Межгорная долина Кызыл-Суу издавна славилась своим кумысом. И не случайно: травы здесь были сочными, а вода кристально чис-той, да и секреты его изготовления бережно передавались народом из поколения в поколение. Рассказывают, что во времена Кокандского ханства сам всемогущий хан Кудояр пил только кызылсуйский кумыс, который ежедневно доставлялся в его дворец специальными гонцами на лошадях.
Но не только кумысом славился Кызыл-Суу – здесь жили замечательные народные музыканты. Одним из них был Аширбай: его двухструнный кыяк, чем-то напоминавший маленькую виолончель, звучал так, словно разговаривал со слушателями, среди которых часто можно было увидеть и шестилетнего Адылжана, сына ветеринара Абдуллы. Забыв обо всем, слушал малыш дивные напевы кыяка,
и в его воображении возникали какие-то сказочные картины. А еще Адыл любил игру местного комузиста по прозвищу Жожо и чудесные песни Атая и Мусы, которые можно было услышать на стареньком патефоне – единственном в селе.
Адыл родился в 1951 году. Начальную школу он окончил в родном Кызыл-Суу, а когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, отец отправил его учиться в школу-интернат, находившуюся в районном центре – городе Карасу, поскольку средней школы в селе не было. В интернате учились и два брата Адыла, так что скучать особо не приходилось. Учеба и быт воспитанников школы-интерната были хорошо налажены. Свободного времени оставалось мало, но и оно использовалось рационально. В интернате было два оркестра –
струнный и духовой. Первое время Адыл посещал занятия струнного оркестра, где научился играть на мандолине, а потом перешел в духовой. В нем он играл до самого окончания учебы. Духовым оркестром руководил учитель музыки Толон Шакиров – большой энтузиаст своего дела. Свою любовь к музыке он сумел передать и детям. Адылжан Абдуллаев, ныне известный композитор, директор Центральной детской музыкальной школы им. П.Ф. Шубина, заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики, вспоминает о своем первом учителе музыки с большой теплотой:
– Толон Шакиров был бесконечно предан музыке. Он работал увлеченно, не считаясь со временем, стараясь передать нам свои знания. Под его руководством я освоил нотную грамоту, научился играть на двух музыкальных инструментах – баритоне и тубе. Выступления нашего оркестра пользовались большой популярностью в городе – мы выступали на официальных мероприятиях, а каждой осенью торжественно встречали приезжавших на сельскохозяйственные работы студентов. На репетиции оркестра я шел, как на праздник. Мой отец мечтал, чтобы я стал врачом, сам же я хотел освоить профессию строителя, но после пяти лет игры в оркестре стал всерьез подумывать о карьере музыканта.
После окончания учебы в школе юноша по рекомендации учителя музыки подал документы в Токмакское культпросветучилище. От Ошской области в училище поступало около двадцати человек, но отбор прошли только двое –
Адылжан Абдуллаев и его друг, будущий композитор Мариф Осмонов – в духовом оркестре он играл на теноре.
Токмакское училище готовило руководителей самодеятельных хоров. В те годы в нем работало много хороших педагогов-музыкантов. Как признался Адылжан, ему всегда везло на преподавателей. Вот и в училище основы хорового искусства он постигал под руководством опытного педагога Зинаиды Ивановны Триллер, игре на аккордеоне его обучал Саргалдай Чомоев.
Атмосфера в училище царила творческая – все хотели учиться, жадно тянулись к знаниям. Уже рано утром все классы были заняты. Адыл тоже трудился, не жалея сил. Вскоре он уже уверенно наигрывал на аккордеоне «Польку» Глинки и «Неаполитанскую песенку» Чайковского. Вмес-те с другими учащимися выезжал на смотры во Фрунзе,
а в свободное время много читал. Очень любил исторические романы, особенно знаменитую трилогию В. Яна –
«Чингисхан», «Батый», «К последнему морю», а из киргизских писателей – «Каныбек» К. Джантошева – их он перечитывал по многу раз.
В 1970 году Адыл успешно окончил училище и поступил в Ленинградский институт культуры им. Н.К. Крупской. Для этого ему пришлось пройти через отборочное прослушивание во Фрунзе и конкурс в Ленинграде, где из двенадцати абитуриентов были зачислены в студенты только трое. Город на Неве поразил Адыла – он, как зачарованный ходил по его улицам, площадям и набережным, любуясь великолепными памятниками архитектуры. Но больше всего юношу поразили бронзовые кони Клодта, установленные на Аничковом мосту. Было облачно, слегка моросил дождь,
и казалось, что животные вспотели от борьбы с укрощавшими их людьми. Всё было как в жизни. Долго стоял Адыл на мосту и любовался конями. Выросший в горах и хорошо знавший лошадей, он был восхищен увиденным и мог по-достоинству оценить мастерство скульптора.
