Лузанова Екатерина Сергеевна
Имя Екатерины Лузановой в Кыргызстане известно многим, кто любит музыку, занимается научной деятельностью или интересуется музыкальным искусством. Среди музыковедов республики – она, пожалуй, в числе самых плодовитых авторов: ей принадлежит более 1500 публикаций в стране и за рубежом. Музыкант по образованию (музыковед и композитор), Лузанова работает в самых различных жанрах. Она хорошая журналистка, пишущая быстро, изящно, убедительно на разные темы: музыка, изобразительное искусство, театр, кинематограф, социальный «срез» культуры и т. д. Лузанова создала целую галерею творческих портретов наших современников – певцов, музыкантов, артистов, художников, государственных деятелей. Любители светской хроники встречают ее яркие, стильные статьи и «колонки» на страницах глянцевых журналов. А начиналось всё в далекие шестидесятые годы, когда дочь целинников-первопроходцев пошла учиться в детскую музыкальную школу им. П.Ф. Шубина. Глубокий интерес к музыке она, по-видимому, унаследовала от отца, музыканта-любителя, кандидата технических наук, доцента, проректора Киргизского государственного университета. Училась увлеченно и только на «отлично». После школы поступила на теоретическое отделение музыкального училища им. М. Куренкеева. Это случилось в 1970 году. Вот тогда-то мы и встретились. Помню девочку – скромную, исполнительную, любознательную и не по годам серьезную. Запомнились ее глаза – живые, внимательные. Заниматься могла часами... Выбор теоретического отделения был не случаен: Лузанова могла стать пианисткой, но предпочла многочасовым репетициям на инструменте и концертам историю музыки, гармонию, учение о музыкальной форме – по всему видно, что у девушки явно аналитический склад ума. Склонность к теоретизированию, обобщению у нее проявилась уже в те годы. На старших курсах стала посещать факультативный курс композиции в классе доцента А. Джаныбекова. С теплотой вспоминает Лузанова и других своих педагогов – С.М. Янковскую, В.В. Кузнецова, В.М. Романа и др. В Киргизский государственный институт искусств Лузанова поступила, имея основательную теоретическую базу. Здесь она тоже училась по двум специальностям: в 1979 году окончила вуз как музыковед, а год спустя – как композитор, получив в итоге два «красных» диплома. Но на этом «университеты» Лузановой не окончились – последовали три года учебы в аспирантуре при республиканской Академии наук. Таким образом, полный учебный цикл (школа – училище, институт – аспирантура) занял у нее, как, впрочем, и у многих ее «собратьев и сестер» по музыкальному цеху, немало времени – 21 год. В те годы педагогический коллектив института искусств им. Б. Бейшеналиевой был укомплектован прекрасными специалистами. Многие из преподавателей были недавними выпускниками лучших музыкальных вузов страны. Они принесли с собой не только задор молодости, мастерство и знания, но и массу свежих идей, которыми щедро делились со своими питомцами. В их числе пианисты Л. Киизбаева, Г. Джеенбаева, П. Цокуренко, Г. Токомбаева, А. Рябов, инструменталисты Л. Коновалова, Ч. Шалтакбаев, А. Курбаналиев, музыковеды К. Дюшалиев, А. Слезко, Л. Крылова, Е. Чехова и многие другие. Педагоги часто выступали на концертах, организовывали конкурсы, вечера, конференции. Молодые музыканты жадно тянулись к знаниям. Екатерина была одной из них, причем явным лидером. Свою дипломную музыковедческую работу Е. Лузанова посвятила анализу интонационного строя балета М. Раухвергера «Чолпон»). С тех пор тема балетной музыки займет важное место в ее научно-исследовательской и публицистической деятельности. Год окончания института (1979) был ознаменован и другим важным событием – Екатерина опубликовала в газете «Вечерний Фрунзе» свою первую рецензию, посвященную авторскому концерту композитора КалыяМолдобасанова. В классе народного артиста СССР К. МолдобасановаЛузанова занималась по композиции после внезапной кончины первого педагога, народного артиста КР, профессора М. Абдраева. Эта скромная студенческая публикация положила начало многолетней музыкально-критической деятельности музыковеда, которая продолжается и по сей день. В качестве своей второй дипломной работы, теперь уже по композиции, Лузанова представила