Одним из ведущих кыргызских композиторов, продолжателем традиций основоположников кыргызской симфонической музыки А.Тулеева, А.Аманбаева, С.Медетова, М.Абдраева и др. является Алтынбек Джаныбеков. Народный артист Кыргызской ССР (1995),   Заслуженный деятель искусств Кыргызской ССР (1979), профессор (1995),член КПСС с 1965 года.
Алтынбек Джаныбеков родился (15 июня 1934 года) в селе Ала-Арча Аламединского района. С детства участвует в художественной самодеятельности. В 1952 г. поступает в Кыргызское государственное музыкально-хореографическое училище им. М.Куренкеева по классу вокала. Во время учебы появляются первые сочинения: романсы, песни, пьесы. Он посещает кружок молодых композиторов у преподавателя П.Шокальского. Занятия композицией продолжаются у М.Абдраева и А.Тулеева. В 1957 г. А.Джаныбеков поступает в Казахскую государственную консерваторию им. Курмангазы на теоретико-композиторский факультет и в 1962 г. заканчивает ее по классу композиции известного казахского композитора, профессора Е.Брусиловского.
В годы учёбы в консерватории А.Джаныбековым созданы произведения, которые явились этапными в его творчестве – фортепианное трио, хоровая сюита а капелла, симфоническая поэма памяти Героя Советского Союза Д.Шопокова. Дипломной работой композитора стал концерт для фортепиано с оркестром, который явился первым сочинением данного жанра в кыргызской музыке. 
С 1962-1965 гг. А.Джаныбеков работает главным редактором музыкального вещания Госкомитета Кыргызской ССР по телевидению и радиовещанию, совмещая ее с преподавательской деятельностью в музыкально-хореографическом училище им. М.Куренкеева по композиции. С 1965 г. композитор в течение двух лет проходит стажировку в Московской государственной консерватории им. П.Чайковского в классе профессора А.А.Николаева. В 1967 г. А.Джаныбеков возвращается в Кыргызстан и занимается педагогической деятельностью в институте искусств на кафедре теории и композиции,  одновременно работает в училище. В 1981 году А.Джаныбекову присваивается звание доцента.
С 1993 – 2010-е годы А.Джаныбеков неизменно посвятил себя педагогической деятельности, работая профессором на кафедре композиции Национальной консерватории.   
А.Джаныбеков активный участник музыкально-общественной жизни республики. Его неоднократно избирают членом жюри республиканских конкурсов, фестивалей, смотров. Большое внимание он уделяет развитию самодеятельного искусства, а также  подготовке музыкальной молодежи республики. Награждается многочисленными медалями и грамотами.
А.Джаныбеков награждён медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина» (1970) и медалью ВЦСПС за активную работу в развитии самодеятельного искусства Кыргызстана (1978), Почётными грамотами ЦК ВЛКСМ, Верховного Совета Кыргызской ССР. В 1986 году избран членом Центральной ревизионной комиссии Союза композиторов СССР и членом правления Союза композиторов Кыргызстана (1987), награжден медалью «Ветеран труда» (1988). В честь 55-ой годовщины со дня формирования Панфиловской дивизии в 1996 году был написан «Гимн Панфиловцев» на сл. Народного поэта С.Жусуева. Композитор признан решением жюри лауреатом Республиканского фестиваля «Патриотическая песня», посвященная вручению «Боевого знамени» Министерства национальной безорасности. Он также написал «Марш Национальной гвардии» Кыргызской Республики на сл. Народного поэта КР С.Жусуева и был награжден юбилейной медалью Национальной гвардии КР (2005). В 1995 году А.Джаныбеков был награжден памятной медалью «1000 лет эпосу «Манас». Член Союза композиторов СССР с 1967 года.
А.Джаныбеков выпустил около 25 композиторов: А.Мырзабаев, В.Гусев, Т.Дооронов, А.Джаркынбаев, И.Аманбаев, А.Джээнбаев, Э.Маданбеков, М.Осмонов, К.Эралиева и др., которые являются членами СК СССР и Республики.  
Творчеству А.Джаныбекова характерна глубокая национальная почвенность музыки. Композитор создает свой авторский стиль, близкий по духу и принципам кыргызскому фольклору. Особенности формы, гармонии, метро-ритма, лада, интонационное строение тематизма и т.д. – все это составляет специфику его музыкального языка. Образному строю его произведений характерна обостренная экспрессия эмоциональных состояний, яркость, контрастность сопоставляемых эпизодов, красочность гармонического языка. Музыкальная драматургия его произведений базируется на сочетании принципов народной музыки (жанровая контрастность лирико-драматических и эпических эпизодов) и элементов формообразования западноевропейской музыки (сонатная форма, варианты трехчастности, рондальность). Это в значительной степени способствует формированию специфически-национальных черт в структуре произведений, обогащая их достижениями классических форм.