В институте Адыл занимался в классе И. Полтавцева, автора известного учебного пособия «Чтение хоровых партитур». Занятия продвигались более чем успешно, и быть бы ему хормейстером, если бы не случай – встреча с композитором и дирижером Насыром Давлесовым, приехавшим в Ленинград по каким-то делам. Зная, что в вузах города обучается несколько студентов-музыкантов из Киргизии, Давлесов решил встретиться с ними. И вот встреча состоялась. Как раз в это время Адыл стал пробовать свои силы в композиции, и был уже автором нескольких песен и инструментальных пьес – их он и показал маэстро. Опытный музыкант сразу заметил в этих скромных «опусах» проблески таланта, но он также понимал, что без базового образования Адыл вряд ли смог бы поступить в Ленинградскую консерваторию как композитор. И тогда он посоветовал ему вернуться во Фрунзе
и поступить в недавно открывшийся там Институт искусств. Конечно, жаль было расставаться с Ленинградом, но желание стать композитором все сильнее захватывало юношу, поэтому, окончив первый курс, он вернулся на родину и поступил на подготовительное отделение Института искусств.
В институте Абдуллаев стал заниматься в классе молодого, но щедро одаренного от природы композитора, доброго и отзывчивого человека Сатылгана Осмонова. Он только что окончил Ташкентскую консерваторию и с большим рвением взялся за работу. «Самое главное в музыке, – учил Осмонов, – сама музыка и правильно выстроенная форма». Эти слова педагога Адылжан запомнил на всю жизнь и каждый раз, приступая к работе над новым сочинением, вспоминал их. Вскоре появились и первые, “институтские” произведения молодого музыканта – Сонатина, фортепианные миниатюры, хоры для детей. Уже в них просматривались черты будущего стиля композитора: мелодичность, простота и выразительность интонации.
Однако не хватало знаний, особенно теоретических, поэтому Адылжан с большим старанием посещал занятия педагогов-теоретиков. Особенно много нужного и полезного он почерпнул на занятиях по гармонии и сольфеджио, которые вела С.А. Островская. По нескольку часов в день сидел за фортепиано – ведь, не владея инструментом, невозможно стать хорошим композитором. Пролетели два года, и, наконец, Адылжан стал студентом основного курса композиторского отделения института. Но случилось непредвиденное: двадцатидвухлетнего юношу призвали в армию.
Сержант Абдуллаев (это звание он получил по окончании школы сержантов в поселке Отар) проходил службу
в полку связи, расквартированному в Алма-Ате. Здесь было не до музыки – служба была очень ответственная: нужно было обеспечивать бесперебойную связь. А вот в Отаре Адылжан отличился – он организовал хор и так успешно выступил с ним на концерте, посвященному дню Октябрьской революции, что замполит долго не хотел отпускать его в Алма-Ату. Но перспектива провести два года в маленьком степном поселке, где зимой лишь сугробы да метели, а летом нестерпимая жара, не очень-то прельщала молодого сержанта, поэтому, несмотря на возможность работать с хором, быть ближе к музыке, он все же предпочел служить в Алма-Ате, где были театры и филармония. Однако на концерте или в театре удавалось бывать редко – всё время занимала воинская служба: Адылжан командовал взводом, в котором было двадцать солдат.
В 1975 году служба в армии была, наконец, окончена, и бравый сержант вернулся на родину. Впереди были пять лет учебы на композиторском отделении института. Теперь Адылжан занимался под руководством видного киргизского композитора, получившего профессиональное образование в Московской консерватории, Таштана Эрматова. Это был самобытный музыкант с индивидуальным творческим почерком, прекрасно владевший композиторской техникой. Он многому научил своего ученика и, прежде всего, – умению передавать в звуках свои мысли и чувства.
И вот – первый успех: студент-первокурсник принял участие в Республиканском конкурсе, на котором его песня «Элесин» («Твой образ») была отмечена третьей премией. Учеба полностью захватила музыканта – лекции, семинары, индивидуальные занятия в классе композиции и по фортепиано. Вместе с Адылжаном на курсе учились многие будущие известные музыканты. В их числе – ректор Киргизской национальной консерватории, народный артист республики Муратбек Бегалиев (позже он перешел в Московскую консерваторию, которую успешно окончил), один из ведущих музыковедов республики Екатерина Лузанова, композитор Жумаш Касымбеков и др.