одноактный балет «Кот-богатырь», написанный по мотивам киргизских народных сказок. На основе музыки балета была скомпонована сюита – ее исполнил Большой симфонический оркестр Киргизского телевидения и радио под управлением народного артиста СССР АсанханаДжумахматова. Кроме того, за годы учебы в институте искусств было написано немало других произведений. Однако от судьбы не уйдешь – Лузанову гораздо больше, чем сочинение музыки, привлекала научно-исследовательская работа. Поэтому сразу после окончания Института искусств она поступила в аспирантуру (научный руководитель – профессор В. Дернова, научный консультант – профессор Н. Давлесов). К написанию кандидатской диссертации на тему «О мелодическом стиле киргизского балета» Лузанова отнеслась очень серьезно. Только для ознакомления с научными трудами, написанными по данной тематике, она неоднократно выезжала в Москву, Ленинград, Киев, Ташкент, Алма-Ату, где работала в библиотеках, беседовала с композиторами, музыковедами, а в качестве культурной программы посещала ведущие театры, концертные залы, музеи. В 1986 году диссертация была успешно защищена в Ленинградской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, а через год ВАК СССР присвоил Е. Лузановой ученое звание доцента. Педагогическая деятельность музыковеда началась еще до поступления в аспирантуру, в 1979 году – вначале в Институте искусств им. Б. Бейшеналиевой, а с 1993-го – в Киргизской национальной консерватории. За это время Е. Лузанова прошла путь от преподавателя до заведующей кафедрой и проректора по научной работе КНК. В консерватории, куда Е. Лузанова была приглашена ее ректором, народным артистом Кыргызской Республики, профессором М. Бегалиевым, она не только читает лекции по истории отечественной и мировой музыки, но и ведет такие практические курсы, как «Музыкальная критика», «Редакторская практика», «Историография, источниковедение и текстология» и др. Кроме того, в течение многих лет профессор кафедры истории, теории музыки и композиции Лузанова руководит подготовкой курсовых и дипломных работ студентов. Она подготовила целый ряд специалистов: в числе ее воспитанников – музыковеды Р. Сырдыбаева, Е. Мягкова, А. Турсуниязова, Т. Лапшина, А. Алишерова и еще тридцать музыковедов, которые сейчас преподают в столице и регионах Кыргызстана, продолжают учебу в аспирантуре, ведут свой музыкальный бизнес. В 80-е годы Лузанова начала активную музыкально-критическую деятельность. Ее статьи, очерки, рецензии публиковались не только на страницах республиканских газет и журналов, но и во всесоюзной прессе. Их отличает доброжелательность, профессиональная компетентность и объективность. Так появился цикл статей о киргизском искусстве, среди которых следует отметить материалы, опубликованные в журналах «Музыкальная жизнь», «Форум+» (Москва) и в сборнике статей «Межнациональные связи в советской музыкальной культуре» (Санкт-Петербург) – «Сказка против зла: еще одно прочтение Айтматова», «Полувековой путь развития национального искусства», «Музыка киргизского балета». За ними последовали интервью с видными деятелями искусства Б. Минжилкиевым, К. Молдобасановым, Т. Эрматовым, Н. Давлесовым, К. Сартбаевой, М. Бегалиевым, Ж. Малдыбаевой и др., множество театральных и филармонических рецензий. Музыковед не пропускала ни одного более или менее значимого события в музыкальной жизни республики и почти о каждом из них появлялся ее отклик в печати или в передачах Национального радио. Всего ею было подготовлено около 100 передач. Однако со временем рамки сугубо музыкальной тематики становятся тесны для критика, и она начинает обращаться к другим видам искусства – кинематографу, изобразительному искусству, драматическому театру. Первым было увлечение кино, в результате чего появляется не только ряд публикаций по данной теме, но и методическое пособие «Музыка киргизского кино», а затем и фундаментальная «История киргизского кино». Наступает время обращения к изобразительному искусству: в конце 90-х годов по инициативе Лузановой открывается арт-галерея «Искусство без границ», а ее организатор выступает теперь уже в амплуа арт-консультанта и менеджера. Это была одна из первых «народных» галерей, доступных для посещения всеми желающими. В