Аскар Тулеев был одним из первых композиторов-профессио-налов Киргизии. Еще ему выпала ответственная миссия – стать создателем первой киргизской симфонии. Это был необычайно талантливый, щедро одаренный от природы музыкант, он прожил короткую, но насыщенную жизнь, успел сделать много, работал в раз-
ных жанрах, но более всего проявил себя в оркестровой музыке и был, пожалуй, единственным среди своих коллег по музыкальному цеху, кто жил только за счет композиторского творчества. Тулеев не преподавал, он только писал музыку. И это у него хорошо получалось. В 22 года он стал членом Союза композиторов СССР, в 42 – ушел из жизни.
Начальное образование Аскар получил во Фрунзе, где осваивал игру на гобое в музыкальном техникуме, а затем
в Москве (с 1935 года), в музыкальном училище им. М.М. Ип-
политова-Иванова. Уже в первый год юноша обратил внимание педагогов на свою ярко выраженную музыкальность и тягу к знаниям. Но вскоре обнаружился еще один дар Тулеева: как и его друзья Мукаш Абдраев и Акмат Аманбаев, он стал сочинять музыку и к концу учебы уже был автором нескольких инструментальных пьес и песен. Но самое удивительное было то, что эти скромные ученические «опусы» были опубликованы, а затем исполнены на одном из концертов Декады киргизского искусства в Москве в мае 1939 года. Первой исполнительницей песен Тулеева стала молодая певица, будущая примадонна оперной труппы театра, народная артистка СССР Сайра Киизбаева.
Успех окрылил Аскара, и он понял, что его истинное призвание не игра на духовых инструментах, а сочинительство. И когда год спустя молодого музыканта направили
в Национальную студию при Московской консерватории
им. П.И. Чайковского, он выбрал своей специальностью композицию. Здесь его наставником стал известный композитор, один из создателей первой киргизской национальной оперы «Айчурек», профессор В.В. Фере. Но учеба продолжалась недолго – в июне 1941 года началась война, и Тулееву пришлось вернуться домой.
В годы войны молодой музыкант не сидит без дела –
он активно включается в музыкальную жизнь республики. В соавторстве с А. Малдыбаевым, М. Абдраевым
и А. Аманбаевым он создает первую киргизскую музыкальную комедию «Ким кантти?» («Кто как поступил?»). Комедия была поставлена на сцене оперного театра и пользовалась успехом у зрителя. Ее популярности способствовали незамысловатый лирико-бытовой сюжет, простые, но выразительные, преимущественно песенные номера. Конечно, это была первая проба пера в сценическом жанре, но успех был очевиден. Другой, более значительной работой Тулеева того времени стала вокально-симфоническая поэма для голоса с оркестром «Клятва». Были также написаны хор без сопровождения «Песня караванщика» и несколько песен, среди которых выделялась наполненная глубоким патриотическим чувством «Говорит Москва» (слова Э. Турсунова). Молодой музыкант становится заметной фигурой среди творческой интеллигенции республики. В 1942 году Аскара Тулеева вместе с его друзьями-однокурсниками Мукашем Абдраевым и Акматом Аманбаевым принимают в члены композиторской организации.
После войны А. Тулеев продолжает прерванную войной учебу в национальной студии Московской консерватории им. П.И. Чайковского, и, окончив ее, поступает на основной курс теоретико-композиторского факультета (1948). На приемных экзаменах он представляет свои сочинения – «Героическую песню» для скрипки и фортепиано, «Танец» из комедии «Ким кантти?», несколько песен. Вот как тогда охарактеризовал своего питомца профессор В. Фере:
Аскар Тулеев способный музыкант. Хорошо знает оркестр и хор. Больше всего стремится сочинять именно для оркестра. Пишет не абстрактно, а всегда сочиняя музыку для конкретных инструментов и оркестровых групп. Мелодический язык тесно связан с интонациями киргизской народной речи. Проявляется склонность к некоторой линеарности мышления. В области гармонии педагогу часто приходится бороться с известными жесткостями, происходящими от острых столкновений при голосоведении… Постоянно стремится к монументальности и грандиозности звучания, к широким формам… Хорошо знает, чувствует музыку своего народа. Интонации народного музыкального языка применяет не только в песнях и хорах, но
и в инструментальных и в симфонических произведениях. Пишет и сочиняет много… В ряде сочинений обнаруживается стремление к полифоническому изложению материала».

Начинается новый этап в жизни музыканта: теперь он уже не студиец, а студент лучшего музыкального вуза страны. Однако это и ко многому обязывает – требования в консерватории очень высокие, и учиться нужно с предельной самоотдачей. Занятия под руководством крупнейших музыкантов – а среди них были такие авторитеты, как Ю. Шапорин, А. Александров, В. Фере, С. Богатырев, Е. Голубев – развивают творческие способности композитора, помогают ему освоить самые различные музыкальные формы и жанры, в полной мере овладеть композиторским мастерством.
