Любовь к музыке Кубаныч унаследовал от своего отца – известного народного исполнителя, импровизатора Абдрасула Осмонова. Отец для Кубаныча всегда был незыблемым примером во всем – от манеры поведения и увлечений до отношения к миру, жизни. Директор сельской школы, бывший фронтовик, прошедший путь от рядового до капитана и завершивший свой ратный путь в 1945 году в Восточной Европе, он был незаурядным человеком – честным, принципиальным, широко образованным. Он играл на киргизском комузе
и русской балалайке и однажды выступил на Всесоюзном фестивале народной музыки, проходившем в Ленинграде, где занял первое место. Он много читал, писал стихи и музыкально-литературные композиции, собрал прекрасную домашнюю библиотеку, так что недостатка в книгах у будущего композитора никогда не было.
Кубаныч родился в 1953 году в Кочкорском районе Нарынской области, но его детство прошло в селе Бурулдай Кеминского района, где он и окончил восьмилетнюю школу. Интерес к музыке у мальчика проявился в 11–12 лет. Он
с большим вниманием слушал игру отца и музыкальные радиопередачи – особенно ему нравилась музыка Арама Хачатуряна, а самым любимым произведением был Вальс из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад». Любил школьник и стихи поэта, многие из которых знал наизусть. Тяга к музыке была столь сильной, что однажды Кубаныч взял отцовскую балалайку и стал подбирать на слух знакомые мелодии, а потом и аккорды. Через некоторое время он уже лихо наигрывал на балалайке, а затем и на комузе несложные народные наигрыши. Позже он также самоучкой освоил гитару и баян. В общем, к окончанию школы пятнадцатилетний подросток твердо знал, куда ему нужно пойти учиться – конечно же, в музыкально-хореографическое училище им. Мураталы Куренкеева (кстати, Мураталы был родом
из Кемина).
Успешно пройдя проверочные испытания, Осмонов был принят на отделение народных инструментов училища. По совету педагога Щукина юноша стал осваивать игру на аккордеоне, а поскольку в музыкальной школе он не учился, ему пришлось начинать с самых «азов» и проходить школьную программу в рамках подготовительного курса. Вот здесь-то и проявился напористый, целеустремленный характер Кубаныча – он занимался с утра до позднего вечера и к концу учебного года освоил программу пяти классов музыкальной школы.
Однако аккордеонистом он не стал. В это время в училище была сформирована киргизская группа, целью которой была подготовка преподавателей музыкальных школ по тео-ретическим дисциплинам – теории музыки, сольфеджио, музыкальной литературе. Кубанычу, как способному ученику, было предложено войти в эту группу, но юноша, узнав, что ему снова предстоит учиться на подготовительном курсе, отказался. Однако директору училища А. Керимбаеву удалось уговорить его: «Учись хорошо, старайся, и если
к концу года ты полностью освоишь программу первого курса, мы тебя переведем сразу на второй». Кубаныч согласился. Он засел за учебники, по многу часов проводил за фортепиано, и желанная цель была достигнута – его перевели на второй курс.
Учиться на теоретическом отделении не просто, поскольку каждая музыкальная дисциплина считается здесь специальной. И таких дисциплин много – сольфеджио, гармония, полифония, анализ музыкальных произведений, инструментовка, музыкальная литература и т. д. Плюс игра на фортепиано, тоже по повышенной программе. Так что свободного времени практически не оставалось – всё занимала учеба.
На старших курса Осмонов неожиданно увлекся сочинением. Случилось так, что преподаватель по анализу композитор Б. Макеев предложил своим питомцам сочинить несложные пьески в рамках изучаемых музыкальных форм –
периода, двухчастной и т. д. На следующее занятие учащиеся принесли свои работы. Педагог внимательно просмотрел их, выделил положительные моменты, отметил недостатки и показал каким образом их можно исправить. Всё это очень заинтересовало Кубаныча, и он стал посещать факультативный курс композиции, который вел в училище известный уже в то время композитор Алтынбек Джаныбеков. Занятия проходили успешно, а вскоре появились и первые сочинения – инструментальные пьесы, среди которых выделялась миниатюра под названием «В пустыне». Так, незаметно для себя, молодой музыкант окунулся в мир творчества.