трудное для страны время экономического кризиса Екатерина Лузанова проводит в галерее персональные выставки известных художников республики – Ю. Шыгаева, Р. Бухарметова, Х. Ситдикова, В. Бигдая, Н. Жолбунова, К. Бекова и др., коллективные экспозиции художников-ветеранов Великой Отечественной войны, мастеров декоративно-прикладного искусства и другие акции. Для некоторых молодых авторов это было первой выставкой, путевкой в жизнь… Все это находит широкое отражение в публикациях Лузановой-журналиста. Но и ее коллеги, представители СМИ тоже позитивно отозвались об инициативах «Искусства без границ». В 2002 году Е. Лузанова выступает как соавтор проекта «Манас-Тамга» народного художника Кыргызстана Ю. Шыгаева. В его рамках организуются выставка, концерты и экспозиции, которые проходят не только в городах Кыргызстана, но и в Узбекистане, Казахстане, Индии. Кроме того, был издан художественный альбом «Манас-Тамга». Трудно представить, как Лузанова успевает охватить столь разнообразные формы деятельности, при этом неизменно оставаясь в самой гуще событий культурной жизни страны, всего Центральноазиатского региона. Она является членом трех творческих союзов республики – композиторов, кинематографистов, журналистов, часто выступает на конференциях, симпозиумах, фестивалях, таких как, например, международный форум деятелей культуры Центральной Азии под эгидой фонда «Сорос – Кыргызстан», международный форум «Айтматов и современность» или международная конференция «Диалог культур на пространстве Содружества». Музыковед была участником научных конференций, проходивших в Москве, Праге, Париже, Ташкенте, Душанбе, Баку, Алматы, Бишкеке. К этому следует добавить и общественную деятельность – работу в оргкомитетах, участие в различных проектах и т. д. Последние годы Екатерина Лузанова сосредоточила свое внимание на написании серьезных музыковедческих и культурологических трудов: пришло время обобщения большого опыта работы в междисциплинарных проектах. Так, только за период с 1999 года ею написано более десяти книг: «По страницам киргизских балетов», «Кыргызское народное музыкальное творчество» (в соавторстве с проф. К. Дюшалиевым), «АсанханДжумахматов», «КулуйпаКондучалова», «Керим Турапов», «Кырккыз: Женщины – деятели культуры Кыргызстана», «Культура как философия развития: Кыргызстан на рубеже тысячелетий». Она редактор-составитель и соавтор сборников «МуратбекБегалиев: Статьи. Исследования. Материалы», «Чингиз Айтматов и современность», «Эстетическое воспитание как системный компонент школьного образования», посмертного издания монографии Г. Байсабаевой «Эпос «Манас» в контексте музыкальной культуры кыргызов» и др. Среди них можно выделить монографии «АсанханДжумахматов» (2004), «Керим Турапов» (2009) и «КулуйпаКондучалова» (2010). Герои этих книг – три выдающихся представителя отечественной культуры: дирижер, певец и государственный деятель. И насколько отличны друг от друга эти люди, настолько отличен и индивидуален избранный автором тон и манера повествования, стилистика, язык и, конечно же, форма подачи материала. Благодаря этому герои очерков-портретов предстают перед читателем живыми людьми, с их горестями и радостями, творческими устремлениями и раздумьями, взглядами на окружающий мир, жизнь. Вместе с тем, это серьезные культурологические исследования, хотя они и написаны легким, живым слогом и, что немаловажно, – весьма увлекательно. А достигается это тем, что повествование ведется на фоне развернутой панорамы культурной жизни страны, в конспект которой органично «вплетены» жизнь и творческая деятельность персонажей. Так, в композицию монографии о Джумахматове, которая даже внешне напоминает структуру оперы (введение-интродукция, чередуемые с «антрактами» главы-акты, заключительная постлюдияэпилог), введены своеобразные «интермеццо» – размышления автора. Иные композиционные средства находит автор для монографий о Кондучаловой и Турапове. И вот – последняя работа Лузановой, самая глубокая и как бы подводящая итог ее многолетней публицистической и научно-исследовательской деятельности: монография «Культура как философия развития: Кыргызстан на рубеже тысячелетий» (2010). В этом фундаментальном (объем – 30 печатных листов) труде автор исследует