Первые впечатления детства… Порой, они определяют весь наш дальнейший жизненный путь. Так случилось и с Асаном Мурзабаевым – известным в республике композитором, автором многих та-
лантливых сочинений, педагогом. В тот далекий 1945 год, когда ему едва исполнилось три года, произошел удивительный случай. Малыш сидел дома рядом с хлопотавшей по хозяйству мамой. И вдруг он услышал какие-то сказочные звуки – они доносились с улицы. Что это могло быть? Асан незаметно вышел из дома и увидел парня, который шел по улице и прямо на ходу что-то весело наигрывал на комузе. Эти звуки настолько поразили ребенка, что он, как зачарованный, пошел вслед за ними.
Что было дальше, Асан не помнит. Возможно, он слишком далеко ушел от дома, и потом кто-то привел его назад. Или, наоборот, мама заметила пропажу сына и кинулась его искать. Как бы то ни было, Асан запомнил лишь одно – те волшебные звуки, которые стали для него своеобразной путеводной звездой и которые, в конце концов, привели его
в музыку, в профессиональное искусство.
Асан Мурзабаев родился в 1942 году в небольшом горном селе Кара-Кунгей, неподалеку от другого, более крупного села, районного центра Кочкорка. Его родители были чабанами. Асан рос любознательным ребенком. Старшие братья научили его читать, и он, еще пятилетним ребенком часто читал маме вслух те книжки, которые имелись дома – рассказы, сказки. Беда пришла неожиданно, когда мальчику исполнилась шесть лет: умерла мать. Отец же большее время года находился со стадом в горах. Наступили тяжелые дни. От братьев Асан узнал, что где-то за Кочкоркой есть детский дом, в котором детей кормят и учат грамоте. И тогда он отправился туда пешком. Путь был неблизкий – около пятидесяти километров. По дороге на Асана напала злая собака и так искусала ребенка, что его приютил местный житель и ухаживал три дня, пока раны не затянулись; после чего он продолжил свой путь. В Кочкорке Асан разыскал своего дядю Дуйшенбека, который и отвел его в детский
дом.
Детдом был небольшим – в нем воспитывалось около ста детей. В то послевоенное время в республике было много сирот и, соответственно, много детских домов, в которых содержались дети разных национальностей и не только из Киргизии. При Кочкорском детдоме была начальная школа. В нее и пошел Асан, причем сразу во второй класс, поскольку он уже умел читать, писать, считать, знал наизусть много стихов.
В 1953 году (Асан как раз окончил начальную школу) всех детей перевели в детский дом, находившийся в селе Чаек. Здесь был духовой оркестр, которым руководил Георгий Яковлевич Левин. Это был всесторонне образованный человек – он учил детей нотной грамоте, игре на инструментах и даже писал пьесы для драматического кружка, одним из участников которого вскоре стал Асан. Мальчик быстро освоил ноты и стал играть на альте, а затем на баритоне – инструменте, которому поручались ответственные соло. Первый шаг в музыку был сделан. Как-то весной в детдом приехала группа специалистов, искавших способных детей для учебы на хореографическом отделении музыкального училища им. М. Куренкеева. Мурзабаев подходил по всем параметрам: стройный, пропорционально сложенный, он обладал хорошим чувством ритма и врожденной музыкальностью. Другим кандидатом на учебу стал товарищ Асана Эсенгул Мамытбеков – впоследствии один из основателей киргизского цирка, народный артист республики. Чтобы отправить подростков во Фрунзе, нужны были деньги, а их
в детдоме не оказалось.
Вскоре после этого события состоялся еще один переезд: детей и их воспитателей перевели в детский дом села Атбаши. Условия содержания здесь были лучше – учебно-воспитательное заведение имело подсобное хозяйство, огород, скот. В Атбаши Асан подружился с пареньком по имени Кочор. Он был на два года старше Асана, увлекался изготовлением комузов и хорошо играл на этом музыкальном инструменте. Один инструмент он смастерил специально для своего друга. Прошло немного времени, и Асан успешно освоил этот инструмент. В последний год пребывания
в детдоме произошло одно важное событие – руководитель духового оркестра неожиданно уехал, и коллективом поручили заняться Мурзабаеву. Примерно в это же время Асан стал писать стихи и рассказы.
Художественной самодеятельностью детдома руководил мелодист Чоробаев. Он заметил музыкальную одаренность Асана и посоветовал ему ехать во Фрунзе и поступать на хоровое отделение музыкального училища им. М. Куренкеева, что Асан и сделал сразу после окончания школы. Однако на вступительные экзамены он опоздал. Тогда юноша поехал
в Токмак и поступил в Токмакское культпросветучилище. Это случилось в 1959 году.
В то время в училище работали хорошие педагоги – они любили свое дело и умели по-настоящему увлечь своих воспитанников. Учебное заведение готовило руководителей художественной самодеятельности для городских и сельских клубов. Его выпускники должны были владеть несколькими инструментами, уметь руководить музыкальными коллективами, быть хорошо подготовленными теоретически. Мурзабаев с благодарностью вспоминает своих учителей –
Т. Чиналиева (комуз), П. Бабешко (аккордеон), Г. Фёдорова (баян), Ж. Момункулова (фортепиано), Н. Касьянова (оркестр русских народных инструментов), В. Рагозина (духовой оркестр).
