В 1975 году во Фрунзе состоялся республиканский конкурс, посвященный 30-летию Победы, в котором приняли участие многие кыргызские композиторы-мелодисты. Однако первую премию получил молодой еще никому не известный автор Сталбек Бактыгулов – учащийся третьего курса музыкального училища им. М. Куренкеева. В то время юноше было немногим более двадцати лет.
Сейчас Бактыгулов является признанным в республике композитором, автором многочисленных сочинений. Его музыке присуща эмоциональная насыщенность, сочетающаяся с острой импульсивностью и динамичностью. Есть в ней и прекрасные лирические страницы. Вместе с тем, молодой музыкант выступает также как поэт и прозаик. Его перу принадлежат повести, новеллы, рассказы, стихи.
В отличие от большинства композиторов, Сталбек начал заниматься музыкой довольно поздно – в восемнадцать лет. Его детские и юношеские годы прошли в родном селе Кегеты, расположенном в Чуйской долине, в предгорьях кыргызского Ала-Тоо. Он родился в 1954 году в семье сельского учителя и унаследовал от своих родителей горячую любовь к родному краю, к его преданиям и легендам, народным песням и наигрышам. Больше всего Сталбек любил слушать песни, которые ему пела мать.
В четыре года Сталбека поразил тяжелый недуг – он заболел полиомиелитом и на долгие годы оказался прикованным к постели. Лишившись веселых детских игр, радости движения, мальчик часами слушал передачи республиканского радио. Особенно он любил литературные и музыкальные передачи. Большую радость доставлял ему также старенький патефон и грампластинки с записями кыргызских песен и кюу. Чуткий слух будущего музыканта улавливал и впитывал в себя характерные интонации и ритмы музыки выдающихся мастеров народного искусства Карамолдо, Ыбрая, Мыскал. Вскоре мальчик по нескольким музыкальным фразам мог безошибочно назвать имя исполнителя.
Но пришла пора учиться. Каждый день к Сталбеку в дом приходили учителя и одноклассники, и он, сидя в кровати, делал то же, что и его сверстники в школе. Учеба давалась ему легко. Так продолжалось до четвертого класса. Затем, постепенно преодолевая тяжелую болезнь, Сталбек стал понемногу передвигаться с помощью костылей, а вскоре и научился ездить на лошади. На всю жизнь запомнил подросток незабываемые поездки по живописным окрестностям села. Сильное впечатление производила на него неповторимая красота горных пейзажей: скальные кручи, уходившие ввысь остроконечные пики, исполинские тяньшанские ели, ослепительная синева неба. В шуме горного ветра, журчанье ручьев он, возможно, слышал будущие темы своих сочинений.
Мысли и чувства впечатлительного подростка были наполнены увиденным и услышанным. Возникла потребность поделиться этим со своими сверстниками. Стал писать стихи и как-то отправил одно из стихотворений в пионерскую газету. Его опубликовали. Это окрылило одаренного школьника. Он продолжал писать стихи, а позже обратился и к прозе. Многие стихи и рассказы, написанные в школьные годы, были напечатаны на страницах республиканских и районных газет.
Но путь к музыке был долгим. В двенадцать лет Сталбек самостоятельно выучился играть на комузе и мандолине, затем стал выступать в школьном хоре, петь под собственный аккомпанемент на комузе. Пытался сочинять мелодии к своим стихам. Оканчивая школу, Сталбек стал перед выбором – кем стать? Его одинаково привлекала и музыка, и литература. Сделать выбор помог один поэт. Он сказал, что писателем можно стать и, не имея специального образования, а вот хорошим музыкантом, тем более, композитором, нельзя, тут нужны долгие годы учебы. И юноша принял решение.
Успешно сдав вступительные экзамены, Сталбек поступил на отделение кыргызских народных инструментов музыкального училища им. М. Куренкеева. Однако, молодой музыкант вскоре убедился, что подлинное его призвание – сочинительство. Но тут выяснилось: чтобы перейти учиться на теоретическое отделение, обучение на котором необходимо для поступления на композиторский факультет вуза, нужно было иметь подготовку в объеме музыкальной школы. Тогда Сталбек стал усиленно осваивать сольфеджио, теорию музыки, фортепиано и через три семестра вместе с группой учащихся теоретического отделения успешно сдал все зачеты и экзамены. Одновременно он начал посещать факультативный класс композиции, который вел тогда видный кыргызский композитор Алтынбек Джаныбеков. Овладев «азами» композиции, Сталбек создает свои первые музыкальные опусы. В числе наиболее интересных сочинений тех лет можно назвать цикл пьес для фортепианного трио, «Детский альбом», песни. Показательно, что миниатюры из «Детского альбома» вошли впоследствии в сборник «Детские фортепианные пьесы кыргызских композиторов», который был выпущен издательством «Советский композитор» в Москве. Уже в первых произведениях проявились лучшие качества музыки молодого автора: свежесть колорита, стремление к новизне, тесная связь с традициями кыргызской народной музыки.
В 1976 году Сталбек Бактыгулов окончил училище и поступил в институт искусств. Ему повезло – он стал учиться у признанного мастера кыргызской музыки, профессора М. Абдраева, оказавшего большое влияние на своего ученика. Юноша учился увлеченно, с полной самоотдачей, поэтому созданные им в институте сочинения, были не простыми студенческими работами, а полноценными музыкальными произведениями. Среди них можно выделить Третью фортепианную сонату и «Токкату»,  а также симфоническую поэму «Жаныл Мырза», которую вскоре включил в свой репертуар оркестр под управлением народного артиста СССР А. Джумахматова.