Учиться в институте было интересно. Среди его преподавателей было много выпускников центральных музыкальных вузов страны, которые к работе подходили творчески,
с огоньком. Часто проводились конкурсы, семинары, концерты, в том числе и составленные из произведений студентов-композиторов. Все это активизировало учебный процесс, повышало желание учиться. На старших курсах появились новые дисциплины – инструментоведение и оркестровка. Их вел известный киргизский композитор и дирижер Калый Молдобасанов, чей балет «Материнское поле» был удостоен Государственной премии СССР и с успехом шел на сценах многих театров страны. Знаток оркестра, Молдобасанов многое дал своему воспитаннику – он научил Адылжана использовать колористические возможности инструментов и оркестровых групп, выстраивать оркестровый баланс, добиваться красоты звучания оркестра
и хора. «Уроки Калыя Молдобасановича были для меня просто бесценны, – вспоминает композитор. – Маэстро умел заинтересовать, пробудить творческую фантазию. А сколько ценного и полезного я узнал от него!»
За годы обучения в институте Абдуллаевым был написан целый ряд музыкальных произведений: Вариации для скрипки и фортепиано, Скерцо для кларнета и фортепиано, «Романс» для ансамбля скрипачей, Фортепианная соната, инструментальные пьесы, песни и хоры. Уже в студенческие годы у молодого композитора четко определилась направленность творчества – музыка для детей. Большинство сочинений молодой музыкант адресовал юным слушателям и исполнителям. В качестве дипломной работы Абдуллаев представил Поэму для оркестра, которая была исполнена Симфоническим оркестром Гостелерадио Киргизской ССР (дирижер И. Машкевич).
После окончания института молодой специалист был направлен на работу в Республиканскую среднюю специальную музыкальную школу-интернат им. М. Абдраева. Небольшой опыт преподавательской работы у Абдуллаева уже был – еще в студенческие годы он вел теоретические предметы на курсах при республиканском Доме народного творчества. Работа в школе спорилась и старание молодого педагога, его инициативность, лидерские качества были замечены руководством. В 1983 году Абдуллаев был назначен заведующим по учебной работе.
Теперь свободного времени оставалось меньше – приходилось заниматься общешкольными делами, преподавать и лишь по вечерам или в выходные дни что-то сочинять. Естественно, работая в детском коллективе, композитор стремился писать музыку для детей, учащихся школы-интерната. В школе им. Абдраева был отличный хор, которым руководил большой знаток и энтузиаст хоровой музыки Алимжан Укурчинов (и руководит им ныне), а коллективу для обогащения его репертуара нужны были новые произведения. И композитор решает восполнить этот пробел. Вскоре репертуар коллектива пополняется новыми хорами (всего их было написано более пятнадцати). Хорошо зная специфику хорового пения, исполнительские возможнос-ти детского коллектива и, главное, психологию детей, их запросы и интересы, Абдуллаев пишет яркую, образную
и в то же время несложную для исполнения музыку. Именно такими качествами обладают его хоры «Кучугум» («Мой щенок»), «Кызыл алма» («Красное яблоко»), «Чычкандын ыры» («Песня мышки»), «Кирпинин ыры» («Песня ежа»), кантата «Тоо балдары» («Дети гор») и др. Наряду с вокальной музыкой, композитор пишет инструментальные пьесы – они ведь тоже нужны юным исполнителям для пополнения их учебно-педагогического и концертного репертуара. В их числе – Концерт для трубы и оркестра (1990), «Токката для двух фортепиано» (1995), «24 фортепианные пьесы» (этот сборник готовится к изданию).
Музыке Абдуллаева присуща особая теплота и выразительность интонации. В основе его сочинений как вокальных, так и инструментальных, лежат мелодичные, легко запоминаемые темы. Гармония и фактура изложения просты и ясны: но эта простота не недостаток, а достоинство, отличительное свойство музыки композитора. Немаловажную роль в создании музыкального образа, особенно в вокальных сочинениях Абдуллаева, играет аккомпанемент (партия фортепиано или оркестровое сопровождение), а также вступительные и заключительные разделы. Они оттеняют сольную партию, дополняют ее новыми красками и нюансами, а подголоски как бы вступают в диалог с солистом. Такова, например, фортепианная партия в его песнях «Кучугум»
и «Кирпинин ыры». И самое главное: в музыке композитора всегда ощущается национальный колорит, прочная связь
с традициями киргизской народной музыки.
Наряду с музыкой для детей, Абдуллаев создает и более серьезные произведения крупной формы – кантату «Октябрь шаны» (1986), Вторую сонату для фортепиано, песни. Лучшие из них – «Жар-жар ай» («Свадебная»), «Жашчылык» («Молодость»), «Алдаба» («Не обманывай»). В 1991 году коллеги Адылжана по композиторскому “цеху” оказывают ему большое доверие – он становится членом Союза композиторов СССР, в состав которого тогда входила и рес-публиканская композиторская организация. В том же году он назначается директором Республиканской средней специальной музыкальной школы-интерната им. М. Абдраева. На этом посту он оставался до 2005 года.