     Творчество А.Джаныбекова разнообразно в жанровом отношении, но ведущее место в нём занимает симфоническая  музыка. Им создано немало произведений в этом жанре. К ранним из них относятся - симфоническая поэма «Памяти Героя Советского Союза Д.Шопокова» (1961), концерт для фортепиано с оркестром (1962), Симфонические танцы (1968).
Симфония «Памяти Токтогула Сатылганова» (1967) – одна из первых кыргызских симфоний. Этот масштабный четырехчастный симфонический цикл был создан под впечатлением музыкально-поэтического творчества Токтогула Сатылганова, яркой и необычной биографии поэта. В произведении ощущается почти сюжетный ход музыкального развития. Так, первая часть симфонии воспринимается как обобщённое выражение жизни поэта: юность, уход на каторгу, постепенно назревающий перелом в сознании Токтогула. Вторая и третья части вносят красочный жанровый контраст в драматургию симфонии. Это воспоминание о родной земле. Музыка полна глубокой тоски, печали и в то же время в ней передан несломленный, жизнеутверждающий дух акына-борца. В финале и коде симфонии (возвращение Токтогула на родину и ликование народа) обобщённо-сюжетная линия произведения получает своё продолжение и завершение. А.Джаныбеков стал первым композитором-кыргызом, кто создал крупное симфоническое произведение, навеянное драматической личностью акына.
В симфонии «Памяти Токтогула Сатылганова» (1967) композитор использует известные темы и мелодии күү Токтогула и Мусы Баетова. Здесь звучит динамичный, темпераментный «Кербез», задорный и веселый «Тогуз Кайрык», знаменитая «Туткун ыры» («Песня узника») М.Баетова на стихи Токтогула. Лирические темы симфонии также вобрали в себя интонации его песен, полных взволнованной печали, тонкого и проникновенного чувства («Арман», «Арман Кербез», «Алымкан»).
Композитор свободно и разнообразно использует музыкальный материал первоисточника: от более или менее точного его изложения до полного растворения в партитуре симфонии характерных ритмоинтонационных черт музыкального наследия Токтогула.
Масштабная и монументальная симфония №1 А. Джаныбекова сочетает в себе черты лирико-драматического, народно-жанрового и картинно-эпического симфонизма. Она представляет собой пример глубокого постижения национального музыкального фольклора и мастерского претворения его в таком жанре как симфония.
В 1970-е гг. создаются: симфоническая поэма «Мой Кыргызстан» (1972), симфонические увертюры №1 (1972), №2 (1973), №3 (1974), симфония №2 «Земля моих предков» (1977, вторая редакция – 1982), симфонические картины (1983). Во второй симфонии «Земля моих предков» автор не использует цитатный материал, но музыкальная ткань симфонии пронизана интонациями кыргызского фольклора.
Продолжая традиции классиков советской и кыргызской музыки композитор А.Джаныбеков показал в симфоническом жанре замечательный образец творческого осмысления и симфонического обобщения кыргызского музыкального наследия.
А.Джаныбеков плодотворно работает и в других жанрах: камерно-инструментальном,  вокальном и вокально-хоровом.  
Инструментальное творчество разнообразно по масштабам и образному содержанию. Каждое произведение несёт на себе печать  жанровой определённости и тесно связано со спецификой национального мышления. Фольклорные принципы коренным образом определяют  особенности формы, тематизма, метро-ритма, ладо-гармонических приёмов инструментальных пьес. К примеру, в фортепианных произведениях композитора фольклорные принципы формообразования составляют основу структуры. А.Джаныбеков активно использует принцип сопоставления контрастных жанровых зарисовок, а также вариационно-вариантные приёмы развития тематического материала.  
  Значительное место в творчестве композитора занимают вокальные жанры. Тонкая сопряжённость музыки и поэзии, мелодическое богатство, опора на народно-песенные традиции кыргызского фольклора характерны для его вокальных произведений -  будь то песня, романс, хоровая сюита или кантата. Многообразные в жанровом отношении, вокальные сочинения А.Джаныбекова пользуются неизменной популярностью у слушателей.
В творчестве Народного артиста Кыргызской ССР, профессора  А.Джаныбекова нашли продолжение лучшие традиции кыргызского профессионального искусства, заложенные его предшественниками – народными и профессиональными композиторами. Им написано около 200 произведений на разные жанры.   
Основные сочинения

