ТАТЬЯНА ИВАНОВНА
ЛАПШИНА
музыковед, кандидат педагогических наук, методист-разработчик образовательных программ Детской школы искусств №4 мэрии города Бишкек, консультант Центра традиционной музыки «Устатшакирт»
Участник и член оргкомитета международных и региональных конференций, круглых столов, фестивалей, форумов и симпозиумов. Тренер и ментор в области музыкальной педагогики, культуры и искусства. Член координационного совета Дельфийского комитета КР, член Евразийского Центра Дельфийских игр в КР, Отличник культуры КР.
ОБРАЗОВАНИЕ Лапшиной включает обучение в Кыргызском Государственном музыкальном училище им. Ы. Туманова (1993-1997, г. Каракол), где получила профессию преподавателя ДМШ по специальности «теория музыки». Далее продолжила обучение в Кыргызской Национальной консерватории им. К. Молдобасанова (2003). В 2009-2014 гг. обучалась в аспирантуре Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева (Институт педагогики, кафедра «Общая педагогика»), после защиты кандидатской диссертации на тему «Педагогические условия формирования эстетических вкусов младших школьников средствами искусства» присвоена степень кандидата педагогических наук (2016).
ОПЫТ РАБОТЫ. С 2002 г. и по настоящее время Т.И. Лапшина преподает музыкально-теоретические дисциплины в ДШИ №4 г. Бишкек, с 2005-2021 гг. была заведующей теоретическим отделением, с 2022 г. – методист инновационных технологий. С 2009 и по настоящее время является консультантом, методистом и координатором образовательных программ Центра традиционной музыки «Устатшакирт».
Профессиональной деятельностью задействованы разные возрастные категории, начиная с дошкольного возраста. В разные годы работала в Детской деревне SOS им. Г. Гмайнера, Детской музыкальной школе №5, детском саду «Вектор», общеобразовательных школах №19, №47 г. Бишкек и Кыргызской Национальной консерватории. Имеет опыт работы с детьми из неблагополучных семей Детской деревни SOS им. Г. Гмайнера; детьми, страдающими гиперактивностью (М/Ц «Дар – Вектор»).
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Начиная с 2000-х годов занимается разработкой и внедрением инновационных педагогических технологий по формированию эстетических вкусов детей средствами искусств, а также музыкальному просвещению подрастающего поколения. Результатом работы стали две авторские методические разработки: Семь видов искусства в эстетическом воспитании: Педагогическая технология радуги для детей от 3 до 10 лет» и «Начальное сольфеджио» с приложением в виде рабочих тетрадей «Домисолька» в 3-х частях для детей 5-7 лет.
В её активе разработка ряда образовательных программ по музыкальному и театральному искусству, в том числе, одним из значительных проектов стало создание в 2018 году мультимедийного образовательного комплекса по школьным предметам в рамках платформы Ibilim (разработкой интерактивного контента урока «Музыка» занимались Р.М. Сырдыбаева и Т.И. Лапшина: https://ibilim.edu.gov.kg/kyr/index.html). Мультимедийный учебно-образовательный проект оказал значительную поддержку для развития эстетического воспитания и музыкального образования школьников во время пандемии. В этот период Т.И. Лапшиной разработан и видео материал для младших школьников в качестве ознакомления с музыкальной грамотой и жанрами, который транслировался в группах на всевозможных мессенджерах на дистанционных уроках. В 2020 г., выпущен учебник на русском и кыргызском и языках под названием «Волшебный мир музыки / Музыканын сыйкырдуу дүйнөсү».
Автор более 40 статей в научных журналах и сборниках. Соавтор краткого терминологического словаря: Культура. Литература. Театр. Музыка. Изобразительное искусство. Кинематограф». Составитель книжек-раскрасок в 4-х частях «Музыкальные истории» (рус., кырг. яз., 2014), нотных сборников: «Песни народов Кыргызстана для детей школьного возраста», «Песни кыргызских композиторов для детского хора» А. Укурчинов (2019). Соавтор сборников информационно-методических материалов по театральному искусству, технический исполнитель сборника пьес кыргызских композиторов для скрипки и фортепиано в переложении Т. Туркменова (2017), а также нотного сборника для комуза «Улуу устат Ныязаалы (1856–1941). Ноталык жыйнак: Ныязаалынын күүлөрү жана устаттын аткаруучулук куржунундагы айрым чыгармалар» (2025).