Занимаясь на втором курсе, Асан начал писать музыку. Это были песни для детей на стихи собственного сочинения, небольшие инструментальные пьески. Прослушав их на занятиях по фортепиано, педагог Момункулов порекомендовал Асану всерьез заняться сочинительством и попытаться поступить на композиторское отделение музыкально-хореографического училища им. М. Куренкеева. Юноша не стал дожидаться окончания учёбы и летом 1961 года поехал во Фрунзе и, успешно сдав вступительные экзамены, поступил в училище.
Первые два курса Асан занимался в классе видного киргизского композитора М. Абдраева, потом перешел в класс молодого композитора, выпускника Московской консерватории В.А. Кончакова, а оканчивал училище под руководством А. Джаныбекова. Смена педагогов имела положительные стороны – от каждого из своих учителей Асан узнал много нового и полезного – разные взгляды на музыку, композиторское творчество, различные техники и методики. Многое давало молодому музыканту посещение занятий тео-
ретического цикла – гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений. С неменьшим энтузиазмом взялся Асан и за освоение фортепиано – за инструментом он мог сидеть часами – играл гаммы, этюды Черни и Мошковского и даже сочинил несколько этюдов. Результаты таких усидчивых занятий не замедлили сказаться – в его репертуаре появились сочинения Баха, Бетховена, Шуберта, Альбениса, Прокофьева.
На третьем курсе Мурзабаев написал сонату для фортепиано. Она была исполнена пианистом Ю. Кузнецовым, записана на радио и прозвучала в эфире. В качестве дипломной работы Асан представил увертюру для симфонического оркестра «Рассказ отца», получившую высокую оценку членов экзаменационной комиссии.
После окончания училища Мурзабаев в течение двух лет преподавал в одной из музыкальных школ города, а затем поступил в только что открывшийся в республике Институт искусств, где стал заниматься в классе доцента, позже –
профессора, народного артиста республики А. Джаныбекова. Новое учебное заведение только набирало силу, но
в нем уже царила серьезная творческая атмосфера. Тон всему задавали молодые педагоги, приглашенные в институт из Москвы, Ленинграда, Алма-Аты и других городов страны. Однокурсниками Асана были многие талантливые композиторы, ставшие впоследствии видными деятелями киргизской музыкальной культуры – Ж. Малдыбаева, Э. Джумабаев, С. Турдубаев, Ч. Кожомжаров и др.
В студенческие годы Мурзабаевым был написан целый ряд сочинений, многие из которых представляют значительную художественную ценность. В их числе – два вариационных цикла, 2-я соната для фортепиано, соната для скрипки и фортепиано, симфоническая поэма «Толубай». Молодой музыкант принимает также активное участие в музыкально-общественной жизни института и города: выступает
с докладами на конференциях, посещает мероприятия, проводимые Союзом композиторов, участвует в конкурсах на лучшее сочинение; на одном из них занимает первое место. Председатель правления Союза композиторов Киргизии М. Абдраев, выезжая на пленумы и другие мероприятия СК СССР, часто включал в состав делегации студента-композитора Асана Мурзабаева. Поездки в Москву, участие
в музыкальной жизни крупнейшего мегаполиса страны были чрезвычайно полезны для молодого музыканта.
Последний год учебы в институте Асан трудился над созданием симфонии, получившей название «Юношеская». Она была написана в традиционной четырехчастной циклической форме: аллегро, анданте, скерцо, финал. Весь ее тематический материал был авторским; единственная цита-
та – звучащая в финале тема Токтогула из его песни-назидании «Насыйкат». Руководитель дипломной работы А. Джаныбеков дал высокую оценку сочинению своего ученика. В своей рецензии он писал: «Симфония производит хорошее впечатление. Она отличается камерностью звучания, лиричностью, задушевностью. Ее драматическим центром является четвертая часть – как бы обращение Токтогула
к молодежи. Гармонический язык сочинения сложен – это синтез современной гармонии и стилистики кыргызского музыкального фольклора».
Успешно сдав государственные экзамены, Мурзабаев завершил учебу в вузе. В общей сложности он учился музыке одиннадцать лет. Однако со своей “Alma mater” молодой специалист расстался лишь на время – через год он снова был принят в институт, но теперь уже не как студент, а преподаватель кафедры композиции.
Начались трудовые будни. Днем Асан преподавал, а все свободное время посвящал творчеству. Не проходило года, чтобы он не написал чего-нибудь нового. Композитор работал по принципу «ни дня без строчки». Вот далеко не полный список работ Мурзабаева 70-х годов: симфоническая поэма «Эрке ботой», цикл пьес для фортепиано «Листки из джайлоо», две баллады для голоса, инструментальные концерты – для фортепиано, гобоя, виолончели, струнный квартет. Успехи композитора были столь очевидны, что всего лишь два года спустя после окончания института он был принят в члены Союза композиторов СССР.
