Джумамудун Шералиев занимает особое место в истории музыкальной культуры Киргизстана. Талантливый композитор-песенник, народный артист Киргизстана, он создал свои первые произведения еще в 30-х годах прошлого века. И они сразу же нашли
широкое признание в народе. Исследователи подсчитали, что Шералиевым написано более 600 песен самых различных жанров. Эти песни – своеобразная музыкальная летопись, в которой нашли отражение важнейшие события времени – от эпохи первых пятилеток до наших дней.
Джумамудун родился в 1915 году в местечке Туюк-Богошу, расположенном в высокогорном Ат-Башинском районе Нарынской области. Его отец, крестьянин-бедняк, заметив тягу мальчика к музыке, собственноручно изготовил для него незамысловатый детский комуз и вручил его сыну. С тех пор мальчик не расставался со своим любимым инструментом, играть на котором выучился по слуху.
В то время семья Шералиевых жила неподалёку от пограничной зоны. Однажды Джумамудун услышал диковинную музыку – это играл на баяне молодой солдат-пограничник, который обратил внимание на мальчика и спросил его: «Ну что, малыш, любишь музыку? А комуз у тебя есть?» «Да», – робко ответил Джумамудун. «Так давай, неси его, будем играть вместе». Вихрем помчался юный музыкант за своим инструментом. И вот приступили к «репетиции». Солдат наигрывал мелодию, а Джумамудун по слуху повторял услышанное. Через некоторое время мальчик точно воспроизвел мелодию на своем инструменте. Пораженный солдат взял малыша на руки и расцеловал его. Таковы были первые уроки музыки.
Свою первую песню «Суйгон шарга» («Любимой») Джумамудун сочинил в 13 лет. Незабываемый след в душе юного музыканта оставила встреча с артистами Киргостеатра – Р. Шукурбековым, А. Боталиевым, А. Малдыбаевым, О. Болеболаевым, выступавшими с концертами в Нарынской области. Пение и игра выдающихся певцов и музыкантов расширили представление юноши о музыке, заставили его серьезно задуматься о своей будущей профессии. В это время Джумамудун уже работал. Он рано начал свою трудовую деятельность – с 16 лет. Был артистом районного радиоузла, работником Райземотдела, заведующим общим отделом Ат-Башинского райисполкома.
В 1936 году Дж. Шералиев переезжает во Фрунзе, где его принимают в только что созданный оркестр народных инструментовКиргосфилармонии. Успешно выступает он на первой республиканской олимпиаде народного творчества. Его исполнение песни собственного сочинения «Созулма» удостаивается высокой оценки жюри.
Знаменательной в жизни молодого музыканта была и встреча с фольклористом А. Затаевичем. Ученый обратил внимание на одаренного юношу и записал от Дж. Шералиева несколько песен. Работа в филармонии становится для Джумамудуна своеобразным университетом. Под руководством своих наставников – дирижеров П. Шубина и Ш. Орозова – он осваивает музыкальную грамоту, учится петь и играть по нотам. В оркестре Джумамудун играет на комуз-альте, выступает как солист-певец. Берет он и уроки вокала у работавшей тогда в Киргизии московского педагога Т. Романовой. В 30-е годы Дж. Шералиевым было создано много песен. Наряду с лирическими, он пишет и песни гражданской, патриотической тематики, активно откликаясь на важнейшие события вре-
мени. В годы войны композитор вносит свой вклад в победу над врагом – он пишет песни о ратном подвиге солдат, о героическом самоотверженном труде людей в тылу.
В первые послевоенные годы Дж. Шералиев продолжает играть в оркестре народных инструментов, а с 1948 года он становится музыкальным редактором и солистом Киргизского радио.
С конца 50-х годов композитор работает заведующим музыкальной частью Нарынского музыкального драматического театра им. М. Рыскулова. Здесь он пишет музыку к спектаклям «Тоо кызы» М. Джакыпова, «Курманбек» К. Джантошева, «Мин Кыял» Б. Жакиева, «Укей» К. МамбетакуноваЕму принадлежат также хоровые произведения, инструментальные пьесы, ансамбли.