ОРГАНИЗАЦИЯ И УЧАСТИЕ в мероприятиях регионального и международного уровней.
Особое внимание в работе уделяет интеграции традиционной кыргызской культуры в современную образовательную систему, участвуя в разработке образовательных стандартов и культурных инициатив, поддержанных Министерством культуры, информации и туризма КР, Министерством образования и науки КР, Кыргызской академией образования, Республиканским институтом повышения квалификации и переподготовки педагогических работников. Входила в число организаторов ряда Международных конференций и круглых столов по линии Дельфийских Открытых Бишкекских Игр, Детского фольклорного фестиваля «Наристе» (организуемых на ежегодной основе в Бишкеке, начиная с 2018 г.), II Бишкекского Форума культур (2024), Регионального турне театра «Умтул» с премьерой дастан-мюзикла «Аксаткын & Мырзы уул» (2022), Республиканского детского форума культуры «Өнөр ааламы – ArtSpace» (Бишкек, 2022), Фестиваля-школы «Лаборатория УСТАТ-ШАКИРТ» (Бишкек, 2019); Международного детского театрального фестиваля «Айтматов жана театр ааламы» (Талас, 2018) и др.
Неоднократно представляла Кыргызстан на различных международном уровне, в том числе, участница Международного форума по вопросам сохранения нематериального этнокультурного достояния народов РФ (Москва, 2024), XVI Форума творческой и научной интеллигенции государств-участников СНГ (Бишкек, 2023), Международного фестиваля искусств Contemporary Art Week (Коканд, Узбекистан, 2022), VII Всемирного фестиваля эпосов народов мира (Ош, 2023), VI Санкт-Петербургского Международного культурного форума (2018), I Международного молодежного Дельфийского фестиваля народного творчества (Новосибирск, 2019), Проектировочного семинара Консорциума «Вселенная кочевника» III Всемирных Игр кочевников (Урочище Кырчын, 2018), Биеннале культурных инициатив (Бишкек, 2021), I Форума молодых ученных КР (2010, г. Бишкек) и др.
Татьяна Ивановна Лапшина является постоянным ментором и спикером семинаров, интерактивных тренингов в области музыкальной педагогики, культуры, искусства и науки. Ежегодно проводит ряд открытых показательных уроков, мастер-классов, лекций, презентаций, инициатор выставок детского творчества, концертов с участием профессиональных музыкантов, деятелей культуры и искусства и учащихся.
В настоящее время продолжает свою научную и педагогическую деятельность, работая над развитием музыкального образования, сохранением традиционной музыкальной культуры и популяризацией национального наследия Кыргызстана, разрабатывая инновационные образовательные методики и программы, направленные на развитие креативных способностей детей и молодежи через различные виды искусства, арт-менеджмент, биокультурное разнообразие и эко-проектную деятельность.
НАГРАДЫ. За годы деятельности удостоена:
- Почетная грамота Управления культуры Мэрии города Бишкек (2),
- Почетная грамота Мэрии города Бишкек (1),
- Почетная грамота Министерства культуры, информации и туризма КР (1),
- Почетная грамота Центра «Устатшакирт» (1),
- Благодарственное письмо (4),
- Сертификат (23),
- Медаль «Отличник культуры КР».
ПЕРЕЧЕНЬ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ, НОТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Улуу устат Ныязаалы (1856–1941). Ноталык жыйнак: Ныязаалынын күүлөрү жана устаттын аткаруучулук куржунундагы айрым чыгармалар [Текс, ноты для комуза] // Түз. С. Шабданов, нотага терген Б.Алагушов. / Башкы ред.: Р. Сырдыбаева. Редакторлор: С. Кырчообаева, Т. Лапшина. Ред. коллегия: Г. Култаева, А. Аскарова, Б. Алагушов, К. Бийлибаев, К. Камбарбеков. М. Колбаева, М. Корпобаева, Ж. Нурмамбетов. Т. Нурманбетов, Т. Саламатов, О. Станбеков, Р. Сырдыбаева, Ч. Тойчубекова, Ч. Турумбаева, С. Шабданов. Корректору: Н. Жакыпова. Нотага терген/түшүргөн: Б. Алагушов. Компьютерде калыпка салган: С. Урмукеев (КР Президенти С.Н. Жапаровдун колдоосу менен Кара-Кыргыз автономиялуу облусунун түзүлгөндүгүнүн 100 жылдыгына карата басылды. Басмага Улуттук илимдер академиясынын. Ч. Айтматов атындагы Тил жана адабият институтунун окумуштуулар кенеши тарабынан сунуш кылынды). – Б.: Принт Экспресс, 2024. – 172 6.