Среди инструментальных концертов Мурзабаева, созданных в 70-е годы, заметно выделяется концерт для фортепиано с оркестром (1976). Работавший в те годы в Киргизии композитор В. Браиловский назвал его «наибольшей творческой удачей молодого автора». Концерт виртуозен
и эффектен. Упругий напористый ритм, объединяющий его три части, ассоциируется с киргизскими кюу и приемами игры на этом народном инструменте. Партия фортепиано довольно насыщенная; она дополняется развернутыми каденциями солиста, носящими импровизационный характер, в которых используются разнообразные фактурные приемы и тематические реминисценции. Концерт неоднократно исполнялся в Киргизии и за ее пределами (солист – М. Бурш-тин), и имел успех.
В 80-е годы творческая деятельность Мурзабаева стала еще более интенсивной. Теперь он уже обращается к более крупным, монументальным формам – оратории, опере, вокально-симфонической поэме, симфонии. Жанр симфонии принято считать одним из самых трудных в музыке. Для создания симфонии недостаточно хорошо знать оркестр, его возможности, уметь выстраивать музыкальную драматургию во времени; нужно еще обладать особым даром – даром симфонического мышления. И Мурзабаев этим даром обладает: свидетельство тому – его четыре симфонии, две из которых он написал в начале 80-х годов (№ 2 и № 3).
Симфония № 3 трехчастна. В ее основе лежит контрастное сопоставление двух начал – активного, динамичного
(в характере виртуозного комузного кюу) и лирико-повествовательного. Композитор смело развивает тематический материал, подвергая его значительной трансформации. Так, лирическая тема первой части приобретает в процессе развития драматический, а порой даже трагический характер. В музыке второй части симфонии, написанной в форме рондо, преобладает народно-жанровый характер. В ней много общего с народными кюу неторопливого повествовательного характера. В финале симфонии получают дальнейшее развитие основные музыкальные образы первой части.
К концу волна развития достигает апогея: в мощном звучании оркестра утверждается основная идея произведения – сложность и многообразие современного мира, взаимоотношение личного и общенародного.
Симфонический мышление проявляет себя и в музыке его оратории «Токтогул и Калык», посвященной жизни и творчеству двух выдающихся киргизских акынов – Токтогула Сатылганова и Калыка Акиева (1982). Толчком к ее написанию послужили воспоминания ученика Токтогула Калыка Акиева, а в ее основу легли тексты и песни акына, а также некоторые кюу Токтогула и Калыка. Оратория была исполнена на концерте «Токтогул и музыка», состоявшемся 20 октября 1989 года в Киргизской государственной филармонии. «В произведении удачно соединяются народная музыка, фольклор и музыка ХХ века. Исполнять ораторию необычайно интересно – это сочетание красивых мелодий
и современных гармоний», – отметил дирижировавший концертом народный артист СССР Асанхан Джумахматов.
Что касается Симфонии № 2, то о ней следует сказать особо: это произведение было исполнено симфоническим оркестром Гостелерадио республики (дирижер И. Машкевич) и удостоено второй премии на республиканском конкурсе 1984 года. Симфония написана современным языком, а в ее мелосе явно ощущается национальный колорит. Это одно из наиболее ярких и показательных для стиля Мурзабаева произведений.
Почти в то же время композитор пишет оперу «Волк
и пятеро козлят» (либретто Ж. Абдыкалыкова). Это очаровательная опера-сказка неоднократно исполнялась детскими коллективами города, в том числе в Республиканской средней специальной школе-интернате им. М. Абдраева, в детском театре средней школы № 58, записывалась на радио
и, главное, пользовалась большим успехом как у юных слушателей, так и у самих исполнителей.
В 1988 году Мурзабаев написал концерт для скрипки
с оркестром с программным названием «Тоо обондору» («Напевы гор»), все темы в котором авторские. Интересна судьба этого талантливого сочинения – оно пролежало в портфеле композитора более десяти лет, и только в 2002 году было исполнено на филармоническом концерте оркестром Киргизской телерадиовещательной корпорации под управлением Асанхана Джумахматова – солистка Динара Матаева. Более того, концерт был отмечен первой премией на Республиканском конкурсе, посвященном десятой годовщине провозглашения независимости Кыргызстана.
Более печальной оказалась судьба оперы Мурзабаева «Ормон и Балбай». Написанная в 1994 году на либретто народного поэта республики Э. Турсунова, она так и не увидела огней рампы, хотя национальных опер в репертуаре Киргизского оперного театра не так уж много. Лишь только несколько фрагментов прозвучали на концертах – ария Ормона, ария Балбая, плач Кулан, танцевальный номер «Сон Ормона» и др. Эти номера имели успех у слушателей,
а арии Ормона и Балбая прозвучали в исполнении ведущих солистов театра, народных артистов Киргизстана – Талгара Жакшылыкова и Керима Орузбаева.
Наряду с творческой деятельностью, Мурзабаев принимал активное участие в работе Союза композиторов Киргизии – предоставив свои новые сочинения, участвовал
в прослушиваниях, концертах, пленумах, съездах, выступал в прениях и обсуждениях, затрагивая, порой, довольно острые проблемы. При этом музыкант всегда остается принципиальным и объективным. Такая позиция была замечена руководством и членами творческой организации: Мурзабаев неоднократно избирался в ревизионную комиссию, возглавлял молодежную секцию Союза. В 1991 году в Киргизской государственной филармонии им. Токтогула Сатылганова состоялся авторский концерт композитора.
