Первое мое знакомство с композитором Совхозбеком Айткеевым было заочным. Как-то
в начале 80-х годов на одном из прослушиваний новых произведений в Союзе композиторов Киргизии прозвучала его фортепианная пьеса «Тамаша». Она привлекла свежестью музыкальной мысли, умелым использованием возможностей инструмента, своеобразной манерой письма. Несколько позднее Совхозбек представил другое свое сочинение, фортепианный цикл «Шилтемдер», состоявший из двенадцати небольших пьес. Каждой из этих миниатюр соответствовало определенное эмоциональное состояние, образ, а вместе они сливались в единое художественное целое. Индивидуальность творческого почерка молодого композитора проявилось в этом сочинении еще
с бòльшей полнотой.
Совхозбек Айткеев родился в 1953 году в совхозе Чалдовар, расположенном в Чуйской долине, неподалеку от казахской границы. Совхоз только что образовался, и сын сельского тракториста, бывшего фронтовика-танкиста Кожомкула был одним из первых новорожденных. В честь этого события мальчика и назвали Совхозбеком. Когда ребенку исполнилось два года, от полученных на фронте ранений умер отец, и забота о трех детях легла на плечи матери.
Серьезно заниматься музыкой юноша начал сравнительно поздно – в семнадцать лет. В старших классах школы он был активным участником самодеятельности, принимал участие в смотрах и конкурсах, выступал на концертах. Его звонкий голос был хорошо слышен даже в последних рядах. Позже Совхозбек освоил игру на мандолине, причем сделал это по самоучителю, который приобрел на заработанные деньги. Примерно к тому же времени относятся и первые опыты в сочинительстве. Чтобы записать мелодии своих песен юноша проштудировал учебник по теории музыки,
а затем взял обычную школьную тетрадку, прочертил в ней нотные линейки и вписал туда все свои песни.
С этой тетрадкой в 1970 году он приехал во Фрунзе и подал документы на композиторское отделение института искусств им. Б. Бейшеналиевой. Тогда при вузе для способных молодых музыкантов с композиторскими наклонностями, но не имевших специальной подготовки в объеме музыкального училища, было открыто двухгодичное подготовительное отделение. У членов приемной комиссии тетрадь Совхозбека вызвала улыбки, но, тем не менее, в институт его приняли –
в незамысловатых опусах юноши ясно  просматривалась искра таланта.
Особенно трудными были первые два года, ведь, в сущности, за это время нужно было освоить четырехгодичную программу училища. Приходилось заниматься ночами,
в выходные дни и даже во время каникул. Часами просиживал студент за фортепиано, понимая, что без владения инструментом трудно стать настоящим композитором. С чувством благодарности вспоминает музыкант своего первого педагога по композиции – Бориса Котова.
Многие его сокурсники не выдержали напряженного ритма учебы и бросили институт, а Совхозбек, успешно закончив подготовительное отделение, был принят на основной курс. Здесь его наставниками стали ведущие композиторы республики – К. Молдобасанов (инструментовка) и Б. Глухов (сочинение), оказавшие большое влияние на формирование творческого облика будущего композитора. Выпускник Московской консерватории
им. П.И. Чайковского, Глухов был не только высокопрофессиональным специалистом, но и отличным педагогом. Он по-настоящему увлек Совхозбека, помог ему в полной мере овладеть сложнейшим искусством сочинения музыки. Борис Григорьевич неизменно поддерживал все смелые, а порой, и дерзкие начинания своего питомца, бережно развивал его талант.
В студенческие годы Айткеевым были написаны такие значительные сочинения, как вокальный цикл на слова армянского поэта А. Граши (Григоряна) «Девичье», «Четыре прелюдии и фуги для фортепиано». Любопытно, что при их создании, музыкант использовал современную композиторскую технику – додекафонию, тогда еще только осваиваемую советскими композиторами (А. Бабаджанян, Э. Денисов, А. Шнитке, С. Губайдуллина и др.). Диатоническим по складу прелюдиям контрастировали атональные фуги,
а единство в цикле достигалось за счет интонационной
и метроритмической близости тематического материала.
В качестве дипломной работы композитор представил Сюиту для симфонического оркестра в четырех частях «Мекенин менин» («Мой край»). Это произведение, получившее высокую оценку у членов экзаменационной комиссии, знаменовало его творческую зрелость.
После окончания института Айткеев был направлен на работу в Ошское музыкальное училище. Но работать пришлось недолго: музыкант был призван в армию, где он в короткий срок освоил новый музыкальный инструмент – тубу и играл на нем в военном духовом оркестре.
