На концертной эстраде, театральных подмостках, в передачах республиканского радио и учебных аудиториях нередко можно услышать произведения Владимира Романа. Они привлекают слушателей искренностью тона, глубиной мысли, ясностью формы. Первые сочинения композитора были созданы почти полвека назад. Это были несложные фортепианные пьесы и песни. Сегодня заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики, профессор Роман – автор нескольких десятков музыкальных произведений крупной формы самых различных жанров. В их числе – балеты «Дуэль» и «Джамиля», две симфонии, симфоническая поэма, концерт для фортепиано с оркестром, скрипичная и фортепианные сонаты, а также цикл «Кыргызские картинки», сочинения для хора, камерно-инструментальные ансамбли, песни, романсы. К этому списку следует прибавить и музыковедческие работы.
Владимир Роман родился в 1938 году. С детских лет он впитал в себя интонации и ритмы кыргызской народной музыки, а ее национальный колорит органично вошел в музыкальный язык его произведений. В многочисленных сочинениях композитора нашли своеобразное отражение картины природы Киргизии, различные стороны быта и жизни народа, его чувства и переживания.
Серьезное увлечение музыкой пришло к Владимиру сравнительно поздно – в семнадцатилетнем возрасте. Тогда он заканчивал десятый класс Чон-арыкской средней школы и решал сложный вопрос: кем стать «физиком или лириком?». Ведь юноша с одинаковым увлечением занимался радиотехникой и музицированием – играл в школьном оркестре. Владимир предпочел «лирику», и в 1955 году поступил на дирижерско-хоровое отделение Фрунзенского музыкально-хореографического училища. В те годы там работал талантливый педагог и композитор, выпускник Ленинградской консерватории Герман Окунев, который обратил внимание на способного юношу и помог ему овладеть первоначальными основами композиторской техники. Учение давалось нелегко: сказывалось отсутствие необходимой подготовки в объеме музыкальной школы. Но врожденная музыкальность, упорство и завидное трудолюбие помогли Владимиру справиться с колоссальной нагрузкой – за четыре года сделать то, что другие обычно делают за 10-11 лет.
После окончания училища Владимир Роман работал в музыкальной школе города Кызыл-Кия. Молодой педагог сочинил музыку к детскому спектаклю, который был успешно поставлен на школьной сцене. Вскоре Владимира призвали в ряды Советской Армии. И здесь он продолжал сочинять: писал пьесы для духового оркестра, аранжировал песни для армейского ансамбля. Впоследствии музыкант вспоминал, что работа с оркестром многое ему дала как композитору. Затем последовала учеба на композиторском факультете Алма-атинской государственной консерватории им. Курмангазы в классе проф. В. В. Великанова, а после его кончины в 1968 году – у Г. Жубановой.
Владимир Роман учился, как говорили тогда, «без отрыва от производства», но это был образцовый заочник: к учебе он относился столь серьезно, что все его работы неизменно заслуживали самой высокой оценки преподавателей.  В студенческие годы Романом были написаны несколько вариационных циклов, Пассакалия, Соната для фортепиано и ряд других сочинений. Консерваторию Владимир закончил успешно.             Его дипломной работой стала поэма для симфонического оркестра.
В начале 70-х годов Владимир Михайлович стал серьезно заниматься изучением кыргызской народной и профессиональной музыки. Работа настолько увлекла музыканта, что он вскоре составил курс кыргызской музыкальной литературы, разработал учебные программы и в течение многих лет успешно вел эту дисциплину в музыкальном училище им. М. Куренкеева.
В это же время Владимир Роман стал преподавать в Кыргызском государственном институте искусств им. Б. Бейшеналиевой, где вскоре был назначен деканом фортепианно-теоретического факультета. Он преподавал полифонию, вел научную работу. В те годы им был написан ряд статей: «Генезис музыки и место кыргызского музыкального фольклора», «Эстетика музыки Мукаша Абдраева» и др. Говоря о музыкально-критической и научной деятельности музыканта, необходимо сказать, что им написано около тридцати статей, со многими из которых он выступал на различных научно-практических конференциях. Однако, главным трудом композитора в этой области явился первый в республике учебник кыргызской музыкальной литературы, ставший базовым пособием для средних музыкальных учебных заведений республики. Кроме того, значительную часть книги «Близнецы – его знак», подготовленной к печати сыном композитора Ромàном (2007), составили дневниковые записи, критические заметки, диалоги и эссе, написанные Владимиром Романом.
