Насыр Давлесов
(1929-2011)
Насыр Давлесов – человек удивительной судьбы. Без преувеличения можно сказать: он был рожден для музыки. Она вошла в его жизнь очень рано и с такой непреодолимой силой, что уже в четырнадцать лет юноша стал играть в оркестре киргизских народных инструментов, которому впоследствии было присвоено имя выдающегося комузчи Карамолдо Орозова.
Это случилось в далеком 1943 году, а пятнадцать лет спустя, в 1958 году, он, теперь уже квалифицированный специалист с дипломом Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, возглавил этот замечательный коллектив. С тех пор минуло более полувека. Сегодня Насыр Давлесов – один из патриархов киргизской музыки. Он стал не только известным дирижером, но и одним из самых популярных композиторов республики, чьи песни пело и поет не одно поколение киргизстанцев. Музыкант необычайно щедрого мелодического дара, Давлесов написал огромное количество произведений самых различных жанров – от песен, романсов, хоров до оркестровых сочинений и оперы. Однако наибольшего успеха он достиг в вокальной музыке. Сочинить яркую, выразительную и запоминающуюся мелодию – дело далеко не простое. Для этого нужен особый дар, и Насыр Давлесов этим даром обладал с юности, еще в консерваторские годы сочинил свои первые песни – «Кызыл топ» («Красный мяч») и «Сулуу май» («Прекрасный май»).
После окончания войны Насыр Давлесов стал студентом музыкального училища им. М. Куренкеева, где постигал искусство игры на ударных инструментах. В жизни каждого творческого человека большую роль играет педагог, наставник. И счастлив тот, кому выпадет счастье встретить на своем пути такого наставника, который не только распознает в молодом человеке талант, призвание, но и направит его по нужному пути. Давлесову повезло – судьба свела его с Ростиславом Георгиевичем Мироновичем – музыкантом широкой эрудиции, дирижером и педагогом. Именно он обратил внимание на природные данные Насыра, его музыкальность, интерес к оркестру, прилежность, любознательность и предложил ему заниматься дирижированием. Под руководством Мироновича юноша не только учился управлять оркестром, но и овладевал музыкально-теоретическими предметами. Однако процесс приобщения к музыке не ограничивался строгими рамками учебной программы. Как творчески мыслящий педагог, Миронович стремился привить своим питомцам любовь к искусству, знаниям, заставлял их читать дополнительную литературу ходить на филармонические концерты, посещать спектакли оперного театра, а потом вместе с учениками обсуждал их.
Насыр учился отлично, а по окончании училища в 1949 году по рекомендации Мироновича был направлен на учебу в национальную студию при Московской консерватории. Однаковместо положенных четырех лет, Давлесов проучился в студии
всего лишь два года, а затем, успешно сдав экзамены, стал студентом основного курса консерватории по специальности оперносимфонического дирижирования (класс проф. А. Чугунова). За пять лет учебы (1951–1956) было сделано очень много. Процесс становления дирижера сложен – это не только выполнение всех учебных программ и заданий, но и выступления с оркестром на концертах, которые проходили в различных московских клубах и дворцах культуры, а также на таких престижных площадках, как Колонный зал Дома союзов или Малый зал консерватории. На них молодой музыкант дирижировал сочинениями Бетховена, Листа, Брамса, Бородина, Шостаковича и др. Дипломной работой дирижера стала опера П. Чайковского «Евгений Онегин». Консерваторию Давлесов закончил с высокими баллами, чуть не дотянув до диплома с отличием и став первым киргизским дирижером с высшим образованием.
Как уже говорилось, свои первые песни Насыр написал еще студентом. И вот любопытный факт из жизни музыканта: в декабре 1955 года, досрочно сдав экзамены, Давлесов приехал во Фрунзе, где выступил как дирижер на концертах II съезда композиторов Киргизии. Более того, на одном из концертов прозвучали его песни, которые очень доброжелательно были приняты слушателями. А месяц спустя состоялся сольный концерт Давлесова, на котором он успешно продирижировал довольно сложной программой. В ту пору музыканту шел двадцать седьмой год. Таким образом, в год окончания консерватории Давлесов был уже известен у себя на родине как молодой перспективный дирижер и как автор музыки.
Дальнейшая жизнь музыканта сложилась так, что дирижерская и композиторская работа тесно переплетались друг с другом, а вскоре к ним прибавилась педагогическая деятельность, а затем и музыкально-общественная. Возвращение Насыра в Киргизию совпало с двумя важными событиями – подготовкой к Всемирному фестивалю молодежи и студентов (1957) и Второй декаде киргизского искусства и литературы в Москве (1958). И в обоих мероприятиях молодой дирижер принял самое активное участие. А по завершении декады получил свою первую правительственную награду – орден «Знак Почета».