В школе им. М. Абдраева Абдуллаев проработал в общей сложности двадцать пять лет. Руководство большим коллективом, особенно детским, – дело не из легких. Были и радос-ти, и горести. Трудно приходилось в годы экономического кризиса, когда не хватало продуктов питания, и кашу детям приходилось варить на воде. Что только не приходилось предпринимать, чтобы как-то выжить. Директор искал спонсоров, обращался за помощью в различные фонды и организации. Так продолжалось почти все 90-е годы. Но постепенно жизнь нормализовалась. Однако в эти трудные годы были и светлые моменты. Так, весной 1992 года Адылжан Абдуллаев вместе с группой учащихся школы побывал на фестивале «Подснежник», который проходил в столице Турции Анкаре. Это был грандиозный музыкальный праздник, на который приехали дети из многих стран мира. В течение двух недель воспитанники школы им. М. Абдраева выступали на различных сценических площадках города, ездили на экскурсии, посещали музеи. И всюду с ними был их директор.
Кроме руководства школой Абдуллаев вел еще класс композиции, где прошли обучение около двадцати учащихся. В их числе – композиторы и инструменталисты Таалай Бейшеев, Каныкей Медетбекова, Анара Молдоева, Махабат Тагаева (Аширбаева), Гульзина Суранчиева.
В 2004 году вместе с небольшой группой деятелей культуры республики Адылжан выехал на стажировку в Чикаго. Организованная при посредничестве посольства США
в Кыргызстане, она носила ознакомительно-просветительский характер. В течение месяца участники поездки знакомились с американской системой образования и культуры – посещали различные колледжи, вузы, театры и музеи. Многое из увиденного пригодилось впоследствии Адылжану – он понял, как нужно эффективно работать, добиваться успеха.
Поле деятельности для Абдуллаева вскоре представилось: он был назначен директором Центральной музыкальной школы им. Шубина. Войдя в курс дел, новый руководитель понял, что лучшая музыкальная школа республики находится далеко не в лучшем состоянии: ее здание нуждалось в капитальном ремонте, плохо работало отопление, не хватало музыкальных инструментов, мебель и инвентарь явно устарели. С присущей ему энергией и сноровкой Абдуллаев взялся за дело. Он дотошно контролировал работу строителей, вникал в каждую мелочь, если что-то его не устраивало, требовал переделки. И вскоре школу трудно было узнать. Похорошела прилегающая к ней территория –
теперь школу без преувеличения можно было называть «храмом искусств». Благодаря стараниям директора изменился и официальный статус учебного заведения – она стала именоваться «Центральной музыкальной школой им. П.Ф. Шубина».
«Коллектив у нас хороший, – говорит Адылжан Абдуллаевич, – но чтобы люди плодотворно трудились, им нужно создать соответствующие условия и не мешать работать. Важен и моральный климат, и творческая атмосфера,
а для этого нужно чаще проводить концерты, организовывать конкурсы, фестивали. И, конечно, идти в ногу со временем: теперь у нас есть новая оргтехника и Интернет».
Адылжан Абдуллаев не только отличный руководитель, но и хороший семьянин. Женился он еще в студенческие годы, а его избранницей стала Замира – студентка Института физкультуры, игравшая тогда за женскую сборную команду республики по баскетболу, впоследствии – доцент, заведующая кафедрой физического воспитания Турецкого университета «Ала-Тоо». С тех пор прошло более тридцати лет. За это время Абдуллаевы вырастили и воспитали двух детей. Их дети – сын Азамат и дочь Айпери – изучали иностранные языки в университете им. И. Арабаева и теперь уже работают: Азамат – в частной компании, Айпери – преподает английский язык. «У нас в доме звучат три языка, – шутит Адылжан, – кыргызский, русский и английский, на котором наши дети иногда переговариваются друг с другом».
Ну, а хобби? Есть оно и у Адылжана – это неосуществ-ленная детская мечта стать строителем. Вот он и строит, как говорят, в свободное от работы время, вернее, уже построил, причем своими руками – дом, в котором живет он сам и его семья. «Главные ценности для человека, – это семья, дом и работа, которую любишь» – считает Адылжан. Что ж, он прав.
В 2011 году Абдуллаеву исполнилось шестьдесят лет, кажется, возраст, когда можно уже и остановиться, начать подводить итоги. Но не таков Адылжан – он целеустремленно смотрит в будущее. Будучи членом правления Союза композиторов Кыргызстана, принимает активное участие в его деятельности, не забывая при этом и о творчестве.
В 2005 году за цикл сочинений последних лет композитор был награжден премией им. М. Абдраева. И сегодня он продолжает работу над новыми песнями и хорами.
