Кенжегазы Асанбаев заявил о себе как молодой перспективный композитор в начале 70-х годов, когда он еще был студентом Кыргызского государственного института искусств им. Б. Бейшеналиевой и делал свои первые шаги в профессиональной музыке. Именно тогда появились на свет его сочинения, которые и по сей день не потеряли своей привлекательности и свежести и по-прежнему пользуются популярностью, как у самих исполнителей, так и у слушателей. В их числе – цикл из девяти фортепианных пьес «Кайрыктар», квинтет, поэма для гобоя и фортепиано, ряд песен и хоров.
С тех пор прошло много лет, Кенжегазы Мамбетович Асанбаев стал известным композитором, автором множества сочинений самых различных жанров. В 2004 году он возглавил республиканскую композиторскую организацию.
Родина композитора – село Дархан Джеты-Огузского района Иссык-кульской области. Здесь и прошло его детство. Кенжегазы родился в 1946 году в большой, многодетной семье колхозника (он был седьмым ребенком из восьми). Известно, что среда формирует личность человека, а красота окружающего мира закладывает основы эстетического восприятия. Так, отец замечательного русского живописца-мариниста И. Айвазовского с детства окружил своего сына произведениями искусства, антикварной мебелью и т.п. И его надежды оправдались – сын стал великим художником. Естественно, отец Кенжегазы таких возможностей не имел. Все его усилия были направлены лишь на то, чтобы как-то прокормить семью и дать детям образование. Но то, что не могли сделать родители, сделала сама природа. Изумительные по красоте ландшафты окружали ребенка с самого детства – заснеженные вершины гор, скалы, еловые леса, альпийские луга, бурные реки и, конечно же, само озеро Иссык-Куль, цвет которого в течение дня менялся несколько раз. Все это вместе с врожденной музыкальностью оказывало благотворное влияние на будущего композитора. Он жадно впитывал в себя краски и звуки окружающего мира. Особенно притягивал его звук комуза, на котором играл сосед-подросток. Кенжегазы не отходил от него, пока тот  не научил его извлекать звуки и воспроизводить незамысловатые мелодии. Радости ребенка не было границ, когда брат Сатинди подарил ему комуз. Теперь он почти не расставался с любимым инструментом.
Вообще, братья играли важную роль в жизни будущего музыканта. Один из них – Шергазы (впоследствии ректор Технического университета, депутат Жогорку Кенеша республики) был намного старше его. В тот год, когда Кенжегазы исполнилось тринадцать лет, он уже завершил учебу в политехническом институте и получил назначение на работу в город Кок-Янгак. Желая чем-то помочь семье, он взял братишку с собой. Но совместное проживание длилось всего лишь год, так как Шергазы заметил музыкальные способности брата и посоветовал ему ехать во Фрунзе, чтобы поступать в музыкальное училище им. М. Куренкеева. Члены приемной комиссии обратили внимание на отличный слух подростка, порекомендовав ему осваивать игру на скрипке. Но, поскольку Кенжегазы в музыкальной школе не учился, его взяли на подготовительное отделение. Начинать учиться на скрипке в четырнадцать лет было поздновато. Это вскоре понял и сам Кенжегазы, хотя занимался он настойчиво и упорно (по 6-7 часов в день). Одновременно он стал проявлять повышенный интерес к музыкально-теоретическим дисциплинам, сочинительству. Поэтому три года спустя юноша принял важное решение: оставил скрипку, поступил на теоретическое отделение училища и стал посещать класс композиции А. Джаныбекова.
Вскоре появились первые сочинения молодого автора: песни на слова поэта А. Токтомушева, инструментальные пьесы. Но тут обнаружилось, что для занятий композицией необходимо хорошо владеть фортепиано, и молодой музыкант с тем же упорством, с каким он занимался на скрипке, стал осваивать этот инструмент. По фортепиано он занимался в классе опытного педагога Е. Рысс, о которой композитор и ныне вспоминает с большой теплотой и признательностью. Занятия продвигались столь успешно, что на четвертом курсе Асанбаев мог уже играть пьесы из «Времен года» П. Чайковского, «Токкату» А. Хачатуряна, соль-минорную прелюдию С. Рахманинова. Вообще, трудолюбия Кенжегазы не нужно было занимать. Параллельно с учебой на теоретическом отделении он изучал кыргызскую филологию на заочном отделении университета.