Развитие искусства в контексте интеграционных процессов [Электронная версия журнала. – 245 с.] / Сырдыбаева Р.М., Лапшина Т. // Материалы международной научной конференции «Взаимодействие традиций и инноваций в эволюции музыкального искусства на современном этапе» в рамках НЕДЕЛИ НАУКИ. «Современное искусство Казахстана: исследовательский импульс и интеллектуальные инновации». V Секция: Иннова-ционные методы обучения в музыкальном образовании. – 10 апреля 2024, Алматы, Казахстан. – С. 199-206.
Взаимодействие инноваций и традиций в деятельности образовательных организаций культуры и искусства Кыргызстана / Лапшина Т.И., Сырдыбаева Р.М. // XII Том, журнал «Глобальная наука и инновация 2023: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ», Серия «Педагогические науки» № 1(19), апрель 2023. – Астана, Казахстан. – С. 3-6.
Пути формирования нового поколения зрителей и слушателей / Р. Сырдыбаева, Т. Лапшина // Международный научный журнал «GLOBAL SCIENCE AND INNOVATIONS 2022: CENTRAL ASIA» в рамках ХVІІІ Международной научно-практической конференции GLOBAL SCIENCE AND INNOVATIONS 2022: CENTRAL ASIA», г. Астана, Казахстан (15 декабря 2022). – С. 35-38.
Краткий словарь музыкальных терминов / Сост. Р. Сырдыбаева, Р. Сыдыкова, Т. Лапшина. – Б.: «Устатшакирт», 2022. – 33 с. (рукопись)
«Умтул-Музыка»: справочник / Сост. Р. Сырдыбаева, Сыдыкова, Т. Лапшина. – Б.: «Устатшакирт», 2022. – 50 с. (рукопись)
Роль диалога традиций, форм и жанров в формировании нового поколения зрителей и слушателей [Электронная версия] /Сырдыбаева Р., Лапшина Т. // Тезисы статьи в Научном международном журнале по итогам IX Международной конференции: Музыка и Танец. BİLDİRİLER KİTABI: 10. ULUSLARARASI MÜZİK VE DANS KONGRESİ BİLDİRİLER KİTABI. MARMARİS (Турция), 15-19 августа, 2022. – С. 89-91. [PDF с. 101-102].
Волшебный мир музыки: В качестве дополнительного материала по предмету “Музыка” для младшего школьного возраста = Музыканын сыйкырдуу дүйнөсү [Кига] / Сост.: Т. Лапшина, Р. Сырдыбаева; Рис. К. Рымбек; Ред.: А. Осмонова. – Б.: ОФ «Таалим-Форум», 2020. – 56 с. (рус. яз.); 56 б. (кырг. тили).
Укурчинов А. Кыргыз композиторлорунун балдар хору үчүн ырлары = Песни кыргызских композиторов для детского хора [Нотная хрестоматия] / Сост.: В. Садыкова, Р. Сырдыбаева, Т. Лапшина. – Б.: U-Color, 2019. – 184 б.
Кыргызстан элдиринин ырлары мектеп окуучулары учун = Песни народов Кыргызстана для детей школьного возраста. Изд. 2-е, дополн. Издание 2-е, дополн. [Нотная хрестоматия] / Сост.: Р. Сырдыбаева, Т. Лапшина. – Б.: U-Color, 2019. – 138 с.
Балдар менен бирге ырдайлы. Ыр китеп: 1, 2, 3. / Түз.: Р. Сырды-баева, У. Максатбекова. Технический исполнитель Т. Лапшина. – Б.: U-Color, 2019. – 62, 96, 84 б.
