Композитор Сейдалы Медетов оставил яркий след в истории музыки
Киргизстана. Прожив всего тридцать лет, он ушел из жизни в рассвете сил,
полный творческих замыслов и неосуществленных планов. Исключительная
музыкальная одаренность С. Медетова проявилась еще в ранние детские годы. Самостоятельно овладев игрой на комузе, он в двенадцать лет начал свою трудовую деятельность. А в двадцать один год Сейдалы Медетов стал членом Союза композиторов СССР…
Однако жизнь его не баловала. Осиротев в восемь лет, мальчик воспитывался в семье своего дяди – Акбалы Асанова. Его детство прошло в живописной Джумгальской долине – родине многих артистов и музыкантов. Здесь некогда жил веселый и находчивый острослов Куйручук, здесь прошли детские и отроческие годы выдающегося киргизского драматического актера
Муратбека Рыскулова… Больше всего на свете любил Сейдалы слушать игру народных музыкантов. Природные музыкальные способности: тонкий слух, хорошая память – помогали ему буквально «с лету» схватывать и тут же воспроизводить услышанное на инструменте. Даже убеленные сединами аксакалы удивлялись способностям мальчика.
Музыка властно притягивала к себе самородка. Не по годам серьезный, будучи еще учеником шестого класса, Сейдалы стал работать в Нарынском народном театре, а через два года он переехал во Фрунзе и был принят в состав оркестра народных инструментов Киргизской государственной филармонии.
Шел 1942 год. Большинство музыкантов филармонии ушли на фронт
и с оружием в руках защищали Родину. В оркестре остались одни
старики, но и их было мало. Тогда руководитель оркестра – ком-
позитор и дирижер П.Ф. Шубин – привлек для работы в оркестре
несколько одаренных подростков. Так в коллектив вошли буду-
щие композиторы – К. Молдобасанов, Н. Давлесов, С. Медетов,
а вместе с ними в оркестре играли прославленные мастера на-
родного искусства – Мураталы, Карамолдо, Атай, Ыбрай, Муса и
другие. Петр Федорович Шубин был для молодых музыкантов не
только руководителем коллектива, но и учителем, наставником,
старшим товарищем. Заметив незаурядное дарование своих пи-
томцев – Медетова, Молдобасанова, Давлесова, Кулболдиева, он
рекомендовал их для поступления в музыкальное училище.
Сейдалы поступил первым. Это случилось в 1944 году. Юно-
ша стал обучаться игре на виолончели в классе педагога Анатолия
Шмидта. Следует отметить, что в годы войны во Фрунзе находил-
ся в эвакуации Государственный симфонический оркестр Союза
ССР, и некоторые из музыкантов остались впоследствии работать
в Киргизии. В те годы в училище работали Р. Миронович, Т. Тро-
янский, П. Шокальский, Р. Хубларов, Д. Дубинская – все прекрас-
ные музыканты и педагоги. Сейдалы самозабвенно, не жалея сил
и времени, осваивал премудрости музыкальной науки. В свобод-
ные вечера ходил в оперный театр, на концерты. Очень любил
следить за дирижером, поражаясь, как один человек управляет
большим симфоническим оркестром. Когда же в училище от-
крылось дирижерское отделение, Медетов стал заниматься и по
второй музыкальной специальности. Класс дирижирования вел
Ростислав Георгиевич Миронович.
Вспоминает профессор К. Айтыгулов:
Мне довелось учиться вместе с Сейдалы Медетовым и во
Фрунзе у Р. Мироновича, и затем в Москве. Это был очень спо-
собный и исключительно трудолюбивый человек. Обладая редким
для музыканта природным даром – абсолютным слухом, он легко
усваивал учебный материал. Сейдалы хорошо играл на нескольких
музыкальных инструментах – виолончели, комузе, фортепиано.
46
Он мог часами просиживать за роялем. Помню, как Медетов лег-
ко и непринужденно играл на рояле свои фортепианные сочине-
ния или аккомпанировал своим друзьям-инструменталистам.
Тогда в Московской консерватории вместе с Медетовым
учились К. Молдобасанов, Т. Эрматов, Н. Давлесов, З. Мамбета-
лиев. И хотя все мы были почти ровесники, но к Медетову отно-
сились как к старшему товарищу – настолько он пользовался ав-
торитетом и уважением среди нас. Учился он отлично. Когда не
зайдешь к нему – он сидит или за учебниками, или за инструмен-
том. Читал он много – вся его комната была завалена книгами.