В мае 1979 года Айткеев возвращается в училище
и продолжает прерванную работу. Он ведет курс музыкально-теоретических дисциплин – сольфеджио, гармонию, инструментовку. Педагогическую работу музыкант совмещает с творческой: руководит кружком композиции, делает обработки для оркестра народных инструментов, пишет новые произведения. Его «Комсомольский вальс» получает поощрительную премию на Республиканском конкурсе, посвященном юбилею комсомола. Произведения Айткеева исполняются на XVI пленуме Союза композиторов Киргизии и Второй республиканской неделе творческой молодежи.
Песню «Мое отечество» на сл. Ж. Султаналиева включает
в свой репертуар народный артист СССР Т. Сейталиев.
В 1985 году Айткеев переехал во Фрунзе и стал работать на кафедре теории музыки института искусств им.
Б. Бейшеналиевой, а два года спустя он был приглашен на работу в репертуарно-редакционную коллегию Министерства культуры Киргизской ССР. Теперь композитор находился в самой гуще культурной жизни республики, что во многом способствовало расширению его кругозора, творческого потенциала.
В это время Айткеев пишет несколько интересных произведений, среди которых следует выделить два кюу для фортепиано и концертную обработку известного наигрыша Карамолдо Орозова «Ибарат» для двух фортепиано. Автору удалось создать яркие сочинения, отмеченные разнообразием фактуры, динамикой развития, эффектными колорис-тическими находками. Следующим произведением музыканта стало Концертино для флейты и оркестра народных инструментов в четырех частях. Оно привлекало яркостью тематического материала, гармоничным сочетанием авторского материала с единственной цитатой – звучащем в финале кюу Токтогула «Шынгырама кыз-ойготор», красочной оркестровкой.
Однако самым значительным сочинением Айткеева конца 80-х годов стал Квартет для двух скрипок, альта и виолончели. Интересно, что основой тематизма этого сочинения стали четыре звука, образующие монограмму Альфреда Шнитке – любимого композитора Совхозбека: A, G, Sh, что соответствовало нотам ля, соль, ми-бемоль, си. Такие случаи использования тем-монограмм в истории музыки не редки (например, цикл Р. Шумана «Карнавал»). В те годы экспрессивная, новая по средствам выразительности и технике музыка Шнитке была эталонным образцом для многих молодых композиторов. Поэтому, посвящая свое сочинение своему кумиру, молодой музыкант брал своего рода обязательство – писать музыку новую, в духе времени. И он
с этой задачей справился: квартет звучал остро, динамично, привлекая слушателя новизной музыкальных образов, техническими находками и изобретательностью. И при всем этом в музыке авангардного сочинения ясно прослушивались интонации киргизской народной музыки.
Квартет был исполнен на авторском концерте С. Айткеева и Ж. Касымбекова, состоявшемся 15 декабря 1987 года в Киргизской государственной филармонии им. Токтогула Сатылганова, и имел успех. А две недели спустя, в канун нового года Совхозбек Айткеев был принят в члены Союза композиторов СССР. Выступившие на обсуждении ведущие композиторы республики – К. Молдобасанов, А. Джаныбеков, Ж. Малдыбаева, С. Осмонов и др. – охарактеризовали своего молодого коллегу как «музыканта с большим творческим потенциалом», «перспективного», «ищущего», «инициативного»…
Появляются новые сочинения композитора: Партита для камерного оркестра «Жетиген» («Созвездие Большая Медведица»), пьесы и обработки народных мелодий для фортепиано в четыре руки. Одна из них – известная песня «Беш ыргый» – в политональной обработке Айткеева приобретает новое динамичное звучание.
В 1991 году распадается Советский Союз, республика обретает независимость, а вместе с ней приходит острый экономический кризис. Многие композиторы оказываются не у дел – их творчество остается невостребованным. Но Совхозбек продолжает работать, хотя и не так интенсивно, как раньше. Самые значительные произведения того времени – Симфониетта в трех частях «Кичинекей манасчи»
и пьеса для четырех гобоев «Төрт сурнай». В 1995 году Симфониетта была отмечена первой премией на конкурсе, посвященном 1000-летию эпоса «Манас», и вскоре прозвучала на одном из юбилейных концертов. А год спустя Айткеев успешно завершил учебу в аспирантуре при НАН КР по специальности «музыковедение».
