Творчество Сатылгана Осмонова жанрово многопланово. Нередко музыка его сочинений отмечена пафосом подлинного драматизма, героики, эпической широты. И все же чаще всего их эмоционально-тематическую основу составляет лирика, поскольку по своей творческой направленности Осмонов, прежде всего, – лирик. Помнится, как тепло принимали слушатели на концерте во Всесоюзном доме композитора в Москве (1983) его песню «Каркыралар» («Журавли»). Музыка песни, ее эмоциональный строй наиболее типичны для творчества этого композитора – она покоряет глубиной чувства, искренностью, задушевностью. Подобные сочинения обычно запоминаются с первого прослушивания и надолго остаются в памяти. Таковы, например, его симфония «Ак-Мёёр», концерты для скрипки и для голоса с оркестром, симфонические поэмы, ряд инструментальных пьес, ансамблей, хоров, романсов. Вот как охарактеризовал творчество музыканта его коллега, композитор В. Роман:  «Музыкальным произведениям Осмонова свойственно особое “антивзрывчатое” эмоциональное состояние, гармоническая мягкость языка, теплота, проникновенность».
Сатылган Осмонов про­шел нелегкий жизненный путь, отмеченный постоянным творческим поиском. Он родился в 1938 году в семье колхозни­ка, в селе Кегеты, находящимся в живопис­ном уголке Чуйской долины. Здесь, среди привольных гор­ных пастбищ, цветущих са­дов и колосящихся нив про­шло его детство. Но судьба не баловала будущего компо­зитора: в два года он лишился матери, а еще через несколько лет погиб на фрон­те отец. Первое время воспитанием занимался дед, из­вестный в округе сказочник – «жомокчу». Часами слу­шал мальчик сказки и леген­ды, которые рассказывал ему дед. Они будили его вообра­жение, глубоко запечатлева­лись в памяти.
Еще когда Сатылган был в седьмом классе, его старший брат Азис как-то принес домой казахскую домру. Это был первый инструмент, на котором подросток научился играть по слуху. Позже он хорошо овладел и другими инструментами – комузом, мандолиной, гармоникой. Но больше всего любил Сатыл­ган петь. Он пел, аккомпани­руя себе на комузе, пел в школьном хоре, выступал на районных и областных смот­рах художественной самодеятельности.
Играть на комузе я научился благодаря Абдыкериму Тойгожоеву,  – вспоми­нает Осмонов, – он был лучшим в селе комузистом. Однако о музыке, как своей будущей профессии я тогда не думал. Любил петь. Помню, еще мальчишкой, когда оставался дома один, громко пел, чтобы не было страшно. Самым ярким музыкальным впечатлением детства было посещение оперного театра. Однажды учитель хи­мии, знавший о моем пристрастии к музыке и пению, взял меня с собой во Фрунзе. Оперный театр поразил меня своим великолепием, огнями, красками. Как назывался спектакль, я забыл, но под впечатлением услышанного сочинил марш и даже записал мелодию нотами. Позже, уже став профессиональным музыкантом, я обнаружил этот листок, проиграл мело­дию и понял, что был тогда на опере Верди «Аида» – уж очень мой первый «опус» походил на известный марш из «Аиды».
В 1958 году Сатылган  по­ступает во Фрунзенское му­зыкально-хореографическое училище им. М. Куренкеева наотделение кыргызских народных инструментов. В конце первого курса он ув­лекся композицией. Первым сочинением была песня на слова Б. Керимбаева «Сакманчын болуп калайын». Позже эта песня вошла в ре­пертуарный сборник, выпущенный издательством «Кыргызстан». Успехи моло­дого музыканта были столь обнадеживающие, что два года спустя он зачисляется на теоретико-композиторское от­деление.