художественную культуру Кыргызстана не только с искусствоведческой точки зрения, но и в историко-культурологическом, философском плане, уделяя большое внимание роли личности в создании духовных, нематериальных ценностей, а именно, композиторам, художникам, артистам, кинематографистам… Кроме книг и монографий, на страницах республиканских газет и журналов «Слово Кыргызстана», «Вечерний Бишкек», «Общественный рейтинг», «МСН», «Курак», «TheTimesofCentralAsia», «TheBest» опубликованы десятки очерков и статей. В их числе такие яркие журналистские материалы, как «Горец» (о С. Чокморове), «Родительский талант» (о семье Т. Мураталиева), «По крови я – кочевник…» (о Ю. Шыгаеве), «Этот шелковый, шелковый, шелковый звук…» (о концертах в Кыргызстане известного американского виолончелиста Йо-Йо Ма и его ансамбле «Шелковый путь») и др. На традиционный вопрос пишущего эти строки об интересных фактах на творческом пути Екатерина Сергеевна, не задумываясь, отвечает: это встречи с выдающимися, незаурядными личностями, украшающими наш мир, нашу культуру и искусство. Такими, как солист Мариинского театра, великий бас современности Булат Минжилкиев, который в один из своих последних визитов в Кыргызстан, где его время было буквально «нарасхват» у журналистов, дал интервью молодому музыковеду в антракте спектакля «Князь Игорь». Такой же незабываемой была встреча с известной балериной АйсулуТокомбаевой, драматургом БексултаномЖакиевым, академиком Аскаром Какеевым. Или с режиссером АктаномАбдыкалыковым, который стал известным на весь мир новатором авторского кино АктаномАрымКубатом. Или с выдающейся комузисткой Самарой Токтахуновой. И таких встреч было много. Творческая деятельность Екатерины Лузановой получила официальное признание: она удостоена почетного звания заслуженного деятеля культуры Кыргызской Республики, знака «Отличник образования», премии Союза композиторов КР имени МукашаАбдраева и других регалий. В 2013 году ей присвоено ученое звание профессора.
Кузнецов А. Г. – музыковед, заслуженный деятель культуры КР, кандидат философских наук
Лузанова Екатерина Сергеевна умерла в августе 2021 года.
Имя Екатерины Лузановой в Кыргызстане известно многим, кто любит музыку, занимается научной деятельностью или интересуется музыкальным искусством. Среди музыковедов республики – она, пожалуй, в числе самых плодовитых авторов: ей принадлежит более 1500 публикаций в стране и за рубежом. Музыкант по образованию (музыковед и композитор), Лузанова работает в самых различных жанрах. Она хорошая журналистка, пишущая быстро, изящно, убедительно на разные темы: музыка, изобразительное искусство, театр, кинематограф, социальный «срез» культуры и т. д. Лузанова создала целую галерею творческих портретов наших современников – певцов, музыкантов, артистов, художников, государственных деятелей. Любители светской хроники встречают ее яркие, стильные статьи и «колонки» на страницах глянцевых журналов. А начиналось всё в далекие шестидесятые годы, когда дочь целинников-первопроходцев пошла учиться в детскую музыкальную школу им. П.Ф. Шубина. Глубокий интерес к музыке она, по-видимому, унаследовала от отца, музыканта-любителя, кандидата технических наук, доцента, проректора Киргизского государственного университета. Училась увлеченно и только на «отлично». После школы поступила на теоретическое отделение музыкального училища им. М. Куренкеева. Это случилось в 1970 году. Вот тогда-то мы и встретились. Помню девочку – скромную, исполнительную, любознательную и не по годам серьезную. Запомнились ее глаза – живые, внимательные. Заниматься могла часами... Выбор теоретического отделения был не случаен: Лузанова могла стать пианисткой, но предпочла многочасовым репетициям на инструменте и концертам историю музыки, гармонию, учение о музыкальной форме – по всему видно, что у девушки явно аналитический склад ума. Склонность к теоретизированию, обобщению у нее проявилась уже в те годы. На старших курсах стала посещать факультативный курс композиции в классе доцента А. Джаныбекова. С теплотой вспоминает Лузанова и других своих педагогов – С.М. Янковскую, В.В. Кузнецова, В.