И все же главным делом жизни музыканта всегда оставалось творчество. Вскоре после окончания консерватории композитор приступил к работе над Второй симфонией (Первая программная симфония «Джамиля» была создана двумя годами раньше). В 1972 году произведение было закончено и вскоре прозвучало в исполнении симфонического оркестра Кыргызского телевидения и радио. С точки зрения композиции, симфония представляет классический четырехчастный цикл при свободной трактовке формы каждой из ее частей. Симфония непрограммна, но в какой-то мере, как считает сам композитор, автобиографична. Конфликтность, противоречивость, наметившаяся уже в первой части, красной нитью проходит через все произведение. В основе первой части лежит короткая динамичная тема, порученная кларнету – своеобразное  тематическое «ядро» сочинения. Наиболее драматична вторая часть (Виваче). Слушая её, можно представить картину острой, напряженной битвы, трагических конфликтов и столкновений. Для воплощения этих образов композитор использует самые различные средства выразительности. Совсем иные образы царят в третьей части симфонии, написанной в форме рондо (Модерато). Выразительная, широкого дыхания мелодия звучит задумчиво и печально. Невольно возникает образ акына, поющего о чем-то дорогом, сокровенном. Финал симфонии начинается с медленного вступления. Сурово звучат низкие инструменты оркестра. Но вот все смолкает и появляется новая тема – стремительный, темпераментный наигрыш, в котором особо ощутима близость к кыргызским народным мелодиям и ритмам. Эта тема становится основой для симфонического развития, подвергается активному развитию.
Сразу после завершения работы над симфонией Владимир Роман  приступил к написанию фортепианного цикла «Кыргызские картинки». Следует отметить, что фортепианная музыка занимает значительное место в творчестве композитора. Еще во время учебы в музыкальном училище он написал ряд фортепианных пьес – сонатину, несколько фуг, вариации. С тех пор фортепиано заняло прочное место в творчестве композитора. В числе лучших произведений, созданных Романом для этого инструмента можно назвать полифонический цикл «Мадригал, прелюдия и фуга», цикл «Кыргызские картинки», некоторые программные миниатюры. Владимир Михайлович – один из немногих композиторов Кыргызстана, успешно освоивших полифонические формы. Отлично владея полифонической техникой, он широко использовал ее в своих сочинениях и даже написал сборник фортепианных пьес, состоящий из двенадцати двух- трехголосных фуг, скромно озаглавив его «Полифонические упражнения».
«Кыргызские картинки» создавались композитором в течение многих лет, вернее, созданный еще в 1973 году цикл, постоянно пополнялся новыми пьесами. В настоящее время их число приближается к двадцати. Большинство миниатюр имеют программные названия – это довольно образные и привлекательные по своему колориту пьесы «Жарамазан», «Кошок», «Олджо», «Ураан» и другие. Наряду с номерами кыргызской тематики, встречаются и миниатюры, в которых налицо явно русский характер музыки. Одним из первых исполнителей цикла был известный в республике композитор и пианист Михаил Бурштин.
Кыргызская тематика все чаще привлекает к себе композитора. В середине 70-х годов, во время отдыха на озере Иссык-Куль, Владимир Роман встретился со старейшим композитором-песенником Джумамудуном Шералиевым. Как раз в то время музыкант работал над учебником кыргызской музыкальной литературы и общение с Шералиевым – живым свидетелем становления и развития профессионального музыкального искусства в республике – были для него чрезвычайно полезны. Композиторы часто встречались и подолгу беседовали. Шералиев много рассказывал Владимиру о событиях прошлых лет, о музыкантах старшего поколения и, естественно, о себе. Говорили они и  о проблемах развития песенного жанра.
Встречи с Дж. Шералиевым произвели большое впечатление на композитора, серьезно заинтересовавшегося творчеством своего старшего коллеги. Слушая его песни, Роман обратил внимание на их мелодическое богатство, свежесть колорита, разнообразие тематики. Он заметил и то, что Шералиев, в сущности, первым в Киргизии создал песни нового типа, использовав для этого обостренные ритмы. Все это вдохновило его на создание сюиты для симфонического оркестра в семи частях, в основу которой были положены песенные мотивы композитора-песенника.