Мурзабаев часто выступал на страницах республиканской прессы с материалами, посвященными вопросам развития киргизской музыки и композиторского творчества,
а также по радио и телевидению. Среди героев его публикаций и выступлений – композиторы С. Турдубаев, В. Роман,
К. Асанбаев, хормейстер Б. Мамбеталиев и др.
В течение многих лет Мурзабаев преподавал – вначале в Музыкальном училище, где вел предметы теоретического цикла (гармония, полифония, сольфеджио), затем в Институте искусств, а с 1994 года – в Киргизской национальной консерватории. В вузах он специализировался в преподавании трех дисциплин, без знания которых немыслима полноценная работа композитора или музыковеда – инструментоведения, инструментовки и чтения партитур. Для более эффективного освоения курса чтения партитур композитор написал хрестоматию, составленную им на материале киргизской народной и профессиональной музыки. Курсы этих дисциплин прошли у него более сорока молодых специалистов. Кроме того, доцент, а затем профессор кафедры композиции Мурзабаев вел класс композиции. Среди его бывших воспитанников – композиторы О. Турсуниязов, Э. Курманов, Б. Калдаров, Асек уулу Мамбеттурган (КНР).
Асан Мурзабаев известен в республике как автор многочисленных сочинений самых различных жанров, музыкант, живущий в непрестанном поиске, смелый новатор и экспериментатор. Получив отличную подготовку у известных композиторов республики, он на протяжении многих лет сочетал педагогическую работу с творческой деятельностью и в обеих сферах достиг значительных результатов. Своей деятельности он не прерывал даже в самые трудные годы экономического кризиса и политический нестабильности, когда музыкой академического направления, казалось, никто не интересовался. Именно тогда на свет появилась эпическая опера «Ормон и Балбай», симфония № 4 и одно из самых ярких и концептуально значимых произведений композитора – Реквием «1916», посвященный памяти жертв трагических событий 1916 года.
Его музыка звучала и звучит сегодня на сцене, концертной эстраде, в учебных заведениях, по радио и телевидению. Только одних авторских концертов у композитора было пять. И вот – новая концертная программа. Она была посвящена 70-летию со дня рождения композитора. Знаменательно, что своеобразной музыкальной основой концерта стал кюу – традиционный жанр киргизской народной инструментальной музыки. Причем он был представлен не в своей фольклорной первооснове, а творчески преломленным, переосмысленным. В свое время выдающийся русский композитор Сергей Прокофьев говорил, что он работает с фольклорными темами так, словно они сочинены им самим. Точно так поступил и Асан Мурзабаев: не нарушая образной и стилистической основы кюу, он вдохнул в них новые черты – динамику, экспрессию, и сделал это мягко, деликатно, с чувством меры. В результате классические кюу («Тогуз кайрык», «Кыргыз көчү» и другие) неожиданно зацвели новыми красками, заискрились, заиграли. Этому способствовало и то, что звучали они в естественной тембровой палитре различных инструментов – комуза, гобоя, кларнета, фортепиано.
Еще более красочной звуковая палитра была при исполнении квинтета «Жаш мезгили» («Времена года») для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны. Это было авторское сочинение, без заимствования фольклорных тем, а по своей стилистической направленности, по нашему мнению, – явно авангардное, с превалирующим значением сонорных эффектов. Это сочинение отражало творческие искания и, одновременно, достижения автора.
Вообще, Мурзабаев – композитор особого склада: он никогда не довольствовался сделанным, не боялся идти непроторенным путем. Еще в студенческие годы он начал экспериментировать в области додекафонии и других авангардных композиторских техник. И, нужно сказать, довольно преуспел в этом направлении. Сегодня он автор целого ряда сочинений, в которых используются и додекафония, и сериальность, и элементы алеаторики. Только в недавно изданном сборнике его фортепианных пьес их четыре. Отметим также Струнный квартет № 2, сюиту для камерного оркестра «Балалык» («Детство»), циклы романсов на слова С. Шатманова и С. Урманбетова: «Тоодогу тан» («Заря в горах»), «Жазгы жаан» («Весенний дождь»), «Эне» («Мама»). Вообще, стилю композитора присуще острое импульсивное начало, динамизм развития, своеобразное претворение национального колорита.
Но вернемся к юбилейному концерту. В его заключении прозвучали три пьесы для двух фортепиано: «Жаны ботой», «Кыроо», «Марш». Безусловно, это был самый яркий и самый эффектный номер программы. Всё развитие здесь шло к заключительной пьесе – маршу. Он звучал динамично, напористо, что достигалось четким завораживающим ритмом, обилием резких диссонансов, разнообразием исполнительских приемов. И здесь нужно отдать должное не только автору, но и исполнителям – пианистам Н. Дыйканбаевой
и Г. Конушевой, сумевшим передать всю мощную энергетику, которая исходила от музыки нашего современника, скромного и целеустремленного человека – Асана Мурзабаева.
Заслуги Асана Мурзабаева, внесшего весомый вклад в развитие киргизской музыкальной культуры, отмечены рядом наград. Ему было присвоено почетное звание заслуженного деятеля культуры Кыргызской Республики, он – лауреат Международной премии им. Абдыласа Малдыбаева (2004), премии им. Мукаша Абдраева (2005), обладатель многих грамот и дипломов. Осенью 2012 года, после тяжелой болезни Асан Мурзабаев безвременно ушел из жизни.