Входила в рабочую группу составителей Проекта-документа «Государственный Стандарт содержания, структуры и условий реализа-ции учебно-воспитательной деятельности детских образовательных организаций в области искусства Кыргызской Республики (ДШИ, ДМШ, ДХШ)». – Бишкек, 2019. – 247 с.
Туркменов Т. Сборник пьес кыргызских композиторов для скрипки и фортепиано = Кыргыз композиторлорунун скрипка жана фортепиано үчүн пьесалар жыйнагы: Клавир в 3-х частях с приложением партии скритки [Нотная хрестоматия] / Ред.: Е. Лузанова, Р. Сырдыбаева. Технич. Исполнитель Т. Лапшина. – Б.: U-Color, 2017. – 1ч. 136/32 с.; 2 ч. 84/32 с.; 3 ч. 145/45 с.
Современные аспекты музыкально-эстетического воспитания (На примере Центра «Устатшакирт») / Лапшина Т. И. // Научно-методический сборник Кыргызской Национально консерватории им. К. Молдобасанова, 2019. – С. 67-70.
Руководствуясь только законом... О монографии Р. Оморова «Интеллектуалдык менчик» («Интеллектуальная собственность») / Лапшина Т., Сырдыбаева Р. // Статья, газета «Слово Кыргызстана. В конце недели». – № 103 (23664), 21 сентября 2018 г. – С. 4.
Великий Айтматов в постановках Сетевого школьного фольклорно-этнографического театра «Умтул» Центра «Устатшакирт» / Т. И. Лапшина // Вестник Кыргызского Государственного университета им. И. Арабаева. – Бишкек 2018. – С. 204-206.
Фестиваль «Айтматов жана театр ааламы» Сети школьных театров «Умтул» Центра «Устатшакирт» / Сырдыбаева Р., Лузанова Е., Лапшина Т. // Вып. 12. Вестник партнеров Фонда Кристенсена в Центральной Азии. – 2018 г.
Тенденции развития музыкально-эстетического воспитания / Т.И. Лапшина // Вестник Кыргызского Государственного университета им. И. Арабаева. Вып.: «Азыркы билим берүүдѳ тил, ыйман, тарбия маселеренин актуалдуулугу» атту илимий-практикалык конференциянын материалдары. – Бишкек, 2017. – С. 139-142.
Педагогические технологии в формировании эстетических вкусов младших школьников / Т.И. Лапшина // Вестник культуры и искусств Кыр-гызского Государственного университета культуры и искусства им. Б. Бейшеналиевой. – Бишкек, 2017. – С. 62-66.
Краткий терминологический словарь: Культура. Литература. Театр. Музыка. Изобразительное искусство. Кинематограф [Текст и Интернет ресурс: literature.kg] // Сост. Р. Сырдыбаева, Е. Лузанова, Р. Сы-дыкова, Т. Лапшина. – Б.: Центр «Устатшакирт», 2015. – 96 с.
Кыргызстан элдеринин ырлары балдар үчүн = Песни народов Кыргызстана для детей [Нотная хрестоматия] / Ред.-сост. Т. Лапшина, Р. Сырдыбаева. – Б.: Устатшакирт, 2015. – 36 с.
Салттуу музыка 1-7 класс: Орто мектептин 1-класстары үчүн УМТУЛ эксперименталдык программасы. Мугалимдер үчүн методикалык көрсөтмө // Добоордун жетекчиси: Р. Сырдыбаева. Авторлор коллективи: С. Көчөрбаев, А. Намазбекова. Тех. ред.: Т. Лапшина. – Бишкек, 2015 (рукопись).
Лапшина Т.И. Семь видов искусства в эстетическом воспитании: Педагогическая «технология радуги» для детей от 3до 10 лет: Научно-методическое пособие / Т. И. Лапшина. – Б.: Принтцентр «Блиц», 2014. – 140 с.
Сетевой школьный этнографический театр «Умтул»: Принципы, задачи, методические рекомендации: Сборник информа-ционно-методических материалов // Б. Калчабаева, Р. Сырдыбаева, Е. Луза-нова, Т. Лапшина. – Б.: Центр «Устатшакирт», 2014. – 120 с.
