Можно сказать, что фамилия Осмонов в Киргизии самая востребованная среди композиторов: ее носят четыре члена республиканской композиторской организации, причем все они – не родственники, а всего лишь однофамильцы. Один из них – Мариф Осмонов. Щедро одаренный от природы музыкант, тихий, скромный, доброжелательный, он рано ушел из жизни, оставив о себе самую добрую память и небольшое, но яркое и разнообразное по жанрам и средствам выразительности музыкальное наследие. Так уж случилось, что судьба почему-то была неласкова к Марифу с самых ранних лет. Ребенком он осиротел, воспитывался в детском доме и школе-интернате, позже жил в общежитиях, учился и работал, постоянно недоедал, последние годы жизни тяжело болел. Но при всем этом никогда не жаловался на судьбу, а, наоборот, переносил все невзгоды стойко, и чаще всего с юмором. Конечно, были в жизни Осмонова и счастливые моменты: брак по любви, семейное благополучие, творческие удачи и т. п. Внешне Мариф был привлекателен: стройная осанка, живые черные глаза на смуглом лице, курчавые волосы, элегантные усики. И только внимательно взглянув в глаза, можно было увидеть в них затаенную грусть, печаль.
Но всё это будет позже, а сейчас вернемся к истокам. Мариф родился 17 июля 1949 года на Юге Киргизии в селе Кызыл-Сенгир. Сведений о его родителях сохранилось совсем немного. Известно лишь, что отцу в год рождения сына было уже под шестьдесят. Будучи очень религиозным человеком, он в молодости совершил пеший хадж в Мекку и, возможно, владел арабским языком. Об этом говорит тот факт, что своему сыну Осмон имя Мариф выбрал не случайно: он знал, что по-арабски это слово означает «ученый» – видимо, таким хотел видеть свое чадо в будущем. Когда Мариф пошел в сельскую школу, отца арестовали, и о дальнейшей его судьбе ничего не известно. Мать заболела и вскоре умерла. Осиротевший ребенок оказался в детском доме, а затем был направлен на учебу в Кара-Суйскую школу-интернат им. Кычана Жакыпова.
Учеба давалась Марифу легко, поскольку мальчик был трудолюбив и способен. По характеру тихий, уравновешенный, даже чуть замкнутый, он рано стал писать стихи, в которых давал выход своим чувствам, переживанием. Лишенный родительской ласки, тепла домашнего очага, Мариф очень ценил дружбу, был хорошим товарищем, и друзья платили ему тем же. Со многими из школьных товарищей он поддерживал дружеские узы в течение всей жизни. В их числе – известные ныне композиторы Адылжан Абдуллаев и Акимжан Жээнбай. Особенно теплые отношения связывали Марифа с его одноклассником Адылжаном – с ним он проводил всё свободное время, делал уроки, а, начиная с пятого класса, играл в школьных оркестрах – струнном и духовом.
К тому времени относится увлечение Марифа музыкой. Он усвоил игру на двух инструментах – мандолине и теноре, легко запоминал партии и мог подбирать мелодии на слух. Особой популярностью в Кара-Су пользовались выступления школьного духового оркестра – дети выступали почти на всех официальных мероприятиях города, и эти выступления проходили успешно. За активное участие в мероприятиях, посвященных 40-летию образования Кыргызской Республики (1966), Мариф Осмонов был награжден грамотой Районного комитета комсомола. Руководитель оркестра Толон Шакиров выделял Осмонова среди других своих питомцев и всячески опекал его. Именно по его совету после окончания восьми классов Мариф вместе со своим другом Адылжаном
поехал в Токмак и, спешно сдав вступительные экзамены, поступил в Республиканское культпросветучилище.
В те годы не только в городах, но и почти во всех селах республики были дворцы культуры или клубы. Для работы в них требовались квалифицированные специалисты – руководители коллективов, музыканты, педагоги. Именно их подготовкой и занималось Токмакское училище. Педагогический коллектив учебного заведения был очень сильным, поэтому его воспитанники получали хорошую профессиональную подготовку. Так, среди выпускников училища были такие видные деятели культуры и искусства республики, как министр культуры А. Токтосартов, композиторы Асан Мурзабаев и Адылжан Абдуллаев, культуролог Э. Ракимбаев.