Многолетняя творческая и музыкально-общественная деятельность Адылжана Абдуллаева получила официальное признание – он был награжден нагрудными знаками «Отличник образования», «Отличник культуры», многими грамотами и дипломами, а в 2003 году ему было присвоено почетное звание заслуженного деятеля культуры Кыргызской Республики.
Но не только кумысом славился Кызыл-Суу – здесь жили замечательные народные музыканты. Одним из них был Аширбай: его двухструнный кыяк, чем-то напоминавший маленькую виолончель, звучал так, словно разговаривал со слушателями, среди которых часто можно было увидеть и шестилетнего Адылжана, сына ветеринара Абдуллы. Забыв обо всем, слушал малыш дивные напевы кыяка,
и в его воображении возникали какие-то сказочные картины. А еще Адыл любил игру местного комузиста по прозвищу Жожо и чудесные песни Атая и Мусы, которые можно было услышать на стареньком патефоне – единственном в селе.
Адыл родился в 1951 году. Начальную школу он окончил в родном Кызыл-Суу, а когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, отец отправил его учиться в школу-интернат, находившуюся в районном центре – городе Карасу, поскольку средней школы в селе не было. В интернате учились и два брата Адыла, так что скучать особо не приходилось. Учеба и быт воспитанников школы-интерната были хорошо налажены. Свободного времени оставалось мало, но и оно использовалось рационально. В интернате было два оркестра –
струнный и духовой. Первое время Адыл посещал занятия струнного оркестра, где научился играть на мандолине, а потом перешел в духовой. В нем он играл до самого окончания учебы. Духовым оркестром руководил учитель музыки Толон Шакиров – большой энтузиаст своего дела. Свою любовь к музыке он сумел передать и детям. Адылжан Абдуллаев, ныне известный композитор, директор Центральной детской музыкальной школы им. П.Ф. Шубина, заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики, вспоминает о своем первом учителе музыки с большой теплотой:
– Толон Шакиров был бесконечно предан музыке. Он работал увлеченно, не считаясь со временем, стараясь передать нам свои знания. Под его руководством я освоил нотную грамоту, научился играть на двух музыкальных инструментах – баритоне и тубе. Выступления нашего оркестра пользовались большой популярностью в городе – мы выступали на официальных мероприятиях, а каждой осенью торжественно встречали приезжавших на сельскохозяйственные работы студентов. На репетиции оркестра я шел, как на праздник. Мой отец мечтал, чтобы я стал врачом, сам же я хотел освоить профессию строителя, но после пяти лет игры в оркестре стал всерьез подумывать о карьере музыканта.
После окончания учебы в школе юноша по рекомендации учителя музыки подал документы в Токмакское культпросветучилище. От Ошской области в училище поступало около двадцати человек, но отбор прошли только двое –
Адылжан Абдуллаев и его друг, будущий композитор Мариф Осмонов – в духовом оркестре он играл на теноре.
Токмакское училище готовило руководителей самодеятельных хоров. В те годы в нем работало много хороших педагогов-музыкантов. Как признался Адылжан, ему всегда везло на преподавателей. Вот и в училище основы хорового искусства он постигал под руководством опытного педагога Зинаиды Ивановны Триллер, игре на аккордеоне его обучал Саргалдай Чомоев.
Атмосфера в училище царила творческая – все хотели учиться, жадно тянулись к знаниям. Уже рано утром все классы были заняты. Адыл тоже трудился, не жалея сил. Вскоре он уже уверенно наигрывал на аккордеоне «Польку» Глинки и «Неаполитанскую песенку» Чайковского. Вмес-те с другими учащимися выезжал на смотры во Фрунзе,
а в свободное время много читал. Очень любил исторические романы, особенно знаменитую трилогию В. Яна –
«Чингисхан», «Батый», «К последнему морю», а из киргизских писателей – «Каныбек» К. Джантошева – их он перечитывал по многу раз.
В 1970 году Адыл успешно окончил училище и поступил в Ленинградский институт культуры им. Н.К. Крупской. Для этого ему пришлось пройти через отборочное прослушивание во Фрунзе и конкурс в Ленинграде, где из двенадцати абитуриентов были зачислены в студенты только трое. Город на Неве поразил Адыла – он, как зачарованный ходил по его улицам, площадям и набережным, любуясь великолепными памятниками архитектуры. Но больше всего юношу поразили бронзовые кони Клодта, установленные на Аничковом мосту. Было облачно, слегка моросил дождь,
и казалось, что животные вспотели от борьбы с укрощавшими их людьми. Всё было как в жизни. Долго стоял Адыл на мосту и любовался конями. Выросший в горах и хорошо знавший лошадей, он был восхищен увиденным и мог по-достоинству оценить мастерство скульптора.
