Таштан Эрматов – выдающийся кыргызский композитор, один из основоположников кыргызской симфонической музыки.  Заслуженный деятель искусств Кыргызской ССР (1974). Профессор (1987).
Таштан Эрматов прошел тернистый путь к вершинам музыкального мастерства и профессионализма. Он родился (18 ноября 1928 года) на юге Кыргызстана в селе Ак Баш Сузакского района Ошской области. Рано остался сиротой. Приобщение к музыке начал в детском доме в г. Пржевальске (с 1934 года), где он играл в духовом оркестре. С юношеского возраста совмещал трудовую деятельность с музыкальной. Так, с  1942-1944 гг. учится в ремесленном училище, по окончании которого получает специальность токаря.  В 1944 г. во время смотра художественной самодеятельности Т.Эрматов был приглашен в Киргосфилармонию в качестве воспитанника и певца хора. В это же время он одновременно занимается в Кыргызском государственном музыкальном училище им. М.Куренкеева по классу контрабаса Н.П.Алексеева; теоретические дисциплины проходит у Р.Г.Мироновича.
В 1947 году Т.Эрматов поступает в национальную студию при Московской государственной консерватории на вокальное отделение. В 1949 году он создаёт свои первые произведения и показывает их, тогда ещё преподавателю кафедры теории музыки Московской государственной консерватории,  Теодору Фридриховичу Мюллеру, который рекомендует его начать обучение на композиторском отделении. Закончив студию в 1953 году, в 1954 году Т.Эрматов поступает на теоретико-композиторский факультет Московской консерватории в класс профессора А.Н.Александрова – прославленного советского композитора и педагога. В 1956 году занимается у выдающегося   советского композитора Ю.А.Шапорина, а в 1957 году – у  виднейшего советского композитора и музыковеда С.С.  Богатырёва. Занятия у ведущих советских российских композиторов и педагогов, среди них – С.С.Скребков (полифония), С.В.Евсеев (музыкальная теория), А.Ф.Мутли (гармония), Н.П.Раков (инструментовка), Д.Р.Рогаль-Левицкий (оркестровка) и др., позволили молодому композитору получить фундаментальные знания и практические навыки, благодаря чему были заложены основы высокого профессионализма. Уже в стенах консерватории появляются сочинения, которые войдут в список его лучших произведений в области симфонического и камерно-инструментального жанров. Так, будучи студентом Московской консерватории, он создает «Сюиты на киргизские темы» (1954), «Воспоминание об аиле» (1955), «Симфоническую поэму ре мажор» (1954), а также сонату для фортепиано (1953).
   В 1958 году Т.Эрматов возвращается в Кыргызстан, прервав занятия по состоянию здоровья. В 1967 году он заканчивает Московскую консерваторию по классу В.Г.Фере и направляется в распоряжение Министерства культуры Кыргызской ССР, где работает в репертуарно-редакционной коллегии, после чего он становится музыкальным редактором на киностудии «Кыргызфильм». В 1973 году Т.Эрматов начинает педагогическую  деятельность в Кыргызском государственном институте искусств, став преподавателем кафедры теории и композиции. С 1975 г. ведет класс композиции, а в 1978 г. назначается заведующим кафедрой композиции. С 1979 года – доцент. С 1987 г. – профессор кафедры композиции, с 1993 г. – профессор Кыргызской национальной консерватории.
         Член Союза композиторов СССР с 1969 года.
         Член Союза кинематографистов СССР с 1974 года.
         С 1977 по 1987 годы Т.Эрматов избирался членом правления Союза композиторов Кыргызстана.
         Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР в 1978 году.
Музыка Эрматова обладает такими притягательными свойствами как глубокая эмоциональность, темперамент, драматический накал, сердечность и романтическая взволнованность. Т.Эрматов – автор многочисленных музыкальных произведений в самых разных жанрах. Он одинаково убедителен в сонате и романсе, в симфонической поэме и кантате.
Таштан Эрматов – всеми признанный мастер симфонического жанра. Он по праву считается одним из родоначальников симфонической музыки в Кыргызстане. Его имя стоит в одном ряду с такими выдающимися деятелями кыргызского музыкального искусства как В.Власов, В.Фере, А.Тулеев, А.Аманбаев, М.Абдраев  и др. Уже самые ранние сочинения композитора заявили о нем как о ярком, самобытном авторе, тонко чувствующем специфику симфонического жанра, хорошо понимающего родной фольклор, художника с красочной музыкальной палитрой. Композитором создано свыше десяти симфонических полотен.    
