Малдыбаева Жылдыз Абдыласовна – первая в Кыргызстане женщина – композитор. Лауреат премии Ленинского комсомола Кыргызской республики (1975), член КПСС с 1975 года. Заслуженный деятель культуры Кыргызской республики (1995). Профессор (2002). Народный артист Кыргызской Республики (2020). Член Союза композиторов СССР с 1973 – 1992 годы.
Композитор Жылдыз Малдыбаева своим творчеством внесла большой вклад в современную кыргызскую музыкальную культуру. Её творчество по праву можно отнести к значительному явлению музыкального искусства Кыргызстана. Музыка Малдыбаевой ярко окрашена узнаваемыми интонациями, с первых тактов звучания она приковывает к себе внимание неудержимой фантазией и бесконечной мелодической щедростью, наполненная искромётным и тонким юмором. А также - музыка Жылдыз содержит природную квинтэссенцию кыргызского мелоса, обогащённого современным видением автора. Её стиль сформировался на основе синтеза самых  перспективных тенденций современной музыки и глубокой почвенности национальной культуры. 
     Жылдыз Малдыбаева родилась в семье основоположника кыргызской профессиональной музыки Абдыласа Малдыбаева – композитора и певца, Народного  артиста СССР, лауреата Государственной премии Кыргызской ССР им. Токтогула. 
Ж.Малдыбаева родилась (6 июля 1946 года) в городе Фрунзе Кыргызской Республики. Будучи ещё ребёнком она начала создавать музыкальные произведения. Ей было всего 11 лет, когда появились первые сочинения. Отец говорил ей: «Труд это тяжёлый, изнурительный… Если получится – хорошо». Маленькая Жылдыз росла в счастливой, любящей семье, она жадно впитывала всё интересное, что видела и слышала вокруг. В доме у её отца происходили события большой важности для формирования будущего композитора – у Малдыбаевых были гостями: виднейший советский музыковед В.С.Виноградов, композиторы В.А.Власов, В.Г.Фере и М.Р.Раухвергер, Народный артист СССР, выдающийся советский композитор Н.Н.Мясковский, Народный артист СССР композитор В.И.Мурадели, а также известные композиторы из Казахстана - М.Т.Тулебаев, К.Х.Кужамьяров, из Узбекистана - С.А.Юдаков, мелодисты-виртуозы, певцы и многие другие талантливые кыргызские музыканты и артисты.
Жылдыз Малдыбаева прошла все этапы профессиональной подготовки. В 1953 году она поступает на фортепианное отделение в класс Марии Львовны Кандель – из плеяды прекрасных педагогов, приехавших с Украины в Киргизию во время войны. Окончив музыкальную школу им. П.Шубина по классу фортепиано, она в 1962 году поступает в Кыргызское государственное музыкальное училище им. М.Куренкеева на фортепианное отделение, на втором курсе переводится на теоретико-композиторское отделение, по классу композиции – педагог Борис Яковлевич Макеев. В 1950-е – 1960-е годы Музыкальное училище им. М.Куренкеева в городе Фрунзе представляло из себя весьма солидное, с точки зрения преподавательского состава, учебное заведение. Здесь преподавали специалисты после Московской, Ленинградской, Саратовской, Ташкентской консерваторий. Заведующим теоретико-композиторского отделения был известный музыковед и композитор Владимир Викторович Янковский, который сам вёл такие предметы как композиция, гармония, инструментовка.
Жылдыз прекрасно подбирала на слух, импровизировала. Уже здесь она показала себя как композитор. В конце учёбы появляются такие произведения как – шесть прелюдий для фортепиано (1965), струнный квартет (1966), Наигрыш для фортепиано (1966). В них ощущаются стилистические черты композиторского почерка, которые впоследствии разовьются в её будущих произведениях.
Получив основательную базу начального музыкального образования, Жылдыз Малдыбаева продолжает успешно осваивать тайны композиторского мастерства. После окончания училища в 1966 году Жылдыз поступает в Бакинскую консерваторию им. У.Гаджибекова в класс известного композитора, профессора Кара Караева. «Учителем с большой буквы, - называет его Жылдыз – У него было уникальное, потрясающее, несравненное ощущение формы, и это ощущение он стремился передать нам», - вспоминает она. Знания, полученные у маэстро, становятся стартовой площадкой для смелых поисков и экспериментов. Здесь появляются – Сюита для струнного оркестра в двух частях (1968), Сюита для фортепиано в восьми частях, называемые «Киргизские эскизы» (1967), Скерцо для фортепиано (1967), «Раздумье» для виолончели и фортепиано (1967) и др. камерно-инструментальные произведения. Автор демонстрирует великолепные образцы преломления народного образа сквозь европейские композиционные элементы. Приёмы развития, построения формы, особенности гармонического языка, инструментовка – всё пронизано синтезом «европейской структуры» и особенностями национального видения и мышления. К примеру, в цикле для фортепиано «Киргизские эскизы» и более поздних сочинениях - «Миниатюрах» (1971) композитор достигает предельной точности в живописании музыкальных образов (пьесы «На скачке», «Прятки», «Праздничный күү») и прозрачности, акварельности звучания («Миниатюры» - пьесы «Грусть», «Сон-Көл», «Воспоминание»).