Училище Осмонов окончил с хорошими оценками, после чего стал преподавать музыкально-теоретические дисциплины в Токмакском культпросветучилище, а затем
и в детской музыкальной школе поселка Быстровка. С обязанностями педагога он справлялся вполне успешно, а свободное от занятий время посвящал композиции. Среди сочинений тех лет можно выделить фантазию для фортепиано на тему киргизской народной песни «Беш ыргай» (позже автор оркестровал ее для симфонического оркестра). Однако на душе было неспокойно, терзали мысли – правильно ли он сделал свой жизненный выбор. Дело в том, что Осмонов неожиданно для себя увлекся кино. Этому способствовало знакомство с известной киноартисткой Айтурган Темировой, которая разглядела в юноше режиссерские способности и настойчиво рекомендовала ему подумать о смене профессии. Идея вдохновила Кубаныча, и он со всем пылом своего темперамента стал готовиться к поступлению во ВГИК – читал книги по театру, режиссуре, искусству кино, просматривал фильмы, посещал театральные спектакли. Наивный, романтически настроенный юноша надеялся покорить Москву. На самом же деле, поступить в элитный вуз страны никому не известному молодому человеку с периферии было делом почти безнадежным. Тем не менее, летом 1975 года Осмонов собрал чемодан, большую часть которого занимали книги и учебники, и отправился в Москву. Как и следовало ожидать, в институт он не поступил.
Вернувшись домой, немного остыв и поразмыслив, Кубаныч понял, что главное его призвание – музыка, поэтому, проработав еще два года в школе, он отправился во Фрунзе и, успешно пройдя вступительные экзамены, поступил на композиторское отделение Киргизского государственного институт искусств им. Б. Бейшеналиевой.
В институте Осмонов учился в классе выпускника Ленинградской консерватории Владимира Ивановича Гусева, который бережно и чутко развивал талант своего питомца, помогал ему освоить сложнейшую профессию композитора. Четыре года пролетели быстро: индивидуальные занятия по специальности и фортепиано, лекции, семинары, студенческие вечера, концерты. С теплым чувством вспоминает композитор своих бывших наставников по музыкально-теоретическим и историческим дисциплинам В.Ф. Васильева, В.М. Романа, Т.М. Склютовскую, преподавателя по фортепиано Гульнару Жээнбаеву. И вот – пятый, выпускной курс. К этому времени Осмонов был уже автором многих сочинений, среди которых выделялись трехчастный Струнный квартет, песни, романсы. В качестве своей дипломной работы Кубаныч представил два сочинения – «Элегию» для симфонического оркестра и фортепианную сонату. Все они получили высокую оценку членов экзаменационной комиссии, а республиканское Министерство культуры выдало Осмонову направление на учебу в Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского. Но неожиданная болезнь смешала планы молодого музыканта, и от поездки в Москву пришлось отказаться.
Началась трудовая жизнь. Вначале Кубаныч работал
в Республиканском научно-методическом центре по народному творчеству и культпросветработе, затем – в Чуйской музыкальной школе. Однако самая интересная в профессиональном плане работа началась в 1988 году, когда Осмонов стал трудиться в системе Гостелерадио республики, где он за короткое время прошел путь от редактора до заместителя главного редактора творческого объединения литературно-драматических программ радио. Важной вехой
в творческом росте композитора была учеба во Всесоюзном институте повышения квалификации работников телевидения и радио. Пребывание в Москве Кубаныч использовал весьма плодотворно: кроме учебы в Институте, он посещал прослушивания новых музыкальных произведений, которые периодически устраивало Министерство культуры СССР,
в результате чего ряд его произведений крупной формы был приобретен этим ведомством для издания и исполнения. Кроме того, несколько сочинений Осмонова были включены в «золотой» фонд Всесоюзного радио и вскоре стали звучать в эфире. В их числе квартет, сюита для деревянных духовых инструментов, инструментальные пьесы. Редко кому из киргизских композиторов выпадала такая счастливая возможность – транслироваться по Всесоюзному радио. В 1991 году Кубаныч Осмонов был принят в члены Союза композиторов СССР.
Все эти годы музыкант вел интенсивную творческую работу. В период с 1982 по 1991 год им были написаны симфоническая картина «Иссык-Куль», вариации для симфонического оркестра, сюита и три концертных пьесы для фортепиано, струнный квартет, сюита для деревянных духовых инструментов, ряд песен и инструментальных пьес. Среди них можно выделить песни для хора на слова
А. Осмонова «Адам эмгек ынагы» («Человек славен трудом»)
и «Кут, Айсулу» («Жди меня, Айсулу»). Осмонов был участником нескольких музыкальных форумов, в том числе и фестиваля музыки молодых композиторов Средней Азии и Казахстана (1988), где с успехом были исполнены его камерные ансамбли.
