Весной 1980 года в Тогуз-Тороузском районе Нарынской области агитпоезд ЦК ЛКСМ Киргизии, в состав которого входили музыканты, певцы, поэты, художники, обслуживал животноводов отдаленных районов республики. К очередному месту выступлений прибыли поздно вечером, однако каково было изумление гостей, когда они увидели перед собой село, полностью погруженное во тьму. Видимо, где-то произошло повреждение линии электропередач. Но, несмотря на позднее время, в селе никто не спал – ждали приезда агитпоезда и выступления артистов. После небольшого обсуждения решили создать импровизированную эстраду у околицы села. Десяток грузовиков и тракторов образовали полукруг и включили свои фары. На склоне горы, словно в амфитеатре, разместились жители села от убеленных сединами стариков до малых детей, которых заботливо держали на руках их мамы и бабушки.
Концерт начался почти в полночь. Участники агитпоезда сменяли друг друга. Настал черед выступать Каныкей Эралиевой – молодой певице, тогда еще студентке композиторского отделения Института искусств им. Б. Бейшеналиевой. Не успела она закончить первую песню, как начался дождь. Он лил как из ведра, а зрители  невозмутимо сидели на своих местах и увлеченно слушали пение. Каныкей продолжала петь. Концерт закончился глубокой ночью. Растроганная и насквозь промокшая певица с трудом удерживала в руках громадные букеты ярко красных тюльпанов, подаренные ей сельчанами.
И подобных концертов у молодой певицы было немало. Большинство песен из ее репертуара принадлежало ей самой, а также ее мужу, композитору Атайбеку Бодошеву. Выступления Каныкей Эралиевой всегда пользовались большой любовью у слушателей, диски с записями ее песен быстро раскупались меломанами. Невысокая женщина в больших роговых очках и с застенчивой улыбкой на губах удивительно быстро располагала к себе. Поражала ее беспредельная преданность любимому делу, страстная увлеченность, постоянное устремление к поиску, совершенствованию.
Каныкей родилась в 1956 году в селе Дюльберджин (ныне Баетово) Ак-Талинского района Нарынской области. Ее отец играл на комузе, мать любила петь и неплохо владела мандолиной. Еще до поступления в школу девочка с увлечением пела, а когда ей исполнилось десять лет, научилась по слуху играть на баяне. Здесь ее наставником был двоюродный брат Турдубек Чокиев, впоследствии тоже ставший композитором. С тех пор Каныкей не расставалась с инструментом. В школе она была постоянным участником художественной самодеятельности, неоднократно выступала на различных конкурсах, смотрах, фестивалях. Совершенно не зная нотной грамоты, она подобрала аккомпанемент к песням Дж. Шералиева, К. Тагаева, Р. Абдыкадырова, играла послуху полюбившиеся ей мелодии – «Полонез» Огинского и «Танец маленьких лебедей» Чайковского.
В пятом классе Каныкей сочинила свою первую песню. Она очень понравилась друзьям из школьной самодеятельности, и  окрыленная успехом Каныкей стала постоянно
что-нибудь сочинять. Когда бабушка уходила из дома, Каныкей закрывалась в комнате и по нескольку часов занималась любимым делом. Иногда она сочиняла по две-три песни в день. К тому времени относится и успешное выступление Каныкей на одном из республиканских конкурсов художественной самодеятельности во Фрунзе.
В 1971 году на родину Каныкей приехала фольклорная экспедиция. Ее участники прослушали способную школьницу и убедили родителей в необходимости профессионального образования их дочери, и летом того же года Каныкей Эралиева поступила в Кыргызское музыкально-хореографическое училище им. М. Куренкеева. Здесь ее педагогами были В. Сурцуков (класс баяна) и А. Джаныбеков (композиция). В училище Каныкей впервые обратилась к жанрам инструментальной музыки. Она написала ряд пьес для фортепиано и баяна, марш для оркестра кыргызских народных инструментов, а также много песен.
Успешно окончив училище, Эралиева поступает в институт искусств, в класс проф. А. Джаныбекова.  Маститый композитор многое дал своей ученице, помогая раскрытию ее таланта. Среди студенческих работ Эралиевой были и такие значительные произведения, как вариации для трио, фортепианная соната, симфоническая картина, хоры. Некоторые из этих сочинений прозвучали на концертах Пленума Союза композиторов Киргизии, посвященного творческой молодежи, и получили положительную оценку слушателей.
Еще в студенческие годы Каныкей стала петь в Камерном хоре Кыргызского телевидения и радио под управлением В. Гумбина. Эта работа, продолжавшаяся и после окончания вуза, завершилась в 1988 году. По мнению Эралиевой, восемь лет пения в хоре были для нее чрезвычайно полезны. Оно явилось своеобразной школой мастерства как с точки зрения понимания структуры, композиционных особенностей вокальной музыки, так и ее исполнения. Основами вокала Эралиева овладела хорошо, что немаловажно для композитора, работающего в жанре песни.