Осмонов готовился стать руководителем самодеятельного хорового коллектива. Он не только с увлечением пел в училищном хоре, но и солировал: у юноши обнаружился красивый голос – бас. И быть бы ему хормейстером, если бы не одно увлечение – Мариф стал сочинять музыку. В основном это были несложные фортепианные пьесы. Педагог по по теоретическим дисциплинам А. Лузан заметил природные данные своего ученика и всячески поощрял его увлечение. Успехи молодого музыканта были очевидны: в 1969 году он завершил учебу в училище и вместе с дипломом ему был вручен Похвальный лист с формулировкой «за отличные успехи и примерное поведение». И в том же году он стал студентом подготовительного отделения кафедры композиции Кыргызского государственного института искусств им. Б. Бейшеналиевой.
Учеба в институте была рассчитана на пять лет, но для тех студентов, кто не имел законченного образования в рамках музыкального училища, было открыто специальное двухгодичное отделение. Таким образом, Осмонову предстояло учиться семь долгих лет. Но юноша был счастлив – он стал студентом института искусств, а его педагогом по специальности (композиция) был назначен видный кыргызский композитор, впоследствии народный артист республики, профессор Алтынбек Джаныбеков. Занятия в его классе продвигались успешно. Алтынбек Джаныбекович был прекрасным педагогом, к каждому из своих студентов он умел найти индивидуальный подход. Кроме того, преподаватель хорошо владел фортепиано, что было для его воспитанников убедительным примером – без приличного владения инструментом трудно стать хорошим композитором.
Программа подготовки композиторов включала массу различных дисциплин – гармонию, сольфеджио, анализ музыкальных произведений, полифонию, инструментовку, чтение партитур – и все они были важными. Поэтому приходилось много заниматься, но трудолюбия Марифу не нужно было занимать – трудиться он умел. Много часов студент проводил, сидя за фортепиано. Но больше всего Осмонов уделял внимание композиции. За годы учения в институте искусств он написал множество произведений, и среди них были сочинения, которые явно выходили за рамки обычных студенческих работ. Так, еще учась на младших курсах, Осмонов сочинил две песни – «Суйлөшүү» («Поговорим») и «Гитара күү» («Наигрыш на гитаре»), которые не только вошли в репертуар многих вокалистов республики, но и были опубликованы издательством «Кыргызстан».
Более серьезные произведения появились на старших курсах – соната для виолончели и фортепиано, симфоническая поэма памяти поэта А. Осмонова «Эпитафия». Однако, при переходе на пятый курс, когда Осмонов уже приступил к написанию своей дипломной работы, в его жизни произошло событие, которое не только нарушило все планы, но и отсрочило окончание учебы в институте на целых два года: его призвали на службу в армию. Самым обидным было то, что это случилось за год до окончания вуза,
когда Марифу уже стукнуло двадцать семь, и служить среди «малолеток» ему было бы даже как-то несолидно. Но больше всего не хотелось бросать любимое дело, творчество. Что же делать? Мариф был просто в отчаянии. И тогда музыкант решился на крайний шаг: он обратился в своему дальнему родственнику, который работал хирургом в одной из городских больниц, с просьбой удалить аппендикс. Родственник вошел в положение, и вполне здоровый отросток был успешно удален. Едва придя в себя после перенесенной операции, бедолага отправился в военкомат, где его давно уже поджидали. Разговор с военкомом был предельно краток: «Или ты немедленно отправляешься служить в армию, или пойдешь под трибунал за дезертирство». И Мариф пошел служить – не помогли ни справка, ни боли в еще не совсем зажитой ране.
Ровно два года спустя бравый солдат-танкист вернулся в родной институт и приступил к прерванной учебе. И тут же с головой окунулся в работу. Сделать предстояло очень много и, прежде всего, хорошо подготовиться к государственным экзаменам.