Распад Советского Союза повлек за собой острейший экономический кризис. Особенно незащищенными оказались творческие работники – композиторы, художники, кинематографисты, литераторы. Исчезли госзаказы – государству было явно не до искусства. Многие композиторы вообще прекратили писать музыку, искали другие источники существования. В начале 90-х годов Осмонов какое-то время работает заместителем директора республиканского Центра народного творчества, а затем полностью переходит на преподавательскую работу: ведет теоретические дисциплины в Бишкекском музыкально-педагогическом колледже. И здесь он проявляет себя как творчески мыслящий музыкант и педагог. Так, на занятиях по сольфеджио Осмонов обучает своих воспитанниц основам хорового пения,
а затем создает хор, поющий на 2–3 голоса. Педагог добивается слаженности звучания, чистоты интонации, пишет для хора песни, формирует репертуар. Через два года питомцы Осмонова выступают на концертах, записываются на радио, а сам руководитель был награжден знаком «Отличник образования».
А как же сочинительство? Будучи музыкантом по призванию, Кубаныч не мыслил своей жизни без творчества
и даже в самые трудные годы продолжал писать музыку.
В 1993 году он создает Симфонию для духовых инструментов. Затем следуют Трио для скрипки, виолончели
и фортепиано, поэма «Поющие фонтаны», Элегия для симфонического оркестра, многочисленные песни. Успешно выступает на нескольких композиторских конкурсах, где его сочинения отмечаются грамотами и дипломами лауреата. Так,
в 1998 году на республиканском конкурсе на лучшую строевую песню, проводимом Министерством обороны Кыргызской Республики, песня Осмонова на слова поэта Э. Ибраева «Журуш ыры» («Походная песня») занимает третье место. Позже композитор становится лауреатом конкурса им. М. Абдраева.
За сорок лет творческой деятельности Осмонов создал десятки произведений самых разных жанров – от песен
и инструментальных пьес до симфонических полотен. Среди его ранних сочинений выделяется трехчастный Струнный квартет. Он написан для двух скрипок, альта и ви-
олончели и привлекает своей обостренной экспрессией, новизной ладогармонического языка, широким использованием полифонических приемов. Квартет показателен и тем, что
в его звучании уже просматривается индивидуальный стиль композитора, хотя он и написан под некоторым влиянием музыки представителей нововенской школы – Шёнберга, Веберна, Берга. Особенно ярко это проявилось в первой час-
ти сочинения, где непрерывное полифоническое развитие темы и моторика движения захватывают слушателя, вводят его в сферу обостренной конфликтности, динамичности развития, яркости звукового колорита.
Совсем иной по музыкальному языку и средствам выразительности Квинтет для деревянных духовых инструментов, созданный композитором в 1990 году. Если в сочинениях начала 80-х годов Осмонов более тяготел к диссонансу, модерну, то в музыке квинтета налицо теплота интонации, ясность формы, простота и, что более существенно, – ясно выраженный национальный характер. Как признался сам автор, на создание этого произведения его вдохновил фортепианный цикл Калыя Молдобасанова «Мгновенья», составленный из семи миниатюр – своеобразных музыкальных зарисовок. По форме квинтет – сюита для флейты, гобоя, двух кларнетов и фагота. В ней шесть частей, и в каждой из них –
свой образ, свой солирующий инструмент. Так, в первой час-
ти сюиты солирует флейта, во второй – гобой, в третьей –
фагот, а в заключительной, шестой, все инструменты сливаются в единый стройный ансамбль.
Одну из важных граней творчества Осмонова составляет работа в жанре песни. Его песни разнообразны по жанрам
и подкупают своей искренностью, мелодичностью, чувст-
вом радости бытия, а, порой, и лихим задором. Такова, например, детская песня «До-мажор» – один  из самых ярких номеров детского ансамбля «Ак-Шоола». В числе лучших песен композитора «Жылкы четинде» («Песня табунщика»), «Асылым» («Моя нежная»), «Барат шофёр» («Спешит шофёр»), «Ата-Журт» («Отечество»), «Нестан-Дарежан»
и многие другие. Песни Осмонова исполняются как солис-тами, так и хоровыми коллективами, переложения для которых делает сам автор.
Среди других сочинений Кубаныча Осмонова можно назвать симфоническую картину «Иссык-Куль», сюиту для эстрадно-симфонического оркестра «Ыр майрам» («Праздник песни»), фортепианные пьесы «Кюу», «Парафраз на тему Токтогула», пьесы для трубы «Сбор апельсинов»
и «Вид на Циндао».