«Я выбирал песни, написанные Шералиевым в разные годы, – рассказывал Роман. – Они во многом автобиографичны. В Сюите я хотел средствами музыки рассказать о драматических страницах жизни композитора, его сложном, противоречивом пути. Это произведение я написал в 60-летию со дня рождения композитора…»
Не менее важное место в творчестве Владимира Романа занимает хоровая музыка. Это и естественно. Ведь музыкальное училище он окончил как хоровик и в те годы им были созданы первые произведения этого жанра. Всего композитором написано двадцать пять хоров без сопровождения. Большинство из них на слова поэтов Кыргызстана Т. Уметалиева, С. Эралиева, С. Джусуева, С. Фиксина. Эти произведения отличает глубокое знание специфики хорового письма, рельефность мелодических линий, выразительность тематизма. Таковы, например, хоры «В старом бору», «На войне», «Долгожданная весна» и др. Иного характера хор на слова С. Урмамбетова «Поливальщик» – произведение, написанное в духе шутливой хороводной песни. Сюжет его незамысловат: молодой поливальщик размечтался о своей возлюбленной, а вода тем временем прорвала запруду и наделала много бед… Особое место среди хоровых сочинений Романа занимает «Гимн Чон-Арыкской школы», написанный музыкантом к 50-летию окончания этого учебного заведения.
Успешно работает Роман и в жанре песни. Как и хоры, их отличает гармоничное единство музыки и слова: все штрихи и нюансы поэтического текста тут же находят отражение в мелодике, гармонии, ритмике, фактуре и других музыкальных составляющих. Среди вокальных произведений Романа можно выделить песни на слова И. Имшенецкого («Прилети, Жамиля», «Не надо грустить»), «Вальс дружбы» (сл. К. Абрахманова), романс «Идет человек» (сл. М. Ронкина), полные мягкого юмора и колористических находок миниатюры для детей («Гном», «Песенка про ду-ду-ду»).
Перу композитора принадлежат самые разнообразные произведения. Однако, до начала 80-х годов Роман ни разу не обращался к жанру струнного квартета. Поводом к написанию Первого квартета послужила, казалось бы, незначительное событие.
Однажды, – рассказывает Владимир Михайлович, мы сидели с несколькими композиторами и музыковедами в Союзе композиторов Киргизии и беседовали на разные темы. Неожиданно речь зашла о темах-монограммах – есть такие темы, в которых каждому звуку соответствует его буквенное латинское обозначение, а все буквы вместе образуют инициалы или же имя (фамилию) композитора. Известны подобные темы-монограммы у Шумана (SCHA), Шостаковича (DSCH) и других композиторов. Я поинтересовался, а нельзя ли сложить такую тему из моего имени и фамилии. Тут же музыковед А. Пантелирейз взял нотный листок и набросал тему, в которую вошли мои «музыкальные» буквы. Она мне понравилась. Тогда у меня зародилась мысль написать концерт для фагота, но данная тема к нему явно не подходила. Поразмыслив, я решил, что лучше всего она подошла бы для струнного квартета. Идея меня увлекла, и я приступил к работе…»
Произведение было завершено в 1983 году. В квартете – три части. Это яркое сочинение, в котором органично переплелись особенности кыргызской народной музыки и методы современного композиторского письма. Тема-монограмма – впервые она звучит в самом начале квартета – проходит через все части квартета и является основным интонационным стержнем сочинения. Вторая же, скерцозно-саркастическая тема первой части введена композитором для контраста.
В этой части квартета автор отказался от традиционной формы сонатного аллегро, а предпочел свободную вариантно-вариационную форму, близкую по структуре и методам  развития тематического материала кыргызским инструментальным наигрышам – кюу. Вторая часть Квартета написана в умеренном темпе – Модерато. Это лирический центр произведения. Музыка очень мелодична, задушевна. Совсем иного характера финал сочинения: он очень экспрессивен, динамичен. Начинается финал с темы-монограммы, которая еще неоднократно появляется время от времени, играя роль своеобразного рефрена-припева в форме, близкой к рондо. Драматическое напряжение в конце сменяется общим просветлением.
