КУЗНЕЦОВ АНДРЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ

            Андрей Георгиевич Кузнецов, музыковед, заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики (1995), кандидат философских наук, известный специалист в области истории музыки Кыргызстана и Центральной Азии, ветеран труда, профессор Кыргызско-Российского Славянского университета (с 1997 г.).
            А. Г. Кузнецов родился 8 ноября 1940 г. в Самарканде в семье научного работника – профессора математики Г. П. Кузнецова. Еще в раннем детстве стал брать уроки игры на скрипке и фортепиано, а после окончания средней школы (1958) решил полностью посвятить себя музыке. В 1961 – 1965 годах учился на теоретическом отделении Музыкального училища им. М. Куренкеева, а затем – на историко-теоретическом факультете Алма-атинской консерватории у известных ученых-музыковедов – профессоров И. И. Дубовского, П. В. Аравина, В. П. Дерновой.
            После завершения учебы А. Г. Кузнецов в течение многих лет преподавал в Музыкальном училище им. М. Куренкеева (до 1983), а затем – в Институте искусств им. Б. Бейшеналиевой и в Кыргызской национальной консерватории, подготовив за эти годы десятки квалифицированных специалистов. В числе его бывших учеников – многие известные композиторы и музыковеды республики – Ч. Уметалиева (Баялиева), А. Жээнбаев, Е. Лузанова, К. Дюшембиева, Ж. Маматова, и др.
            В декабре 1971 года в газете «Советская Киргизия» была опубликована первая рецензия музыковеда, что послужило началом его музыкально-критической деятельности, которая продолжается и по сей день. Всего А. Г. Кузнецовым было написано более 400 статей, которые публиковались на страницах республиканских газет и журналов, а также в Москве, Ташкенте, Алма-Ате и в других городах бывшего Союза.
            С 1987 по 2008 год А. Г. Кузнецов работал в Институте философии и права Национальной академии наук, в должности старшего научного сотрудника Отдела проблем развития духовной культуры, под руководством видного кыргызского ученого – академика А. А. Салиева. В этот период им были написано семь монографий и более двадцати научных статей, среди которых особую ценность представляют книги о выдающихся кыргызских оперных певцах – Булате Минжилкиеве, Сайре Киизбаевой и Марьям Махмутовой, исследование «Музыка и мысль».
Как ученому А. Г. Кузнецову присущи такие качества, как склонность к систематизации и обобщению, умение логически мыслить, способность взглянуть на ту или иную проблему с нетрадиционной точки зрения. Имея хорошую теоретическую базу, владея несколькими иностранными языками, он успешно работает на стыке ряда наук – философии, психологии, музыковедения, лингвистики. Это нашло отражение в его трудах последних лет – в диссертационной работе «Эмоция как субъективная категория», монографии «Итальянский язык: субъективная модальность и формы выражения экспрессии», учебнике для вузов в двух книгах «Итальянский язык: письменный перевод», культурологическом очерке «Девяносто дней в Америке», ряде научных статей.
            Среди других музыковедческих работ А. Г. Кузнецова можно выделить «Школу игры на темир комузе» (в соавторстве с Р. Мадваровой), статьи «Первая кыргызская опера «Айчурек»: синтез культур Востока и Запада», «Зазвучит ли сурнай?», «Новая жизнь темир комуза», «Будущее кыргызских народных инструментов», более семидесяти очерков о видных деятелях кыргызского искусства – К. Молдобасанове, М. Бегалиеве, Х. Мухтарове, Т. Сейталиеве, К. Сартбаевой, С. Осмонове, М. Темирбекове, Э. Касымове и др., которые позже вошли в монографию в двух книгах «Творцы и интерпретаторы» (2009, 2016) и, частично, в коллективную монографию «Творческие портреты мастеров профессионального искусства Кыргызстана» (2010). Ряд работ музыковеда издан за рубежом – в России, Германии, Италии.
             А. Г. Кузнецов активно работал по организации обучения в авторских школах академика А. А. Салиева в Иссык-кульской области и написал ряд учебных программ по музыкальным дисциплинам, за что был награжден Почетными Грамотами Министерства образования и науки Кыргызской Республики и Национальной Академии наук.
            А. Г. Кузнецов – член Союза композиторов СССР с 1982 года (с 2009 – член правления Союза композиторов Кыргызской Республики). Он ведет активную научную, публицистическую и педагогическую деятельность, являясь профессором Кыргызско-Российского Славянского университета и, работая по совместительству в Кыргызской Национальной консерватории. В настоящее время – он автор двадцати пяти монографий и учебных пособий, в том числе, с грифом Министерства образования и науки КР, около 500 научных и публицистических статей, большая часть которых посвящена вопросам кыргызской музыкальной культуры, а также культурологии, страноведения, лингвистики. В числе последних трудов Кузнецова исследование «Композиторы Кыргызстана», сборник статей «Из истории кыргызской музыки», культурологический очерк «Америка глазами кыргызстанца» (в настоящее время ученый работает над второй его частью), историко-документальный очерк «Дом на Дзержинке».
            За большой вклад в развитие музыкальной культуры Кыргызстана А. Г. Кузнецов в 2010 году был награжден Почетной грамотой Кыргызской Республики.