лантливых сочинений, педагогом. В тот далекий 1945 год, когда ему едва исполнилось три года, произошел удивительный случай. Малыш сидел дома рядом с хлопотавшей по хозяйству мамой. И вдруг он услышал какие-то сказочные звуки – они доносились с улицы. Что это могло быть? Асан незаметно вышел из дома и увидел парня, который шел по улице и прямо на ходу что-то весело наигрывал на комузе. Эти звуки настолько поразили ребенка, что он, как зачарованный, пошел вслед за ними.
Что было дальше, Асан не помнит. Возможно, он слишком далеко ушел от дома, и потом кто-то привел его назад. Или, наоборот, мама заметила пропажу сына и кинулась его искать. Как бы то ни было, Асан запомнил лишь одно – те волшебные звуки, которые стали для него своеобразной путеводной звездой и которые, в конце концов, привели его
в музыку, в профессиональное искусство.
Асан Мурзабаев родился в 1942 году в небольшом горном селе Кара-Кунгей, неподалеку от другого, более крупного села, районного центра Кочкорка. Его родители были чабанами. Асан рос любознательным ребенком. Старшие братья научили его читать, и он, еще пятилетним ребенком часто читал маме вслух те книжки, которые имелись дома – рассказы, сказки. Беда пришла неожиданно, когда мальчику исполнилась шесть лет: умерла мать. Отец же большее время года находился со стадом в горах. Наступили тяжелые дни. От братьев Асан узнал, что где-то за Кочкоркой есть детский дом, в котором детей кормят и учат грамоте. И тогда он отправился туда пешком. Путь был неблизкий – около пятидесяти километров. По дороге на Асана напала злая собака и так искусала ребенка, что его приютил местный житель и ухаживал три дня, пока раны не затянулись; после чего он продолжил свой путь. В Кочкорке Асан разыскал своего дядю Дуйшенбека, который и отвел его в детский
дом.
Детдом был небольшим – в нем воспитывалось около ста детей. В то послевоенное время в республике было много сирот и, соответственно, много детских домов, в которых содержались дети разных национальностей и не только из Киргизии. При Кочкорском детдоме была начальная школа. В нее и пошел Асан, причем сразу во второй класс, поскольку он уже умел читать, писать, считать, знал наизусть много стихов.
В 1953 году (Асан как раз окончил начальную школу) всех детей перевели в детский дом, находившийся в селе Чаек. Здесь был духовой оркестр, которым руководил Георгий Яковлевич Левин. Это был всесторонне образованный человек – он учил детей нотной грамоте, игре на инструментах и даже писал пьесы для драматического кружка, одним из участников которого вскоре стал Асан. Мальчик быстро освоил ноты и стал играть на альте, а затем на баритоне – инструменте, которому поручались ответственные соло. Первый шаг в музыку был сделан. Как-то весной в детдом приехала группа специалистов, искавших способных детей для учебы на хореографическом отделении музыкального училища им. М. Куренкеева. Мурзабаев подходил по всем параметрам: стройный, пропорционально сложенный, он обладал хорошим чувством ритма и врожденной музыкальностью. Другим кандидатом на учебу стал товарищ Асана Эсенгул Мамытбеков – впоследствии один из основателей киргизского цирка, народный артист республики. Чтобы отправить подростков во Фрунзе, нужны были деньги, а их
в детдоме не оказалось.
Вскоре после этого события состоялся еще один переезд: детей и их воспитателей перевели в детский дом села Атбаши. Условия содержания здесь были лучше – учебно-воспитательное заведение имело подсобное хозяйство, огород, скот. В Атбаши Асан подружился с пареньком по имени Кочор. Он был на два года старше Асана, увлекался изготовлением комузов и хорошо играл на этом музыкальном инструменте. Один инструмент он смастерил специально для своего друга. Прошло немного времени, и Асан успешно освоил этот инструмент. В последний год пребывания
в детдоме произошло одно важное событие – руководитель духового оркестра неожиданно уехал, и коллективом поручили заняться Мурзабаеву. Примерно в это же время Асан стал писать стихи и рассказы.
Художественной самодеятельностью детдома руководил мелодист Чоробаев. Он заметил музыкальную одаренность Асана и посоветовал ему ехать во Фрунзе и поступать на хоровое отделение музыкального училища им. М. Куренкеева, что Асан и сделал сразу после окончания школы. Однако на вступительные экзамены он опоздал. Тогда юноша поехал
в Токмак и поступил в Токмакское культпросветучилище. Это случилось в 1959 году.
В то время в училище работали хорошие педагоги – они любили свое дело и умели по-настоящему увлечь своих воспитанников. Учебное заведение готовило руководителей художественной самодеятельности для городских и сельских клубов. Его выпускники должны были владеть несколькими инструментами, уметь руководить музыкальными коллективами, быть хорошо подготовленными теоретически. Мурзабаев с благодарностью вспоминает своих учителей –
Т. Чиналиева (комуз), П. Бабешко (аккордеон), Г. Фёдорова (баян), Ж. Момункулова (фортепиано), Н. Касьянова (оркестр русских народных инструментов), В. Рагозина (духовой оркестр).
