Среди композиторов послевоенного поколения, заявивших о себе в семидесятых годах прошлого века, выделяется своим творчеством Акимжан Жээнбай. Вот уже более тридцати лет его музыка пользуется любовью слушателей, исполняется на концертах, звучит по радио. В чем же секрет ее привлекательности? Прежде всего в том, что творческая манера письма Жээнбая сугубо индивидуальна и самобытна. Она покоряет как эпической возвышенностью, подлинным трагизмом, драматичностью, так и мягким лиризмом, добродушным юмором. Его творчество прочно связано с жизнью кыргызского народа, его душевным миром и психологическим складом. Истоки музыки композитора можно найти в наиболее древних, порой архаичных образцах кыргызских песен и инструментальных наигрышей – ритуальных песнопениях, арманах, кошоках, некоторых комузных кюу.
Интонационный строй музыки композитора, при всей его индивидуальности, ,обнаруживает удивительную близость с фольклорными истоками. Столь же своеобразна и ладогармоническая сторона его сочинений. Здесь налицо использование натуральных диатонических, наиболее характерных для кыргызской народной музыки ладов, обогащенных хроматизмами и прочими элементами современной музыки. Сюда можно также отнести аккорды нетерцовой структуры с их характерным терпким звучанием и кварто-квинтовые параллелизмы, неквадратность структуры и частую смену метра, импровизационное начало и своеобразную трактовку ритма.
Естественно, что по сравнению с народными образцами, музыка Жээнбая более сложна для восприятия, поскольку она обогащена достижениями современной композиторской техники. Однако, композитору всегда удавалось найти гармоничное равновесие между национальной почвенностью и профессионализмом. Индивидуальный стиль композитора проявляется как в мелодике, ритмике, гармонии, так и в методах изложения и развития тематического материала, форме и даже инструментовке.
Музыка Акимжана Жээнбая отражает особенности его мировосприятия, темперамента и характера – открытого, доброжелательного, чуткого. Музыкант прошел нелегкий жизненный путь. С детских лет познав горе, лишения, он научился сочувствовать людям, сострадать. И это, естественно, нашло отражение в его музыке. Неравнодушие – одна из характерных черт творчества композитора. События, имевшие место в жизни, образы литературы, поэзии и другие источники, побуждавшие Жээнбая к созданию музыкальных произведений, воспринимались им с большим участием. Они волновали его душу и заставляли остро переживать. Только после этого композитор приступал к сочинению музыки. Так было, например, при написании симфонической поэмы «Уркуя». Трагедия кыргызской женщины по-настоящему взволновала музыканта, тогда еще студента композиторского факультета Института искусств им. Б. Бейшеналиевой. Так было и при создании хора без  сопровождения «Аталар» («Отцы»), посвященного памяти людей старшего поколения, погибших на фронтах Великой Отечественной войны и получившего первую премию на Республиканском конкурсе композиторов в 1980 году.
Акимжан родился в 1946 году в селе Кенеш Наукатского района Ошской области. Судьба не баловала ребенка. Он рано лишился матери и его воспитанием занималась бабушка – известная в округе кошокчу (плакальщица). Целыми днями она ткала ковры, тихо напевая народные песни. Отец Акимжана воевал, был тяжело ранен в бою под Сталинградом, вернулся в родное село, работал бригадиром в колхозе. После смерти супруги жил один, затем завел вторую семью. В десять лет Акимжан был определен в школу-интернат, где увлекся музыкой – играл в духовом оркестре, вначале на альте, а затем на трубе. Окончив восемь классов школы, поступил в профессионально-техническое училище, где стал осваивать профессию электромонтера. Здесь он тоже играл в духовом оркестре. Позже, освоив мандолину, стал участником струнного оркестра, с которым выступал по всей области. Он принял участие в Республиканском конкурсе художественной самодеятельности, проходившем во Фрунзе, где за исполнение одного из вальсов Штрауса был удостоен звания лауреата.
По окончанию училища Акимжан направляется на работу в Алай на прокладку линии высоковольтной передачи. Однако, электриком он не стал. Музыка полностью захватила юношу, без нее он просто не мыслил своего существования. И Акимжан принимает важное решение, которое в корне изменит всю его последующую жизнь: он поступает на музыкальный факультет Ошского педагогического института.
Здесь Акимжан проучился два года. Он играл в оркестре, пел в хоровой капелле. Этот студенческий коллектив был тогда знаменит на всю республику и даже стал лауреатом Всесоюзного конкурса хоровой песни. В институте молодой музыкант сочинил свои первые песни, которые показал  преподававшему здесь композитору С. Осмонову, который посоветовал юноше ехать во Фрунзе и поступить на теоретико-композиторское отделение музыкального училища им. М. Куренкеева.
Путь в большое искусство растянулся у Акимжана на долгие двенадцать лет (пединститут, училище, композиторский факультет института искусств). Писать музыку он учился под руководством признанных маэстро – М. Абдраева и А. Джаныбекова. Вначале писал небольшие инструментальные пьесы и песни, затем пошли сочинения посложнее: баллада для виолончели, симфоническая картина «Воспоминания о детстве», фортепианная сюита, квинтет. Самыми значительными произведениями, созданными Акимжаном в студенческие годы, стали пять «Кербезов» для фортепиано (за них он был удостоен первой премии на студенческом конкурсе 1975 г.) и симфоническая поэма «Уркуя». Среди кербезов выделялось сочинение под названием «Чон кербез» («Большой кербез»). О нем следует сказать особо. Это блестящая концертная пьеса, захватывающая своей экспрессивностью, завораживающим ритмом и резкой сменой эмоциональных состояний. «Упругая плясовая мелодия с ее динамической контрастностью, сложная и изобретательная ритмика, своеобразие жестких аккордовых комплексов с большой силой выявляют напористый и прихотливый характер сочинения», – отмечали А. Рябов и А. Склютовский.