В консерваторские годы Тулеевым был написан ряд сочинений: «Лирические напевы» и «Рапсодия» для оркестра, Струнный квартет на киргизские темы, многочисленные песни и хоры, инструментальные пьесы. Талантливый студент привлекает внимание прессы: весной 1950 года во всесоюзном журнале «Молодой колхозник» появляется очерк «Молодежь в искусстве», в котором рассказывается
о трех питомцах консерватории – певице, композиторе и хормейстере. С большой теплотой отзывается корреспондент
о сельском пареньке, уроженце благодатной Чуйской долины Аскаре Тулееве, решившем освоить сложнейшую профессию композитора, о его успехах и его маститых педагогах. Однако завершить образование музыканту не удалось. Тяжелое заболевание (туберкулез) заставило его вернуться во Фрунзе и заняться лечением. Это случилось в 1952 году.
Последний период жизни композитора (1952–1963) был самым плодотворным и напряженным. Несмотря на болезнь, Тулеев работал, не щадя себя. Именно в этот период окончательно формируется яркий самобытный стиль композитора, в котором прочная опора на живительные истоки киргизской народной музыки гармонично сочетается с новыми тенденциями в профессиональной музыке того времени и, прежде всего, в оркестровой. Одно за другим появляются новые сочинения музыканта: «Кантата на киргизские темы» в четырех частях для солистов хора и оркестра, оркестровая пьеса «Шествие», музыка к кинофильму «Советская Киргизия», Сюита для альта и фортепиано, Трио, Сюита для струнного квартета.
В 1954 году Тулеев создает одно из лучших своих сочинений – «Героическую поэму» для оркестра. Исполненная вначале на родине композитора, а затем на Декаде киргизской литературы и искусства в Москве в 1958 году, она имела успех у слушателей и критики. О достоинствах этого сочинения говорит и тот факт, что ее партитура была издана всесоюзным издательством «Советский композитор». Основное содержание поэмы – героика борьбы, несгибаемая воля к победе. Вообще, героическое начало, стремление
к чему-то эпически масштабному, монументальному было типичным для молодого Тулеева (вспомним характеристику, данную ему В. Фере!). Но героика, пафос богатырской борьбы пришли к Тулееву не от Бетховена или Бородина,
а от киргизского героического эпоса «Манас» – похоже, что дух легендарного Манаса нередко витал в воображении композитора. В освоении жанра поэмы Тулеев был в рес-публике первопроходцем, а первопроходцам всего трудно. Однако не забудем, что у него за плечами была прекрасная школа, где его не только познакомили с лучшими образцами классической и современной оркестровой музыки, но
и показали, как нужно выстраивать драматургию симфонических партитур. В свою очередь, Тулеев был сыном своего народа, хорошо знал особенности мелоса, метроритмики
и формообразования киргизской музыки – все это и помогло ему успешно справиться с нелегкой задачей и создать серь-езное, волнующее душу и сердце произведение. Это ли не признак таланта?
В этом же году Тулеев создает еще одно крупномасштабное сочинение – кантату «Слушай, мир!» на слова
А. Токомбаева, А. Токтомушева и Дж. Турусбекова. Всего же им написано шесть произведений кантатно-ораториального жанра, но эта кантата, пожалуй, самая удачная. «Кантата “Слушай, мир!” отличается общим эпическим настроением, повествовательной манерой изложения. Воспевание любви к родине, восхищение ее героическим народом – таково ее содержание», – отмечает Р. Епифанова. Музыка сочинения привлекает своей рельефностью, напевностью, динамичностью разработочных разделов и цельностью формы и, конечно же, национальной окраской.
Накопив необходимые опыт и знания, композитор приступает к созданию своих самых значительных произведений. Пик его творчества приходится на конец 50-х – начало 60-х годов. Именно в этот период им были написаны такие яркие сочинения, как «Праздничная поэма», Концерт для скрипки с оркестром и, наконец, две симфонии. Заметим, что не только в симфонической поэме, но и во многих других жанрах Тулеев шел непроторенным путем, был пионером: он одним из первых среди композиторов Киргизии разрабатывал кантатно-ораториальный жанр, был автором первого скрипичного концерта и, самое главное, первой киргизской симфонии. Созданная в 1961 году и прозвучавшая в конце этого же года на концерте III съезда Союза композиторов республики, она получила положительную оценку критики, в том числе и столичной. Вскоре в журнале «Советская музыка» появилась развернутая статья музыковеда И. Вызго «Успех киргизского композитора», в которой была дана высокая оценка симфонии. «Это произведение, – заключал свою статью критик, – ценный вклад в советскую многонациональную культуру. Хочется верить, что оно скоро перешагнет границы республики и зазвучит в Ташкенте и Алма-Ате, Риге и Таллине, Москве и Ленинграде. Хочется верить, что мастерство ее даровитого автора будет расти и совершенствоваться с каждым новым произведением». Позже статья Вызго о Первой симфонии А. Тулеева вошла
в сборник «Советская симфония за 50 лет».
