Это было давно – в 30-е годы прошлого века, когда киргизское профессиональное музыкальное искусство только что зарождалось. Еще не существовало оперного
театра и филармонии, не было музыкальных школ, да и образованных музыкантов можно было пересчитать по пальцам. Но были одаренные дети, которые хотели учиться музыке. И вот, в столице Киргизии открылось первое музыкальное учебное заведение, громко названное техникумом. На самом же деле это было нечто вроде студии или музыкальной школы. Именно здесь и встретились тогда три талантливых подростка – Мукаш Абдраев, Акмат Аманбаев и Аскар Тулеев. Они были ровесниками: все родились летом 1920 года; младшим из них был Акмат. В техникуме ребята занимались по разным специальностям, а музыкально-теоретические дисциплины изучали все вместе в классе замечательного музыканта, композитора и дирижера Петра Фёдоровича Шубина. Они подружились. Учеба продвигалась успешно, однако техникум просуществовал недолго; в 1935 году его закрыли, а группу из пятнадцати самых способных ребят, в которую вошли Акмат, Мукаш и Аскар, направили на учебу в Москву, в музыкальное училище им. М.М. Ипполитова-Иванова.
Акмат родился 25 июля 1920 года в селе Кара-Булак близ Нарына. В тот же год умер отец, и его воспитанием занялась бабушка. О раннем детстве Акмата нет почти никаких сведений. Известно лишь, что три года спустя бабушка переехала в Кеминский район, где мальчик стал учиться
в сельской школе-семилетке, после окончания которой переехал во Фрунзе. Летом 1933 года он успешно прошел проверочные испытания и стал учащимся техникума. Скорее всего, как и Мукаш, Акмат занимался в классе скрипки, уделяя также большое внимание и теоретическим предметам –
теории музыки, сольфеджио. Но больше всего подростка привлекал оркестр. Акмат с восхищением следил за тем, как ловко управляет оркестром Петр Федорович, как он проводит репетиции, и втайне мечтал, что, может быть, когда-нибудь он сам также встанет за дирижерский пульт.
Акмат учился хорошо, поэтому он и попал в группу, которую направили на учебу в Москву. Училище им. Ипполитова-Иванова уже тогда считалось одним из лучших учебных заведений страны, где обучение велось на очень высоком уровне. Помимо игры на инструменте, юноша посещал класс дирижирования и довольно преуспел в этом направлении. К сожалению, Аманбаев пробыл в училище всего лишь два года, но даже этот короткий срок был использован им столь плодотворно, что позволило молодому музыканту уже в 18 лет начать свою музыкальную карьеру –
вначале оркестрантом, а затем и помощником дирижера оркестра народных инструментов Киргосфилармонии.
Аманбаев был участником первой Декады киргизского искусства в Москве – вместе с оркестром он выступал на концертах, которые прошли с большим успехом, а потом вместе с коллективом отправился на двухмесячные гастроли по городам Крыма. Это было незабываемое время, полное новых впечатлений, радужных надежд и открытий. По возвращении во Фрунзе Акмат стал готовиться к поступлению в консерваторию. В 1940 году он вместе со своими друзьями Мукашем и Аскаром поехал в Москву и вскоре стал студентом Национальной студии при Московской консерватории им. П.И. Чайковского. Начавшаяся война прервала учебу
в столице, которая была продолжена во Фрунзе, поскольку ряд педагогов консерватории, находясь в эвакуации, жили и работали в Киргизии. Таким образом, в 1941–1943 годах Аманбаев посещал занятия Национальной студии, живя
у себя на родине, а следующий учебный год (1944–1945) он уже учился в Москве.