Мы все очень любили Сейдалы, тянулись к нему. Наш товарищ
был очень простой, по характеру – спокойный, общительный, но
немногословный. Еще он был справедливым и честным. Одним из
его увлечений было посещение симфонических концертов, причем
он ходил не только на концерты, но старался попасть и на репе-
тиции – посмотреть, как работает с оркестром тот или иной
дирижер… Все свободное время Медетов отдавал сочинению,
но думаю, что он мог бы написать значительно больше. Однако
Сейдалы не спешил, не распылялся, а накапливал знания, без ко-
торых немыслима полноценная работа композитора…
В начале 50-х годов Медетовым были написаны первые се-
рьезные работы: Сюита для оркестра, хоры «Счастливый Киргиз-
стан», «Бескрайний Ала-Тоо», «Печаль Токтогула», фортепиан-
ные пьесы и песни.
В 1951 году Киргизстан торжественно отметил свое 25-летие.
К этому событию композитор в соавторстве со своим педагогом
Виссарионом Шебалиным написал кантату «Партии слава»,
которая с успехом была исполнена во Фрунзе. Вторую кантату
«Наш мирный труд» (на слова поэтов Данцигера и Казангапова)
Медетов написал самостоятельно. Это было большое вокально-
симфоническое полотно для солистов, хора и оркестра в пяти ча-
стях. Кантата была исполнена на одном из концертов Третьего
пленума правления Союза композиторов Киргизии. Выступая на
пленарном заседании, ответственный секретарь Союза П. Шо-
кальский дал положительную оценку этому сочинению, особо
47
отметив оркестровое вступление, а также арии баритона и меццо-
сопрано из третьей и четвертой части кантаты.
Другим произведением Медетова, прозвучавшем на пленуме
в декабре 1954 года, была «Праздничная увертюра». Сочинение
было тепло встречено слушателями и критикой. По достоинству
оценили увертюру композиторы Афанасьев и Тулебаев, музыко-
вед В. Виноградов. Несколько лет спустя она была исполнена на
концерте в Большом зале Московской консерватории во время
Декады киргизского искусства и литературы в Москве. «Талант-
ливые киргизские композиторы Малдыбаев, Тулеев, Аманбаев,
Медетов, Эрматов и другие создали красочные симфонические
произведения, воплощающие яркие жизненные темы и образы, –
писала тогда газета “Советская культура”. – Богатое содержание
музыки композиторы мастерски передают в красочном звучании
оркестра, умело развивая народно-песенный и танцевальный ма-
териал…»
В 1954 году Сейдалы Медетов окончил Киргизскую нацио-
нальную студию при консерватории и стал студентом перво-
го курса композиторского факультета (класс проф. М. Чулаки).
В этом же году им была написана фортепианная соната, посвящен-
ная памяти Эдварда Грига – любимого композитора музыканта.
В этом одночастном произведении, написанном преимуществен-
но в лирическом ключе, доминирует светлое, жизнеутверждаю-
щее настроение. Как и другие фортепианные сочинения Медето-
ва, соната удобна для исполнения, пианистична. Это объясняется
тем, что молодой композитор уделял большое внимание игре на
фортепиано и довольно прилично владел этим инструментом.
Учебу в консерватории Сейдалы совмещает с активным уча-
стием в музыкальной жизни республики. В конце 1955 года он
выезжает во Фрунзе для участия в работе Второго съезда ком-
позиторов Киргизии. Медетова волнует состояние оркестра на-
родных инструментов филармонии – коллектива, в котором он
впервые приобщился к миру музыки. И в канун съезда компо-
зитор выступает в печати с призывом завершить реконструкцию
инструментов оркестра и добиться его полноценного звучания,
яркого национального колорита.
48
Появляются новые сочинения Медетова – Струнный квар-
тет, Скерцо для скрипки и фортепиано, Сюита для фортепиано
в четырех частях, песни. С самого начала прочно вошла в ре-
пертуар пианистов республики его фортепианная сюита. Этому
способствовали несомненные достоинства произведения – мело-
дичность, сочность музыкального языка, яркость национального
колорита. В четырех частях сюиты – «Ночь в горах», «Танец де-
вушки», «Сказка» и «Состязания джигитов» – нашли отражение
картины природы и быта народа Киргизии.