В основе симфонии лежит героико-эпическая концепция. Музыка сочинения привлекает своей многоплановостью: от героического пафоса борьбы Аллегро – через одухотворенную лирику Анданте и пестрый калейдоскоп жанровых зарисовок Скерцо – к торжественно-монументальному, но смягченному мягким лиризмом Финалу. Безусловно, самая яркая часть симфонии – первая. Вот что пишет о ней И. Вызго: «Она органична и цельна. Ее действие развивается активно и убедительно. Темы первой час-
ти выпуклы, эмоционально полнокровны. Не случайно они становятся в дальнейшем своеобразными лейтмотивами Симфонии. Композитор умело трансформирует их, выявляя каждый раз новые эмоциональные черты, подчеркивая новые выразительные детали». Все это способствовало цельности и интонационному единству симфонического цикла.
Прошло два года. И вновь на страницах «Советской музыки» появляется статья, на этот раз московского музыковеда Е. Грошевой, которая ставит имя Тулеева в одну шеренгу с именами видных советских композиторов, плодотворно работавших в жанре симфонии. «Разве не получили в последнее время широкого признания произведения Р. Щедрина, Э. Мирзояна, М. Вайнберга, А. Эшпая, С. Слонимского, … А. Тулеева?», – вопрошает автор публикации. Но Тулеева в ту пору уже не было на свете: даровитый композитор ушел из жизни в сорок два года, оставив нереализованными многие творческие планы и помыслы.
Последним сочинением, над которым работал тяжело больной музыкант, была программная симфония в четырех частях «Атай», посвященная памяти известного киргизского певца и музыканта Атая Огонбаева. В этом сочинении композитор использовал в качестве тематического материала самые известные песни и наигрыши замечательного музыканта – «Маш ботой», «Куйдум чок», «Ой, булбул», «Ак тамак, кок тамак», «Сагыныч» и другие. Несмотря на обилие цитат, Тулееву удалось объединить и выстроить музыкальный материал сочинения, придав ему органичную форму многочастной симфонии. Интересный факт: как свидетельствуют современники, многие свои симфонические произведения Тулеев писал сразу в виде партитуры, минуя стадию оформления клавира.
К сожалению, талантливое сочинение, «лебединая песня» Аскара Тулеева осталась незавершенной. Несколько лет спустя после смерти музыканта, его младшие коллеги – композиторы К. Молдобасанов и Н. Давлесов отредактировали первую и третью части симфонии, и они были публично исполнены. В 2011 году в Киргизской национальной консерватории под руководством профессора Е.С. Лузановой была проведена работа по восстановлению симфонии, и она, наконец, была исполнена в полном виде.
Наследие Аскара Тулеева обширно и многообразно. Наряду с оркестровой и хоровой музыкой, композитор плодо-творно работал в камерно-инструментальных жанрах, писал музыку для театра и кино. Много внимания он уделял песне. Всего композитором было написано более сорока песен, романсов и хоров. Композитор хорошо чувствовал природу вокала, и сочинял песни в течение всей своей жизни. А иногда и сам писал стихи к ним. Одна из его песен стала настоящим шлягером, и случилось это еще в студенческие годы. В то время Всесоюзное радио активно пропагандировало музыку народов СССР, постоянно включая в свои программы песни авторов из союзных республик. Включило оно
и песню А. Тулеева на слова Т. Шамшиева «Акбилек». Веселую, задорную песенку о девушке-свекловичнице по имени Акбилек слушала тогда вся страна. Популярны были
и другие песни композитора, правда, уже в рамках республики – «Акижан», «Молодежный вальс», «Акзыйнат», «Песня девушки». Тулеев писал песни разных жанров, а его излюб-ленными авторами были поэты Э. Турсунов, А. Токомбаев, К. Маликов. Среди патриотических песен выделялась своим оптимизмом, светлым, радостным мироощущением «Песня о мире» («Тынчтык») на собственный текст. Были у Тулеева и песни о его выдающихся современниках: «Балерина» (посвящена Б. Бейшеналиевой), «Грусть поэта», (посвящена поэту А. Осмонову).
Тулеев не раз порывался написать оперу. Впервые он об этом подумал в 40-е годы, когда писал музыку к театральным постановкам «Джапалак Джатпасов» и «Курманбек». Своеобразной подготовкой к написанию оперы послужила и работа в жанре музыкальной комедии – «Ким кантти?»
и «Кедейхан» (рукопись утеряна). Но, к сожалению, планам композитора не было суждено осуществиться.
Аскар Тулеев вошел в историю музыки как автор первой киргизской симфонии. В середине прошлого столетия он был одним из самых перспективных композиторов Киргизии, но, тем не менее, должного официального признания так и не получил. Он не имел почетного звания, всего лишь почетные грамоты, правда, одна из них – от Верховного Совета СССР, (1946 г.). У себя на родине у него не было даже квартиры, элементарных условий для творчества. Более того, в послевоенные годы композитора исключили из членов творческой организации, правда, позже восстановили. Поэтому он подолгу жил в Москве, где у него была семья
и где по сей день проживает его дочь. Но, безусловно, самым ценным было постоянное внимание и забота со стороны руководства Союза композиторов, Музфонда СССР.
Музыка талантливого музыканта жива и по сей день
и, хочется верить, что она найдет своих поклонников и у будущих поколений – ведь хорошая музыка всегда будет востребована.
А.Кузнецов.


Союз Композиторов Кыргызской Республики
© 2019