В это же время музыкант был принят на работу в театр оперы и балета в качестве ассистента дирижера, а по совместительству – в оркестр народных инструментов при филармонии. Одновременно начинающий дирижер пробует свои силы в композиции. Вначале это были песни, небольшие инструментальные пьески, обработки для оркестра народных инструментов, а затем появились и более серьезные работы. В 1943 году группа молодых музыкантов – Абдраев, Аманбаев и Тулеев под руководством Абдыласа Малдыбаева приступила к работе над созданием музыкальной комедии по либретто К. Джантошева «Ким кантти?» («Кто как поступил?»). Работа продвигалась успешно и в конце года состоялась премьера спектакля – за дирижерским пультом стоял Акмат Аманбаев. Сюжет комедии был прост. Передовой тракторист Анарбек и девушка Салы любят друг друга, но на их пути стоит бездельник Мамалык, которому отец Салы – тщеславный Барпык – пообещал руку своей дочери. В это время в газете появляется сообщение о награждении некого Барпыка орденом. Полагая, что речь идет
о нем, Барпык созывает гостей на той. Но тут выясняется, что это совсем другой человек, однофамилец Барпыка. Раздосадованный глава семьи находит выход из затруднительного положения – он объявляет, что той устроен по случаю помолвки его дочери и Анарбека. В общем, как и положено в комедии, все заканчивается счастливо.
Несмотря на занимательный сюжет, до настоящей музыкальной комедии было еще далеко – авторам явно не хватало опыта, мастерства. Но выручили чудесные народные мелодии, которые удачно были вкраплены в партитуру сочинения, а также ряд комедийных сцен и игровых ситуаций. Успех окрылил молодого музыканта, и он продолжил работу в этом направлении.
Однако от углубленных занятий музыкой, творчеством Аманбаева отвлекает административная и общественная работа. Вступив еще в 1940 году в КПСС, он в 25 лет неожиданно становится номенклатурным работником: в 1945 году его назначают начальником музыкального отдела Управления по делам искусств при Совнаркоме Киргизской ССР,
в 1946 – директором музыкального училища, а еще год спустя – директором филармонии, которую возглавлял до 1951 года. Помимо этого, Аманбаева выбирают заместителем председателя Союза композиторов Киргизии, а затем
и депутатом Горсовета. Удивительнее всего, что при такой занятости он еще находил время для сочинительства.
В конце 40-х годов Аманбаев вместе со своим соавтором – московским композитором Сергеем Германовым приступил к работе над написанием оперы «Айдар и Айша» (либретто У. Абдукаимова). Такой творческий «тандем» для киргизской музыки был не нов: оперы «Айчурек» и «Манас» писали сразу три автора – Малдыбаев, Власов и Фере, причем весьма успешно. Эксперимент Аманбаева – Германова оказался не столь удачным, несмотря на наличие ряда эффектных сцен и номеров. Премьерные спектакли прошли на сцене Киргизского академического театра оперы и балета в апреле 1952 года. Сюжет оперы был несколько тривиален: чистая, возвышенная любовь двух молодых сердец, разлученных жестоким, деспотичным правителем. К ее лучшим страницам можно было отнести танцы и игры молодежи из первого акта, особенно, хоровые номера «Бекбекей»
и «Шырылдан», встречу Айдара и Айши, картину народного восстания и, конечно же, трагическую развязку (смерть главной героини). Несколько сезонов опера не сходила со сцены театра, а в 1954 году она даже была показана в записи на совещании композиторов и музыковедов Средней Азии
и Казахстана в Ленинграде как явное достижение киргизской музыкального искусства.
После завершения работы над оперой Аманбаев принимает важное для себя решение – он поступает на композиторское отделение Национальной студии при Московской консерватории. В 31 год он вновь садится за студенческую скамью и всерьез берется за творчество. Удача сопутствует музыканту – по специальности он занимается у большого знатока киргизской музыки, профессора В.Г. Фере. В эти годы Аманбаев создает целый ряд сочинений, по своей значимости превосходящих обычные студенческие работы.
В их числе пьесы для оркестра народных инструментов «Сюита» и «Поэма-баллада», кантата «Песнь о дружбе», оратория «Рассвет», камерно-инструментальные произведения. Однако самым ярким и наиболее привлекательным сочинением композитора стала «Танцевальная сюита» для симфонического оркестра, представленная им в качестве дипломной работы при завершении учебы в консерватории. В ее музыке органично сочетались народные истоки и принципы мышления, типичные для европейского симфонизма. Сюита неоднократно исполнялась на концертах, пользуясь неизменной популярностью у слушателей.