Дипломной работой музыканта стала симфоническая поэма памяти поэта Алыкула Осмонова – выдающегося кыргызского поэта-лирика, ушедшего из жизни в самом расцвете творческих сил. Автор дал ей программное название «Эпитафия», что означает «надгробная надпись». Это как бы скорбные размышления композитора у могилы поэта. Работа над сочинением захватила Марифа, она прошла в творческих поисках, раздумьях, неожиданных озарениях и к положенному сроку была завершена. Поэма была решена в лирико-драматическом ключе. В ней личные раздумья автора дополнялись выражением народного горя. В рецензии на сочинение своего ученика А. Джаныбеков писал: «В поэме чисто инструментальными средствами раскрывается атмосфера всеобщей народной любви к поэту, скорбь о его кончине, а композитор – страстный свидетель всего».
Защита прошла успешно, а молодой специалист был направлен на работу в Ошское музыкальное училище в качестве преподавателя музыкально-теоретических дисциплин. В училище Осмонов вел курсы гармонии и сольфеджио, а всё свободное время посвящал творчеству. В 1980 году в жизни музыканта произошли два важных события – он женился и принял участие в работе XVI пленума правления Союза композиторов Киргизии. Спутницей жизни Марифа стала его однокурсница, тоже направленная по распределению в Ош, пианистка Людмила Великанова. Интернациональный брак, несмотря на различие культур и традиций, оказался прочным и счастливым. Через год у молодоженов появился первенец – сын Медет.
В Оше Осмонов проработал два года, затем вместе с семьей вернулся во Фрунзе. Вскоре он уже работал музыкальным редактором Кыргызского телевидения и радио – готовил передачи, работал с авторами. Начало 80-х годов было периодом интенсивной творческой деятельности. Так, за четыре года (1981-1985) композитором был написан целый ряд таких значительных произведений, как вокально-симфоническая поэма «Эхо отцов» для смешанного хора, струнных ударных и фортепиано (сл. И. Исакова), баллада для хора «Вечный огонь» (сл. М. Мамазаировой), фортепианная сюита в пяти частях «Легенды», трио для скрипки, виолончели и фортепиано. Эти сочинения получили положительный отклик слушателей и критики, исполнялись на концертах, звучали по радио, а поэма «Эхо отцов» была даже отмечена премией на одном из республиканских конкурсов на лучшее музыкальное произведение. Успехи молодого композитора были замечены, и в 1984 году он был принят в Союз композиторов СССР.
Наряду с созданием произведений крупной формы, Осмонов вполне успешно работал в жанре песни. Если в монументальных сочинениях он более тяготел к эпико-
драматическому стилю, то в песнях и романсах отдавал предпочтение лирике. В числе лучших вокальных сочинений тех лет: песни «Достук ыры» («Песня дружбы»), «Нас пятнадцать» – обе на слова К. Абдрахманова, «Гүлдөр» («Цветы») по слова И. Исакова, романс на слова А. Узаковой «Ты мне словно чужая» и др. Песни Осмонова привлекают своей мелодичностью, близостью к фольклорным источникам, а в ряде случаев – глубоким гражданским пафосом. Пробует свои силы композитор и в жанре киномузыки: в 1985 году он пишет музыку к документальной ленте «Вопрос ребром». Говоря о вокальной музыке, нельзя не упомянуть и кантату для чтеца, смешанного, детского хора и симфонического оркестра на слова Б. Керимбаева «Заря Октября», которая, к сожалению, так и не была исполнена.
С 1982 года Осмонов стал работать консультантом фольклорного кабинета Союза композиторов Киргизии. Ему, отлично знавшему кыргызскую народную музыку, эта работа пришлась по душе. Он с большим увлечением стал трудиться над сбором лучших образцов народной музыки, их редактурой, классификацией, и результатом этого труда стала подготовка к публикации двух сборников вокальной и инструментальной музыки.