Будучи по природе очень активным, энергичным, Давлесов всегда находился в гуще культурной жизни города, республики. Он руководил оркестром, ездил с гастролями по стране, участвовал во всевозможных фестивалях, декадах, днях культуры, писал учебники по музыке, преподавал. В 1959 году состоялся его дирижерский дебют в Киргизском академическом театре оперы и балета (опера Дж. Верди «Риголетто»), а два года спустя
он стал штатным дирижером театра. Список дирижерских работ молодого музыканта рос с каждым годом: музыкальная комедия «Холостяки» А. Аманбаева, оперы «Олджобай и Кишимджан» М. Абдраева, «Русалка» А. Даргомыжского, балеты «Корсар» А. Адана и Л. Делиба, «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, «Дон Кихот» А. Минкуса и многие другие.
Столь же интенсивно развивалась и композиторская деятельность Давлесова. Не имея специального композиторского образования, но обладая щедрым мелодическим даром и глубокими познаниями в области гармонии, полифонии, формы, инструментовки и, главное, ощущая большую внутреннюю потребность в музыкальном самовыражении, он просто не мог не писать. И он писал – вначале песни, небольшие инструментальные пьесы (его фортепианные прелюдии популярны и по сей день), а затем перешел к более серьезным сочинениям.
Так, на одном из концертов III съезда Союза композиторов Киргизии прозвучала его оркестровая сюита «Кюу Токтогула», после чего автор музыки был рекомендован для вступления в члены Союза композиторов СССР. Последовали другие сочинения: симфонические танцы «Так-теке», «Праздничный кюу», кантата-апофеоз «Вечная слава», оркестровая картина «Иноходец». Каждая из этих работ знаменовала определенный этап в творческом росте музыканта. Наконец, в 1971 году появилось на свет самое популярное произведение композитора – музыкальная комедия по либретто Н. Байтемирова «Осторожно, невеста!». Веселая, искрометная, полная юмора, а порой и озорной шутки, она сразу полюбилась слушателям и прочно вошла в репертуар театра. Комедия звучала не только со сцены театра, но и по радио, телевидению, а фрагменты из нее исполнялись на концертной эстраде многими известными певцами республики – К. Чодроновым, А. Мырзабаевым, Э. Касымовым, К. Сартбаевой, Д. Джалгасыновой. Залогом такого успеха стала музыка сочинения – сочная, колоритная, легко запоминающаяся, близкая по своему интонационному складу лучшим образцам киргизской народной музыки.
В советские годы был очень популярен жанр кантаты. Их обычно заказывали к наиболее значительным датам в истории государства, а затем в торжественной обстановке исполняли огромным сводным коллективом – солистами, хором, оркестром. Насыр Давлесов был в числе небольшого круга музыкантов, которым поручалось это ответственное задание. Следует отметить, что маэстро прекрасно справлялся с поставленными задачами – созданные им произведения полностью отвечали требованиям
и вкусам заказчиков – советской партийной элиты. Помпезно торжественные, броские, патриотичные, они с успехом исполнялись на праздничных мероприятиях, а затем напрочь забывались.
Однако среди пятнадцати произведений кантатно-ораториального жанра Давлесова были по-настоящему талантливые и интересные работы, такие, как баллада для баса с оркестром «Чолпонбай», кантаты «Киргизстан», «Молодежная», «Селькинчек». Позже вторая часть кантаты «Молодежная» была переработана композитором М. Бурштиным в виртуозную фортепианную пьесу «Косари». Заметим также, что за балладу «Чолпонбай», посвященную памяти героя Советского Союза Чолпонбая Тулебердиева, Насыр Давлесов был удостоен серебряной медали им. А.В. Александрова на Всесоюзном конкурсе, организованном Министерствами обороны и культуры СССР. Высокую оценку «Молодежной кантате» дала музыковед Г.В. Кузнецова (Ташкент), отметившая, в частности, особую рельефность образов, светлость гармонического колорита, упругость метроритма, емкость и наполненность изложения.
Долгие годы композитор вынашивал идею создания оперы, но большая занятость (с 1971 по 1983 год доцент, а затем профессор Давлесов возглавлял Киргизский государственный институт искусств им. Б. Бейшеналиевой, не говоря уже об интенсивной дирижерской работе) не позволяла ему приступить к ее реализации. Определенное время заняли и поиски подходящего сюжета. Благоприятная обстановка сложилась лишь в конце 80-х годов, и музыкант тут же приступил к работе над оперой. В ее основу был положен киргизский героический эпос «Курманбек» (либретто поэта Ж. Садыкова). Драматичный и психологически насыщенный сюжет представлял отличный материал для создания оперы. Здесь были все человеческие страсти – коварство, вероломство, зависть, измена, месть, которым противостояли мужество, благородство, честность. Композитор работал с большим воодушевлением, и к началу 1991 года партитура оперы была готова. Ее премьера состоялась в июне того же года на сцене Киргизского академического театра
оперы и балета им. А. Малдыбаева. За дирижерским пультом стоял сам автор. Постановка «Курманбека» стала заметным событием в культурной жизни республики. Спектакль получился красочным, захватывающим. Все персонажи обрели яркие развернутые музыкальные характеристики, а основным лейтмотивом оперы стала попевка, которую обычно используют народные исполнители эпоса. Сегодня можно с уверенностью сказать, что «Курманбек» Н. Давлесова – одна из лучших киргизских национальных опер, большая творческая удача музыканта. Другим крупным сочинением композитора 80-х годов стала симфоническая поэма «Элес».