Педагогические технологии на современном этапе развития системы образования Кыргызстана / Т. И. Лапшина // Вестник Кыргыз-ского Государственного университета им. И. Арабаева. Специальный вы-пуск. – Б., 2014. – С. 204-206.
Камбартууралуу баян: Боёмокитепче. Сүрөттөрдөн турган музыкалык жомоктор: 1-бөлүм = Легенда о Камбаре: Книжка-раскраска, 1 ч. // Сост.: Т. Лапшина, Айк. Намазбекова. Ред.: Р. Сырдыбаева. Рис.: Р. Валитов. – Б., 2014. – 18 б./с. (кырг., рус.).
Өнөрлүү бала: Боёмо китепче. Сүрөттөрдөн турган музыкалык жомоктор: 2- бөлүм = Талантливый мальчик: Книжка-раскраска, 2 ч. / Сост.: Т. Лапшина, Айк. Намазбекова. Ред.: Р. Сырдыбаева. Рис.: Р. Валитов. – Б., 2014. – 18 б./с. (кырг., рус.).
Үндөрдү найланасында: Боёмо китепче. Сүрөттөрдөн турган музыкалык жомоктор, 3-бөлүм = В окружении звуков: Книжка-раскраска, 3 ч. // Сост.: Т. Лапшина, Айк. Намазбекова. Ред.: Р. Сырдыбаева. Рис.: Р. Валитов. – Б., 2014. – 18 б./с. (кырг., рус.).
Эстетическое воспитание школьников средствами искусства с применением педагогической «технологии радуги / Т. И. Лапшина // Вестник Казахского национального педагогического университета имени Абая. Серия: начальная школа и физическая культура. – Алматы, 2012. – №3 (34). – С. 58-63.
Педагогические условия формирования эстетических вкусов младших школьников / Т. И. Лапшина // Наука и новые технологии. Республиканский научно-теоретический журнал. – Б., 2012. – №3. – С. 289-291.
Приоритеты эстетического воспитания в системе образования Кыргызстана / Т. И. Лапшина // Высшая школа Казахстана. Международное научно-педагогическое издание. – Алматы, 2012. – №2 (1). – С. 234-237.
Лапшина Т.И. Начальное сольфеджио: Методика экспери-ментальных интегрированных уроков для детей дошкольного возраста (методическая разработка). – Б.: Алтын Принт, 2012. – 80 с.
Лапшина Т.И. Тетради Домисолька (Начальное сольфеджио) Приложение в 3-х частях к экспериментальным интегрированным урокам для детей дошкольного возраста [Текст, нотная графика] / Т. И. Лапшина. – Б.: Позитив, 2012, 2020. – 72 с.
Педагогический опыт эстетического воспитания младших школьников / Т. И. Лапшина // Вестник Кыргызского Государственного университета им. И. Арабаева. – Б., 2011. – №6. – С. 87-88.
Роль интегрированного метода в кружковой работе с детьми младшего школьного возраста / Т. И. Лапшина // Сб. докладов II Международной научной заочной конференции. Вопросы научного образования по гуманитарным, социальным и психологическим специальностям. – М.: ИНГН, 2011. – С. 27-29.
Музыкальные утренники в школе: вопросы теории и практики / Т. И. Лапшина // Сб. научно-методич. трудов. Эстетическое воспитание как системный компонент школьного образования. – Б.: Блиц, 2011. – С. 79-90.
К вопросу о воспитании эстетических вкусов младших школьников (на базе дополнительного и специализированного образования) / Т. И. Лапшина // Вестник Кыргызского Государственного университета им. И. Арабаева. – Б., 2011. – №1 (2). – С. 212-216.
Эстетическое воспитание в образовательной системе Кыргыз-стана / Т. И. Лапшина // Вестник Кыргызского государственного универ-ситета им. И. Арабаева. Вып.1. Серии: педагогика и психология. Научно-практическая конференция: проблемы и перспективы развития педагогического образования. – Б., 2011. – №1. – С. 270-272.
Особенности современных педагогических технологий, применяемых в художественно-эстетическом воспитании / Т. И. Лапшина // Вестник Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева. Вып. 1. Серии: педагогика и психология. Научно-практическая конфе-ренция: проблемы и перспективы развития педагогического образования. – Б., 2011. – №1. – С. 273-275.