Начав свою профессиональную деятельность еще в первую половину 50-х гг. ХХ в., на заре кыргызской профессиональной музыкальной культуры, Т.Эрматов вместе с А.Тулеевым, А.Аманбаевым, С.Медетовым закладывает первые кирпичики в здание кыргызского симфонизма. Его студенческие работы («Сюиты на киргизские темы», «Воспоминание об аиле», «Симфоническая поэма ре мажор»), наряду с «Героической поэмой» А.Тулеева, «Праздничной увертюрой» С.Медетова заявили о рождении блестящего таланта, о появлении целой плеяды далеко идущих композиторов. Годы упорного труда и творчества шлифовали и совершенствовали мастерство композитора. Подлинными шедеврами национальной музыкальной классики стали его «Драматическая поэма» (1967), «Симфоническая поэма си минор» (1965), «Иссык Куль» (1969), симфоническая картина «Сон» (1964), «Күү» для симфонического оркестра, написанные в зрелые годы (1975, 1976), в которых композитор, следуя симфоническим традициям русской и европейской музыки, выработал свой собственный стиль.
Одно из ранних сочинений композитора симфоническая сюита «Айыл элестери» («Воспоминание об аиле», 1955 г.). В ней -  аромат родного края, живописные зарисовки нехитрых аильских затей. Она была написана под впечатлением картины выдающегося советского и кыргызского художника Семена Афанасьевича Чуйкова «Утро». Это были годы учебы вдали от родных мест, и автор выразил в ней горячую тоску и душевную преданность своему краю.
В «Драматической поэме» (1967) для симфонического оркестра Эрматова сосредоточены наиболее характерные, типические черты его художественного стиля. Это умение мастерски «лепить» крупную симфоническую форму, наполнив ее большим содержанием драматического действия. Опираясь на сюжет кыргызской легенды «Карагул Ботом», композитор создает большую симфоническую поэму - притчу, в которой зримо предстают музыкальные образы–персонажи, их жизнь, столкновение и трагическая развязка.
Значительны и другие симфонические опусы Т.Эрматова. Фундаментальна и интересна по музыке «Симфоническая поэма си минор» (1965). Здесь автор показал себя как мастер полифонического письма. Поэма насыщена фугированным и каноническим изложениями, имитациями. В ней также сквозное развитие получает образ гор, воплощающий философскую тему мгновения и вечности бытия. Композитор использует многочисленные фольклорные интонации – от динамичных комузных күү до лирической песенности в духе народных напевов.
Каждое симфоническое произведение Т.Эрматова (монументальные «Драматическая поэма», «Поэма си минор», симфоническая картина «Сон», блестящий, эффектный, богатый контрастами «Күү») несет на себе печать самобытного таланта и неповторимого творческого почерка автора.
Большое место в творчестве композитора занимают вокально-симфонические жанры. Это кантата «Ленинский путь» (1967),  которая с большим успехом была исполнена в 1958 г. на II декаде кыргызского искусства и литературы в Большом зале Московской консерватории. Она была восторженно встречена публикой и получила благожелательные отзывы в центральной прессе. Другая – вокально-симфоническая поэма «Ленин в сердцах народов» (1970),в которой автор поднимает гражданственно-патриотические темы.  Хоровые произведения стали настоящим художественным откровением для кыргызского музыкального искусства.
Т.Эрматов плодотворно работает и в области камерно-инструментального жанра, являясь родоначальником некоторых видов этого искусства в кыргызской музыке. Так, им созданы сольные и камерно-инструментальные сонаты: соната для фортепиано (1953), соната для виолончели и фортепиано (1967), циклы прелюдий для фортепиано, произведения для отдельных инструментов соло и фортепиано. Особо хочется отметить сонату для виолончели и фортепиано. Яркий, рельефный тематизм, интенсивность развития музыкального материала, полнокровная, богатая внутренним движением фактура как партии фортепиано, так и виолончели – делают ее примечательной среди других сочинений кыргызской камерно-инструментальной музыки.
Т.Эрматов одним из первых пишет прелюдии для фортепиано. Годы, проведенные в Московской консерватории, в классе профессора А.Н.Александрова, большого музыканта и блестящего пианиста, не прошли даром для молодого композитора. Истоки его фортепианных миниатюр восходят к русской музыкальной классике. Тонкое переплетение голосов, красота мелодической линии, волнообразное нарастание музыки, кульминации-вершины – все это делает его продолжателем русской фортепианной музыки, а именно рахманиновских традиций.
Много песен и романсов написано композитором Т.Эрматовым. Здесь и гражданственно-патриотические темы («Ленин десем»), лирические («Кызыл гүл», «Күтүү», «Келсем жоксуң»), шуточные («Дильбар»). В патриотических песнях Эрматов демонстрирует крупный штрих, плакатный, декларативный стиль, в романсах же он выступает как тонкий лирик, знаток человеческой души.