Учился Сатылган у видного кыргыз­ского композитора, Мукаша Абдраева, который оказал большое влияние на своего ученика, формирование его творческого облика. Теоретические предметы изучал под руко­водством не менее известного в те годы, выпускника Московской консерватории, музы­коведа Владимира Янковского. В училище Осмоновым был написан ряд песен, романсов, ин­струментальные миниатюры. Его дипломная работа – кантата на слова К. Акаева «Жалындуу жаштык» («Пламенная юность») получила высокую оценку государст­венной комиссии.
Сразу после училища Осмонов поступил на компо­зиторский факультет Таш­кентской консерватории, в класс профессора Г. Мушеля. Учебу в консерватории (за­очно) он совмещал с пе­дагогической работой: пре­подавал теоретические дис­циплины в Ошском, а затем во Фрунзенском музыкаль­ных училищах. В эти годы им были написаны сюита для симфонического оркестра, скрипичный концерт, цикл романсов на слова кыргыз­ских поэтов, соната для скрипки и фортепиано, хоры и песни.
После окончания консер­ватории Осмонов работал преподавателем кафедры теории и композиции в Кыргыз­ском государственном инсти­туте искусств им. Б. Бейшеналиевой, совмещая эту работу с творческой деятельностью. Позже он был назначен директором одной из городских музыкальных школ, что, естественно, тут же отразилось на его творчестве: композитор стал писать музыку для педагогического репертуара музыкальных учебных заведений республики, среди которых следует выделить цикл полифонических пьес для фортепиано.  В те годы были созданы и более значительные произведения – се­ренада  для струнного орке­стра, концерт для голоса (1971), концерт-рапсодия для вио­лончели с оркестром (1973) и, нако­нец, программная симфония «Ак-Мёёр» (1974), написанная по мотивам одноименной поэмы С. Эралиева. Сочинения Осмонова были исполнены и получили положительную оценку на пленуме Союза композиторов Киргизии (1972), посвященном  творческой молодежи. «Осмонов – композитор ярко выраженного лирического дарования, он мыслит в музыке вполне национально, основываясь на интонационных формулах народной песенности. Оба его концерта (скрипичный и для голоса с оркестром. – А. К.) привлекают эмоциональной заразительностью…», – писала критик из Москвы А. Богданова.
По форме – это классический четырехчастный цикл, в котором доступными музыке средствами повествуется от трагической судьбе красавицы Ак-Мёёр, разлученной с ее возлюбленным юношей Болотом и насильно выданной замуж за старика Джантая. Однако композитор сосредоточил основное внимание не на «пересказе» основной фабулы легенды, а на ее лирической стороне. Поэтому в музыке симфонии доминируют лирико-эпические темы, раскрываются чувства влюбленных, их переживания, страдания и мечты. Но конец симфонии оптимистичен. Композитор как бы утверждает: настоящая любовь бессмертна.
Наряду с произведениями крупной формы Сатылган Осмоно­в сочинил пьесы для различных музыкальных инструмен­тов, камерные ансамбли, пе­сни и романсы. В 1972 году он написал песню на слова К. Акиева «Ильич элеси» («Об­раз Ильича»), которая на Всесоюзном конкурсе, посвященном 50-летию образова­ния СССР, была удостоена третьей премии.
В  1980 году Осмонов сочинил  Балладу для фор­тепиано, сразу привлекшую внимание исполнителей. В это же время шла интенсивная работа над дет­ской оперой «Кычан», в ос­нову которой положена одно­именная повесть Ш. Бейшеналиева о кыргызском пио­нере Кычане Джакыпове. Вскоре опера была завершена, одобрена членами экспертной комиссии Министерства культуры республики и рекомендована к постановке. Следующим значи­тельным произведением яви­лась Поэма для симфоничес­кого оркестра (1982). В этом сочинении Осмонов предстал уже как зрелый мастер. Произведение отличало эпическая широта, об­разность, красочность парти­туры. В числе его других работ этого периода можно назвать Второй концерт для скрипки с оркестром (1984), Трио (1984), хоры без  сопровожде­ния, песни и, конечно же, оперу «Сепил» («Крепость»). Об этом сочинении следует сказать подробнее.