М. Романа и др. В Киргизский государственный институт искусств Лузанова поступила, имея основательную теоретическую базу. Здесь она тоже училась по двум специальностям: в 1979 году окончила вуз как музыковед, а год спустя – как композитор, получив в итоге два «красных» диплома. Но на этом «университеты» Лузановой не окончились – последовали три года учебы в аспирантуре при республиканской Академии наук. Таким образом, полный учебный цикл (школа – училище, институт – аспирантура) занял у нее, как, впрочем, и у многих ее «собратьев и сестер» по музыкальному цеху, немало времени – 21 год. В те годы педагогический коллектив института искусств им. Б. Бейшеналиевой был укомплектован прекрасными специалистами. Многие из преподавателей были недавними выпускниками лучших музыкальных вузов страны. Они принесли с собой не только задор молодости, мастерство и знания, но и массу свежих идей, которыми щедро делились со своими питомцами. В их числе пианисты Л. Киизбаева, Г. Джеенбаева, П. Цокуренко, Г. Токомбаева, А. Рябов, инструменталисты Л. Коновалова, Ч. Шалтакбаев, А. Курбаналиев, музыковеды К. Дюшалиев, А. Слезко, Л. Крылова, Е. Чехова и многие другие. Педагоги часто выступали на концертах, организовывали конкурсы, вечера, конференции. Молодые музыканты жадно тянулись к знаниям. Екатерина была одной из них, причем явным лидером. Свою дипломную музыковедческую работу Е. Лузанова посвятила анализу интонационного строя балета М. Раухвергера «Чолпон»). С тех пор тема балетной музыки займет важное место в ее научно-исследовательской и публицистической деятельности. Год окончания института (1979) был ознаменован и другим важным событием – Екатерина опубликовала в газете «Вечерний Фрунзе» свою первую рецензию, посвященную авторскому концерту композитора КалыяМолдобасанова. В классе народного артиста СССР К. МолдобасановаЛузанова занималась по композиции после внезапной кончины первого педагога, народного артиста КР, профессора М. Абдраева. Эта скромная студенческая публикация положила начало многолетней музыкально-критической деятельности музыковеда, которая продолжается и по сей день. В качестве своей второй дипломной работы, теперь уже по композиции, Лузанова представила одноактный балет «Кот-богатырь», написанный по мотивам киргизских народных сказок. На основе музыки балета была скомпонована сюита – ее исполнил Большой симфонический оркестр Киргизского телевидения и радио под управлением народного артиста СССР АсанханаДжумахматова. Кроме того, за годы учебы в институте искусств было написано немало других произведений. Однако от судьбы не уйдешь – Лузанову гораздо больше, чем сочинение музыки, привлекала научно-исследовательская работа. Поэтому сразу после окончания Института искусств она поступила в аспирантуру (научный руководитель – профессор В. Дернова, научный консультант – профессор Н. Давлесов). К написанию кандидатской диссертации на тему «О мелодическом стиле киргизского балета» Лузанова отнеслась очень серьезно. Только для ознакомления с научными трудами, написанными по данной тематике, она неоднократно выезжала в Москву, Ленинград, Киев, Ташкент, Алма-Ату, где работала в библиотеках, беседовала с композиторами, музыковедами, а в качестве культурной программы посещала ведущие театры, концертные залы, музеи. В 1986 году диссертация была успешно защищена в Ленинградской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, а через год ВАК СССР присвоил Е. Лузановой ученое звание доцента. Педагогическая деятельность музыковеда началась еще до поступления в аспирантуру, в 1979 году – вначале в Институте искусств им. Б. Бейшеналиевой, а с 1993-го – в Киргизской национальной консерватории. За это время Е. Лузанова прошла путь от преподавателя до заведующей кафедрой и проректора по научной работе КНК. В консерватории, куда Е. Лузанова была приглашена ее ректором, народным артистом Кыргызской Республики, профессором М. Бегалиевым, она не только читает лекции по истории отечественной и мировой музыки, но и ведет такие практические курсы, как «Музыкальная критика», «Редакторская практика», «Историография, источниковедение и текстология» и др. Кроме того, в течение многих лет профессор кафедры истории, теории музыки и композиции Лузанова руководит подготовкой курсовых и дипломных работ студентов. Она подготовила целый ряд специалистов: в числе ее