На протяжении всего творческого пути Т.Эрматов пишет музыку к кино: документальному, художественному, музыку к спектаклям. Такие известные художественные киноленты как «Небо нашего детства» (1967г., реж. Т.Океев), «Уркуя» (1972г., реж. Т.Океев), «Улан» (1977г., реж.Т.Океев),  «Золотая осень» (1980г., «Кыргызфильм») и др. завоевали большую любовь у зрителей. Безусловно, этому способствовала талантливая, высокохудожественная, глубоко национальная музыка выдающегося композитора.
Основные сочинения

Симфонические: Сюита на кыргызские темы (1954), сюита «Айыл элестери» («Воспоминание об аиле» - 1955), сюита «Утро в горах» в 3-х частях, Вторая симфоническая сюита (1958), поэмы – Ре мажор (1954), си минор (1965), «Драматическая» (1967), «Иссык – Куль» (1969); картина – «Түш» («Сон» - 1964), Күү для симфонического оркестра (1975, 1976), Күү «Мункануу» (1977); вокально-симфонические: кантата «Ленинский путь» (1967), поэма «Ленин в сердцах народов» (1970), поэма «Кыргызстан»; камерно-инструментальные: соната для фортепиано (1953), «Романс» для скрипки и фортепиано (1953), соната для виолончели и фортепиано (1967), Аллегро для виолончели и фортепиано (1967), «Концертное аллегро» для виолончели и фортепиано (1979), струнный квартет, прелюдии для фортепиано, пьесы для различных инструментов соло и с фортепиано; для хора аcapрella: «Жайнай бер, менин Кыргызстаным» (сл. С.Жусуева, 1972), «Айлуу түн» (сл. Т.Самудинова, 1978), «Жазгы жамгыр» (сл. К.Бобулова, 1978);  музыка к фильмам: «Великий эпос» (док., 1962г., реж. Л.Турусбекова),  «Горное ожерелье» (док., 1969г., реж. Т.Океев), «Советский Кыргызстан» (док., реж. Л.Турусбекова), «Рождение песни» (1962., реж. Ю.Герштейн), «Небо нашего детства» («Пастбище Бакая», 1967г., реж. Т.Океев), «Уркуя» («Поклонись огню», 1972г., реж. Т.Океев), «Поле Айсулу» (1976г., реж. У.Ибрагимов), «Улан» (1977г., реж. Т.Океев), «Золотая осень» (1980г., «Кыргызфильм»); музыка к спектаклю «Знаю я, знают горы» Б.Омуралиева (1960-е гг.); романсы, песни, хоры, фортепианные пьесы для детей.  
Статьи: «Волшебный мир музыки». – Кыргызстан маданияты, 1985, 28 февраля, с.3; «Кафедра композиции КГИИ им. Б.Бейшеналиевой в культурной жизни республики». – В сб.: Актуальные задачи учебных заведений культуры и искусства республики по коммунистическому воспитанию молодёжи в свете решений XXVII съезда КПСС. Фрунзе, 1986, с. 197 – 198.
Нотография

Я – юный пионер. – В сб.: Антология советской детской песни (Песни композиторов Киргизии). Вып. 10. М.: Музгиз, 1962; Три прелюдии для фортепиано. – Муз. фонд, 1968; Ысык – Көлдүк бир кызга (Девушке с Иссык-Куля).В сб.: Песни Киргизии, Киiв: Музична Украiна, 1971; Пьеса для фортепиано (“Фортепиано үчүн”, A-dur. Муз. фонд, 1972); Партия, Ленин десем  (Когда я думаю о Ленине)В сб.: Гүлдөгөн Кыргызстан (Цветущий Киргизстан). - Фрунзе: Кыргызстан, 1974; Эрматов Т. Ырлар (Песни). “Жашоонун сенсиң кызыгы” (Ты – услада жизни); “Шүүдүрүм” (Иней); “Таберик” (Сокровенное); “Жол ыраак” (Дорога дальняя); “Күттүм сени” (Ждал тебя); “Түштүк кызына” (Девушке с юга); “Неге” (Почему); “Сени менен боломун” (Буду я с тобой); “Уккум келет” (Хочу слышать);“Ысык – Көлдүк бир кызга” (Девушке с Иссык – Куля).В сб.: Песни (Ырлар). Фрунзе: Кыргызстан, 1975; “Сен” (Ты)В сб.: Романсы и песни композиторов Киргизии для голоса с фортепиано. М.: Музыка, 1976); Три прелюдии. – В сб.: Альбом фортепианных пьес киргизских композиторов. Фрунзе: Мектеп, 1979; Концертное аллегро. – Пьесы советских композиторов для виолончели и фортепиано, вып 7. – Москва, 1979; Көл жатат. – Кыргыз композиторлорунун аваздык чыгармалары. Түзүүчүлөр: Асанбаев К., Чокиев Т. – Бишкек, 2009; Күн батат. – Кыргыз композиторлорунун аваздык чыгармалары. Түзүүчүлөр: Асанбаев К., Чокиев Т. – Бишкек, 2009; Келсем жоксуң. – Арии, романсы и песни из репертуара Кайыргүл Сартбаевой. – Бишкек, 2009.