Однако лишь в песне со всей полнотой проявился талант музыканта. Вокальные опусы Дж. Шералиева имеют глубокие национальные истоки, многие из них уже давно воспринимаются как народные. С детства, впитав в себя особенности киргизско го мелоса, композитор самобытно развил и преломил их в своем творчестве. В силу этого песни Дж. Шералиева можно безошибочно узнать с одной-двух фраз. Все они очень мелодичны, лег-
ко запоминаются, покоряют искренностью высказывания, яркой выразительностью музыкального языка. Разнообразны они и в жанровом отношении. Среди них есть песни патриотические, лиричные, шуточные, сатирические.
Особо следует сказать о песнях для детей, пользующихся большой популярностью у юных слушателей. Привлекают своей теплотой и тонким знанием душевного мира ребенка песни «Бешик ыры» («Колыбельная»), «Пионерлер ыры» («Пионерская
песня»), «Ушундай бол» («Будь таким»).
Круг авторов, на стихи которых писал свои песни Шералиев, был достаточно широк, в большинстве случаев это видные киргизские поэты. Чаще всего композитор обращался к поэзии Токтогула, К. Акиева, Дж. Садыкова, Ш. Бейшеналиева, Б. Абакирова, Н. Байтемирова, К. Мамбетакунова.
Творческая и общественная деятельность композитора получила высокую официальную оценку: ему была присуждена Государственная премия Киргизской Республики им. Токтогула, он был награжден орденом «Знак Почета», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», многими почетными грамотами.
Вот уже много десятилетий песни Джумамудуна Шералиева приносят радость слушателям. Они звучат на концертной эстраде, в эфире. Ноты с его песнями издаются большими тиражами. Это свидетельство всенародного признания композитора, воспев-
шего в своих сочинениях жизнь и труд, мысли и чаяния своих соотечественников, расцвет родного Киргизстана.
широкое признание в народе. Исследователи подсчитали, что Шералиевым написано более 600 песен самых различных жанров. Эти песни – своеобразная музыкальная летопись, в которой нашли отражение важнейшие события времени – от эпохи первых пятилеток до наших дней.
Джумамудун родился в 1915 году в местечке Туюк-Богошу, расположенном в высокогорном Ат-Башинском районе Нарынской области. Его отец, крестьянин-бедняк, заметив тягу мальчика к музыке, собственноручно изготовил для него незамысловатый детский комуз и вручил его сыну. С тех пор мальчик не расставался со своим любимым инструментом, играть на котором выучился по слуху.
В то время семья Шералиевых жила неподалёку от пограничной зоны. Однажды Джумамудун услышал диковинную музыку – это играл на баяне молодой солдат-пограничник, который обратил внимание на мальчика и спросил его: «Ну что, малыш, любишь музыку? А комуз у тебя есть?» «Да», – робко ответил Джумамудун. «Так давай, неси его, будем играть вместе». Вихрем помчался юный музыкант за своим инструментом. И вот приступили к «репетиции». Солдат наигрывал мелодию, а Джумамудун по слуху повторял услышанное. Через некоторое время мальчик точно воспроизвел мелодию на своем инструменте. Пораженный солдат взял малыша на руки и расцеловал его. Таковы были первые уроки музыки.
Свою первую песню «Суйгон шарга» («Любимой») Джумамудун сочинил в 13 лет. Незабываемый след в душе юного музыканта оставила встреча с артистами Киргостеатра – Р. Шукурбековым, А. Боталиевым, А. Малдыбаевым, О. Болеболаевым, выступавшими с концертами в Нарынской области. Пение и игра выдающихся певцов и музыкантов расширили представление юноши о музыке, заставили его серьезно задуматься о своей будущей профессии. В это время Джумамудун уже работал. Он рано начал свою трудовую деятельность – с 16 лет. Был артистом районного радиоузла, работником Райземотдела, заведующим общим отделом Ат-Башинского райисполкома.