В институте Адыл занимался в классе И. Полтавцева, автора известного учебного пособия «Чтение хоровых партитур». Занятия продвигались более чем успешно, и быть бы ему хормейстером, если бы не случай – встреча с композитором и дирижером Насыром Давлесовым, приехавшим в Ленинград по каким-то делам. Зная, что в вузах города обучается несколько студентов-музыкантов из Киргизии, Давлесов решил встретиться с ними. И вот встреча состоялась. Как раз в это время Адыл стал пробовать свои силы в композиции, и был уже автором нескольких песен и инструментальных пьес – их он и показал маэстро. Опытный музыкант сразу заметил в этих скромных «опусах» проблески таланта, но он также понимал, что без базового образования Адыл вряд ли смог бы поступить в Ленинградскую консерваторию как композитор. И тогда он посоветовал ему вернуться во Фрунзе
и поступить в недавно открывшийся там Институт искусств. Конечно, жаль было расставаться с Ленинградом, но желание стать композитором все сильнее захватывало юношу, поэтому, окончив первый курс, он вернулся на родину и поступил на подготовительное отделение Института искусств.
В институте Абдуллаев стал заниматься в классе молодого, но щедро одаренного от природы композитора, доброго и отзывчивого человека Сатылгана Осмонова. Он только что окончил Ташкентскую консерваторию и с большим рвением взялся за работу. «Самое главное в музыке, – учил Осмонов, – сама музыка и правильно выстроенная форма». Эти слова педагога Адылжан запомнил на всю жизнь и каждый раз, приступая к работе над новым сочинением, вспоминал их. Вскоре появились и первые, “институтские” произведения молодого музыканта – Сонатина, фортепианные миниатюры, хоры для детей. Уже в них просматривались черты будущего стиля композитора: мелодичность, простота и выразительность интонации.
Однако не хватало знаний, особенно теоретических, поэтому Адылжан с большим старанием посещал занятия педагогов-теоретиков. Особенно много нужного и полезного он почерпнул на занятиях по гармонии и сольфеджио, которые вела С.А. Островская. По нескольку часов в день сидел за фортепиано – ведь, не владея инструментом, невозможно стать хорошим композитором. Пролетели два года, и, наконец, Адылжан стал студентом основного курса композиторского отделения института. Но случилось непредвиденное: двадцатидвухлетнего юношу призвали в армию.
Сержант Абдуллаев (это звание он получил по окончании школы сержантов в поселке Отар) проходил службу
в полку связи, расквартированному в Алма-Ате. Здесь было не до музыки – служба была очень ответственная: нужно было обеспечивать бесперебойную связь. А вот в Отаре Адылжан отличился – он организовал хор и так успешно выступил с ним на концерте, посвященному дню Октябрьской революции, что замполит долго не хотел отпускать его в Алма-Ату. Но перспектива провести два года в маленьком степном поселке, где зимой лишь сугробы да метели, а летом нестерпимая жара, не очень-то прельщала молодого сержанта, поэтому, несмотря на возможность работать с хором, быть ближе к музыке, он все же предпочел служить в Алма-Ате, где были театры и филармония. Однако на концерте или в театре удавалось бывать редко – всё время занимала воинская служба: Адылжан командовал взводом, в котором было двадцать солдат.
В 1975 году служба в армии была, наконец, окончена, и бравый сержант вернулся на родину. Впереди были пять лет учебы на композиторском отделении института. Теперь Адылжан занимался под руководством видного киргизского композитора, получившего профессиональное образование в Московской консерватории, Таштана Эрматова. Это был самобытный музыкант с индивидуальным творческим почерком, прекрасно владевший композиторской техникой. Он многому научил своего ученика и, прежде всего, – умению передавать в звуках свои мысли и чувства.
И вот – первый успех: студент-первокурсник принял участие в Республиканском конкурсе, на котором его песня «Элесин» («Твой образ») была отмечена третьей премией. Учеба полностью захватила музыканта – лекции, семинары, индивидуальные занятия в классе композиции и по фортепиано. Вместе с Адылжаном на курсе учились многие будущие известные музыканты. В их числе – ректор Киргизской национальной консерватории, народный артист республики Муратбек Бегалиев (позже он перешел в Московскую консерваторию, которую успешно окончил), один из ведущих музыковедов республики Екатерина Лузанова, композитор Жумаш Касымбеков и др.
Учиться в институте было интересно. Среди его преподавателей было много выпускников центральных музыкальных вузов страны, которые к работе подходили творчески,
с огоньком. Часто проводились конкурсы, семинары, концерты, в том числе и составленные из произведений студентов-композиторов. Все это активизировало учебный процесс, повышало желание учиться. На старших курсах появились новые дисциплины – инструментоведение и оркестровка. Их вел известный киргизский композитор и дирижер Калый Молдобасанов, чей балет «Материнское поле» был удостоен Государственной премии СССР и с успехом шел на сценах многих театров страны. Знаток оркестра, Молдобасанов многое дал своему воспитаннику – он научил Адылжана использовать колористические возможности инструментов и оркестровых групп, выстраивать оркестровый баланс, добиваться красоты звучания оркестра
и хора. «Уроки Калыя Молдобасановича были для меня просто бесценны, – вспоминает композитор. – Маэстро умел заинтересовать, пробудить творческую фантазию. А сколько ценного и полезного я узнал от него!»