Однако творческая деятельность Осмонова не ограничивается композицией – он выступает как поэт, пишет стихи к своим песням и хорам, нередко садится за рояль и аккомпанирует певцам или инструменталистам, исполняющим его произведения, а иногда и сам поет. А как лихо музыкант играет на балалайке, как соло, так и сопровождая свое пение! Беспокойная творческая натура не позволяет Кубанычу сидеть на месте – он всё время ищет способы самовыражения, применения своим талантам. В начале 2000-х годов, слушая популярную телепередачу «Поле чудес», он составляет кроссворд и отправляет его в Москву. И неожиданно получает приглашение. Наш герой вполне бы мог стать победителем шоу, но досадный случай помешал ему сделать это: он знал ответ на вопрос и даже назвал его, но по совету ведущего крутнул барабан, который остановился на цифре «0»…
Судьба подарила Кубанычу Осмонову знакомство
и творческие связи со многими замечательными людьми.
В их числе – композиторы Ж. Шералиев, К. Молдобасанов, М. Бегалиев, В. Сапожников (Москва), артистка кино А. Темирова, поэты С. Эралиев, И. Исаков, С. Жетимишев, А. Жашылыков, певец Э. Касымов. В детские и юношеские годы ему довелось неоднократно встречаться с А. Малдыбаевым и Г. Айтиевым, с которыми был дружен его отец Абдурасул. Теплые отношения связывали музыканта и с известным скульптором, народным художником республики
О.М. Мануйловой.
Случилось так, что вскоре после окончания музыкального училища Кубаныч заболел тяжелой формой гриппа
и оказался в одной из городских больниц. Его лечащий врач Вера Константиновна сумела за относительно короткий срок поставить юношу на ноги. Тронутый ее душевной теплотой, заботой и вниманием, Кубаныч взялся за перо
и написал вдохновенные стихи, причем на литературном русском языке, которым он владел также хорошо, как и родным, киргизским. Стихи врачу понравились. Вера Константиновна показала их своей подруге – скульптору Мануйловой, рассказав при этом о своем талантливом пациенте, молодом музыканте. Вскоре после выписки из больницы Кубаныч был представлен Мануйловой. Лицо юноши, его одухотворенный облик произвели впечатление на скульптора, и она изъявила желание вылепить его барельеф. Однако успешно начатая работа была прервана наступлением учебного года и отъездом Осмонова к месту работы. Завязалась переписка. В одном из писем Ольга Максимилиановна писала своему корреспонденту:
Дорогой Кубаныч! Давно Вы не заходили к нам. Как поживаете, как здоровье? Я очень хочу закончить Ваш барельеф с натуры, глядя на Вас. Когда будете в г. Фрунзе – приходите к нам. Очень хотелось бы услышать Ваши фортепианные пьесы. Когда Художественный совет оплатит мне за барельеф Ленина, я приглашу специалиста, чтобы починить пианино, и Вы устроите для нас концерт. Вера Константиновна шлет Вам привет. Желаю Вам всего, всего хорошего! Будьте здоровы! Трудитесь, пишите музыкальные произведения для радости всех! Привет от всей семьи. О.М. Мануилова.
Наконец, Кубанычу удалось найти время и приехать
к Мануйловой для завершения работы над барельефом. Через некоторое время он был закончен, подписан скульптором и вручен музыканту. Ныне он украшает одну из стен его квартиры.
У Кубаныча Осмонова небольшая, но дружная семья: жена Букен – педагог, человек, умеющий создать в доме атмосферу тепла и взаимопонимания; дети – сын Арстанбек, дочь Гульданика, невестка Айпери. Они, хотя и не стали музыкантами, но музыку любят – играют по слуху на фортепиа-
но, поют.
Последние годы Осмонов преподает в Киргизской национальной консерватории, совмещая педагогическую работу с общественной деятельностью. В 2004 году он был избран ответственным секретарем и членом правления Союза композиторов Кыргызской Республики. И, как прежде, всё свободное время композитор посвящает творчеству, он полон новых идей, нереализованных планов и замыслов. Вот
и сейчас музыкант работает над оркестровкой своих фортепианных пьес. Романтик в душе, человек открытого сердца и разнообразных творческих устремлений, Кубаныч Осмонов искренне предан искусству – в нем он черпает вдохновенье и в нем видит цель и смысл своей жизни.


Союз Композиторов Кыргызской Республики
© 2019