В середине учёбы Жылдыз Малдыбаева переводится в Кыргызский государственный институт искусств и заканчивает его в 1972 году по классу композиции преподавателя Б.Глухова. В 1973 – 1974 годы она возобновляет совместную работу с Кара Караевым в качестве ассистента – стажёра.
Дипломной работой Жылдыз Малдыбаевой стала «Симфоническая поэма» (1972), в основу которой положен один из күү Токтогула. Драматургия этого произведения основывается на столкновении контрастных сфер - ясная диатоника, эпическая повествовательность тона, с другой стороны - концентрированная напористость, острый синкопированный ритм. Замысел автора воплощен технически уверенно и юношески непосредственно.  
В 1986 году с большим успехом симфоническая поэма была исполнена в Москве, в Колонном зале Дома союзов.
В эти же годы создается Симфония №1, посвященная Кара Караеву. «В Первой симфонии бросается в глаза мастерство, даже виртуозность владения «ориентальным» языком», - пишет С.Павлишин (Советская музыка, 1976, №12, с.24.). Психологическая яркость образов, тонкий юмор, живость и смелость фантазии характеризуют симфонию. В 1973 году Жылдыз Малдыбаева была принята в члены Союза композиторов СССР, а в 1975 году за симфоническую поэму, Симфонию №1 и сонату для фортепиано (1969) Жылдыз Малдыбаева была удостоена премии Ленинского комсомола Киргизии.
Симфония №1 (1970) и Симфония №2 (1971) открывают новый этап в творчестве Ж.Малдыбаевой – переход от миниатюры к крупной форме.
В обеих симфониях сходный мелодический материал фольклорного характера, трехчастность структуры, тематически скреплённое единство формы.
Симфония №2 – своеобразная вершина в симфоническом творчестве композитора. В ней концентрируются ярко индивидуальные стилистические черты музыки Ж.Малдыбаевой. Смелость контрастных сопоставлений, мастерское владение национальным музыкальным языком, законченность музыкальной мысли, подвижность оркестровой фактуры – свидетельствуют о творческой зрелости автора. В Симфонии используются тема из күү для комуза Карамолдо Орозова «Терме Камбаркан» (I ч.) и древнейшая трудовая песня «Шырылдан». Малдыбаева добивается нового прочтения фольклора – не музыкальная обработка, а фольклор как принцип мышления.
Конец 1960-х – начало 1970-х годов ознаменовался в творчестве Жылдыз Малдыбаевой созданием значительных произведений для фортепианного жанра. Будучи прекрасной пианисткой, она внесла весомый вклад в кыргызскую фортепианную музыку. Ею созданы 24 прелюдии для фортепиано (1966), Соната (1969), Сонатина (1973), цикл «Киргизские эскизы» (1967), «Фортепианные миниатюры» (1971), Скерцо (1967), Токката (1971) и многие другие.
В творчестве Жылдыз Малдыбаевой отразились поисковые тенденции композиторов советской эпохи. Дальнейшее расширение границ образного строя музыкального творчества, связанное с тяготением философского осмысления жизненных процессов вызвали со своей стороны решительное обновление техники композиции. В её музыке синтезируются элементы и структуры различных стилей и систем. Она органично пользуется элементами национальной культуры (особенности фактуры, ритмоинтонации, ладогармонические средства) и использует достижения европейской, советской современной музыки (серийная техника, алеаторика, сонористика). Стилистика её творчества многообразна: музыкальный неоклассицизм, романтически-возвышенная лирика, жанровая ориентальность, импрессионистические элементы. 
Жылдыз Малдыбаева неоднократно представляла слушателю  собственную интерпретацию своих фортепианных произведений.  Так, соната с большим успехом была исполнена автором: в 1969 году на декаде Киргизского искусства в Узбекистане, в Ташкентской консерватории и Союзе композиторов Узбекской ССР, в 1972 году в Ленинградской консерватории, в 1976 году в Софии, в Болгарии, в 1977 году в Москве, на IV пленуме Союза композиторов СССР, в 1978 году в венгерском городе Печ, в 1985 году в Москве на XII Всемирном фестивале молодёжи и студентов.