Роль музыкотерапии в коррекционно-развивающей адаптации детей/ Т.И. Лапшина // Гуманитарные проблемы современности. Научные труды молодых ученых НАН КР: Вып.12. – Б., 2010. – Вып.12. – С. 412-420.
Культура как основа воспитания нового поколения для толерантного общества / Т.И. Лапшина // Вестник Кыргызского Государст-венного университета строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Иса-нова. – Б., 2010. – №4 (30). – С. 237-241.
Эстетическое воспитание школьника как педагогическое условие развития нравственно и духовно обогащенной личности / Т.И. Лапшина // Вестник Международного университета Кыргызстана. – Б., 2010. – №1 (19). – С. 33-38.
Современные способы формирования педагогических условий эстетического воспитания школьников на примере Детской школы искусств № 4 г. Бишкек / Т.И. Лапшина // Вестник Международного университета Кыргызстана. – Б., 2010. – №1 (19). – С. 38-44.
Школьные театрализованные постановки эпоса «Манас» / Т. И. Лапшина // Вестник КГУ им. И. Арабаева. – Сб. материалов научно-практической конференции «Манасоведение сегодня: проблемы и перспективы». – Б., 2009. – №1 (3). – С. 252-259
КОНСУЛЬТАНТ, МЕТОДИСТ-РАЗРАБОТЧИК ПРОЕКТОВ:
Разработчик тестовых листов для Республиканской олимпиады по сольфеджио и теории музыки для учащихся старших классов ДШИ, инициированных Министерством культуры, информации, спорта и молодежной политики КР (2023).
Руководитель научно-исследовательской группы разрабатывавших темеу «Учебно-научная лаборатория инноваций и традиций в области культуры и искусства Кыргызстана (опыт тюркоязычных стран)», проекты отдела «Научно-исследовательских работ» при Министерстве образования КР (2022).
Составитель и главный редактор обновленных образовательных программ и календарных планов по музыкально-теоретическим дисциплинам для школ искусств КР (2021-2022).
Разработчик Проекта-документа: «Государственный Стандарт учебно-образовательной и воспитательной деятельности детских организаций дополнительного предпрофессионального образования культуры и искусства Кыргызской Республики (Детские музыкальные школы, Детские школы искусств, Детские художественные школы)» - Министерства культуры, информации и туризма КР (2018-2020).
Методист-разработчик мультимедийного блока предмета «МУЗЫКА» для начальных классов образовательного ресурса IBilim https://ibilim.edu.gov.kg/rus/. Проект ОФ «Таалим-Форум» реализован в рамках «Поддержки реформ в секторе образования» Министерством образования и науки КР, Кыргызской академией наук, Всемирным банком (2018).
«Радуга искусств» – междисциплинарный культурно-просвети-тельский проект, состоящий из нескольких взаимосвязанных компонентов: музыка, театр, арт-субботы (музей), арт-журналистика (Центр «Устатшакирт», уроки начального сольфеджио в ДШИ №4 г. Бишкек, действует с 2016 г.).
Проект «Умтул-Театр» – Центром «Устатшакирт» разработана и внедрена методика обучения школьников и учителей основам актерского мастерства, режиссуры и сценографии, за годы реализации проекта сформирована Сеть школьных театров «Умтул» по всей республике (инициирован в 2009 г., на региональном уровне действует с 2014 г.).
Проект «Вместе с музыкой» МОФ «Инициатива Розы Отунбаевой» и КНК им. К. Молдобосанова: проведение цикла концертов для школьников из новостроек (2012-2013 гг.).
Разработана авторская методика педагогической «технологии радуги». Практическую значимость имеют различные наглядные пособия, -аудио и -видеоматериалы «Страна искусства – это сказка!» предназначенные для учащихся младшего школьного возраста. Экспериментальная работа рассчитана на сотрудничество учителей разных предметов, школ, студий при котором создаются определенные условия для самореализации учащегося (2009 г.).
Проект «Умтул-Музыка» – авторская инновационная разработка коллектива Центра «Устатшакирт» проведения уроков «Музыка» в общеобразовательных школах Кыргызстана (действует с 2007 г.).