воспитанников – музыковеды Р. Сырдыбаева, Е. Мягкова, А. Турсуниязова, Т. Лапшина, А. Алишерова и еще тридцать музыковедов, которые сейчас преподают в столице и регионах Кыргызстана, продолжают учебу в аспирантуре, ведут свой музыкальный бизнес. В 80-е годы Лузанова начала активную музыкально-критическую деятельность. Ее статьи, очерки, рецензии публиковались не только на страницах республиканских газет и журналов, но и во всесоюзной прессе. Их отличает доброжелательность, профессиональная компетентность и объективность. Так появился цикл статей о киргизском искусстве, среди которых следует отметить материалы, опубликованные в журналах «Музыкальная жизнь», «Форум+» (Москва) и в сборнике статей «Межнациональные связи в советской музыкальной культуре» (Санкт-Петербург) – «Сказка против зла: еще одно прочтение Айтматова», «Полувековой путь развития национального искусства», «Музыка киргизского балета». За ними последовали интервью с видными деятелями искусства Б. Минжилкиевым, К. Молдобасановым, Т. Эрматовым, Н. Давлесовым, К. Сартбаевой, М. Бегалиевым, Ж. Малдыбаевой и др., множество театральных и филармонических рецензий. Музыковед не пропускала ни одного более или менее значимого события в музыкальной жизни республики и почти о каждом из них появлялся ее отклик в печати или в передачах Национального радио. Всего ею было подготовлено около 100 передач. Однако со временем рамки сугубо музыкальной тематики становятся тесны для критика, и она начинает обращаться к другим видам искусства – кинематографу, изобразительному искусству, драматическому театру. Первым было увлечение кино, в результате чего появляется не только ряд публикаций по данной теме, но и методическое пособие «Музыка киргизского кино», а затем и фундаментальная «История киргизского кино». Наступает время обращения к изобразительному искусству: в конце 90-х годов по инициативе Лузановой открывается арт-галерея «Искусство без границ», а ее организатор выступает теперь уже в амплуа арт-консультанта и менеджера. Это была одна из первых «народных» галерей, доступных для посещения всеми желающими. В трудное для страны время экономического кризиса Екатерина Лузанова проводит в галерее персональные выставки известных художников республики – Ю. Шыгаева, Р. Бухарметова, Х. Ситдикова, В. Бигдая, Н. Жолбунова, К. Бекова и др., коллективные экспозиции художников-ветеранов Великой Отечественной войны, мастеров декоративно-прикладного искусства и другие акции. Для некоторых молодых авторов это было первой выставкой, путевкой в жизнь… Все это находит широкое отражение в публикациях Лузановой-журналиста. Но и ее коллеги, представители СМИ тоже позитивно отозвались об инициативах «Искусства без границ». В 2002 году Е. Лузанова выступает как соавтор проекта «Манас-Тамга» народного художника Кыргызстана Ю. Шыгаева. В его рамках организуются выставка, концерты и экспозиции, которые проходят не только в городах Кыргызстана, но и в Узбекистане, Казахстане, Индии. Кроме того, был издан художественный альбом «Манас-Тамга». Трудно представить, как Лузанова успевает охватить столь разнообразные формы деятельности, при этом неизменно оставаясь в самой гуще событий культурной жизни страны, всего Центральноазиатского региона. Она является членом трех творческих союзов республики – композиторов, кинематографистов, журналистов, часто выступает на конференциях, симпозиумах, фестивалях, таких как, например, международный форум деятелей культуры Центральной Азии под эгидой фонда «Сорос – Кыргызстан», международный форум «Айтматов и современность» или международная конференция «Диалог культур на пространстве Содружества». Музыковед была участником научных конференций, проходивших в Москве, Праге, Париже, Ташкенте, Душанбе, Баку, Алматы, Бишкеке. К этому следует добавить и общественную деятельность – работу в оргкомитетах, участие в различных проектах и т. д. Последние годы Екатерина Лузанова сосредоточила свое внимание на написании серьезных музыковедческих и культурологических трудов: пришло время обобщения большого опыта работы в междисциплинарных проектах. Так, только за период с 1999 года ею написано более десяти книг: «По страницам киргизских балетов», «Кыргызское народное музыкальное творчество» (в