После училища Асанбаев продолжил учебу в институте искусств, занимаясь в классе профессора А. Джаныбекова. На втором курсе он был уже автором нескольких произведений, в том числе и цикла «Кайрыктар». В те годы председателем правления Союза композиторов Киргизии был народный артист республики Мукаш Абдраев. Ему и показал Кенжегазы свой новый опус. Пьесы Абдраеву понравились, и он предложил музыканту принять участие в работе XI Пленума Союза композиторов Киргизии, посвященного творчеству молодых авторов, который должен был состояться в 1971 году во Фрунзе. Выступление Асанбаева на концерте пленума прошло удачно, а вскоре в газете «Кыргызстан маданияты» появилась рецензия, в которой в адрес молодого композитора было сказано немало теплых слов. С тех пор Кенжегазы стал частым гостем на прослушиваниях, проводимых в Союзе композиторов, а на некоторых из них он показывал свои новые сочинения, получавших, как правило, положительную оценку членов экспертной комиссии. Завершая учебу в институте, Асанбаев написал симфоническую поэму. Ее он и представил в качестве своей дипломной работы. Поэма прозвучала в исполнении симфонического оркестра Кыргызского телевидения и радио под управлением Асанхана Джумахматова, а ее автор получил оценку «отлично».
Еще в студенческую пору Кенжегазы Асанбаев стал преподавать теоретические дисциплины на музыкальном факультете Кыргызского женского педагогического института им. В. В. Маяковского (ныне КГУ им. И. Арабаева), а после окончания учебы он был оставлен в Институте искусств в должности заведующего фольклорным кабинетом. Однако настоящая творческая работа ожидала его впереди. В 1979 году Асанбаева пригласили на работу в Кыргызский государственный академический театр драмы им. Т. Абдумомунова. В обязанности композитора входило музыкальное оформление спектаклей и руководство театральным оркестром. Эта работа отнимала много сил и энергии, поскольку в те годы спектакли ставились один за другим и почти к каждому из них Асанбаев писал музыку. «Я удивляюсь, – вспоминает композитор, – как я тогда все это выдерживал. Мы выпускали до 7 – 8 спектаклей в год. А ведь, кроме сочинения музыки, нужно было еще проводить репетиции, играть на спектаклях». Вот некоторые из постановок театра, музыку к которым написал К. Асанбаев: «Медея» (по Еврипиду), «Мамаша Кураж» (по пьесе Б. Брехта), «Чайка» (по А. Чехову), «Стон тетивы» (по пьесе Б. Жакиева»), «Проделки Жоробая» (по пьесе Т. Абдумомунова), «Человек и Сатана» (по пьесе Ж. Садыкова). Особое место среди работ композитора занимает музыка к спектаклям, поставленным по произведения Чингиза Айтматова: «Прощай, Гульсары», «Материнское поле», «И дольше века длится день», «Плаха», «Суд на Сыры-Озеке». Музыка к этим спектаклям отличалась яркостью мелодического материала, образностью. Она гармонично «вписывалась» в общий контекст постановок. Всего Асанбаев написал музыку более чем к 60 спектаклям, в том числе и для других театров республики, а также для театров Казахстана и Таджикистана.
Одновременно с сочинением музыки композитор выступает на страницах республиканской печати со статьями и рецензиями на музыкальные темы, где и пригодилось его филологическое образование. Ряд очерков посвящается творчеству композиторов старшего поколения (А. Малдыбаев, К. Молдобасанов, Ж. Шералиев, Т. Эрматов, Н. Давлесов, А. Джаныбеков, С. Осмонов), в других автор размышляет об актуальных проблемах кыргызской музыки. Наряду с публицистикой Асанбаев выступает и как прозаик – автор рассказов. Они были опубликованы и вышли в двух сборниках. Однако, Кенжегазы все больше сосредотачивает свое внимание на музыке.
