В 2006 году музыкальная общественность республики отметила 100-летие со дня рождения видного киргизского композитора, певца и общественного деятеля, народного
артиста СССР Абдыласа Малдыбаева.
В историю национального искусства А. Малдыбаев вошел как один из основоположников киргизской профессиональной музыки. Он был создателем многих замечательных песен и хоров, соавтором первых национальных опер, государственного гимна Киргизской
ССР, многих других талантливых сочинений. И еще Малдыбаев был ярким, самобытным художником, композитором необычайно щедрого мелодического дара, творчество которого самым тесным образом было связано с музыкальной культурой своего народа.
Его музыка была столь искренна и естественна, что зачастую воспринималась как народная.
Лет пятьдесят назад у нас в республике не было, пожалуй, человека, который бы не знал, кто такой Малдыбаев, как и не было уголка, где бы не звучали его песни и музыка. Звучат они и сейчас, правда, не в таком объеме (у каждой эпохи свои песни).
Он оставил о себе память как талантливый композитор, певец и актер, видный музыкальный и общественный деятель. Вместе со своими соратниками – композиторами В. Власовым и В. Фере – он явился создателем киргизского музыкального театра. Удивительно, что, будучи, по-существу, талантливым музыкантом-самоучкой, он умел с таким мастерством и художественным совершенством создавать столь прекрасную музыку, своими корнями уходящую в толщу народного искусства. А. Малдыбаев первым среди творческой интеллигенции республики был удостоен высокого звания народного артиста Советского Союза, стал кавалером Ордена Ленина (тогда ему было всего тридцать три года). И право носить это почетное звание композитор подтверждал в течение всей своей жизни.
Одной из сторон дарования композитора явилась его многолетняя работа в области песенных жанров. Здесь он был лидером и новатором. Вместе с тем он стал основоположником новых для киргизской музыки песенных жанров: песен-маршей,
песен-гимнов, баллад, романсов. Известность к Малдыбаеву как композитору-песеннику пришла еще в начале двадцатых годов.
В шестнадцать лет он написал свою первую песню «Акинай», сочинив новую мелодию к тексту известной народной песни, и с техпор сочинительство для него стало делом жизни.
Известный музыкальный фольклорист и этнограф Александр Затаевич, приехавший в Киргизию в конце 20-х годов, был поражен музыкальной одаренностью юноши и записал с его напева ряд народных песен. Затаевич отзывался о молодом музыканте, как о «хорошем знатоке и исполнителе народных песен» и «выдающемся сочинителе».
Абдылас Малдыбаев был талантливым композитором-самородком. Он сумел впитать в себя самое прекрасное от выдающихся народных музыкантов, певцов и акынов, творчески преломить все это в своем сознании и создать нечто новое, самобытное. Его музыка, словно живительный источник, много лет питала творчество композиторов республики. Она оказала заметное влияние на таких замечательных музыкантов, как М. Абдраев, А. Тулеев, А. Аманбаев, Т. Эрматов, Н. Давлесов и многих других.
Всего за свою жизнь Малдыбаев сочинил более тысячи мелодий, из них – около четырехсот песен. Эти песни, несмотря на свою близость к фольклорным истокам, глубоко современны. В них композитор сумел передать дух нового времени, мысли и чувства людей своего поколения.
Песни Малдыбаева и по сей день исполняются на концертных площадках, звучат в эфире, их поют тысячи людей. Кому не известны такие песни, как «Киргизстан», «Кызыл жоолукчан» («Девушка в красной косынке»), «Кун-бугун» («Новый день»), «Кызыл атчандар» («Красные всадники»), «Кыз бурак» («Девичья»), «Алымкан». Особо следует сказать о детских песнях композитора. Музыковед В. Виноградов назвал их «настоящими
жемчужинами, светящимися ярким и в то же время нежным светом». Уже не одно поколение киргизской молодежи выросло на чудесных песнях А. Малдыбаева.
В соавторстве с композиторами В. Власовым и В. Фере А. Малдыбаев создал несколько опер, ставших киргизской оперной классикой. Это «Айчурек», «Манас», «На берегах Иссык-Куля», «Токтогул». В том же содружестве была написана музыка Государственного гимна республики.
Громадная заслуга принадлежит А. Малдыбаеву и в том, что он организовал Союз композиторов Киргизии и в течение многих лет был его бессменным руководителем. В многонациональном советском искусстве XX века известны имена многих выдающихся композиторов. Это – У. Гаджибеков (Азербайджан), А. Спендиаров (Армения), З. Палиашвили (Грузия), М. Тулебаев (Казахстан) и многие другие, ставшие знаменами музыкальной культуры своих народов. Именно таким знаменем стал для киргизского народа Абдылас Малдыбаев.