Первая половина 1957 года была периодом подготовки к Все-
мирному фестивалю молодежи и студентов в Москве. Композито-
ры Киргизии создавали различные произведения, посвященные
этому событию. Активное участие в этом принял и Сейдалы Ме-
детов, написавший ряд новых песен, в их числе «Песня о мире»,
«Пусть будет небо голубым», «Фестивальная песня».
В журнале «Дружба народов» публикуется статья музыкове-
да В. Дельсона о развитии профессионального музыкального ис-
кусства в Киргизии. «Все ярче и заметнее проявляют себя новые
молодые киргизские кадры композиторов. Это уже не самоучки,
так называемые “композиторы-мелодисты”. Теперь это профес-
сионально подкованные музыканты, окончившие консерваторию
(или студенты консерваторий). Таковы, например, Сейдалы Ме-
детов или Таштан Эрматов. Оба они родились в 1928 году, оба
обучаются в Московской государственной консерватории имени
Чайковского. Пишут они для симфонического оркестра и хора,
для струнного квартета и фортепиано, для оркестра народных ин-
струментов и голоса», – отмечал автор статьи.
Энергичная, маршевая «Фестивальная песня» на слова поэта
Б. Сарнагоева вошла в репертуар киргизского студенческого хора
и исполнялась в Москве. Хор под руководством Султана Юсупова
был признан лучшим на республиканском фестивале, на фестива-
ле в Москве был отмечен Золотой медалью. «Фестиваль, фести-
валь, мы крепки, словно сталь», – пели студенты, вдохновленные
музыкой их соотечественника – композитора Сейдалы Медетова.
Позже песня вошла в репертуар ведущих киргизских певцов. Ис-
полняла ее и народная артистка СССР Сайра Киизбаева.
Одним из самых популярных произведений Медетова явля-
ется «Танец девушки-хлопкоробки», написанный для струнного
квартета. Трепетно-нежной задумчивой мелодии крайних разделов, рисующих картину бескрайних хлопковых полей, противопоставляются задорные, темпераментные ритмы среднего раздела, передающего чувство радости созидательного труда. «Танец девушки-хлопкоробки» чаще исполняется в переложении для других инструментов.
Перу Медетова принадлежит около двадцати песен и обработок народных мелодий. Наряду с песнями патриотического содержания, композитор воспевает созидательный труд своих современников («Песня чабана»), образы природы («Летнее утро»),мир детства («Колыбельная», «Школьница Калыйман»). Привлекают своей теплотой и искренностью чувств его лирические песни «Не знаю, почему», «Приди, любимый» и др.
В октябре 1958 года в Москве открылась Вторая декада киргизского искусства и литературы. В расположение артистов из Киргизии были представлены лучшие столичные залы – Колонный зал Дома союзов, Концертный зал имени Чайковского, Малый зал консерватории. Исполнялись сочинения Малдыбаева, Абдраева, Тулеева, Аманбаева, Давлесова, Эрматова, Медетова. Страницы газет пестрели сообщениями о ходе Декады. Немало теплых слов было сказано и в адрес Сейдалы Медетова. На камерном
концерте, состоявшемся в Малом зале консерватории, прозвучал
его струнный квартет. В рецензии кандидата искусствоведения
Н. Рогожиной, опубликованной в газете «Советская культура»,
отмечалось органичное слияние классических и народных тради-
ций в этом сочинении, исполненном квартетом аспирантов Мо-
сковской консерватории.
Однако композитор не был в числе участников Декады и не
услышал исполнения своих сочинений – за полтора месяца до Де-
кады трагический случай оборвал жизнь одаренного музыканта.
Он погиб в авиационной катастрофе…
Жизнь только начиналась, до окончания консерватории оста-
вался всего один курс. Остались неосуществленными многие за-
мыслы и творческие планы… И все же Сейдалы Медетов многое
успел сделать. Список его произведений невелик, но все сочи-
нения композитора самобытны и представляют значительный
художественный интерес. Его музыка оптимистична, жизнеут-
верждающа, имеет прочные связи с национальными истоками.
Медетов был одним из первых профессиональных композиторов
Киргизии и внес немалый вклад в развитие музыкальной куль-
туры республики. Его сочинения пользуются заслуженной любо-
вью слушателей.


Союз Композиторов Кыргызской Республики
© 2019