Позже Владимир Роман написал еще один квартет (1985), но все же основной работой тех лет было создание балета «Дуэль» по мотивам одноименной новеллы драматурга Мара Байджиева. Это – драматичное, наполненное острой психологической борьбой главных персонажей, произведение. В партитуру балета, кроме оркестра, автор включил и хор, который несет важную идейно-смысловую нагрузку. Балет обращен к современникам. В нем обозначены серьезные нравственные проблемы молодежи. Музыка сочинения привлекает своей яркой образностью, разнообразием ритмов, свежестью оркестровки и, самое главное, своей танцевальностью. Сочинение было представлено композитором на республиканский конкурс, посвященный 60-летию образования Кыргызской ССР и получило положительную оценку членов жюри. Но, к сожалению, балет не увидел тогда свет рампы и был поставлен лишь в 2001 году.
После работы над «Дуэлью» композитор завершил новую редакцию своей первой симфонии «Джамиля», в основу программы которой была положена одноименная повесть Чингиза Айтматова. Вскоре симфония прозвучала в исполнении симфонического оркестра Гостелерадио Кыргызской ССР под управлением народного артиста СССР Асанхана Джумахматова и была сделана запись на радио. Музыка этого сочинения отмечена подлинным драматизмом. Ее музыкальные образы психологически насыщены, рельефны, театрально зримы и, к тому же, даны в развитии. Возможно, именно эти качества и побудили автора к переработке симфонии в одноактный балет. Специально для этого композитор дописал пролог с эпилогом и связующие эпизоды, в результате чего сочинение обрело необходимую для его сценической интерпретации форму. В 2008 году, в год 80-летия Чингиза Айтматова, на сцене Каракольского драматического театра им. А. Малдыбаева состоялась премьера балета. Спектакль прошел с успехом, а его создатели – композитор В. Роман и балетмейстер К. Сыдыков – были отмечены специальными дипломами. Позже «Джамиля» и с неменьшим успехом была поставлена на сцене Кыргызского академического театра оперы и балета им. А. Малдыбаева.
В первой половине 90-х годов, в связи с обострившейся экономической ситуацией в республике, Роман, как и многие его коллеги-композиторы, практически ничего не писал. Их произведения были не востребованы. В 1996 году Роман создает «Сельскую сюиту» для камерного оркестра в пяти частях (две части из этой сюиты прозвучали на концерте, состоявшемся в 2003 году в Театре оперы и балета им. А. Малдыбаева) и фортепианную «Фантазию».
Следующим крупным сочинением композитора явилась соната для фортепиано. Она была исполнена на просушивании в Союзе композиторов Кыргызстана и получила высокую оценку композиторов и музыковедов. Это довольно сложное сочинение, музыка которого отмечена подлинным драматизмом, обостренной экспрессией. Вместе с тем, это был своеобразный «музыкальный срез» нашей далеко непростой, часто непредсказуемой действительности (соната была закончена вскоре после известной Мартовской революции 2005 года).
Важное событие произошло в жизни композитора в последние годы: на Республиканском конкурсе на лучшую музыковедческую работу, посвященном 2200-летию кыргызской государственности, за статью «Национально-колоритное в музыке кыргызов» он был награжден премией.
Сочинениям Владимира Романа присущи стройность и продуманность формы, ясность музыкальной мысли, сдержанность в проявлении чувств, хотя некоторые его сочинения довольно экспрессивны и динамичны (такова, например, Вторая соната для фортепиано). Во многих из них ясно выражен кыргызский национальный элемент. Не случайно его кумирами всегда были Сергей Танеев и, особенно, Дмитрий Шостакович. Сам композитор считает, что настоящую музыку должны отличать глубокая образность, демократичность языка, мелодичность, а композицию и весь материал необходимо подчинять основной идее сочинения. Об этом неоднократно говорил сам композитор в своих статьях и высказываниях, касающихся эстетических аспектов музыки. Именно эти качества и отличают музыку нашего земляка и современника Владимира Романа, музыканта доброго сердца и благородной души.


Союз Композиторов Кыргызской Республики
© 2019