ЛАПШИНА
музыковед, кандидат педагогических наук, методист-разработчик образовательных программ Детской школы искусств №4 мэрии города Бишкек, консультант Центра традиционной музыки «Устатшакирт»
Участник и член оргкомитета международных и региональных конференций, круглых столов, фестивалей, форумов и симпозиумов. Тренер и ментор в области музыкальной педагогики, культуры и искусства. Член координационного совета Дельфийского комитета КР, член Евразийского Центра Дельфийских игр в КР, Отличник культуры КР.
ОБРАЗОВАНИЕ Лапшиной включает обучение в Кыргызском Государственном музыкальном училище им. Ы. Туманова (1993-1997, г. Каракол), где получила профессию преподавателя ДМШ по специальности «теория музыки». Далее продолжила обучение в Кыргызской Национальной консерватории им. К. Молдобасанова (2003). В 2009-2014 гг. обучалась в аспирантуре Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева (Институт педагогики, кафедра «Общая педагогика»), после защиты кандидатской диссертации на тему «Педагогические условия формирования эстетических вкусов младших школьников средствами искусства» присвоена степень кандидата педагогических наук (2016).
ОПЫТ РАБОТЫ. С 2002 г. и по настоящее время Т.И. Лапшина преподает музыкально-теоретические дисциплины в ДШИ №4 г. Бишкек, с 2005-2021 гг. была заведующей теоретическим отделением, с 2022 г. – методист инновационных технологий. С 2009 и по настоящее время является консультантом, методистом и координатором образовательных программ Центра традиционной музыки «Устатшакирт».
Профессиональной деятельностью задействованы разные возрастные категории, начиная с дошкольного возраста. В разные годы работала в Детской деревне SOS им. Г. Гмайнера, Детской музыкальной школе №5, детском саду «Вектор», общеобразовательных школах №19, №47 г. Бишкек и Кыргызской Национальной консерватории. Имеет опыт работы с детьми из неблагополучных семей Детской деревни SOS им. Г. Гмайнера; детьми, страдающими гиперактивностью (М/Ц «Дар – Вектор»).
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Начиная с 2000-х годов занимается разработкой и внедрением инновационных педагогических технологий по формированию эстетических вкусов детей средствами искусств, а также музыкальному просвещению подрастающего поколения. Результатом работы стали две авторские методические разработки: Семь видов искусства в эстетическом воспитании: Педагогическая технология радуги для детей от 3 до 10 лет» и «Начальное сольфеджио» с приложением в виде рабочих тетрадей «Домисолька» в 3-х частях для детей 5-7 лет.
В её активе разработка ряда образовательных программ по музыкальному и театральному искусству, в том числе, одним из значительных проектов стало создание в 2018 году мультимедийного образовательного комплекса по школьным предметам в рамках платформы Ibilim (разработкой интерактивного контента урока «Музыка» занимались Р.М. Сырдыбаева и Т.И. Лапшина: https://ibilim.edu.gov.kg/kyr/index.html). Мультимедийный учебно-образовательный проект оказал значительную поддержку для развития эстетического воспитания и музыкального образования школьников во время пандемии. В этот период Т.И. Лапшиной разработан и видео материал для младших школьников в качестве ознакомления с музыкальной грамотой и жанрами, который транслировался в группах на всевозможных мессенджерах на дистанционных уроках. В 2020 г., выпущен учебник на русском и кыргызском и языках под названием «Волшебный мир музыки / Музыканын сыйкырдуу дүйнөсү».
Автор более 40 статей в научных журналах и сборниках. Соавтор краткого терминологического словаря: Культура. Литература. Театр. Музыка. Изобразительное искусство. Кинематограф». Составитель книжек-раскрасок в 4-х частях «Музыкальные истории» (рус., кырг. яз., 2014), нотных сборников: «Песни народов Кыргызстана для детей школьного возраста», «Песни кыргызских композиторов для детского хора» А. Укурчинов (2019). Соавтор сборников информационно-методических материалов по театральному искусству, технический исполнитель сборника пьес кыргызских композиторов для скрипки и фортепиано в переложении Т. Туркменова (2017), а также нотного сборника для комуза «Улуу устат Ныязаалы (1856–1941). Ноталык жыйнак: Ныязаалынын күүлөрү жана устаттын аткаруучулук куржунундагы айрым чыгармалар» (2025).