В год выпуска Жээнбай стал участником Всесоюзного фестиваля композиторского творчества музыкальных вузов страны, который прошел в Ленинграде. Прослушивание концертных программ, знакомство с историческими памятниками города произвели большое впечатление на молодого музыканта, а посещение Пискаревского мемориального кладбища побудило Акимжана написать пьесу для фортепиано «Анданте» («Письмо Тани»).
В 1976 году учеба в институте была успешно завершена. Первое время Жээнбай работает редактором республиканского телевидения и радио – готовит музыкальные передачи, открывает и ведет новые рубрики. Позже переходит на педагогическую работу в училище им. М. Куренкеева. А все свободное время посвящает сочинительству. Каждый год знаменует заметную веху в творческом росте композитора. Особенно насыщенными событиями стали 1979 – 1980 годы. Именно тогда музыкант получает первую премию на Республиканском конкурсе во Фрунзе (за хор на слова К. Исакова «Отцы»). В Киеве в издательстве «Музiчна Украина» публикуется его фортепианная пьеса «Чон кербез». Сочинения Жээнбая исполняются на концерте во Всесоюзном доме композитора в Москве. В 1980 году он становится членом Союза композиторов СССР. Среди произведений тех лет выделяется хор a cappella «Отцы» – сочинение, навеянное событиями минувшей войны. Интересно эмоционально-образное решение хора, в музыке которого трагедийное сочетается с элегическим при ярко выраженном национальном характере, что придает ему особую теплоту и искренность тона.
С 1981 года Жээнбай руководит работой фольклорного кабинета при Союзе композиторов Кыргызстана. Он организует и участвует во многих экспедициях по сбору образцов музыкального народного творчества, записывает на ноты старинные напевы и наигрыши, составляет сборники. Всего на одиннадцать лет работы в фольклорном кабинете музыкантом было подготовлено девять сборников, в которые вошло около 90 кюу и более 150 песен. Некоторые из записанных им тем легли в основу собственных сочинений. Так, на основе старинной обрядовой песни, записанной в селе Тюп, был создан один из самых ярких и популярных хоров Жээнбая «Жарамазан». Среди других народных напевов, обработанных Жээнбаем для хора, можно выделить «Ой-дай», «Оп-майда», «Шырылдан», «Бекбекей». Вообще, хоровая музыка занимает одно из ведущих мест в творческой деятельности композитора. Это объясняется и тем, что и супруга Акимжана Гульбара Маматова – главный хормейстер и художественный руководитель Камерного хора Кыргызского телевидения и радио, а многолетнее сотрудничество с этим замечательным коллективом было своеобразной творческой мастерской музыканта.
Наряду с хоровой музыкой, Жээнбай работает и в других жанрах: он пишет музыку для фортепиано, оркестра, песни, сотрудничает с кино. Наиболее значительными являются сочинения композитора, созданные им в 80-х годах. Это: вокально-симфоническая поэма, посвященная памяти В. И. Ленина, Кюу для квинтета деревянных духовых инструментов, фортепианный квинтет, Баллада для голоса и инструментального ансамбля, хоровой «Кюу-дастан», «Семь кюу для фортепиано». Кроме того, Жээнбаем была написана музыка к четырем кинофильмам, среди которых можно выделить ленту «Чингиз Айтматов и театр», а также двухсерийный фильм «Тобокел».
После небольшого спада в постперестроечные годы, вызванного политической нестабильностью и экономическими трудностями, композитор, как бы обретает второе дыхание и активизирует свое творчество. Появляются на свет такие яркие и самобытные сочинения, как хоры «Айкол Манас», «Иссык-Куль», «Слезы Каныкей», уже упомянутый «Жарамазан», зарисовка для ударных инструментов «Хан-добулбас» и целый ряд песен. И в каждом из них все с большей силой и художественной убедительностью прорисовывается индивидуальный почерк композитора, уходящий своими корнями в самые глубинные пласты кыргызского музыкального фольклора. Высокую оценку музыке композитора дал в одном из своих выступлений по телевидению известный кыргызский ученый-философ и знаток классической и народной музыки Азис Салиев, охарактеризовав ее в высшей степени выразительной и глубоко национальной как по духу, так и по формам выражения.
Еще в 80-х годах известность Акимжана Жээнбая выходит за пределы республики. Он становится лауреатом одного из Всесоюзных конкурсов песни, его произведения исполняются на концертах в Москве и других городах СССР, публикуются в сборниках издательства «Советский композитор». В Кыргызстане он становится призером нескольких престижных конкурсов, ему присваивается звание лауреата международных премий им. А. Малдыбаева, М. Абдраева, Ч. Айтматова (2008), заслуженного деятеля культуры Кыргызской Республики. Цель жизни Акимжана – творить, дарить людям радость. И он продолжает писать музыку, радуя слушателей своими новыми сочинениями. В числе последних работ композитора: реквием-баллада «Жизнь» (на слова Токтогула), хоры a cappella «Аза Кутту», «Кошок» (памяти жертв аксыйских событий), цикл песен для голоса в сопровождении комуза «Музыка», пьесы для фортепиано, чопо-чоора.


Союз Композиторов Кыргызской Республики
© 2019