Здесь следует сказать, что Совхозбек Айткеев известен в республике не только как композитор, но и как автор статей и музыковедческих работ. Еще в школьные годы он стал писать стихи для своих песен, а после окончания вуза начал выступать на страницах республиканских газет со статьями и рецензиями на музыкальные темы – вначале на киргизском, а затем и на русском языках. В настоящее время –
он автор нескольких десятков публикаций. Самая крупная работа Айткеева – исследование «Музыкальное искусство Кыргызстана» было отмечено первой премией на Респуб-ликанском конкурсе на лучшую музыковедческую работу
в 2002 году.
Начало нового тысячелетия композитор ознаменовал обращением к симфоническому жанру. Симфония – самый сложный жанр оркестровой музыки как с философско-эстетической, так и чисто с технической стороны. Все, что делал он до сего времени, было своеобразной подготовкой, накоп-
лением творческого опыта. Работа над симфонией заняла более года и в 2002 году была завершена. Своему сочинению Айткеев дал программное название «Насыйкат» – именно так называется известный кюу Карамолдо Орозова, использованный автором в финале четырехчастной симфонии. На конкурсе, посвященном 2200-летию киргизской государственности, это произведение было удостоено первой премии и исполнено дважды – вначале на концерте лауреатов конкурса в Бишкеке, а затем  на Международном фестивале симфонической музыки «Ташкент – 2002» в Узбекистане.
Позже композитор еще раз обратился к этому сочинению. Это произошло весной 2011 года, когда республика отмечала годовщину апрельской революции. Переработав вторую часть симфонии, Айткеев создал своеобразный реквием памяти павшим защитникам революции. Благодаря введению в партитуру сочинения партии хора, музыка, выдержанная
в духе народного плача – «Кошока», воспринималась как выражение всенародной скорби, достигая в кульминационных местах подлинного трагизма. Удивительно, но это факт: завершив работу, композитор подсчитал количество тактов и поразился совпадению: их было 89 – столько же, сколько погибло людей в те трагические апрельские дни.
Работая в Министерстве культуры республики, Айткеев одним из первых освоил компьютер, а затем и программы, позволяющие записывать нотный текст. Так появилась идея наладить в Кыргызстане нотопечатание, поскольку ноты
в республике практически не издавались, а старые партитуры и клавиры постепенно приходили в негодность. За десять лет своей подвижнической работы на этом поприще композитору удалось осуществить издания целого ряда произведений – музыкальной комедии Н. Давлесова «Осторожно, невеста!», балета М. Раухвергера «Чолпон», симфонии
А. Тулеева «Атай», хоровых сочинений С. Юсупова, сборника «Арии, романсы и песни из репертуара Кайыргуль Сартбаевой» и др. Нотный набор, особенно оркестровых партитур, требует определенных знаний, и лучше всего это может сделать композитор или аранжировщик. Более того, Айткееву приходилось также редактировать нотный текст. Поэтому осуществленные им издания отличаются особой точностью и академической корректностью. В планах музыканта – издание партитур опер В. Власова, А. Малдыбаева, В. Фере «Манас» и «Токтогул», музыкальной драмы «Аджал Ордуна».
Заметим, что собственно творчеством композитор имел возможность заниматься только в свободное от работы время, а его было не так-то уж много. Однако работа в министерстве имела и свои плюсы, например, зарубежные командировки, поездки на престижные международные форумы. Айткеев был участником Семинара молодых композиторов в Амстердаме, Симпозиума традиционной музыки тюркоязычных стран в Алматы, Фестивале фольклорной музыки
в Самарканде, Фестивале симфонической музыки в Ташкенте. Его произведения исполнялись не только в республике, но и за рубежом – в странах СНГ и Балтии, в Голландии, Тунисе, Израиле. Кроме того, они часто звучат по радио
и телевидению, а отдельные произведения давно уже входят в концертный и учебно-педагогический репертуар музыкантов-исполнителей и учащихся заведений искусств Кир-гизии.
Творческая и музыкально-общественная деятельность Айткеева широко известна в республике. Он – лауреат премий им. Мукаша Абдраева и Калыя Молдобасанова, награжден нагрудным знаком «Маданияттын мыкты кызматкери». Музыкант нередко выступает на собраниях в Союзе композиторов республики, поднимая острые, требующие решения вопросы. Объективный и принципиальный, он искренне переживает за развитие киргизской музыки. В настоящее время композитор завершает работу над своей второй симфонией – «Ибарат».


Союз Композиторов Кыргызской Республики
© 2019