Михаил Раухвергер
(1901–1993)
Имя Михаила Рафаиловича Раухвергера – известного российского композитора, народного артиста Киргизской ССР знакомо в республике многим. Вот уже много десятилетий не сходит со сцены Киргизского академического театра оперы и балета им. А. Малдыбаева замечательный балет «Чолпон», созданный композитором по мотивам киргизской на родной сказки. Любителям музыки знакомы также оперы «Кокуль» и «Джамиля», симфонические картины «В горах Ала-Тоо», фортепианные пьесы «Киргизские миниатюры» и многие другие произведения Раухвергера. Главное достоинство музыки композитора в том, что он чутко восприняв особенности киргизской народной музыки, с большим мастерством и вдохновением воплотил их в своих сочинениях.
Творческий путь композитора был не совсем обычен: Раухвергер по образованию был пианист. Свое первое сочинение – детскую песню «Мы веселые ребята» Михаил Рафаилович написал в 1925 году. В это время он учился на третьем курсе Московской консерватории в классе выдающегося педагога – пианиста Феликса Блуменфельда. Песня имела большой успех у детской аудитории – вскоре ее пели во всех детских садах Москвы, а молодой музыкант получил заказ от издательства на создание новых песен.
После окончания консерватории Раухвергер был оставлен в аспирантуре. В эти же годы он дебютирует как пианист. Его приглашают участвовать в симфонических концертах, выступает он и с сольными программами. Выступления Раухвергера пользовались постоянным успехом. Но все же концертная практика и преподавательская деятельность не становится главным поприщем молодого музыканта. Все больше времени уделяет он сочинительству. В 1928 году выходит в свет сборник «Солнышко» на слова поэтессы Агнии Барто, состоящий из восьми песен для малышей. Вскоре появляются и другие сборники: «Про птиц и животных», «Игры – загадки», «От весны до весны», «Рабочие песенки» и другие. Песни Раухвергера становятся известными и популярными. Ярким свидетельством признания заслуг молодого музыканта является избрание его заведующим секцией детской музыки Союза композиторов СССР.
В 1936 году по заказу Центрального детского театра композитор пишет музыку к пьесе Шварца «Красная шапочка». Работа в новом для него жанре увлекла Раухвергера – она раскрыла в нем дар театрального композитора. Активно работает он как автор музыки к радиопередачам и кинофильмам. В 1938 году пишет музыку к замечательному детскому фильму, составившему целую эпоху в истории советского кино, «Белеет парус одинокий», по одноименной повести Валентина Катаева.
В обращении Раухвергера к театральной, радио- и киномузыке проявляется стремление его к разнообразию художественных задач и расширению диапазона творческих интересов. Принципы, найденные в детских песнях, развиваются, но есть и новое: композитор обращается к более широкой аудитории, он выходит на сцену, экран, в эфир. Его музыка поясняет действие, рисует картины жизни и природы. В нее входит разнохарактерность сюжетов – сказочность, романтика приключений.
В 1939 году Михаил Рафаилович Раухвергер впервые приехал в Киргизию, и с этого времени образы киргизского национального искусства прочно вошли в его творчество. Деятельность композитора всегда была созвучна событиям, происходящим в художественной жизни страны. Возникшая в то время проблема формирования национальных композиторских школ в республиках Средней Азии и Казахстане нашла отклик у многих деятелей  культуры. Из Москвы, Ленинграда и других крупных городов в
братские республики отправились композиторы, дирижеры, исполнители, педагоги, режиссеры и хореографы. Первыми композиторами, приехавшими в Киргизию и ставшими зачинателями движения по созданию национальной оперы, были В. Власов и
В. Фере. Вскоре к ним присоединился и Раухвергер. Он предпринял сначала ряд творческих поездок в республику, а во время Великой Отечественной войны жил во Фрунзе несколько лет.
Свое знакомство с киргизской культурой начал с народной музыки и, лишь только основательно изучив ее, приступил к работе над оперой «Кокуль» («Легенда о златокудром юноше») по либретто В. Винникова и У. Сарбагишева.
Я широко использовал замечательный киргизский музыкальный фольклор – песенный и инструментальный, – вспоминал композитор. – Сейчас я уже могу утверждать: киргизская народная музыка своим ладовым богатством, эмоциональной насыщенностью, большим разнообразием ритмических конструкций и необычной лирической теплотой благотворно воздействует на мое творчество и оказывает значительное влияние на весь мой творческий путь.
В основу либретто оперы была положена сказка о сыне охотника Кокуле, его любви к дочери Джакып-хана Куляим и борьбе Кокуля с жестоким ханом. Персонажи оперы образуют два противостоящих друг другу лагеря. В одном – угнетаемый ханом простой народ, его представители: Кокуль, его родители, пастух Таз, Куляим и ее подруга Чолпон. В другом – хан, его подручный – великан Жарты-баш, свита, воины, знахарки, ведьма.