“Я всегда с теплотой вспоминаю свои студенческие годы, – рассказывает композитор. То, чему научился, я обязан, прежде всего, своим педагогам по специальности М. Абдраеву и Т. Эрматову. Многое дали мне занятия в классе инструментовки профессора К. Молдобасанова, большого знатока и мастера оркестрового колорита, а также лекции преподавателей-теоретиков В. Васильева и Т. Склютовской. Ведь, без основательных знаний гармонии, анализа, истории музыки невозможно стать настоящим композитором. Теория и практика взаимосвязаны, а хорошо знаешь то, что сам умеешь. Именно поэтому, еще будучи студентом института, я стал преподавать теоретические дисциплины на кафедре музыки Кыргызского женского педагогического института (ныне КГУ им. И. Арабаева)”.
В качестве дипломной работы Сталбек представил трехчастную симфонию и ряд других сочинений, получивших высокую оценку членов экзаменационной комиссии. Завершив учебу, музыкант все свое свободное от работы время посвящает творчеству, придерживаясь принципа: «ни дня без строчки». Через год Бактыгулов успешно выступает в двух творческих состязаниях – Республиканском  конкурсе патриотической песни и Неделе творческой молодежи, на которой его песни «Заря Октября» и «Кыргызстан – цветущий край» занимают призовые места.
Окрыленный удачей, молодой композитор продолжает активно трудиться над созданием музыкальных произведений. Высокая требовательность к творчеству и большая внутренняя самодисциплина заставляют его искать новые средства выразительности, постоянно совершенствовать свое мастерство. Он принимал участие во всесоюзных семинарах молодых композиторов, которые Союз композиторов СССР ежегодно проводил в доме творчества «Иваново». После каждой такой поездки он привозил новые интересные сочинения. Так было создано несколько симфонических поэм, кантата «Земля кыргызская», «Легенда» для двух роялей, сонаты, инструментальные пьесы, песни и хоры. Знаменательным для композитора был 1984 год. В том году он стал лауреатом конкурса, посвященного 60-летнему юбилею республики и был принят в члены Союза композиторов СССР.
Ведущее место в творческом «багаже» композитора занимает оркестровая музыка. Особенно привлекают композитора жанры симфонии и симфонической поэмы. Свою первую симфонию Бактыгулов сочинил еще в 1981 году. С тех пор постоянно обращался к этому далеко не простому жанру. Чтобы написать симфонию, нужно не только хорошо знать оркестр, инструментовку, необходимо еще обладать даром симфонического мышления, уметь выстраивать музыкальную драматургию во времени, владеть приемами разработки, развития тематического материала. И Бактыгулов упорно учился, порой на ошибках, шаг за шагом оттачивая свое мастерство. Его эталонными образцами в музыке были сочинения  Д. Шостаковича, А. Шнитке, Г. Канчели. На них он и ориентировался. Показателен тот факт, что три из четырех симфоний композитора выполнены в двух редакциях. Это говорит о высокой требовательности автора к своим сочинениям. И эта требовательность оправдывает себя. Вот один пример. В 2005 году неоднократно выступавший в Киргизии американский дирижер Чарльз Ансбакер готовился к очередному выступлению в Бишкеке. Помимо сочинений  композиторов США, он хотел включить в программу своего выступления симфоническое произведение кыргызского автора. С этой целью общественный фонд «Симфония Ала-Тоо» направил в Америку ноты ряда оркестровых сочинений кыргызских композиторов. Тщательно изучив предложенные работы, конкурсная комиссия остановила свой выбор на второй симфонии Бактыгулова «Уркун» («1916 год»). Это произведение и прозвучало на концерте оркестра фонда «Симфония Ала-Тоо», состоявшимся в Кыргызском академическом театре оперы и балета им. А. Малдыбаева. Успех был налицо. Музыка симфонии нашла отклик в сердцах многочисленных слушателей.
На сегодняшний день Сталбек Бактыгулов – автор четырех симфоний, ряда симфонических поэм, сюит и оркестровых миниатюр, многочисленных камерно-инструментальных и вокальных сочинений, музыки к драматическим спектаклям. Среди последних работ композитора – одноактный балет «Колокол» (по роману Т. Касымбекова «Сломанный меч»), патетическая поэма «Я не умру», музыка к первому кыргызскому телевизионному сериалу в 40 частях  «Чиркин омур» («Жизнь прекрасна») и др.
Второй гранью творческого дарования Бактыгулова всегда была литературная деятельность. Его стихи и проза известны многим читателям в республике. Они публиковались на страницах еженедельника «Кыргызстан маданияты», журнала «Ала-Тоо», литературных альманахов, выходили отдельными сборниками. Многие песни и хоровые произведения композитора были написаны им на собственные стихи. И хотя по складу своего дарования,  музыкант более тяготел к инструментальным жанрам,  тем не менее, постоянно обращался к жанрам, связанным со словом, в частности, к песне.
Лучшие песни молодого композитора входят в концертный репертуар ведущих кыргызских певцов. Его соната для фортепиано была исполнена на одном из концертов во Всесоюзном Доме композитора в Москве. Сочинения молодого композитора включались в программы многих концертов. Среди них: симфоническая картина «У Вечного огня», фортепианные пьесы и песни.
Как большинство композиторов Бактыгулов преподает. Вот уже в течение тридцати лет он ведет различные музыкально-теоретические дисциплины  в КГУ им. И. Арабаева, пройдя путь от преподавателя до профессора, отличника образования Кыргызской Республики.
2020 году С. Бактыгулову присвоено звание Народного артисти КР.
Музыка Сталбека Бактыгулова находит живой отклик у многих любителей музыки. Секрет ее привлекательности не только в яркости колорита, широком использовании разнообразных средств композиторской техники, но и в прочной связи с национальными традициями. Как и в молодые годы, его творческий путь отмечен неустанным творческим поиском.


Союз Композиторов Кыргызской Республики
© 2019