Параллельно с работой в хоре Каныкей продолжала сочинять музыку, выступать на концертах. В 1985 году вышел из печати нотный сборник Эралиевой – Бодошева «Айыл кечи» («Вечер в аиле»), в который вошло более пятидесяти песен. Сборник пользовался большой популярностью у любителей пения.
В 1988 году Каныкей Эралиева принимает важное решение – она оставляет хор и полностью посвящает себя творческой и исполнительской деятельности. В этом же году ей присуждается почетное звание заслуженной артистки республики. Музыкант ведет довольно интенсивную деятельность: постоянные концертные поездки по республике чередуются с сочинительством. В этом отношении творчество Эралиевой уникально. Новую, только что сочиненную, песню она тут же включает в свой репертуар и исполняет ее на концертах. И оценку ее творчеству дают не эксперты, а народ. С каждым годом выступления семейного дуэта Эралиевой – Бодошева завоевывают все большую любовь и популярность у слушателей.
Творчество Эралиевой заметно совершенствуется. Выходит в свет авторский сборник «Конур куздогу кусалык» («Осенняя тоска»), в который входит 112 песен. Позже появляется сборник песен Эралиевой – Бодошева на слова поэта Ж. Мамытова «Кун балдары» («Дети солнца»). Наряду с выступлениями по республике, певица ежегодно дает два-три концерта в филармонии, в которых, помимо ее самой, Атайбека Бодошева, выступают и приглашенные артисты. Так, в 2008 году состоялись два авторских концерта Эралиевой с оркестром кыргызских народных инструментов им. Карамолдо Орозова, что явилось своеобразным творческим отчетом автора-исполнителя.
Расширяется и «география» выступлений артистки. В 2003 году она выезжает с сольными концертами в Китай, где в течение десяти дней с большим успехом выступает в местах компактного проживания кыргызов. В следующем году по линии турецкого образовательного центра «Сабат» Эралиева вместе с детьми – учащимися турецких колледжей в Кыргызстане – выступает на концертах, которые проходят в городах Турции и Германии.
Немало времени уделяет артистка и работе в студии звукозаписи. Еще в советское время фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила несколько пластинок Каныкей Эралиевой. Теперь же ее песни выходят на компакт-дисках. Так, несколько лет назад был выпущен подарочный комплект, состоящий из четырех дисков, на которых было записано 82 песни, большинство из которых принадлежит Эралиевой. И хотя комплект дисков стоил не дешево, весь тираж быстро разошелся.
В студенческие годы Каныкей Эралиева  сочиняла музыку разных жанров, однако по окончанию вуза, специализировалась исключительно как композитор-песенник. На сегодняшний день она автор около 400 песен. Эти сочинения разнообразны по форме и жанровой принадлежности – лирические, патриотические, шуточные, детские и т.д. В них проявились наиболее сильные стороны таланта композитора: лиризм, мелодичность, задушевность, близость к народным истокам. В тоже время, они представляют собой новое слово в развитии песенного жанра в республике – это преимущественно эстрадные песни. И звучат эти песни не только в сопровождении комуза или ансамбля народных инструментов, но и под синтезатор, гитары и в современных аранжировках. Они свежи по ритму и интонации, современны, но никогда не переходят ту хрупкую грань, которая отделяет настоящее искусство  с его опорой на сложившиеся веками традиции от модных, но не дающих ничего ни сердцу, ни разуму песенок-однодневок. В числе лучших песен Эралиевой – «Эргүү» («Вдохновение»), «Ак куулар сени сагынар» («Белые лебеди»), «Сени күтүү» («Жду тебя»), «Көктем ыры» («Весенняя песня»), «Апа» («Мама»), «Жентек той», «Сага» («Тебе»), «Кок-Сай»,  «Эне жердин жүрөгү» («Сердце родной земли») и др.
На концертах Каныкей Эралиева исполняет не только свои песни. В ее обширный репертуар входят мелодии А. Бодошева, С. Жумалиева, К. Усупбаева, Р. Абдыкадырова, А. Атабаева и других авторов. В своем творчестве певица часто обращается к поэзии А. Токомбаева, С. Абдыкадырова, М. Буларкиевой. Большинство своих сочинений Каныкей исполняет сама, хотя она не имеет профессионального вокального образования, тем не менее, ее пение очень выразительно, а голос чист и нежен.
В адрес народной артистки Кыргызской Республики Каныкей Эралиевой приходят десятки писем из различных городов республики. Их авторы шлют ей свои стихи, делятся мыслями, просят совета. Связь со слушателем очень важна для Каныкей, так как она придает ей сил и стимулирует творчество. Как в далекие 70-е годы ее песни по-прежнему любимы и востребованы слушателем.


Союз Композиторов Кыргызской Республики
© 2019