Конфликт между этими лагерями разгорается вокруг Кокуля, которого еще ребенком отняли у родителей слуги хана. Закованный цепями, он долгое время содержался в ханской неволе, где зародилось у него и Куляим светлое чувство взаимной любви. С помощью друзей Кокуль обретает свободу, возвращается к народу, соединяется с Куляим. В жаркой схватке с врагами он одерживает над ними победу.
Премьера оперы состоялась в ноябре 1942 года. Высокую оценку оперы дал композитор Юрий Шапорин: «Музыка всей оперы стоит на высоком профессиональном уровне, а отдельные номера оперы написаны с подлинным вдохновением. К ним следует отнести теплую колыбельную песенку из пролога, арию Кокуля и терцет из первого акта, и, наконец, вершиной всей оперы является глубокий, насыщенный хор и драматическая ария Куляим в сопровождении хора в третьем акте…». Партия Кокуля основана на народных первоисточниках. Она двупланова – наряду с героическими интонациями в ней слышны и теплые лирические мотивы. Партию Кокуля исполняли многие ведущие солисты Киргизского театра оперы и балета им. А. Малдыбаева. В числе положительных героев оперы – старый мудрый пастух Таз, предсказывающий судьбу Кокуля. В его партии звучат волевые интонации, часто соприкасающиеся с фанфарной темой главного героя оперы. Одним из лучших исполнителей партии Таза был народный артист Киргизской Республики, лауреат премии Ленинского комсомола республики Эркин Касымов. Опера «Кокуль» была первым крупным сочинением Раухвергера.
В 1943 году Раухвергер принимается за сочинение балета «Чолпон», ставшего большой творческой удачей композитора.
«Тему балета мне подсказал писатель Сарбагишев, – рассказывал Михаил Рафаилович. – Она сразу же овладела мною. Меня привлекли заключенные в этой народной сказке демократическая социальная тенденция, нравственное начало, а также рельефность конфликта, выпуклость образов и скрытая танцевальность». Особо увлек меня образ злой волшебницы Айдай. В нем отдаленно совмещаются признаки Одиллии и Одетты. Не могу утверждать, что писал Айдай, ориентируясь на этот прообраз, но в целом балетное творчество Чайковского оказало на меня влияние – это бесспорно».
Извечная тема борьбы добра и зла воплощена в идее самоотверженной любви простой девушки Чолпон к сыну хана Нурдину – любви, побеждающей и жестокость Темир-хана, и коварство злой волшебницы Айдай. Трудность создания балета для композитора и постановщиков состояла в том, что в киргизской культуре отсутствовала национальная традиция танца, и это поставило перед ними задачу творческих поисков в народной музыке и народном быту – играх, состязаниях, трудовых процессах. Композитор должен был услышать и предвосхитить танцевальность так, чтобы музыка балета не потеряла своего национального лица и органично слилась с движением.
Премьера балета состоялась 30 декабря 1944 года. Спектакль имел большой успех, музыка балета быстро завоевала популярность, а финальный вальс скоро стал одной из любимейших мелодий в Киргизии.
В 1958 году на Декаде киргизской литературы и искусства в Москве балет «Чолпон» был показан в новой редакции, выполненной композитором специально для этого события. Газета «Московская правда» отмечала, что подлинным триумфом киргизского национального искусства стал показ балета «Чолпон – утренняя звезда», который с успехом демонстрировался в 1960 году во Франкфурте-на-Майне на неделе фильмов Азии. В течение многих лет балет «Чолпон» не сходил со сцены театра и являлся одним из самых любимых и посещаемых музыкальных спектаклей.
Деятельность композитора в Киргизии не ограничилась созданием оперы «Кокуль» и балета «Чолпон». Им были написаны и другие сочинения. Он работал над балетом «Близнецы», в основу которого была положена легенда об охотнике Сапаре. К сожалению, постановка балета не состоялась, а музыка «Близнецов» была частично использована композитором в другом балете – «Джаныл». Этот балет был написан специально для выдающейся киргизской балерины Бибисары Бейшеналиевой. Автор считал ее замечательной актрисой и написал для нее три развернутых монолога, насыщенных глубокими эмоциональными переживаниями. Преждевременная смерть балерины настолько потрясла композитора, что он настоял на том, чтобы балет не был поставлен.
В годы войны Раухвергер написал музыку к двум спектаклям Русского драматического театра имени Крупской – пьесе «Кокуль» и спектаклю «Манас и Алмамбет». Критика одобрительно отозвалась об этих спектаклях, отмечая, в частности, «прекрасную, тонкую музыку Раухвергера».