Занимаясь на втором курсе, Асан начал писать музыку. Это были песни для детей на стихи собственного сочинения, небольшие инструментальные пьески. Прослушав их на занятиях по фортепиано, педагог Момункулов порекомендовал Асану всерьез заняться сочинительством и попытаться поступить на композиторское отделение музыкально-хореографического училища им. М. Куренкеева. Юноша не стал дожидаться окончания учёбы и летом 1961 года поехал во Фрунзе и, успешно сдав вступительные экзамены, поступил в училище.
Первые два курса Асан занимался в классе видного киргизского композитора М. Абдраева, потом перешел в класс молодого композитора, выпускника Московской консерватории В.А. Кончакова, а оканчивал училище под руководством А. Джаныбекова. Смена педагогов имела положительные стороны – от каждого из своих учителей Асан узнал много нового и полезного – разные взгляды на музыку, композиторское творчество, различные техники и методики. Многое давало молодому музыканту посещение занятий тео-
ретического цикла – гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений. С неменьшим энтузиазмом взялся Асан и за освоение фортепиано – за инструментом он мог сидеть часами – играл гаммы, этюды Черни и Мошковского и даже сочинил несколько этюдов. Результаты таких усидчивых занятий не замедлили сказаться – в его репертуаре появились сочинения Баха, Бетховена, Шуберта, Альбениса, Прокофьева.
На третьем курсе Мурзабаев написал сонату для фортепиано. Она была исполнена пианистом Ю. Кузнецовым, записана на радио и прозвучала в эфире. В качестве дипломной работы Асан представил увертюру для симфонического оркестра «Рассказ отца», получившую высокую оценку членов экзаменационной комиссии.
После окончания училища Мурзабаев в течение двух лет преподавал в одной из музыкальных школ города, а затем поступил в только что открывшийся в республике Институт искусств, где стал заниматься в классе доцента, позже –
профессора, народного артиста республики А. Джаныбекова. Новое учебное заведение только набирало силу, но
в нем уже царила серьезная творческая атмосфера. Тон всему задавали молодые педагоги, приглашенные в институт из Москвы, Ленинграда, Алма-Аты и других городов страны. Однокурсниками Асана были многие талантливые композиторы, ставшие впоследствии видными деятелями киргизской музыкальной культуры – Ж. Малдыбаева, Э. Джумабаев, С. Турдубаев, Ч. Кожомжаров и др.
В студенческие годы Мурзабаевым был написан целый ряд сочинений, многие из которых представляют значительную художественную ценность. В их числе – два вариационных цикла, 2-я соната для фортепиано, соната для скрипки и фортепиано, симфоническая поэма «Толубай». Молодой музыкант принимает также активное участие в музыкально-общественной жизни института и города: выступает
с докладами на конференциях, посещает мероприятия, проводимые Союзом композиторов, участвует в конкурсах на лучшее сочинение; на одном из них занимает первое место. Председатель правления Союза композиторов Киргизии М. Абдраев, выезжая на пленумы и другие мероприятия СК СССР, часто включал в состав делегации студента-композитора Асана Мурзабаева. Поездки в Москву, участие
в музыкальной жизни крупнейшего мегаполиса страны были чрезвычайно полезны для молодого музыканта.
Последний год учебы в институте Асан трудился над созданием симфонии, получившей название «Юношеская». Она была написана в традиционной четырехчастной циклической форме: аллегро, анданте, скерцо, финал. Весь ее тематический материал был авторским; единственная цита-
та – звучащая в финале тема Токтогула из его песни-назидании «Насыйкат». Руководитель дипломной работы А. Джаныбеков дал высокую оценку сочинению своего ученика. В своей рецензии он писал: «Симфония производит хорошее впечатление. Она отличается камерностью звучания, лиричностью, задушевностью. Ее драматическим центром является четвертая часть – как бы обращение Токтогула
к молодежи. Гармонический язык сочинения сложен – это синтез современной гармонии и стилистики кыргызского музыкального фольклора».
Успешно сдав государственные экзамены, Мурзабаев завершил учебу в вузе. В общей сложности он учился музыке одиннадцать лет. Однако со своей “Alma mater” молодой специалист расстался лишь на время – через год он снова был принят в институт, но теперь уже не как студент, а преподаватель кафедры композиции.
Начались трудовые будни. Днем Асан преподавал, а все свободное время посвящал творчеству. Не проходило года, чтобы он не написал чего-нибудь нового. Композитор работал по принципу «ни дня без строчки». Вот далеко не полный список работ Мурзабаева 70-х годов: симфоническая поэма «Эрке ботой», цикл пьес для фортепиано «Листки из джайлоо», две баллады для голоса, инструментальные концерты – для фортепиано, гобоя, виолончели, струнный квартет. Успехи композитора были столь очевидны, что всего лишь два года спустя после окончания института он был принят в члены Союза композиторов СССР.
Среди инструментальных концертов Мурзабаева, созданных в 70-е годы, заметно выделяется концерт для фортепиано с оркестром (1976). Работавший в те годы в Киргизии композитор В. Браиловский назвал его «наибольшей творческой удачей молодого автора». Концерт виртуозен
и эффектен. Упругий напористый ритм, объединяющий его три части, ассоциируется с киргизскими кюу и приемами игры на этом народном инструменте. Партия фортепиано довольно насыщенная; она дополняется развернутыми каденциями солиста, носящими импровизационный характер, в которых используются разнообразные фактурные приемы и тематические реминисценции. Концерт неоднократно исполнялся в Киргизии и за ее пределами (солист – М. Бурш-тин), и имел успех.