А. Малдыбаев родился 7 июля 1906 года в небольшом селе Кара-Булак Кеминского района. С детских лет он познал тяже лый подневольный труд – пас овец у местного бая. Музыкальная одаренность будущего композитора проявилась очень рано. Он рос в удивительном крае, заповедном уголке Киргизии – родине многих замечательных народных музыкантов. Еще ребенком он забывал обо всем на свете, когда слушал пение убеленных сединой акынов или виртуозную игру исполнителей на народных инструментах. Одно из самых ярких музыкальных впечатлений детства – игра Мураталы Куренкеева. Абдылас родился в музыкальной семье (отец играл на комузе, мать и сестры пели). Много лет спустя композитор скажет: «Развитию моих способностей во многом содействовала эпоха, в которую я жил, песни и кюу моего народа, творчество известных музыкантов и акынов и особенно музыкальность моих родителей». Смена общественного строя сыграла положительную роль в судьбе одаренного подростка как выходца из народа: она открыла перед ним двери в будущее, дала возможность учиться.
После окончания сельской школы Абдылас решил продолжить учебу. Больше всего он хотел учиться музыке. Но где? Кто-то посоветовал ехать в Алма-Ату. С большим трудом уговорив родителей, юноша вместе с двумя спутниками отправился в неблизкий путь. Дорога заняла ровно неделю, и не удивительно, ведь весь маршрут они прошли пешком. В Алма-Ате Абдылас был принят на подготовительный курс сельскохозяйственного техникума, но через год перешел в киргизскую группу при Казахском институте просвещения, где стал активным участником художественной самодеятельности и даже выступил в комедии «Куйручук», написанной К. Баялиновым. Это был актерский дебют Малдыбаева.
В 1926 году учащихся группы перевели в только что открывшийся во Фрунзе педагогический техникум – первое учебное заведение республики. Учеба способному и любознательному юноше давалась легко, поэтому все свободное от занятий время он посвящал приобщению к искусству. Среди сокурсников А. Малдыбаева были многие представители будущей литературно-художественной элиты Киргизстана. «Как и раньше, – вспоминал композитор, – я участвовал в песенно-хоровом, драматическом и других кружках, возглавлял оркестр струнных инструментов. Здесь же я познакомился с К. Джантошевым, М. Элебаевым, У. Абдукаимовым, Г. Айтиевым, К. Соронбаевым. Вместе играли в оркестре. Поставили пьесу…»
После окончания техникума А. Малдыбаев работал завучем театральной студии. Он не только преподавал, но и учился, постигал основы теории музыки у своего старшего товарища и коллеги – композитора П. Шубина. Еще в студенческие годы молодой музыкант всерьез увлекся театром – он выступал в любительских спектаклях, пытался подобрать к ним музыкальное оформление. И поэтому, когда во Фрунзе открылся драматический театр, он тотчас же подал заявление с просьбой принять его в труппу театра. Вся дальнейшая жизнь А. Малдыбаева была тесно связана со становлением и развитием киргизского музыкального театра.
Чрезвычайно полезными для него были общение и совместная работа с выдающимися мастерами киргизской народной музыки – Мураталы, Карамолдо, Ыбраем, Калыком, Шаршеном, Осмонкулом, Мусой, Атаем, которые в то время были приняты на работу в театр. Вскоре Абдылас Малдыбаев становится одним из ведущих артистов театра, поет почти во всех его спектаклях (музыка занимала значительное место в постановках театра).
Много времени уделяет он и сочинительству. Еще в 1922 году музыкант сочинил свою первую песню «Акинай». Ее задушевная, проникновенная мелодия была близка по характеру народным напевам, но в то же время в ней уже ощущались черты самобытного стиля будущего композитора. Теперь же он был автором нескольких десятков вокальных сочинений. Песни, созданные А. Малдыбаевым в 30-х годах, завоевывают все большую популярность в республике. Они привлекают своей мелодичностью, выразительностью интонаций, упругостью ритмов. Разнообразна и их тематика: песни о родине, партии (композитор искренне верил в социалистические ценности), людях труда, детях, природе и другие. Но чаще всего композитор обращается к лирике. Его привлекает поэзия Дж. Турусбекова, М. Элебаева, К. Маликова, А. Осмонова. Особенно ему близки стихи Аалы Токомбаева: он был его любимым поэтом. «Я с истинным удовольствием погружался в чтение его стихов, – писал Малдыбаев. – Меня волновали и полет мысли, и новизна формы, и революционный дух…» Всего на стихи А. Токомбаева Малдыбаевым было написано более ста песен. В их числе – «Дети цветущей страны», «Буду ждать», «Дюрдана», «Прости», «Колыбельная» и другие.
В 1936 году состоялась знаменательная встреча А. Малдыбаева с двумя молодыми московскими композиторами – Владимиром Власовым и Владимиром Фере, приехавшими в горный край для оказания братской помощи киргизскому народу в создании первой национальной оперы. С этого времени начинается дружба и творческое сотрудничество трех замечательных музыкантов – киргизаu1086 о, русского и немца, заложивших основу киргизской профессиональной музыки. Их первой совместной работой стала музыкальная драма «Аджал ордуна» («Не жизнь, а смерть»), написанная по либретто поэта и драматурга Дж. Турусбекова. Уже в этом сочинении проявился яркий, самобытный талант А. Малдыбаева, создавшего точные музыкальные характеристики главных персонажей драмы – Зулайки, Бектура, Искендера.