В 1982 году происходит знаменательное событие в жизни музыканта: он становится членом Союза композиторов СССР и вскоре получает членский билет, подписанный Т. Н. Хренниковым. За эти годы композитором было написано немало интересных сочинений. Лишь некоторые из них исполнялись, получали одобрение коллег и слушателей и были записаны в фонд Национального радио. После распада СССР многие композиторы оказались не у дел. Их музыка никого не интересовала, не говоря уже об ее исполнении. За организацию концерта нужно было платить самому автору или искать спонсора. Но в 80-х и начале 90-х годов Асанбаев работал очень продуктивно. Именно в эти годы им были написаны замечательные вокальные циклы «В нашем саду» (на сл. индийских поэтов, которые исполнялись на концерте в Москве), «Родная земля – золотая колыбель» (на сл. Р. Рыскулова) и «Мотивы жизни» (на сл. кыргызских м японских поэтов). Музыка этих романсов подкупает своим лиризмом, искренностью, особой доверительностью тона. Они изящны и поэтичны. Романсы неоднократно исполнялись и пользовались успехом у слушателей.
Однако, многие сочинения композитора ни разу не исполнялись. Среди них такие значительные работы, как симфония «Каныкей», «Семь кюу» для оркестра, Симфония для камерного оркестра.
Творчество Асанбаева довольно разнообразно в жанровом отношении. Наряду с песнями, романсами и инструментальными пьесами композитор успешно освоил крупную форму, В его творческом «багаже» две симфонии, два концерта, пять поэм (две из них – для оркестра) и четыре сонаты. В музыке Асанбаева гармонично сочетаются национальные истоки и методы современной композиторской техники. Она легко узнаваема и запоминаема. К лучшим сочинениям композитора можно отнести названные выше вокальные циклы, фортепианные пьесы «Кайрыктар» и «Три кюу» («Кош кайрык», «Такмаза», «Кер-толгоо»), музыку к пьесам М. Гапарова «Туздуу чол» («Соленая пустыня»), Б. Жакиева «Атанын тагдыры» («Судьба отца»), Ж. Садыкова «Ормон-хан» и многое другое.
В 2004 году Асанбаев был выбран председателем Союза композиторов Кыргызстана. При новом руководителе деятельность Союза заметно активизировалась: стали проводиться прослушивания новых произведений композиторов республики с приглашением исполнителей, были изданы два нотных сборников (для фортепиано и для деревянных духовых инструментов), состоялся камерный концерт, на котором прозвучали новые сочинения членов Союза. Среди произведений, прозвучавших в тот вечер, была и соната для флейты с фортепиано Асанбаева, сочиненная автором еще в 1982 году и заново отредактированная специально для концерта. Музыка этой трехчастной композиции привлекает свежестью колорита, мелодичностью, контрастным сочетанием экспрессии крайних частей с мягким лиризмом среднего раздела.
Творческая и общественная деятельность Асанбаева получила признание. Композитору было присвоено почетное звание заслуженного деятеля культуры Кыргызской Республики. Он также стал лауреатом международного конкурса им. А. Малдыбаева и республиканского конкурса им. М. Абдраева.
Возглавляя Союз композиторов, Асанбаев не прекращал занятий творчеством. Только в 2007 году он написал вокально-симфоническую поэму «Мекен ыры» («Песнь родины»), сонату для скрипки и фортепиано, пьесу «Кыял» («Мечта»), завершил работу над концертом для фортепиано с оркестром в трех частях. К творческой деятельности музыканта следует прибавить и педагогическую работу. Около двадцати лет  профессор кафедры теории музыки Кенжегазы Асанбаев преподает в Институте искусств, ведя курс гармонии, анализа и истории кыргызской музыки. Композитор никогда не останавливается на достигнутом, постоянно работает над собой, ищет новые средства музыкальной выразительности. В творческих планах музыканта – новые сочинения самых различных форм и жанров.
2020 году в июле месяц умер от короновируса.


Союз Композиторов Кыргызской Республики
© 2019