарем, а затем и председателем.
В начале 90-х годов после распада Советского Союза, композитор, как и большинство его коллег, писал мало. Стимул к творчеству дал государственный заказ, полученный музыкантом в 1995 году от правительства республики на создание музыки к театрализованной постановке, приуроченной к празднованию тысячелетия эпоса «Манас». Осмонов работал с большим творческим подъемом. Заказ был выполнен в срок. Музыка получила одобрение экспертной комиссии, с большим успехом прозвучала на юбилее, а труд автора был отмечен премией. Это событие побудило композитора к активизации деятельности – он приступил к работе над оперой «Джусуп Баласагунский». В 2000 году она была завершена, но опера так и не увидела свет рампы: экономические трудности не позволили театру найти необходимые средства на ее постановку. Другой бы музыкант опустил руки, но Сатылган был не таков, он просто не мог жить без музыки, без творчества. И композитор приступил к созданию одночастной программной симфонии «Уркун» («Смятение»), посвященной трагическим событиям 1916 года. В 2006 году новое сочинение было исполнено и записано на пленку симфоническим оркестром под управление Р. Осмоналиева. За симфонией последовал цикл романсов на слова Асана Жакшылыкова. Первый цикл, состоящий из четырнадцати романсов, прозвучал в феврале 2007 года в Малахитовом зале Кыргызской оперы и получил восторженный прием слушателей.
Напряженная творческая деятельность подорвала здоровье музыканта. Однако, едва оправившись от болезни, он приступил к работе над вторым циклом романсов, в который вошло одиннадцать вокальных миниатюр. Таким образом, образовался большой цикл, состоящий из 25 романсов – одно из высших достижений композитора в области вокальной лирики.
В 2008 году общественность республики торжественно отметила 70-летие Сатылгана Осмонова. Состоялся большой концерт из произведений композитора, подлинным украшением которого стал цикл романсов на слова А. Жакшылыкова.
Заслуженный деятель искусств С. Осмонов является лауреатом Международной премии им. А. Малдыбаева (1990) и Республиканской премии им. М. Абдраева (2007).
Кузнецов А.Г. – музыковед, засл. деятель культуры КР,
кандидат философских наук