Большое внимание Малдыбаева уделяет педагогической деятельности. Почти одновременно с учёбой в Институте Искусств (1969 год) начинается педагогическая деятельность композитора. Она работает в Кыргызском женском педагогическом институте им. В.Маяковского (ныне Кыргызский государственный университет им. И.Арабаева), преподает теоретические дисциплины, затем переводится на кафедру «музыкальные инструменты» и ведет класс фортепиано. Здесь в 1972 году она создает женский вокальный ансамбль «Мурас», который неоднократно становится лауреатом фестиваля «Студенческая весна» и играет в республике важную пропагандистскую роль. Малдыбаева пишет для ансамбля песни и хоровые обработки фольклорных образцов («Бекбекей», «Шырылдан», «Жыргайлы», «Ойдай», «Ой тобо», «Эркин Тоо» и др.), покоряющие самобытной интонацией, умением сохранить и передать дух кыргызского напева. Она готовит репертуар и сама исполняет партию фортепиано. В лучших образцах – «Песня табунщика», «Свободные горы», «Приди с победой» и др. - умело соединяются народная интонация и манера советских массовых песен. Произведения и обработки были записаны на радио, а сам ансамбль успешно выступает на различных подмостках республики: у шахтёров в Таш – Кумыре, строителей Токтогульской ГЭС, колхозников Ошской области, а также в школах-интернатах.
Наряду с работой в Кыргызском женском педагогическом институте, в 1972–1974 годах Малдыбаева одновременно преподает в Республиканской музыкальной школе-интернате им. М.Абдраева. Здесь она дает уроки композиции. Её учеником становится будущий композитор Муратбек Бегалиев. В 1995–2005 годах Малдыбаева работает в Музыкальном училище им.М.Куренкеева и ведёт уроки композиции и инструментовки.
Солидная часть творчества Малдыбаевой посвящена детям. Это - произведение для музыкального театра, балет «Али-Баба и сорок разбойников» (1975), пьесы «Музыка – детскому саду», сборники фортепианных пьес для детей (1977, 1983) и др. В таких пьесах как «Утром» («Эртең менен»), “В долине Ала-Тоо” (“Ала-Тоо өрөөнүндө”), “Вечер в горах” (“Тоодогу кеч”), “Праздничный күү” (“Майрам күүсү”), “Танец” (“Бий”) многоцветье звуковых красок воплощается в живописных и жанровых зарисовках. Фортепианные пьесы для детей имеют большую художественную и методико-педагогическую ценность.
Жылдыз, как и её отец, богато одарённый композитор – песенник. Ею создано огромное количество вокальных произведений: песни, хоры, вокально-симфонические, камерно-вокальные, песни для ВИА.
«Жылдыз Малдыбаева – признанный лидер киргизской эстрады», - писали о ней в советской прессе (Музыкальная жизнь. 1987, №5, с.6.). В середине 1980-х годов в республике с большим успехом выступал эстрадный ансамбль Кыргызской филармонии «Семетей», для которого композитор Малдыбаева написала несколько песен – “Кыргыз Эл” (сл. Т.Уметалиева), “Ой, тобо” (сл. народные), ”Таңшы комуз” (сл. Т.Уметалиева), “Пожелание” (сл. Т.Уметалиева), “Тоо гүлү” (сл. К.Абдрахманова) и все они стали песенными хитами. Прекрасный исполнительский состав (солистка – лауреат конкурса артистов эстрады Л.Бечелова, вокалисты-инструменталисты К.Аширалиев, И.Шаршенов и др. Художественный руководитель Н. Нусбаум), хорошая профессиональная аранжировка песен способствовали успеху этого коллектива. В 1985 году в Москве, на XII Всемирном фестивале молодёжи и студентов за фортепианную сонату и песни («Мой отчий дом» сл.Т.Арыкова, «Звени комуз» сл. Т.Уметалиева, «Киргизский народ» сл.Т.Уметалиева и др.) в исполнении ансамбля «Семетей» Малдыбаева была награждена дипломом.
Широк художественный кругозор композитора. Жылдыз одна из первых пришла в молодую кыргызскую мультипликацию («Сайма жомогу» - «Узорная сказка», 1980), ею написана музыка к документальным лентам (реж. И.Герштейн «Төрт портрет» - “Четыре портрета”, 1979; “Оторлордун өсүшү” – “Прибавление отары”, 1985; реж. У.Дайырбеков «Менин шаарым жөнүндө баян» - “Повесть о моём городе”, 1977), к художественным фильмам (реж. К.Акматалиев “Июлдагы үч күн” – «Три дня в июле», 1977; «Күнөстүү Арал» - «Солнечный остров», 1976).
Эта высокая ответственность и честность к своей профессии неразрывно связаны с гражданской позицией, неравнодушием к жизни общества. С самого начала творческой деятельности она активно участвует в общественных мероприятиях музыкальной культуры республики. Малдыбаева постоянный участник Ежегодной Недели детской музыки, она оказывает организационно-творческую помощь молодым музыкантам по линии ЦК ЛКСМ Киргизии, работает в жюри республиканских фестивалей «Студенческая весна», много времени уделяет художественному воспитанию молодёжи на педагогическом поприще и т.д. Для неё композиторский и гражданский долг едины. Она - яркая личность в советской музыкальной культуре Киргизии.
И сейчас Жылдыз Малдыбаева плодотворно трудится на ниве композиторского творчества. Ею написаны Симфония №3 (2010), Симфоническая картина «Ала – Тоо» (2012), «Каприз» для струнного оркестра (1998), множество камерно-инструментальных и камерно-вокальных произведений.