Библиография

Абдраев М. С трибуны третьего Всесоюзного съезда композиторов. – Советская музыка, 1962, №7, с.29 – 43;
Абдраев М. С трибуны третьего Всесоюзного съезда композиторов. Советская музыка, 1962, №7. – С. 29-43;
Абышев К. Творческие портреты виднейших кыргызских композиторов. – Бишкек, 2009. – С. 107;
Алагушов Б. Дело жизни. – Вечерний Фрунзе, 1978, 28 ноября; Алагушов Б. Гордимся своими достижениями. – Музыкальная жизнь, 1977, №21 – С. 2-3;
Алагушов Б. Кыргыз композиторлору. – Фрунзе, 1964 – С. 167-170; Алагушов Б. Светлый талант. – Советтик Кыргызстан, 1978, 28 декабря;
Алыбаева М., Макеева Т. Кыргыз эл ырларынын тарыхынан. К.Тыныстанов атындагы ЫМУ. – УДК 78.78.01;
Асанбаев К. Берчи мага, жарым кашык музыка... – Кыргыз Туусу, 1 сентябрь 2009;
Баялиева Ч. Становление симфонического жанра в кыргызской музыке. – Ала-Тоо, 1984, №11, с.140-144;
Бегалиев М. Кузница музыкальных кадров навстречу времени. – Общественный рейтинг, 2009, 19 октября;
Вызго-Иванова И. Третье поколение действует. – СМ, 1970, №1;
Вызго-Иванова И. Вопросы становления симфонической музыки в Средней Азии и Казахстане. – Из истории музыки ХХ века. Москва, 1971;
Вызго-Иванова И. Симфоническое творчество композиторов Средней Азии и Казахстана. Ленинград – Москва, 1974;
Дюшалиев К. Кыргыз композиторлорунун вокалдык чыгармачылыгы (Вокальное творчество кыргызских композиторов). – Бишкек, 2002;
Епифанова Р. Симфоническая музыка Т.Эрматова. – Кыргызстан маданияты, 1978, 23 февраля, №9, с.12;
Жещинский А. Киргизское фортепианное искусство. – Советская Киргизия, 1984, 29 апреля;
Композиторы Кыргызской Республики. – Справочник. Сост. К.Дюшалиев. – Бишкек, 2008;
Кузнецов А. Творцы и интерпретаторы. – Бишкек, 2009 – С. 50-58;
Лузанова Е. Методические рекомендации к изучению темы “Музыка киргизского кино”. Для преподавателей и студентов высших и средних специальных музыкальных учебных заведений. – Фрунзе: Кыргызский государственный университет, 1991;
Мусаева Э. Зерна вечности. – Бишкек, 2008. – С. 312 – 318;
Мырзабеков А. Дети и музыкальное искусство. – Мугалимдер газетасы, 1982, 21 апреля;
Озеров А. Питомцы Московской консерватории. – Огонёк, 1950, №18 - С. 26;
Пантелирейз А. Эрматов Таштан Эрматович. – Композиторы Киргизии. – Фрунзе: Кыргызстан, 1982 – С. 135-137;
Пантелирейз А. Эрматов Таштан Эрматович. – Союз композиторов Киргизской ССР. – Фрунзе: Адабият, 1989 – С. 234 – 237;
Саалиева Н. “Ак булутка” ыйлаган акын менен обончу. – Аалам, №73, 30 октябрь 2008-ж.;
Салиева Д. И кюу, и симфонии ... – Музыкальная жизнь, 1982, №11, С. 2-4;
Склютовская Т. Киргизская камерно-инструментальная музыка. – Фрунзе: Адабият, 1989 – С. 42;
Уметалиева – Баялиева Ч. Мастера – симфонисты. Глава “Таштан Эрматов” в книге “Творческие портреты мастеров профессионального искусства Кыргызстана”. Часть 1. Авт.-сост. Дж.Т.Уметалиева. – Бишкек: Турар, 2010, С. 194-199;  
Янковский В. Киргизская ССР. – В кн.: История музыки народов СССР. М.: Советский композитор, Т.5, ч.2, 1974 – С. 255-258; Мера таланта. – Советская Киргизия, 1978, 21 ноября.

Баялиева-Уметалиева Чынар, музыковед, доктор культурологических наук


Союз Композиторов Кыргызской Республики
© 2019