В 90-х годах, в условиях политической и экономической нестабильности, Давлесов не прерывает творческой деятельности. Он создает такие значительные произведения, как Национальный гимн Киргизской Республики (в соавторстве с К. Молдобасановым), кантату в трех частях «Айкол Манас» (удостоена первой премии на республиканском конкурсе, посвященном 1000-летию эпоса «Манас»), виртуозную концертную пьесу «Каприччо» для скрипки с оркестром и ряд других сочинений (автор посвятил ее своей дочери Чолпон).
И, как прежде, Давлесов пишет песни – в этом жанре он всегда был одним из лидеров в Киргизстане. Всего композитором сочинено более 150 песен и романсов. Лучшие его песни давно уже вошли в «золотой» песенный фонд республики. В их числе – «Кыргыз жери» («Киргизская земля»), «Чолпон-Ата», «Жылкычи бозой» («Молодой табунщик»), «Саанчылар» («Доярки»), «Утренний соловей», дуэт «Айнаш» и многие другие. Разнообразные как в жанровом отношении, так и по содержанию, средствам выразительности, они подкупали своей простотой, безыскусностью, искренностью тона, ясно выраженным национальным колоритом. Постоянным успехом у слушателей пользо-
вались полные задора и юмора песни бытовой тематики. Интересный факт: песня Н. Давлесова «Кыргыз жери» была включена в программу концерта для делегатов и гостей XXV съезда КПСС, где прозвучала в исполнении выдающегося киргизского певца Булата Минжилкиева. Один курьезный случай из жизни музыканта связан с дуэтом «Айнаш». Однажды поздно вечером Давлесову позвонили из милиции и сообщили, что ими был задержан за появление в общественном месте в нетрезвом виде Айнаш. Маэстро подумал, что речь идет о его дальнем родственнике, которого действительно звали Айнаш, и собирался уже ехать на помощь бедолаге, но тут выяснилось, что задержан не один, а целых два «Айнаша», то есть исполнителей популярного дуэта, которые, повидимому, отметив удачное выступление, как-то не рассчитали свои силы…
Среди последних работ маэстро – песня с хором «Нооруз», дуэт «Иссык-Куль». Нередко вокальные сочинения Давлесова создавались для конкретных исполнителей и в тесном сотрудничестве с ними – К. Чодронова, С. Токтоналиева, Х. Мухтарова, Э. Касымова, Э. Асанкуловой и др. Так, для народной артистки Киргизской Республики Эсен Нурманбетовой (колоратурное сопрано) был написан не только популярный романс «Утренний соловей», но и одно из самых впечатляющих сочинений композитора – «Концерт для голоса с оркестром» в двух частях.
Много лет своей жизни Насыр Давлесов отдал педагогической работе – он вел класс дирижирования, руководил студенческим симфоническим оркестром. Среди его воспитанников – известные музыканты Ч. Кожомжаров, Ж. Султанмамытов, С. Жумалиев, С. Акматалиев, Э. Джумабаев и Дж. Каниметов.
Будучи ректором Института искусств им. Б. Бейшеналиевой, профессор Давлесов сыграл важную роль в судьбе многих молодых музыкантов, содействуя их учебе и стажировке в центральных вузах страны. Так, при его непосредственном участии получили счастливую возможность учиться в Московской консерватории композиторы А. Бегалиев, Б. Алишеров, вокалистка Н. Алишерова, многие музыканты-инструменталисты.
Портрет Насыра Давлесова был бы не полным, если не сказать о его общественной деятельности. Композитор неоднократно избирался депутатом районных и городского Советов народных депутатов, был членом правления Союза композиторов СССР, возглавлял делегации киргизских артистов в их поездках за рубеж. Родина не забывает своих героев, не забыла она скромного паренька из Кеминского района, который в четырнадцать лет начал свою музыкальную карьеру: музыкант был удостоен множества правительственных наград – орденов, медалей, почетных грамот, ему была присуждена Государственная премия Киргизской Республики им. Токтогула.
 не в званиях и регалиях дело. Высокий, статный, обаятельный, бесконечно преданный любимому делу Насыр Давлесов долгие годы оставался одной из наиболее ярких и значительных фигур музыкального искусства республики.
Кузнецов А.Г. – заслуженный деятель культуры КР, кандидат философских наук, профессор КРСУ


Союз Композиторов Кыргызской Республики
© 2019