    Симфония №3 Малдыбаевой это новое слово в кыргызском симфонизме. Отходит в прошлое картинно-эпический симфонизм, начинается эра смелых экспериментов и поисков. Малдыбаева  отходит от штампов «большой симфонии», это одночастное произведение. Однако оно свидетельствует о зрелом мастерстве автора в области формы, функций звука, тембра, фактуры. Концепция симфонии основывается на драматургии взаимодействия контрастных звуковых «пластов», имеющих разный интонационный строй. Умение сопоставлять масштабные оркестровые «мазки» и тонкую игру солирующих инструментов вызывает ассоциации с шедеврами импрессионистической музыки (Дебюсси, Равель). Оркестр необычайно красочен - двойной состав с увеличенной группой ударных и колористически-шумовых. Использование концепции камерной симфонии, творческие эксперименты с разными видами техники письма – характеризуют Симфонию №3.
Симфоническая картина «Ала – Тоо» - одна из самых впечатляющих полотен в кыргызской симфонической музыке. Эффектные оркестровые краски, колористически яркая с ритмическими и темповыми сдвигами, цельность стиля и красота музыки – всё свидетельствует о яркой художественной индивидуальности автора.
Недавно были оркестрованы песни, написанные композитором ранее, это «Тоо гүлү» (сл. К.Абдрахманова), «Мезгил» (сл. Ж.Садыкова), «Кайдасың» (сл. К.Жакыпова). Каждая песня – это настроение. Знакомые и полюбившиеся нам песни заиграли новыми красками. Так, нежное волнующее чувство воплощено в песне “Тоо гүлү”, прекрасная линия вокала поддерживается гибким оркестровым сопровождением, реагирующего на каждый поворот темы. Щемящая сердце тоска по любви – в песне “Кайдасың” также мастерски раскрывается оркестровыми красками: поддержка голоса высокими струнными,   флейты и гобои в высоком регистре придают партитуре прозрачность и лёгкость. Песни «Тоо гүлү» и “Кайдасың” радуют и волнуют нас бесконечным лиризмом, снова и снова свидетельствующего о многогранном мелодическом даре Малдыбаевой. Песня «Мезгил» отличается философским содержанием. Непрестанный поток симфонического движения передает быстротечный дух времени. Мастер оркестрового колорита Малдыбаева воплотила в каждой из этих песен свой незабываемый художественный образ.
Жылдыз Малдыбаева известна в Кыргызстане и далеко за пределами республики. Её произведения исполнялись в Москве, Ленинграде, Минске, Ереване, Ташкенте, Алма-Ате и др. В 1986 году она была в Праге, где исполнялись её произведения, в 1987 году в Бухаресте она исполняла фортепианную сонату, сонатину, звучали её Вторая симфония, Сюита для камерного оркестра. В 1998 году в Турции городе Бурса исполнялась Симфония №2. В 2000 году в Стамбуле и на международном фестивале в Ташкенте была исполнена Сюита для камерного оркестра и т.д. Всё больший интерес проявляют к её творчеству нотные издательства в республике и за рубежом: в 1982 году в Киеве, в издательстве “Музычна Украина” вышла партитура “Сюиты для камерного оркестра”, в 1985 году в Алма-Ате, в издательстве “Өнөр” вышли «Фортепианные пьесы», в 2007 году вышел в свет новый сборник “Произведения для фортепиано” при спонсорской поддержке Швейцарского бюро по сотрудничеству в Кыргызской Республике. Эта книга была бесплатно распространена во все музыкальные школы Кыргызстана. Были изданы и издаются многие другие произведения композитора во всех жанрах.
Малдыбаева Жылдыз Абдыласовна награждена Почетной грамотой Верховного Совета Кыргызской Республики (1981). Она Отличник народного образования Кыргызской Республики (1992). Доцент (1993). Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики (1995). Профессор (2002). Награждена медалью «Даңк» (2007). Член Союза композиторов СССР с 1973 – 1992 годы.
2020 году Ж.Малдыбаевой присвоено звание Народного артиста КР.
Она выпустила в свет три грампластинки, шесть авторских книг. Сделала 112 фондовых записей в национальной телерадиокорпорации КР. Ею даны семь авторских концертов. О творчестве Малдыбаевой Ж.А. опубликовано около 100 исследований и статей.
Основные сочинения
  
   Оркестровые: Сюита для струнного оркестра в двух частях (1968), Симфония №1 в трёх частях (посвящена К.Караеву; 1970), Симфония №2 в трёх частях (1971), Поэма (1972), Сюита для камерного оркестра в пяти частях (1973), Балет «Али-Баба и сорок разбойников» (1975), Балетная сюита (1975), Сюита для струнного оркестра в шести частях (1987), «Каприз» для струнного оркестра (1998), Симфония №3 одночастная (2010), Симфоническая картина «Ала-Тоо» (2012).