Опера была написана на либретто известного поэта Жолона Мамытова. Работа над сочинением, начавшаяся еще в 1969 году, по различным причинам неоднократно прерывалась. В 1984 году она была представлена авторами – композитором и либреттистом – на Республиканский конкурс на лучшую кыргызскую оперу и балет, посвященный 60-летию образования Кыргызской Республики. Хотя сочинение и не было отмечено премией, оно получило положительную оценку жюри и было рекомендовано к постановке на сцене Кыргызского академического театра оперы и балета им. А. Малдыбаева. Но свет рампы опера увидела лишь в декабре 1987 года.
Действие в опере происходит в разрозненных кыргызских ханствах в эпоху средневековья. Одолев в кровавой битве врага, в крепость врываются войска Хана. Вскоре он уже празднует победу над своим противником – Коргон-ханом, отказавшему выдать за него свою красавицу-дочь. Теперь уже ничто не мешает осуществлению планов захватчика, и он берет дочь поверженного хана себе в жены. Молодая женщина клянется отмстить убийце отца. Она расчетливо идет к достижению своей цели, начав с обольщения жестокого и чванливого военачальника Кошун-башчи. С его помощью Ханша надеется разделаться с ненавистным мужем. Далее, прибегнув к клевете, она устраняет придворного мудреца Даанышмана – честного и благородного человека, искренне переживающего за судьбу своего отечества. По приказу хана Даанышмана заключают в подземную темницу-зиндан. Теперь на пути Ханши становятся отважный полководец Туйгун-батыр и его возлюбленная – кроткая и добродетельная сестра хана Акбийке. Они тоже попадают под немилость правителя. В конце оперы Хан и его приспешники гибнут, объединившиеся кыргызские племена одерживают победу над врагом.
Тема объединения народа, братства и дружбы красной нитью проходит через все произведение. Силы добра побеждают, так как все понимают, что сила народа – в его единстве. В этом отношении «Сепил» близка к шедевру русской оперной классики – «Князю Игорю» А. Бородина.
Музыка оперы рождалась в творческих муках и исканиях. Композитору приходилось нелегко – сказывалась недостаточность опыта работы в данном жанре, отсутствие необходимых знаний, ведь в консерваториях, как правило, не учат как писать оперы. Но Осмонов трудился, не жалея сил и времени. Наконец к 1984 году титанический труд был завершен. Сейчас с уверенностью можно сказать, что этот труд увенчался успехом. Музыка оперы глубоко образна, колоритна, мелодична. И самое главное: весь музыкальный материал оперы – авторский. Композитор не прибегает к фольклорным темам (как это было в первых кыргызских операх), но, тем не менее, его музыка несет в себе явно выраженный национальный колорит. Он ощущается в мелодике, метроритмике, гармонии, в методах развития тематического материала и даже в оркестровке. В качестве примера можно привести увертюру, построенную на трех темах из оперы – лейтмотива Даанышмана, лирической темы Туйгун-батыра и Акбийке и темы битвы.
Стремясь к разнообразию музыкального материала, композитор обращался не только к традиционным оперным формам, но и смело внедрял сравнительно редко используемые в операх жанры, в частности, полифонические. Таковы, к примеру, оркестровая пассакалия, играющая роль музыкального антракта между прологом и первым действием, или же дуэт Туйгун-батыра и Акбийке, написанный в форме канона.
Важную роль в музыкальной драматургии оперы играют лейтмотивы, характеризующие тех или иных действующих лиц или события. Это в значительной мере способствует органичной цельности произведения, помогает зрителю ориентироваться в музыкальном материале. Все девять персонажей оперы – от Хана и Даанышмана до Нияза-ырчи и безумного Батыра-дуваны – получают исчерпывающую музыкальную характеристику. Каждому из них сопутствует определенный круг интонаций, гармоний, тембровых красок. Важную роль в драматургии оперы, в передаче эмоциональных состояний героев играет оркестр. Особенно очевидна его роль в сцене объяснения Даанышмана с Ханом в последней картине оперы. Тревожное тремоло струнных, зловещее звучание медных духовых инструментов, острые ритмы ударных подчеркивают драматичность происходящих событий, создают особую психологическую атмосферу.