По тропе призвания
            Взяться за перо меня подвигло желание высказать через газету добрые слова в адрес Андрея Георгиевича Кузнецова, коллеги и друга, в связи с семидесятилетия со дня его рождения. Учились мы вместе в Алма-Атинской консерватории и начинали трудовую деятельность одновременно преподавателями музыкально-теоретических дисциплин в Музыкально-хореографическом училище им. М. Куренкеева во Фрунзе. Позднее продолжали вместе трудиться в открывшемся в 1967 году Институте искусств им. Б. Бейшеналиевой. Да и по сей день сотрудничаем на почве педагогической нивы, только он сверх всего теперь читает лекции по итальянскому языку в Кыргызско-Российском Славянском университете – этот язык он блестяще освоил в последние годы.
            Главная же его профессия, его творческий актив – публицистика, точнее, искусствоведческая публицистика, а еще точнее, музыковедческая, начало которой в Киргизии было положено в 30-40-х годах прошлого века А. Затаевичем и В. Виноградовым. Именно тогда от этих ученых и потянулись корни и побеги последующего музыкально-критического дела в республике. Прочно заложенная первооткрывателями, в особенности Виктором Сергеевичем Виноградовым, эстетическая, идейная и идеологическая стезя уже и не терялась, а стала той самой счастливой столбовой дорогой, по которой так плодотворно пошли последующие поколения национальных ученых по музыкальному искусству.
            В научной и музыкально-критической деятельности Андрея Георгиевича Кузнецова уже изначально ясно определились три основных направления: журналистские зарисовки – портреты современных композиторов и их произведений, артистов и их ролей, причем не только своих, местных, но и зарубежных, американских, итальянских и других; фольклорное направление – это главным образом кыргызский народный инструментарий; фундаментальные монографические исследования, посвященные отдельным широко известным певцам – Марьям Махмутовой, Сайре Киизбаевой, Булату Минжилкиеву… И что характерно: пестрота писательской разножанровости А. Кузнецова как бы помещается «под одну крышу», и объединяющим началом является «академичность» авторского высказывания, сдержанность и чувство меры, без перегибов. И даже если это юмор, , то и тут, так сказать, не уходит реальная «почва из-под ног».
            Оказавшись лицом к лицу с огромным количеством опубликованного Кузнецовым, - пятнадцать книг, около четырехсот очерков, статей, заметок, рецензий, репортажей, эссе, регулярно выходивших из печати не только у нас в республике, в Москве, но и за границей, чувствуешь себя буквально растерянным в этом мире актуальной и злободневной писательской продукции. И зона охвата расширяется! Мы видим экскурсы и в философскую область знаний, и в область лингвистики, психологи… Последней даже посвящена специально написанная и успешно защищенная диссертация «Эмоция как субъективная категория».
            Волей-неволей озадачиваешься; откуда у автора столь масштабные познания? Ответ прост: в неизменно активной жизненной позиции, в самом образе жизни. Андрей Георгиевич на протяжении десятков лет – непрерывный участник и посетитель конертов, выставок, музеев, театров и кино. Он много читает и много путешествует: Италия, США, Германия, Греция, Египет, Испания, Португалия, Финляндия, Турция. Есть у него и интересные журналистские зарисовки-отчеты о своих странствиях (таковы, например, оригинальные кузнецовские путевые заметки «Девяносто дней в Америке»).
            Ну, что же еще скажешь? Завидна судьба этого неординарного и неугомонного человека.
            Совершенно закономерно и заслуженно сердечные поздравления Андрей Георгиевич принимает от своих многочисленных «клиентов» - композиторов, артистов, певцов, исполнителей, о которых писал и продолжает писать, за которых волновался, болел и переживал. А накануне семидесятилетия пришла и радость о награждении Андрея Георгиевича Кузнецова правительственной Почетной грамотой. И мы, композиторы, в свою очередь, присоединяемся ко всем этим поздравлениям. Дальнейших успехов тебе, Андрюша!
                                                                                                                             

                                                                                                              Владимир Роман, композитор, профессор.
            P. S. Журналисты «Слова…» присоединяются к поздравлениям юбиляра – нашего автора и \напоминают о том, что совсем недавно газета дала рецензию на его новую книгу «О себе, родителях и предках». Так держать, Андрей Георгиевич!
«Слово Кыргызстана», 3 декабря 2010 года


Союз Композиторов Кыргызской Республики
© 2019