После создания «Кокуля» Раухвергер в течение длительного времени не возвращался к оперному жанру. Он искал для новой оперы современную тему лирико-психологического характера, в которой раскрывался бы внутренний мир героев, их чувства, переживания. Этим устремлениям композитора полностью отвечал сюжет повести Чингиза Айтматова «Джамиля». Центральная идея этого произведения – необходимость борьбы против косных, отживающих представлений и традиций, неизбежность победы прогрессивных, советских взглядов, обычаев, утверждающих равноправие женщины в семейном быту и общественной жизни.
«В августе 1958 года мне попалась в “Новом мире” повесть “Джамиля” до тех пор неизвестного мне автора Айтматова. По мере чтения я все более увлекался ею, дошел до конца и сразу решил – “вот та тема, которую я ищу”. Я позвонил драматургу Богомазову и попросил его ознакомиться с повестью. А через два дня он позвонил мне и заявил, что у него уже готов план либретто… Я начал писать музыку, даже не дожидаясь окончания либретто», – вспоминал композитор.
Премьера оперы на сцене Киргизского театра оперы и балета имени А. Малдыбаева состоялась в ноябре 1961 года. Ее постановку осуществили дирижер А. Джумахматов, режиссер Р. Тихомиров и художник А. Арефьев. Герои замечательной повести Чингиза Айтматова обрели новую жизнь – на оперной сцене. События в опере развертываются в одном из колхозов накануне и в дни войны. Смелая, умеющая постоять за себя девушка
Джамиля становится женой приверженца старых обычаев – деспотичного Садыка. В колхоз возвращается демобилизованный по ранению фронтовик Данияр. Джамиля не может примириться с унизительным положением, в которое ее при каждом случае ставит Садык. Данияр сочувствует ей и вступается за нее. Постепенно в их сердцах зарождается и крепнет чувство взаимной любви. Возникает острый конфликт, приводящий к драматической развязке: Джамиля уходит от Садыка вопреки строгим законам древнего восточного уклада. Опера заканчивается символической картиной – Джамиля и Данияр идут навстречу новой счастливой судьбе. Действие в опере и взаимоотношения ее героев происходят на фоне колхозной жизни, поэтому значительное место в ней отводится массовым сценам – колхозный праздник, игры молодежи, проводы добровольцев на фронт, труд и быт колхозников.
В 1961 году Михаилу Раухвергеру было присвоено высокое звание народного артиста Киргизской ССР. Продолжая жить в Москве, композитор не прерывал творческих связей со ставшей ему родной Киргизией. Киргизский фольклор с его неповторимым своеобразием надолго захватил его воображение. В послевоенные годы он пишет струнный квартет на киргизские темы, симфоническую сюиту «Киргизские танцевальные мотивы», симфонические картины «В горах Ала-Тоо». О прочном и глубоком освоении киргизского мелоса свидетельствуют сделанные композитором обработки народных песен для голоса и фортепиано – их свыше ста, многочисленные фортепианные пьесы, хоры.
В 1974 году Раухвергер написал оркестровую сюиту «Песни Атая», в основу которой были положены мелодии выдающегося народного певца, комузиста-виртуоза и композитора Атая Огонбаева. Успешной работе музыканта над произведениями на киргизскую тематику способствовало его великолепное знание музыкального фольклора республики. И в то же время, внимание Раухвергера к фольклору не могло не оказать влияния на его стиль. Стремление художника раскрыть тему приводит его к детализированной разработке фактуры музыкальной ткани, поискам выразительной гармонизации, «оплетении» мелодии подголосками – все это выполняется им с большим вкусом, чуткостью и строгим отбором элементов музыкального языка. В результате музыка приобретает изысканность, и восприятие ее требует созвучности настроению, образному миру композитора. Когда же такое художественное единомыслие есть, то слушатель соприкасается с удивительно тонким и глубоким искусством. В 1986 году Михаилу Рафаиловичу исполнилось 85 лет. Несмотря на почтенный возраст, композитор не прерывал творческой деятельности и по заказу Министерства культуры Киргизской Республики написал ряд пьес для духовых инструментов, которые нашли широкое применение в педагогической практике.
Я много лет знаком с Михаилом Рафаиловичем, – вспоминал народный артист Киргизстана, профессор Н. Давлесов, – и мне кажется, что его музыка отображает лучшие человеческие качества этого композитора – жизнерадостность, нравственную
чистоту, тонкость, мягкость, человечность. Раухвергер стоял у истоков киргизской профессиональной музыки, и сегодня остается в первых ее рядах. Его внимательное и чуткое отношение к молодым композиторам, дружеская и творческая поддержка, заинтересованность помогают вот уже третьему поколению киргизских музыкантов, а его балет «Чолпон» стал настольной книгой каждого профессионала.
М. Раухвергер скончался в Москве в 1992 году на девяносто первом году жизни.
А.Кузнецов – заслуженный деятель культуры КР,
кандидат филологических наук, профессор, музыковед


Союз Композиторов Кыргызской Республики
© 2019