В 1936 году Дж. Шералиев переезжает во Фрунзе, где его принимают в только что созданный оркестр народных инструментовКиргосфилармонии. Успешно выступает он на первой республиканской олимпиаде народного творчества. Его исполнение песни собственного сочинения «Созулма» удостаивается высокой оценки жюри.
Знаменательной в жизни молодого музыканта была и встреча с фольклористом А. Затаевичем. Ученый обратил внимание на одаренного юношу и записал от Дж. Шералиева несколько песен. Работа в филармонии становится для Джумамудуна своеобразным университетом. Под руководством своих наставников – дирижеров П. Шубина и Ш. Орозова – он осваивает музыкальную грамоту, учится петь и играть по нотам. В оркестре Джумамудун играет на комуз-альте, выступает как солист-певец. Берет он и уроки вокала у работавшей тогда в Киргизии московского педагога Т. Романовой. В 30-е годы Дж. Шералиевым было создано много песен. Наряду с лирическими, он пишет и песни гражданской, патриотической тематики, активно откликаясь на важнейшие события вре-
мени. В годы войны композитор вносит свой вклад в победу над врагом – он пишет песни о ратном подвиге солдат, о героическом самоотверженном труде людей в тылу.
В первые послевоенные годы Дж. Шералиев продолжает играть в оркестре народных инструментов, а с 1948 года он становится музыкальным редактором и солистом Киргизского радио.
С конца 50-х годов композитор работает заведующим музыкальной частью Нарынского музыкального драматического театра им. М. Рыскулова. Здесь он пишет музыку к спектаклям «Тоо кызы» М. Джакыпова, «Курманбек» К. Джантошева, «Мин Кыял» Б. Жакиева, «Укей» К. МамбетакуноваЕму принадлежат также хоровые произведения, инструментальные пьесы, ансамбли.
Однако лишь в песне со всей полнотой проявился талант музыканта. Вокальные опусы Дж. Шералиева имеют глубокие национальные истоки, многие из них уже давно воспринимаются как народные. С детства, впитав в себя особенности киргизско го мелоса, композитор самобытно развил и преломил их в своем творчестве. В силу этого песни Дж. Шералиева можно безошибочно узнать с одной-двух фраз. Все они очень мелодичны, лег-
ко запоминаются, покоряют искренностью высказывания, яркой выразительностью музыкального языка. Разнообразны они и в жанровом отношении. Среди них есть песни патриотические, лиричные, шуточные, сатирические.
Особо следует сказать о песнях для детей, пользующихся большой популярностью у юных слушателей. Привлекают своей теплотой и тонким знанием душевного мира ребенка песни «Бешик ыры» («Колыбельная»), «Пионерлер ыры» («Пионерская
песня»), «Ушундай бол» («Будь таким»).
Круг авторов, на стихи которых писал свои песни Шералиев, был достаточно широк, в большинстве случаев это видные киргизские поэты. Чаще всего композитор обращался к поэзии Токтогула, К. Акиева, Дж. Садыкова, Ш. Бейшеналиева, Б. Абакирова, Н. Байтемирова, К. Мамбетакунова.
Творческая и общественная деятельность композитора получила высокую официальную оценку: ему была присуждена Государственная премия Киргизской Республики им. Токтогула, он был награжден орденом «Знак Почета», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», многими почетными грамотами.
Вот уже много десятилетий песни Джумамудуна Шералиева приносят радость слушателям. Они звучат на концертной эстраде, в эфире. Ноты с его песнями издаются большими тиражами. Это свидетельство всенародного признания композитора, воспев-
шего в своих сочинениях жизнь и труд, мысли и чаяния своих соотечественников, расцвет родного Киргизстана.