   Вокально-симфонические: «Комсомолу» на стихи К.Акиева (1974), «Песня дружбы» на стихи М.Абылкасымовой (1974), «Комсомол, тебе посвящается» на стихи А.Жакшылыкова (1978), «Наше время» на стихи Н.Жетикашкаевой (1979). «Посвящение» на стихи К.Абдрахманова (1979), «Хотел бы я» на стихи Н.Байтемирова (1985). «Ожидание» на стихи К.Абдрахманова (1986), «Спасибо, жизнь» на стихи Н.Байтемирова (1986), «Жизнь» на стихи Ж.Абдыкалыкова (1988), «Надежда» на стихи Н.Байтемирова (1988), «Кыргызская земля» на стихи А.Кадырова (1991), «Желание молодёжи» на стихи Н.Байтемирова (1993), «Манас пришёл» на стихи Н.Байтемирова (1994), «Бишкек» на стихи К.Курманбаева (1998), «Ыссык-Көл» на стихи Ж.Садыкова (1998), «Мгновение» на стихи Ж.Садыкова (1998), «Цветок гор» на стихи К.Абдырахманова (2012), «Где ты?» на стихи К.Жакыпова (2012).
   Камерно-инструментальные: 24 прелюдии для фортепиано (1966), струнный квартет (1966), Наигрыш для фортепиано (1966), Сюита для фортепиано в восьми частях (1967), Скерцо для фортепиано (1967), Раздумье для виолончели и фортепиано (1967), Соло для гобоя и фагота (1967), Соната для фортепиано в трёх частях (1969), Токката для фортепиано (1971), Десять миниатюр для фортепиано (1971), Элегия для гобоя и фортепиано (1972), Сонатина для фортепиано в трёх частях (1973), Соната для флейты и фортепиано (посвящена А.Малдыбаеву; 1989), Ансамбли для фортепиано (1989), Марш для фортепиано (1998).
   Камерно-вокальные: «Чоор күүсү» на стихи А.Токомбаева (1970), Цикл песен на стихи Р.Гамзатова (1971), «Песни красоты» на стихи А.Токомбаева (1972), Обработки народных песен (1973), «Мир красен человеком» на стихи С.Маликова (1974), «Город Фрунзе» на стихи А.Рыскулова (1978), «Священная земля» на стихи К.Абдрахманова (1981), «Но почему ты оглянулась?», «Тобою жить, тобою» на стихи Н.Байтемирова (1986), «Барабан», «Зимняя песня» на стихи Т.Кожомбердиева (1988), «Прятки», «Песня мальчика дровосека» на стихи М.Мокаева (1988), «Весёлая считалка» на стихи А.Мамбетакунова (1988), «Бумажный змей» на стихи И.Шабданова (1990), «Резвый жеребёнок» на стихи Ж.Таштемирова (1990), «Букет» на стихи Ж.Жапиева (1990), «Бабушка» на стихи Д.Жамансартовой (1990), «Прекрасный май» на стихи Ж.Садыкова (1991), «Мурмур» на стихи М.Алиева (1991), «Это что?», «Ай, яй, яй», «Праздник песни» на стихи А.Кадырова (1991), «Давай, споём!», «Жмурки» на стихи А.Кадырова (1993), «Качели» на стихи А.Кадырова (1994), «Гимн школы №5» на стихи Ж.Саалай (1996), «Нежность» на стихи Ж.Садыкова (1997), «Осенний вечер» на стихи Р.Айталиевой (1998), «Природа» на стихи Д.Жалгасыновой (1998), «Гимн детской деревни» на стихи Ж.Садыкова (1999), «Послание» на стихи А.Эгембердиевой (2002), «Гимн восточного лицея» (2008), «Цыплята» на стихи Т.Уметалиева (2013), «Дождь» на стихи И.Исакова (2013), «Подснежник» на стихи С.Станалиева (2013).
   Песни для ВИА: «Ой тобо» стихи народные (1969), «Будь счастливым Новый год!» на стихи Т.Байзакова (1974), «Мурас» на стихи А.Токомбаева (1974), «Терме» на стихи А.Токомбаева (1983), «Звени, комуз» на стихи Т.Уметалиева (1983), «Кыргызский народ», «Пой всегда» на стихи Т.Уметалиева (1984), «Жду тебя», «Горный цветок» на стихи К.Абдрахманова (1981), «Мой отчий край» на стихи Т.Арыкова (1984), «Утренняя песня» на стихи А.Иманбаева (1985), «Любовь» на стихи Н.Байтемирова (1986).
   Хоровые: Хоры а капелла на стихи А.Токомбаева (1969), «Весной уходит снег» на стихи Т.Байзакова (1974), «Колыбельная», «Девушки» на стихи Н.Жетикашкаевой (1979), «Звёздное небо» на стихи К.Жунушева (1980), «Счастливое детство» на стихи К.Абдрахманова (1980).