В 80-е годы творческая деятельность Мурзабаева стала еще более интенсивной. Теперь он уже обращается к более крупным, монументальным формам – оратории, опере, вокально-симфонической поэме, симфонии. Жанр симфонии принято считать одним из самых трудных в музыке. Для создания симфонии недостаточно хорошо знать оркестр, его возможности, уметь выстраивать музыкальную драматургию во времени; нужно еще обладать особым даром – даром симфонического мышления. И Мурзабаев этим даром обладает: свидетельство тому – его четыре симфонии, две из которых он написал в начале 80-х годов (№ 2 и № 3).
Симфония № 3 трехчастна. В ее основе лежит контрастное сопоставление двух начал – активного, динамичного
(в характере виртуозного комузного кюу) и лирико-повествовательного. Композитор смело развивает тематический материал, подвергая его значительной трансформации. Так, лирическая тема первой части приобретает в процессе развития драматический, а порой даже трагический характер. В музыке второй части симфонии, написанной в форме рондо, преобладает народно-жанровый характер. В ней много общего с народными кюу неторопливого повествовательного характера. В финале симфонии получают дальнейшее развитие основные музыкальные образы первой части.
К концу волна развития достигает апогея: в мощном звучании оркестра утверждается основная идея произведения – сложность и многообразие современного мира, взаимоотношение личного и общенародного.
Симфонический мышление проявляет себя и в музыке его оратории «Токтогул и Калык», посвященной жизни и творчеству двух выдающихся киргизских акынов – Токтогула Сатылганова и Калыка Акиева (1982). Толчком к ее написанию послужили воспоминания ученика Токтогула Калыка Акиева, а в ее основу легли тексты и песни акына, а также некоторые кюу Токтогула и Калыка. Оратория была исполнена на концерте «Токтогул и музыка», состоявшемся 20 октября 1989 года в Киргизской государственной филармонии. «В произведении удачно соединяются народная музыка, фольклор и музыка ХХ века. Исполнять ораторию необычайно интересно – это сочетание красивых мелодий
и современных гармоний», – отметил дирижировавший концертом народный артист СССР Асанхан Джумахматов.
Что касается Симфонии № 2, то о ней следует сказать особо: это произведение было исполнено симфоническим оркестром Гостелерадио республики (дирижер И. Машкевич) и удостоено второй премии на республиканском конкурсе 1984 года. Симфония написана современным языком, а в ее мелосе явно ощущается национальный колорит. Это одно из наиболее ярких и показательных для стиля Мурзабаева произведений.
Почти в то же время композитор пишет оперу «Волк
и пятеро козлят» (либретто Ж. Абдыкалыкова). Это очаровательная опера-сказка неоднократно исполнялась детскими коллективами города, в том числе в Республиканской средней специальной школе-интернате им. М. Абдраева, в детском театре средней школы № 58, записывалась на радио
и, главное, пользовалась большим успехом как у юных слушателей, так и у самих исполнителей.
В 1988 году Мурзабаев написал концерт для скрипки
с оркестром с программным названием «Тоо обондору» («Напевы гор»), все темы в котором авторские. Интересна судьба этого талантливого сочинения – оно пролежало в портфеле композитора более десяти лет, и только в 2002 году было исполнено на филармоническом концерте оркестром Киргизской телерадиовещательной корпорации под управлением Асанхана Джумахматова – солистка Динара Матаева. Более того, концерт был отмечен первой премией на Республиканском конкурсе, посвященном десятой годовщине провозглашения независимости Кыргызстана.
Более печальной оказалась судьба оперы Мурзабаева «Ормон и Балбай». Написанная в 1994 году на либретто народного поэта республики Э. Турсунова, она так и не увидела огней рампы, хотя национальных опер в репертуаре Киргизского оперного театра не так уж много. Лишь только несколько фрагментов прозвучали на концертах – ария Ормона, ария Балбая, плач Кулан, танцевальный номер «Сон Ормона» и др. Эти номера имели успех у слушателей,
а арии Ормона и Балбая прозвучали в исполнении ведущих солистов театра, народных артистов Киргизстана – Талгара Жакшылыкова и Керима Орузбаева.
Наряду с творческой деятельностью, Мурзабаев принимал активное участие в работе Союза композиторов Киргизии – предоставив свои новые сочинения, участвовал
в прослушиваниях, концертах, пленумах, съездах, выступал в прениях и обсуждениях, затрагивая, порой, довольно острые проблемы. При этом музыкант всегда остается принципиальным и объективным. Такая позиция была замечена руководством и членами творческой организации: Мурзабаев неоднократно избирался в ревизионную комиссию, возглавлял молодежную секцию Союза. В 1991 году в Киргизской государственной филармонии им. Токтогула Сатылганова состоялся авторский концерт композитора.