За годы обучения в институте Абдуллаевым был написан целый ряд музыкальных произведений: Вариации для скрипки и фортепиано, Скерцо для кларнета и фортепиано, «Романс» для ансамбля скрипачей, Фортепианная соната, инструментальные пьесы, песни и хоры. Уже в студенческие годы у молодого композитора четко определилась направленность творчества – музыка для детей. Большинство сочинений молодой музыкант адресовал юным слушателям и исполнителям. В качестве дипломной работы Абдуллаев представил Поэму для оркестра, которая была исполнена Симфоническим оркестром Гостелерадио Киргизской ССР (дирижер И. Машкевич).
После окончания института молодой специалист был направлен на работу в Республиканскую среднюю специальную музыкальную школу-интернат им. М. Абдраева. Небольшой опыт преподавательской работы у Абдуллаева уже был – еще в студенческие годы он вел теоретические предметы на курсах при республиканском Доме народного творчества. Работа в школе спорилась и старание молодого педагога, его инициативность, лидерские качества были замечены руководством. В 1983 году Абдуллаев был назначен заведующим по учебной работе.
Теперь свободного времени оставалось меньше – приходилось заниматься общешкольными делами, преподавать и лишь по вечерам или в выходные дни что-то сочинять. Естественно, работая в детском коллективе, композитор стремился писать музыку для детей, учащихся школы-интерната. В школе им. Абдраева был отличный хор, которым руководил большой знаток и энтузиаст хоровой музыки Алимжан Укурчинов (и руководит им ныне), а коллективу для обогащения его репертуара нужны были новые произведения. И композитор решает восполнить этот пробел. Вскоре репертуар коллектива пополняется новыми хорами (всего их было написано более пятнадцати). Хорошо зная специфику хорового пения, исполнительские возможнос-ти детского коллектива и, главное, психологию детей, их запросы и интересы, Абдуллаев пишет яркую, образную
и в то же время несложную для исполнения музыку. Именно такими качествами обладают его хоры «Кучугум» («Мой щенок»), «Кызыл алма» («Красное яблоко»), «Чычкандын ыры» («Песня мышки»), «Кирпинин ыры» («Песня ежа»), кантата «Тоо балдары» («Дети гор») и др. Наряду с вокальной музыкой, композитор пишет инструментальные пьесы – они ведь тоже нужны юным исполнителям для пополнения их учебно-педагогического и концертного репертуара. В их числе – Концерт для трубы и оркестра (1990), «Токката для двух фортепиано» (1995), «24 фортепианные пьесы» (этот сборник готовится к изданию).
Музыке Абдуллаева присуща особая теплота и выразительность интонации. В основе его сочинений как вокальных, так и инструментальных, лежат мелодичные, легко запоминаемые темы. Гармония и фактура изложения просты и ясны: но эта простота не недостаток, а достоинство, отличительное свойство музыки композитора. Немаловажную роль в создании музыкального образа, особенно в вокальных сочинениях Абдуллаева, играет аккомпанемент (партия фортепиано или оркестровое сопровождение), а также вступительные и заключительные разделы. Они оттеняют сольную партию, дополняют ее новыми красками и нюансами, а подголоски как бы вступают в диалог с солистом. Такова, например, фортепианная партия в его песнях «Кучугум»
и «Кирпинин ыры». И самое главное: в музыке композитора всегда ощущается национальный колорит, прочная связь
с традициями киргизской народной музыки.
Наряду с музыкой для детей, Абдуллаев создает и более серьезные произведения крупной формы – кантату «Октябрь шаны» (1986), Вторую сонату для фортепиано, песни. Лучшие из них – «Жар-жар ай» («Свадебная»), «Жашчылык» («Молодость»), «Алдаба» («Не обманывай»). В 1991 году коллеги Адылжана по композиторскому “цеху” оказывают ему большое доверие – он становится членом Союза композиторов СССР, в состав которого тогда входила и рес-публиканская композиторская организация. В том же году он назначается директором Республиканской средней специальной музыкальной школы-интерната им. М. Абдраева. На этом посту он оставался до 2005 года.