Вернувшись в Киргизию, Аманбаев возобновляет работу в филармонии, отдавая творчеству все свободное время. Среди наиболее значительных сочинений конца 50-х – начала 60-х годов можно назвать сюиту для скрипки-соло, музыкальную комедию «Бойдоктор» («Холостяки»), ораторию «День Тянь-Шаня», «Концертный вальс» для оркестра народных инструментов. Получает композитор и официальные творческие заказы. Так, к ХХII съезду КПСС он пишет кантату, чуть позже – «Оду партии». Разумеется, тогда такие заказы получали лишь наиболее авторитетные музыканты. По-прежнему плодотворно работает Аманбаев и в жанре песни. Их исполняют самые известные в республики певцы – С. Киизбаева, Г. Валиулина, С. Бекмуратова, К. Чодронов, А. Мырзабаев и многие другие. Неизменной популярностью у слушателей пользовались его песни «Почему?», «Мой Фрунзе», «В ожидании», «Молодежный марш» (за эту песню на республиканском конкурсе 1958 года Аманбаев получил первую премию). Они привлекают слушателей своей мелодичностью, теплотой интонации, национальным колоритом. Целый ряд песен композитор посвящает детям, кроме того, он вместе с композитором Н. Давлесовым пишет учебник пения для учащихся начальных классов общеобразовательной школы, который затем неоднократно переиздается. Определенного успеха достигает композитор
и в жанре романса.
В июне 1960 года свет рампы увидела музыкальная комедия А. Аманбаева (либретто Ш. Бейшеналиева) «Холостяки». Ее постановку на сцене Киргизского академического театра оперы и балета осуществили дирижер Н. Давлесов, режиссер В. Васильев, художник А. Молдахматов. Появление национальной комедии было тепло встречено
и зрителем, и критикой. Композитор С. Германов откликнулся на это событие теплой рецензией на страницах газеты «Советская Киргизия». Посвященная жизни и быту киргизской интеллигенции послевоенного времени, отмеченная чертами мягкого лиризма и добродушного юмора, она проложила путь к сердцам зрителей, прочно войдя в репертуар театра 60-х годов, и лишь появление музыкальной комедии Н. Давлесова «Осторожно, невеста!» (1970) потеснило ее на сцене.
Одним из последних сочинений композитора была музыка к кукольному спектаклю «Бала Батыр» («Юный герой»). В октябре 1964 года служилось непредвиденное: художественный руководитель филармонии Акмат Аманбаев неожиданно скончался в самом расцвете сил. Многие известные музыканты страны откликнулись телеграммами,
в которых выражали свое искреннее соболезнование. Одна из них пришла из секретариата Союза композиторов СССР –
ее подписали Хренников, Шостакович, Шапорин, Кабалевс-кий, Хачатурян, Свиридов, Щедрин и другие.
Шесть лет спустя, в декабре 1970 года республика отметила 50-летие со дня рождения Аманбаева. В Киргизской государственной филармонии состоялся концерт из произведений композитора, в котором приняли участие симфонический оркестр Киргизского телевидения и радио, оркестр народных инструментов им. Карамолдо Орозова, ведущие солисты Театра оперы и балета.
Прошло сорок лет. Музыка Аманбаева звучит и в наше время, но все реже и реже. Думается, что это несправедливо – ведь в ней есть все то, что отличает настоящую музыку от искусных подделок, что вызывает живой отклик у слушателя: она мелодически ясна, искренна, эмоциональна, национально самобытна. В свое время Акмат Аманбаев был очень популярен – его песни и хоры, а их у него около ста – распевала вся республика. Имел он и официальное признание. Композитору было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Киргизской ССР, он был награжден орденом «Знак почета», несколькими медалями.

А.Кузнецов


Союз Композиторов Кыргызской Республики
© 2019