Мурзабаев часто выступал на страницах республиканской прессы с материалами, посвященными вопросам развития киргизской музыки и композиторского творчества,
а также по радио и телевидению. Среди героев его публикаций и выступлений – композиторы С. Турдубаев, В. Роман,
К. Асанбаев, хормейстер Б. Мамбеталиев и др.
В течение многих лет Мурзабаев преподавал – вначале в Музыкальном училище, где вел предметы теоретического цикла (гармония, полифония, сольфеджио), затем в Институте искусств, а с 1994 года – в Киргизской национальной консерватории. В вузах он специализировался в преподавании трех дисциплин, без знания которых немыслима полноценная работа композитора или музыковеда – инструментоведения, инструментовки и чтения партитур. Для более эффективного освоения курса чтения партитур композитор написал хрестоматию, составленную им на материале киргизской народной и профессиональной музыки. Курсы этих дисциплин прошли у него более сорока молодых специалистов. Кроме того, доцент, а затем профессор кафедры композиции Мурзабаев вел класс композиции. Среди его бывших воспитанников – композиторы О. Турсуниязов, Э. Курманов, Б. Калдаров, Асек уулу Мамбеттурган (КНР).
Асан Мурзабаев известен в республике как автор многочисленных сочинений самых различных жанров, музыкант, живущий в непрестанном поиске, смелый новатор и экспериментатор. Получив отличную подготовку у известных композиторов республики, он на протяжении многих лет сочетал педагогическую работу с творческой деятельностью и в обеих сферах достиг значительных результатов. Своей деятельности он не прерывал даже в самые трудные годы экономического кризиса и политический нестабильности, когда музыкой академического направления, казалось, никто не интересовался. Именно тогда на свет появилась эпическая опера «Ормон и Балбай», симфония № 4 и одно из самых ярких и концептуально значимых произведений композитора – Реквием «1916», посвященный памяти жертв трагических событий 1916 года.
Его музыка звучала и звучит сегодня на сцене, концертной эстраде, в учебных заведениях, по радио и телевидению. Только одних авторских концертов у композитора было пять. И вот – новая концертная программа. Она была посвящена 70-летию со дня рождения композитора. Знаменательно, что своеобразной музыкальной основой концерта стал кюу – традиционный жанр киргизской народной инструментальной музыки. Причем он был представлен не в своей фольклорной первооснове, а творчески преломленным, переосмысленным. В свое время выдающийся русский композитор Сергей Прокофьев говорил, что он работает с фольклорными темами так, словно они сочинены им самим. Точно так поступил и Асан Мурзабаев: не нарушая образной и стилистической основы кюу, он вдохнул в них новые черты – динамику, экспрессию, и сделал это мягко, деликатно, с чувством меры. В результате классические кюу («Тогуз кайрык», «Кыргыз көчү» и другие) неожиданно зацвели новыми красками, заискрились, заиграли. Этому способствовало и то, что звучали они в естественной тембровой палитре различных инструментов – комуза, гобоя, кларнета, фортепиано.
Еще более красочной звуковая палитра была при исполнении квинтета «Жаш мезгили» («Времена года») для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны. Это было авторское сочинение, без заимствования фольклорных тем, а по своей стилистической направленности, по нашему мнению, – явно авангардное, с превалирующим значением сонорных эффектов. Это сочинение отражало творческие искания и, одновременно, достижения автора.
Вообще, Мурзабаев – композитор особого склада: он никогда не довольствовался сделанным, не боялся идти непроторенным путем. Еще в студенческие годы он начал экспериментировать в области додекафонии и других авангардных композиторских техник. И, нужно сказать, довольно преуспел в этом направлении. Сегодня он автор целого ряда сочинений, в которых используются и додекафония, и сериальность, и элементы алеаторики. Только в недавно изданном сборнике его фортепианных пьес их четыре. Отметим также Струнный квартет № 2, сюиту для камерного оркестра «Балалык» («Детство»), циклы романсов на слова С. Шатманова и С. Урманбетова: «Тоодогу тан» («Заря в горах»), «Жазгы жаан» («Весенний дождь»), «Эне» («Мама»). Вообще, стилю композитора присуще острое импульсивное начало, динамизм развития, своеобразное претворение национального колорита.
Но вернемся к юбилейному концерту. В его заключении прозвучали три пьесы для двух фортепиано: «Жаны ботой», «Кыроо», «Марш». Безусловно, это был самый яркий и самый эффектный номер программы. Всё развитие здесь шло к заключительной пьесе – маршу. Он звучал динамично, напористо, что достигалось четким завораживающим ритмом, обилием резких диссонансов, разнообразием исполнительских приемов. И здесь нужно отдать должное не только автору, но и исполнителям – пианистам Н. Дыйканбаевой
и Г. Конушевой, сумевшим передать всю мощную энергетику, которая исходила от музыки нашего современника, скромного и целеустремленного человека – Асана Мурзабаева.
Заслуги Асана Мурзабаева, внесшего весомый вклад в развитие киргизской музыкальной культуры, отмечены рядом наград. Ему было присвоено почетное звание заслуженного деятеля культуры Кыргызской Республики, он – лауреат Международной премии им. Абдыласа Малдыбаева (2004), премии им. Мукаша Абдраева (2005), обладатель многих грамот и дипломов. Осенью 2012 года, после тяжелой болезни Асан Мурзабаев безвременно ушел из жизни.