В последующие годы В. Власовым, А. Малдыбаевым и В. Фере были созданы произведения различных жанров – оперы («Патриоты», «Манас», «На берегах Иссык-Куля», «Токтогул»), кантаты («Юбилейная», «Привет Москве», «В родном колхозе»), оратории («Сказание о счастье») и другие. Однако главным произведением творческого содружества композиторов явилась опера, написанная на сюжет одного из эпизодов киргизского героического эпоса «Манас» – «Айчурек» («Лунная красавица»). Этому произведению было суждено стать признанным шедевром киргизской музыкальной классики, первой национальной оперой. Основной мелодический материал этого произведения принадлежит А. Малдыбаеву. Опираясь на интонации народного мелоса, композитор создал замечательные мелодии – выразительные, рельефные, удобные для тематического развития. Опера с большим успехом была показана на Декаде киргизского искусства в Москве в мае 1939 года. В партии мужественного Кульчоро выступил солист оперы – Абдылас Малдыбаев. Столичная пресса и зрители дали высокую оценку опере, ее создателям и исполнителям.
Этот год был особым для киргизского композитора: он стал народным артистом СССР, о нем узнала вся страна. Несмотря на официальное признание и достигнутые успехи, А. Малдыбаев прекрасно понимает, что ему не хватает знаний, необходимых для профессиональной композиторской деятельности, и, чтобы ликвидировать этот пробел, он поступает в национальную студию при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Но занятия были недолгими – через год их прервала война.
В военные годы А. Малдыбаев пишет массовые патриотические песни, плодотворно работает в жанре романса. В ноябре 1941 года на сцене Киргостеатра была поставлена опера А. Малдыбаева, В. Власова и В. Фере «Патриоты» – первая советская опера, воплотившая тему Великой Отечественной войны.
Выдающийся русский хормейстер А. Свешников, живший и работавший тогда во Фрунзе, выступил с рецензией на спектакль, в которой отмечал подлинную народность сочинения, яркость тематического материала, масштабность развития.
Успешно выступал А. Малдыбаев и как певец. Он исполнял ведущие теноровые партии в спектаклях «Алтын кыз», «Аджал ордуна», «Кокуль», «Кыз-жибек», «Аршин мал-алан», «Евгений Онегин». Особенно хорош был Малдыбаев в партии Ленского – статный, обаятельный, с правильными чертами лица, он даже внешне как нельзя лучше соответствовал поэтичному облику пушкинского героя. Его лирический тенор звучал мягко, выразительно, проникновенно.
После окончания войны композитор продолжил учебу в консерватории, интенсивно работал над созданием новых музыкальных произведений. Широкое признание получают его новые хоры и песни – «Киргизстан», «Партбилет», «Призыв к миру», «Марш студентов», «Молодой джигит», «Прости»… Значительными событиями в культурной жизни республики становятся постановки опер «Манас» и «Токтогул», одним из авторов которых был Малдыбаев. Произведения, созданные талантливым композитором, тотчас же нашли живой отклик у слушателей. Его песни поют тысячи людей разных возрастов и профессий.
В последние годы своей жизни композитор вновь обращается к музыке для детей. В республике издаются его хрестоматии и учебные пособия по пению для общеобразовательных школ. Детские песни А. Малдыбаева отличаются своей простотой, свежестью музыкального языка, особой теплотой колорита. Они учат добру, чувству товарищества, любви к родине, труду.
Сокровенная мечта музыканта – симфония. «С тех пор, как я научился держать перо и приобщился к миру музыки, во мне живет страстное желание написать симфонию об Ала-Тоо – гордости и святыне нашего народа, чьи красоты радуют взор каждого, кто их видит», – писал Малдыбаев в 70-х годах. Однако этой мечте так и не суждено было сбыться…
В 1978 году композитора не стало. Но его музыка продолжает жить. Она звучит на сцене театра и концертной эстраде, исполняется по радио и телевидению. Произведения, созданные Абдыласом Малдыбаевым, стали подлинным достоянием народа. Вот уже семь десятилетий идет на сцене Киргизского академического театра оперы и балета, носящего ныне его имя, жемчужина национальной классики – опера «Айчурек». Многочисленные песни А. Малдыбаева, которые композитор создавал в течение всей своей жизни, стали своеобразной музыкально-поэтической энциклопедией жизни киргизского народа советского периода. Патриот, убежденный интернационалист, Абдылас Малдыбаев воспел в своих произведениях родной Киргизстан, созидательный труд народа, своих современников. Своей музыкой, близкой по духу и интонационному складу к народной, он приучил киргизского слушателя к восприятию более сложных форм вокальной и ин-
струментальной музыки. Страна высоко оценила заслуги композитора – он был награжден многими орденами и медалями, ему была присуждена Государственная премия Киргизской Республики им. Токтогула. Именем Абдыласа Малдыбаева назван флагман киргизского искусства – академический театр оперы и балета.


Союз Композиторов Кыргызской Республики
© 2019