соавторстве с проф. К. Дюшалиевым), «АсанханДжумахматов», «КулуйпаКондучалова», «Керим Турапов», «Кырккыз: Женщины – деятели культуры Кыргызстана», «Культура как философия развития: Кыргызстан на рубеже тысячелетий». Она редактор-составитель и соавтор сборников «МуратбекБегалиев: Статьи. Исследования. Материалы», «Чингиз Айтматов и современность», «Эстетическое воспитание как системный компонент школьного образования», посмертного издания монографии Г. Байсабаевой «Эпос «Манас» в контексте музыкальной культуры кыргызов» и др. Среди них можно выделить монографии «АсанханДжумахматов» (2004), «Керим Турапов» (2009) и «КулуйпаКондучалова» (2010). Герои этих книг – три выдающихся представителя отечественной культуры: дирижер, певец и государственный деятель. И насколько отличны друг от друга эти люди, настолько отличен и индивидуален избранный автором тон и манера повествования, стилистика, язык и, конечно же, форма подачи материала. Благодаря этому герои очерков-портретов предстают перед читателем живыми людьми, с их горестями и радостями, творческими устремлениями и раздумьями, взглядами на окружающий мир, жизнь. Вместе с тем, это серьезные культурологические исследования, хотя они и написаны легким, живым слогом и, что немаловажно, – весьма увлекательно. А достигается это тем, что повествование ведется на фоне развернутой панорамы культурной жизни страны, в конспект которой органично «вплетены» жизнь и творческая деятельность персонажей. Так, в композицию монографии о Джумахматове, которая даже внешне напоминает структуру оперы (введение-интродукция, чередуемые с «антрактами» главы-акты, заключительная постлюдияэпилог), введены своеобразные «интермеццо» – размышления автора. Иные композиционные средства находит автор для монографий о Кондучаловой и Турапове. И вот – последняя работа Лузановой, самая глубокая и как бы подводящая итог ее многолетней публицистической и научно-исследовательской деятельности: монография «Культура как философия развития: Кыргызстан на рубеже тысячелетий» (2010). В этом фундаментальном (объем – 30 печатных листов) труде автор исследует художественную культуру Кыргызстана не только с искусствоведческой точки зрения, но и в историко-культурологическом, философском плане, уделяя большое внимание роли личности в создании духовных, нематериальных ценностей, а именно, композиторам, художникам, артистам, кинематографистам… Кроме книг и монографий, на страницах республиканских газет и журналов «Слово Кыргызстана», «Вечерний Бишкек», «Общественный рейтинг», «МСН», «Курак», «TheTimesofCentralAsia», «TheBest» опубликованы десятки очерков и статей. В их числе такие яркие журналистские материалы, как «Горец» (о С. Чокморове), «Родительский талант» (о семье Т. Мураталиева), «По крови я – кочевник…» (о Ю. Шыгаеве), «Этот шелковый, шелковый, шелковый звук…» (о концертах в Кыргызстане известного американского виолончелиста Йо-Йо Ма и его ансамбле «Шелковый путь») и др. На традиционный вопрос пишущего эти строки об интересных фактах на творческом пути Екатерина Сергеевна, не задумываясь, отвечает: это встречи с выдающимися, незаурядными личностями, украшающими наш мир, нашу культуру и искусство. Такими, как солист Мариинского театра, великий бас современности Булат Минжилкиев, который в один из своих последних визитов в Кыргызстан, где его время было буквально «нарасхват» у журналистов, дал интервью молодому музыковеду в антракте спектакля «Князь Игорь». Такой же незабываемой была встреча с известной балериной АйсулуТокомбаевой, драматургом БексултаномЖакиевым, академиком Аскаром Какеевым. Или с режиссером АктаномАбдыкалыковым, который стал известным на весь мир новатором авторского кино АктаномАрымКубатом. Или с выдающейся комузисткой Самарой Токтахуновой. И таких встреч было много. Творческая деятельность Екатерины Лузановой получила официальное признание: она удостоена почетного звания заслуженного деятеля культуры Кыргызской Республики, знака «Отличник образования», премии Союза композиторов КР имени МукашаАбдраева и других регалий. В 2013 году ей присвоено ученое звание профессора.
Кузнецов А. Г. – музыковед, заслуженный деятель культуры КР, кандидат философских наук
Лузанова Екатерина Сергеевна умерла в августе 2021 года.