Постепенно имя Марифа Осмонова приобретает всё большую известность – его произведения исполняются не только в республике, но и за ее пределами. Так, в 1987 году сочинения Осмонова прозвучали на концерте из произведений кыргызских авторов во Всесоюзном доме композитора в Москве, а в 1989 – на концерте, проходившем в рамках пленарного заседания Всесоюзной комиссии по камерной музыке в Душанбе (композитор присутствовал на обоих концертах и принимал активное участие в их организации). В те же годы в газете «Советская Киргизия» была опубликована статья Екатерины Лузановой, «Ступени совершенствования», посвященная творчеству Осмонова. Музыковед дала высокую оценку творчества композитора: «Органичное сочетание традиционного, базового для любого музыканта и нового, свойственного поискам молодых композиторов, приобретает у Осмонова своеобразное выражение. Он мыслит остросовременными образами, но воплощает их при помощи относительно умеренного музыкального языка и формы, что привлекает к его сочинениям слушателей разных аудиторий».
Нужно сказать, что и сам композитор иногда выступал в печати с публикациями, посвященными музыке, Так, в 1993 году им был написан очерк, посвященный творчеству композитора Акимжана Жээнбая.
В 1991 году Советский Союз распался. Наступил тяжелый экономический спад. Музыка, тем более академического направления, казалось, никого уже не интересовала. Композиторы и, вообще, люди творческих профессий, оказались ни у дел – каждый выживал, как мог. Некоторые вообще забросили музыку и нашли себе применение в других сферах жизнедеятельности. Однако Осмонов не опустил руки, а продолжал трудиться: в свободное время писал музыку. Так, в 1992 году на концерте 1-го учредительного съезда Союза композиторов Кыргызской Республики прозвучали его новые фортепианные пьесы для детей. Среди других сочинений того времени можно отметить Поэму для симфонического оркестра (1993), балладу для фортепиано, песню «Белый голубь», ряд инструментальных пьес.
В начале 90-х годов композитор был приглашен в репертуарно-редакционную коллегию республиканского министерства культуры на должность старшего редактора по музыке. Работа, хотя отчасти и чиновничья, была интересной – Осмонов оказался в гуще музыкальной жизни республики, которая, правда, была не столь интенсивной, как раньше. Он курировал театры, посещал музыкальные спектакли и концерты, организовывал
прослушивания новых произведений кыргызских композиторов, которые, правда, вскоре прекратились: у государства не было средств на их приобретение. Так продолжалось до 1997 года, когда, в результате сокращения штата министерства, должность редактора была упразднена.
Мариф тяжело переживал утрату работы – ведь он был главой семьи, отцом двух детей. После долгих и упорных поисков работа всё же была найдена (в рекламном отделе Кыогызского телевидения), но перенесенный стресс дал о себе знать – музыкант тяжело заболел. Потребовалась срочная операция. И тут на помощь пришли верные друзья, которые взяли на себя всю заботу о своем друге е его семье. Операция была успешно проведена, но, несмотря на предпринятые меры, дни талантливого композитора были уже сочтены: через несколько месяцев, в июле 1998 гола, в расцвете сил, он ушел из жизни.
Однако осталась музыка, которой талантливый композитор посвятил всю свою жизнь. Его произведения продолжают звучать в эфире, исполняются на концертах, правда, не так часто, как хотелось бы, входят в педагогический репертуар музыкальных учебных заведений республики. А еще Мариф и его жена Людмила, первый исполнитель всех его фортепианных сочинений, воспитали двух прекрасных сыновей – Медета и Руслана. Оба сына – отличные музыканты, пианисты с высшим консерваторским образованием, а Медет, дважды удостаивавшийся президентской стипендии «Алтын шаты», осваивает еще и профессию дирижера, занимаясь по классу оперно-симфонического дирижирования в Академии музыки им. Гнесиных в Москве. Старается не отстать от старшего брата и Руслан – он руководит популярным в городе рок-ансамблем «Марс Эль». Сыновья, как и их отец, видят смысл своей жизни в верном служении музыке, искусству.
Андрей Кузнецов, музыковед,
заслуженный деятель культуры КР


Союз Композиторов Кыргызской Республики
© 2019