В школе им. М. Абдраева Абдуллаев проработал в общей сложности двадцать пять лет. Руководство большим коллективом, особенно детским, – дело не из легких. Были и радос-ти, и горести. Трудно приходилось в годы экономического кризиса, когда не хватало продуктов питания, и кашу детям приходилось варить на воде. Что только не приходилось предпринимать, чтобы как-то выжить. Директор искал спонсоров, обращался за помощью в различные фонды и организации. Так продолжалось почти все 90-е годы. Но постепенно жизнь нормализовалась. Однако в эти трудные годы были и светлые моменты. Так, весной 1992 года Адылжан Абдуллаев вместе с группой учащихся школы побывал на фестивале «Подснежник», который проходил в столице Турции Анкаре. Это был грандиозный музыкальный праздник, на который приехали дети из многих стран мира. В течение двух недель воспитанники школы им. М. Абдраева выступали на различных сценических площадках города, ездили на экскурсии, посещали музеи. И всюду с ними был их директор.
Кроме руководства школой Абдуллаев вел еще класс композиции, где прошли обучение около двадцати учащихся. В их числе – композиторы и инструменталисты Таалай Бейшеев, Каныкей Медетбекова, Анара Молдоева, Махабат Тагаева (Аширбаева), Гульзина Суранчиева.
В 2004 году вместе с небольшой группой деятелей культуры республики Адылжан выехал на стажировку в Чикаго. Организованная при посредничестве посольства США
в Кыргызстане, она носила ознакомительно-просветительский характер. В течение месяца участники поездки знакомились с американской системой образования и культуры – посещали различные колледжи, вузы, театры и музеи. Многое из увиденного пригодилось впоследствии Адылжану – он понял, как нужно эффективно работать, добиваться успеха.
Поле деятельности для Абдуллаева вскоре представилось: он был назначен директором Центральной музыкальной школы им. Шубина. Войдя в курс дел, новый руководитель понял, что лучшая музыкальная школа республики находится далеко не в лучшем состоянии: ее здание нуждалось в капитальном ремонте, плохо работало отопление, не хватало музыкальных инструментов, мебель и инвентарь явно устарели. С присущей ему энергией и сноровкой Абдуллаев взялся за дело. Он дотошно контролировал работу строителей, вникал в каждую мелочь, если что-то его не устраивало, требовал переделки. И вскоре школу трудно было узнать. Похорошела прилегающая к ней территория –
теперь школу без преувеличения можно было называть «храмом искусств». Благодаря стараниям директора изменился и официальный статус учебного заведения – она стала именоваться «Центральной музыкальной школой им. П.Ф. Шубина».
«Коллектив у нас хороший, – говорит Адылжан Абдуллаевич, – но чтобы люди плодотворно трудились, им нужно создать соответствующие условия и не мешать работать. Важен и моральный климат, и творческая атмосфера,
а для этого нужно чаще проводить концерты, организовывать конкурсы, фестивали. И, конечно, идти в ногу со временем: теперь у нас есть новая оргтехника и Интернет».
Адылжан Абдуллаев не только отличный руководитель, но и хороший семьянин. Женился он еще в студенческие годы, а его избранницей стала Замира – студентка Института физкультуры, игравшая тогда за женскую сборную команду республики по баскетболу, впоследствии – доцент, заведующая кафедрой физического воспитания Турецкого университета «Ала-Тоо». С тех пор прошло более тридцати лет. За это время Абдуллаевы вырастили и воспитали двух детей. Их дети – сын Азамат и дочь Айпери – изучали иностранные языки в университете им. И. Арабаева и теперь уже работают: Азамат – в частной компании, Айпери – преподает английский язык. «У нас в доме звучат три языка, – шутит Адылжан, – кыргызский, русский и английский, на котором наши дети иногда переговариваются друг с другом».
Ну, а хобби? Есть оно и у Адылжана – это неосуществ-ленная детская мечта стать строителем. Вот он и строит, как говорят, в свободное от работы время, вернее, уже построил, причем своими руками – дом, в котором живет он сам и его семья. «Главные ценности для человека, – это семья, дом и работа, которую любишь» – считает Адылжан. Что ж, он прав.
В 2011 году Абдуллаеву исполнилось шестьдесят лет, кажется, возраст, когда можно уже и остановиться, начать подводить итоги. Но не таков Адылжан – он целеустремленно смотрит в будущее. Будучи членом правления Союза композиторов Кыргызстана, принимает активное участие в его деятельности, не забывая при этом и о творчестве.
В 2005 году за цикл сочинений последних лет композитор был награжден премией им. М. Абдраева. И сегодня он продолжает работу над новыми песнями и хорами.
Многолетняя творческая и музыкально-общественная деятельность Адылжана Абдуллаева получила официальное признание – он был награжден нагрудными знаками «Отличник образования», «Отличник культуры», многими грамотами и дипломами, а в 2003 году ему было присвоено почетное звание заслуженного деятеля культуры Кыргызской Республики.