Симфонические: Симфонии: Памяти Токтогула Сатылганова №1 (1967), «Земля моих предков», №2 (1977, вторая редакция – 1982); симфонические поэмы: Памяти Героя Советского Союза Д.Шопокова (1961), «Мой Киргизстан» (1972); Симфонические увертюры: №1 (1972), №2 (1973), №3 (1974); Симфонические картины (1983); Симфонические танцы (1968); концерт для фортепиано с оркестром (1962); вокально-симфонические: кантаты – «Мы идём к коммунизму» (1959); «Слава тебе, партия» (1986); камерно-инструментальные: фортепианное трио (1958), квартет для деревянных духовых и валторны (1973), 6 прелюдий для фортепиано (1980), сонаты для фортепиано №1 (1981), №2 (1984); камерно-инструментальные пьесы соло и с фортепиано, фортепианные произведения; вокальные: хоровая сюита «Ала-Тоо» (1958), сюита для хора а капелла (1959), хоровая поэма «Перед рассветом» (на стихи А.Токомбаева, 1972), три хора а капелла (1980), хоры а капелла и с сопровождением; песни, романсы, марши, музыка к спектаклям.

Нотография

Поэма; Прелюд; Анданте; Молодёжный марш; Кыргызский танец; Токката. – В сб.: Фортепианные произведения. Фрунзе: Кыргызстан, 1972; Солнце (Күн). – В сб.: Киргизские мелодии (Кыргыз обондору). Фрунзе: Кыргызстан, 1973; Песнь Октября (Октябрь ыры). – В сб.: Цветущий Киргизстан (Гүлдөгөн Кыргызстан). Фрунзе: Кыргызстан, 1974; Токтогульская ГЭС (Токтогул ГЭСи). – В сб.: Споёмте, друзья (Ырдайлы достор). Фрунзе: Кыргызстан, 1976; 13 песен на стихи кыргызских поэтов. – В сб.: Песни и романсы (Ырлар жана романстар). Фрунзе: Кыргызстан, 1978; Прелюдия; Кыргызский танец; Анданте. – Альбом фортепианных пьес киргизских композиторов. Фрунзе: Мектеп, 1979; Детские пьесы. – В сб.: Детские пьесы композиторов Киргизии. М.: Советский композитор, 1984; Молодой горнист; Родная земля; Сказка; Песня; Думы; Белые ночи; Ритмы времени; Воспоминания о селе; В горах; Прелюдии №1, №2, №3, №4, №5, №6; Ноктюрн; Концертное скерцо; Фортепианная поэма; Соната. – В сб.: Избранные произведения для фортепиано. Фрунзе: Кыргызстан. 1984.
Библиография

Алагушов Б. Автор “Героической поэмы.” – Ленинчил жаш, 1962, 16 сентября; Алагушов Б. А. Жаныбеков. – В кн.: Кыргыз композиторлору. Фрунзе: Киргосучпедгиз, 1964, с.175-177; Асанбаев К., Жээнбаев А. Композитор А. Жаныбеков. – В сб.: Кыргызстандын музыкалык маданияты. Фрунзе: Кыргызстан, 1975, с.152-161; Баялиева Ч. Симфония памяти Токтогула. – Советская Киргизия, 1986, 22 июля; Дюшалиев К. Новая симфония А.Джаныбекова. – Советская Киргизия, 1977, 23 апреля; Епифанова Р. Творческий отчёт композитора. – Советская Киргизия, 1972, 4 апреля; Маматова Дж. Мелодии созданы душой. – Комсомолец Киргизии, 1984, 16 июня; Орловский В. Фортепианный концерт. А.Джаныбекова. – Советская Киргизия, 1970, 8 июля; Уметалиева – Баялиева Ч. Мастера – симфонисты. Глава “Алтынбек Джаныбеков” в книге “Творческие портреты мастеров профессионального искусства Кыргызстана”. – Бишкек, 2010, с.215-221; Эсенгулов И. Молодой композитор. – Советская Киргизия, 1962, 23 октября; Ямпольский И.М. Советские композиторы и музыковеды. Справочник в 3-х томах, т.1. М.: Советский композитор, 1978, с.209.  
                      Баялиева-Уметалиева Чынар, музыковед, доктор культурологических наук


Союз Композиторов Кыргызской Республики
© 2019