   Музыка к кинофильмам: Художественные фильмы: «Солнечный остров» (1976), «Три дня в июле» (1977); документальные фильмы: «Повесть о моём городе» (1977), «Четыре портрета» (1979), «Скорость отары» (1985), мультфильм «Узорная сказка» (1980).
Нотография

Сборник фортепианных произведений. Бишкек: Мектеп, 1977. 6 п.л.
Альбом фортепианных пьес. Бишкек: Мектеп, 1979 (сонатина, две прелюдии).2 п.л.
Музыка в детском саду. Бишкек: Мектеп, 1979. 3 п.л.
Соната для фортепиано. В сб.: Сонаты советских композиторов. Москва: Сов. композитор, 1980. 3,5 п.л.
Произведения для фортепиано. Нью-Йорк: Ширмер, 1980.
     6 п.л.
 Пять пьес для фортепиано. В сб.: Детские альбомы, вып.5. Москва: Сов. композитор, 1982. 1 п.л.
Соната (переложение для баяна). В сб.: Музыка народов СССР. Киев: Музычна Украина, 1982. 1 п.л.
«Ырлар» (Песни). Бишкек: Кыргызстан, 1982. 5 п.л.
Сюита для камерного оркестра. Партитура. Киев: Музычна Украина, 1982.
Сборник фортепианных произведений. Бишкек: Мектеп, 1983. 6,5 п.л.
Детские пьесы композиторов Киргизии. Москва: Сов. композитор, 1984. 0,5 п.л.
Фортепианные пьесы. Алма – Ата: Өнөр, 1985.
Пьесы для ансамбля баянистов.Киев: Музычна Украина, 1985.
Мой отчий край (песня). Москва: Музыкальная жизнь, 1985, №16.
Мой отчий край (песня). В сб. Свет грядущего дня. Москва: Сов. композитор, 1986.
Колыбельная для фортепиано.  Прага: Супрафон, 1987.
Сонатина для фортепиано.В сб. Сонатины. Москва: Сов. композитор, вып.3, 1988. 1,5 п.л.
Спасибо, жизнь (песня). Москва: Музыкальная жизнь, 1988, №5.
Барабан (песня). Бишкек: Байчечекей, 1988, №8.
Прятки (песня). Бишкек: Байчечекей, 1988, №3.
Две прелюдии для фортепиано. В сб.: Пьесы для фортепиано, вып. 16. Москва: Сов. композитор, 1989. 1.п.л.
Прелюдия для фортепиано. В хрест.: Музыка. Бишкек: Мектеп, 1989.
Колыбельная. В хрест.: Музыка. Бишкек: Мектеп, 1989.
Бабушка (песня). Бишкек: Байчечекей, 1991, №10.
Пьесы для фортепиано. Бишкек: Адабият, 1990. 6 п.л.
“Ырлар” (песни). Бишкек: Кыргызстан, 1996. 9 п.л.
Произведения для фортепиано. Бишкек: Учкун, 2007. 8 п.л.
Элегия для гобоя и фортепиано. Бишкек: Гүлчынар, 2007. 1.п.л.
Соната для флейты и фортепиано. Бишкек: Гүлчынар, 2007.
     2 п.л.
Ысык көл. Осенний вечер (песни). Бишкек: Гүлчынар, 2009. 1 п.л.
Библиография

Абдилова К. Ат жалында интервью - Ленинчил жаш, 1988, 24 марта. – С.8; Абышев К. Творческие портреты виднейших кыргызских композиторов – Бишкек: Бийиктик, 2009. – С.169-178; Адилов Б. Жылдыздын кечесине келгиле - Кыргыз Туусу, 1997, 17 апрель. – С.8; Адилов Б. Жылдыздын ырлары - Кыргыз Туусу, 1996, 21 ноября; Акматалиев К. Три дня в июле - Советский экран, 1978, №22; Алагушев Б. Жылдыз – счастливая звезда - Иссык – Кульская правда, 1976, 8 октября; Алагушев Б.   Кыргыз музыкасы – Бишкек: Бийиктик, 2007. – С.330-331; Алагушев Б.                    Кыргыз музыкасынын кээ бир маселелери - Советтик Кыргызстан, 1976, 9 октябрь; Алагушев Б. Кыргыз совет музыкасын калкка кеңири жайылталы - Кыргызстан маданияты, 1976, 28 октябрь, №44; Алагушев Б. Музыка молодых - Советская Киргизия, 1977, 9 мая; Алагушев Б.   Первая в Киргизии - Музыкальная жизнь, 1977, №1 – С.7; Аламанов К. Наедине с музыкой - Комсомолец Киргизии, 1985, 16 марта; Андреева Е. В Союзе композиторов Киргизии - Советская музыка, 1986, №4. – С.116; Андреева Е.   Музыкальная культура Киргизии - Музыка в СССР, 1984, №4. – С.17; Андреева Е. Решать масштабные задачи - Советская музыка, 1987, №9. – С.16; Аникин В. И зал рукоплескал - Вечерний Бишкек, 2000, 2 октября. – С.13; Асанова Ч. Музыка в ночной тиши - Мээрим, 2000, №1. – С.30; Бактыгулов Б. Звезда Абдыласа - Кыргызстан маданияты, 1975, 13 марта, №11;  