Театр поставил оперу в короткий срок, однако, сам процесс работы был довольно напряженным и не совсем обычным: трудились все, как композитор, либреттист, дирижер, так и постановщики, исполнители. Уже в самом начале работы стало ясно, что в оперу необходимо внести некоторые изменения: что-то убрать, кое-что досочинить, отдельные фрагменты переоркестровать, либо поменять местами и так далее. Много сделал для создания полноценного, колоритного спектакля главный дирижер театра Владимир Щесюк. Имея большой опыт работы в музыкальном театре, хорошо зная специфику оперы, дирижер сразу увидел слабые стороны сочинения и помог композитору устранить их, принимая в этом процессе самое непосредственное участие. Вместе с Щесюком над постановкой оперы трудились также режиссер М. Ахунбаев, художник М. Сыдыкбаев, хормейстер А. Шен, балетмейстер Б. Алимбаев. В спектакле были преимущественно заняты ведущие солисты театра, однако, во второй состав входило немало представителей артистической молодежи.
Кроме творческой и педа­гогической деятельности Сатылган Осмонов находил время и для общественной работы. Его часто можно было увидеть  на встречах творческой интеллигенции с рабочими, тружениками полей, военнослужащими. Он был инициатором и непосредственным участником музыкально-образовательных передач по телевидению, выступал как рецензент произведений своих коллег. В 1979 году Осмонов был избран членом правление Союза композиторов Киргизии; позже стал ее ответственным секретарем, а затем и председателем.
В начале 90-х годов после распада Советского Союза, композитор, как и большинство его коллег, писал мало. Стимул к творчеству дал государственный заказ, полученный музыкантом в 1995 году от правительства республики на создание музыки к театрализованной постановке, приуроченной к празднованию тысячелетия эпоса «Манас». Осмонов работал с большим творческим подъемом. Заказ был выполнен в срок. Музыка получила одобрение экспертной комиссии, с большим успехом прозвучала на юбилее, а труд автора был отмечен премией. Это событие побудило композитора к активизации деятельности – он приступил к работе над оперой «Джусуп Баласагунский». В 2000 году она была завершена, но опера так и не увидела свет рампы: экономические трудности не позволили театру найти необходимые средства на ее постановку. Другой бы музыкант опустил руки, но Сатылган был не таков, он просто не мог жить без музыки, без творчества. И композитор приступил к созданию одночастной программной симфонии «Уркун» («Смятение»), посвященной трагическим событиям 1916 года. В 2006 году новое сочинение было исполнено и записано на пленку симфоническим оркестром под управление Р. Осмоналиева. За симфонией последовал цикл романсов на слова Асана Жакшылыкова. Первый цикл, состоящий из четырнадцати романсов, прозвучал в феврале 2007 года в Малахитовом зале Кыргызской оперы и получил восторженный прием слушателей.
Напряженная творческая деятельность подорвала здоровье музыканта. Однако, едва оправившись от болезни, он приступил к работе над вторым циклом романсов, в который вошло одиннадцать вокальных миниатюр. Таким образом, образовался большой цикл, состоящий из 25 романсов – одно из высших достижений композитора в области вокальной лирики.
В 2008 году общественность республики торжественно отметила 70-летие Сатылгана Осмонова. Состоялся большой концерт из произведений композитора, подлинным украшением которого стал цикл романсов на слова А. Жакшылыкова.
Заслуженный деятель искусств С. Осмонов является лауреатом Международной премии им. А. Малдыбаева (1990) и Республиканской премии им. М. Абдраева (2007).
Кузнецов А.Г. – музыковед, засл. деятель культуры КР,
кандидат философских наук


Союз Композиторов Кыргызской Республики
© 2019