Бактыгулов Б. Композитор Жылдыз Малдыбаева - Кыргызстан аялдары, 1975, март. – С.12-13; Баялиева Ч. Симфонизм в киргизской музыке - Кыргызстан маданияты, 1987, 9 апреля. – С.2;  
Баялиева Ч. Этот трудный «легкий» жанр - Советская Киргизия, 1984, 15 июля; Бектурганова К. Дочери земли Кыргызской – Бишкек: Бийиктик, 2010. – С.209-217; Бергер Л. На пленуме в Пржевальске - Музыкальная жизнь, 1977, №1. – С.5; Богданова А. Перспективы обнадеживают - Советская музыка, 1972, №5. – С.21-24; Бурштин М. Очерки о киргизской фортепианной музыке  – Бишкек: Мектеп. 1984. – С.9-10. 30-31; Вжесинская А. Эпоха Малдыбаевых - Слово Кыргызстана, 2011, 23 сентября. – С.28;
Гончарук Ю. Где же вы, спонсоры от культуры? - Слово Кыргызстана, 1996, 16 июля. – С.6; Государственная патентная служба Кыргызской Республики. Композиторы Кыргызской Республики. – Бишкек: ДЭМИ, 2008. – С.68-70; Григорьев Л. Советские композиторы и музыковеды. – М.: Советский композитор, 1981. – С.191. Т.2; Григорьева А.       Международная творческая мастерская классической и современной музыки -  Информационный бюллетень секретариата Правления Союза композиторов СССР, 1985, №8. – С.30; Денисов А. Чудо большой музыки - Комсомолец Киргизии, 1976, 10 февраля, №17; Денисов А. Чудо большой музыки. – Бишкек: Кыргызстан, 1977, №14. – С.92-93; Денисюк Л. Подарить детям радость - Учитель Киргизстана, 1986, 7 февраля. – С.4; Дюшалиев К.                                     Песня сегодня и завтра - Советская Киргизия, 1987, 7 апреля; Епифанова Р. Жылдыз – значит Звезда - Советская Киргизия, 1973, 16 мая. – С.4; Жоошбаева Р. Атанын кызы: Жылдыз - Эркин Тоо, 2002, 24 апрель, №32. – С.6;  
Жуманазаров К. Песня Абдыласа - Кыргызстан маданияты, 1986, 4 декабря; Иманбаев А.                   Звездные произведения Жылдыз - Кыргызстан маданияты, 1971, 24 ноября. – С.3; Иноземцева Г. Инициатива исполнителя - Советская культура, 1978, 16 мая, №39;  
Информационное агентство “UNI press.”    Малдыбаева Жылдыз - Золотая книга Кыргызстана, 2009, I т. – С.173; Калдаров Э. Творчество и современность - Комсомолец Киргизии, 1975, 1 июля;  
Камарли Р. Ой, не стыдно нам - Вечерний Бишкек, 2005, 29 ноября;  
Карелина А. Мадам, маэстро возвращается - Вечерний Бишкек, 2007, 21 мая, №93. – С.11; Крылова Л. Растет диапазон творчества - Советская Киргизия, 1974, 20 сентября; Кузнецов А.  Творцы и интерпретаторы – Бишкек: Кыргызско-Российский Славянский университет, 2009. – 119-125; Кузнецова Г. Образный мир творчества композиторов республик Средней Азии и Казахстана - М.: Советский композитор, 1991. – С.89.93.94.104.131; Лузанова Е.  Авторский концерт Жылдыз Малдыбаевой - Информационный бюллетень секретариата Правления Союза композиторов СССР, 1985, №3. – С.28; Лузанова Е. Жылдыз - Кыргызстан аялдары, 1986, №5. – С.18-19; Лузанова Е. Композитор и педагог - Учитель Киргизстана, 1985, 15 ноября. – С.4; Лузанова Е. Молодость таланта Вечерний Фрунзе, 1985, 19 февраля. – С.3; Лузанова Е. Песня пробуждает чувство - Советтик Кыргызстан, 1986, 24 мая; Лузанова Е. Продолжение - Ала-Тоо, 1987, №5. – С.126-131; Лузанова Е. Рост таланта - Кыргызстан маданияты, 1985, 4 июля. – С.7; Лузанова Е. Яркое дарование - Музыкальная жизнь, 1987, №5. – С.6; Маймулов С. Абдыластын Жылдызы - Жеткинчек, 1997, 21 ноября, №21;  
Максименко В. Её музыка шагает по планете - Кут билим, 2001, 19 января, №2. – С.6; Малдыбаева Ж. Без хорошей музыки не обойтись Экран, 1985, №3. – С.5; Малдыбаева Ж.             Встречи в Софии - Советская Киргизия, 1977, 23 октября – С.3; Малдыбаева Ж. Кырктын бири кыз эле - Кербез, 1997, №1. – С.5; Малдыбаева Ж. Мен атамдан үйрөндүм - Кыргызстан маданияты, 1986, 13 ноября. – С.6; Малдыбаева Ж. Менин атам мына ушундай адам болчу - Асылзат, 2007, 27 июнь, №12. – С.3; Малдыбаева Ж. Музыкальный энциклопедический словарь  – М.: Сов. энцикл., 1982. – С.830. Т.6;  
Малдыбаева Ж. Музыкальный энциклопедический словарь – М.: Сов. энцикл., 1991. – С.322; Малдыбаева Ж. Наамдын баркын кетирди - Замандаш, 2007, №50, сентябрь. – С.37; Малдыбаева Ж. Судьба песни - Комсомолец Киргизии, 1987, 4 февраля. – С.11;  
Малдыбаева Ж. Творческая дружба - Советская Киргизия, 1977, 16 октября; Малдыбаева Ж. Творческие поиски - Кыргызстан маданияты, 1975, 10 июля; Малдыбаева Ж. Фестиваль музыки - Советская Киргизия, 1978, 18 августа; Малдыбаева Ж. Ыр тагдыры -  Кыргызстан маданияты, 1988, 16 июня; Мамбеталиев Б.            Первая женщина - Кербез, 1996, №12. – С.6; Маткеримова Б. Биринчи композитор - Кыргыз Туусу, 2000, 7 март. – С.9; Мусабекова Ж. Тирүүлөр баркталбаса, өлгөндөр даңкталбайт - Асаба, 1999, 8 январь. – С.1; Мусаева Б. Музыка аздектөөчүлөргө белек - Кыргыз Туусу, 2007, 15 май, №36. – С.7; Натензон Д. Где битва нот с безмолвием пространства - Комсомолец Киргизии, 1984, 12 мая;  
Натензон Д. Звезда-Жылдыз Малдыбаевой - Музыкальная жизнь, 1984, №20. – С.2; Омуркулов К.         Жылдыз – восходящая звезда - Биробиджанская Звезда, 1979, 4 декабря; Омуркулов К. Жылдыз – восходящая звезда - Магнитогорский рабочий, 1979, 19 декабря;  
Омуркулов К. Жылдыз – восходящая звезда – Бишкек: Кыргызстан, 1983. – С. 47; Павлишин С. Музыкант тонкий, перспективный - Советская музыка, 1976, №12. – С.22-26; Пивоварова И. Зажги свою звезду - Вечерний Фрунзе, 1974, 2 февраля. – С.3; Полин К. Композиторы женщины мира – США: Университет штата Ритджерс, 1991; Роман В.              Кыргызская музыкальная литература – Бишкек: Кыргызстан, 1995 – С.215.228.229.240; Саалаев Ж. Продолжая дело отца - Советтик Кыргызстан, 1986, 16 июля;  
Саламатов Т. Композиторы Киргизии. – Бишкек: Кыргызстан, 1982. – С.72-74; Саламатов Т. Союз композиторов Киргизии – Бишкек: Адабият, 1989. – С.126-130; Склютовская Т. Киргизская камерно-инструментальная музыка – Бишкек: Адабият, 1989 – С.47.65.67.69. 83.84.85.86.96.107.108.110.118; Соболева Е. С успешным дебютом, «Ариет» - Вечерний Фрунзе, 1987, 9 апреля. – С.4; Сүйүмбаев А. Мечта Жылдыз - Ленинчил жаш, 1983, 8 сентября; Табылдиев К. Сахна, сахна – нур төгүлгөн айлуу жол - Асаба, 1997, 18 апрель. – С.11; Талант - Илим инновациялар жана турмуш, 2003, №2. – С.70-71; Уметалиева-Баялиева Ч. О Жылдыз Малдыбаевой. Жизнь, посвящённая музыке - Кыргызстан композиторлору (К 75-летию образования Союза композиторов Кыргызской республики); Уметалиева-Баялиева Ч. Творческие портреты мастеров профессионального искусства Кыргызстана – Бишкек: Турар, 2010. – С.229-235; Уметалиева-Баялиева Ч. Эта музыка будет жить вечно! – Эркин Тоо, 2013, 13 декабря; Хачатурян К. Творчество молодых – М.: Союз композиторов СССР, 1977. – С.226; Цокуренко П. Музыка для детей - Кыргызстан маданияты, 1985, 4 июля – С.15;
Эгембердиева А. Апам болбосо Малдыбаев да болмок эмес -  Атажурт, 1997, 8 май, №10. – С.8; Яриков О. Знакомьтесь – Жылдыз Малдыбаева - Комсомольская жизнь, 1985, №20 – С.32.
  
 
Баялиева-Уметалиева Чынар,
музыковед, доктор культурологических наук


Союз Композиторов Кыргызской Республики
© 2019