ОРГАНИЗАЦИЯ И УЧАСТИЕ в мероприятиях регионального и международного уровней.
Особое внимание в работе уделяет интеграции традиционной кыргызской культуры в современную образовательную систему, участвуя в разработке образовательных стандартов и культурных инициатив, поддержанных Министерством культуры, информации и туризма КР, Министерством образования и науки КР, Кыргызской академией образования, Республиканским институтом повышения квалификации и переподготовки педагогических работников. Входила в число организаторов ряда Международных конференций и круглых столов по линии Дельфийских Открытых Бишкекских Игр, Детского фольклорного фестиваля «Наристе» (организуемых на ежегодной основе в Бишкеке, начиная с 2018 г.), II Бишкекского Форума культур (2024), Регионального турне театра «Умтул» с премьерой дастан-мюзикла «Аксаткын & Мырзы уул» (2022), Республиканского детского форума культуры «Өнөр ааламы – ArtSpace» (Бишкек, 2022), Фестиваля-школы «Лаборатория УСТАТ-ШАКИРТ» (Бишкек, 2019); Международного детского театрального фестиваля «Айтматов жана театр ааламы» (Талас, 2018) и др.
Неоднократно представляла Кыргызстан на различных международном уровне, в том числе, участница Международного форума по вопросам сохранения нематериального этнокультурного достояния народов РФ (Москва, 2024), XVI Форума творческой и научной интеллигенции государств-участников СНГ (Бишкек, 2023), Международного фестиваля искусств Contemporary Art Week (Коканд, Узбекистан, 2022), VII Всемирного фестиваля эпосов народов мира (Ош, 2023), VI Санкт-Петербургского Международного культурного форума (2018), I Международного молодежного Дельфийского фестиваля народного творчества (Новосибирск, 2019), Проектировочного семинара Консорциума «Вселенная кочевника» III Всемирных Игр кочевников (Урочище Кырчын, 2018), Биеннале культурных инициатив (Бишкек, 2021), I Форума молодых ученных КР (2010, г. Бишкек) и др.
Татьяна Ивановна Лапшина является постоянным ментором и спикером семинаров, интерактивных тренингов в области музыкальной педагогики, культуры, искусства и науки. Ежегодно проводит ряд открытых показательных уроков, мастер-классов, лекций, презентаций, инициатор выставок детского творчества, концертов с участием профессиональных музыкантов, деятелей культуры и искусства и учащихся.
В настоящее время продолжает свою научную и педагогическую деятельность, работая над развитием музыкального образования, сохранением традиционной музыкальной культуры и популяризацией национального наследия Кыргызстана, разрабатывая инновационные образовательные методики и программы, направленные на развитие креативных способностей детей и молодежи через различные виды искусства, арт-менеджмент, биокультурное разнообразие и эко-проектную деятельность.
НАГРАДЫ. За годы деятельности удостоена:
- Почетная грамота Управления культуры Мэрии города Бишкек (2),
- Почетная грамота Мэрии города Бишкек (1),
- Почетная грамота Министерства культуры, информации и туризма КР (1),
- Почетная грамота Центра «Устатшакирт» (1),
- Благодарственное письмо (4),
- Сертификат (23),
- Медаль «Отличник культуры КР».
ПЕРЕЧЕНЬ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ, НОТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Улуу устат Ныязаалы (1856–1941). Ноталык жыйнак: Ныязаалынын күүлөрү жана устаттын аткаруучулук куржунундагы айрым чыгармалар [Текс, ноты для комуза] // Түз. С. Шабданов, нотага терген Б.Алагушов. / Башкы ред.: Р. Сырдыбаева. Редакторлор: С. Кырчообаева, Т. Лапшина. Ред. коллегия: Г. Култаева, А. Аскарова, Б. Алагушов, К. Бийлибаев, К. Камбарбеков. М. Колбаева, М. Корпобаева, Ж. Нурмамбетов. Т. Нурманбетов, Т. Саламатов, О. Станбеков, Р. Сырдыбаева, Ч. Тойчубекова, Ч. Турумбаева, С. Шабданов. Корректору: Н. Жакыпова. Нотага терген/түшүргөн: Б. Алагушов. Компьютерде калыпка салган: С. Урмукеев (КР Президенти С.Н. Жапаровдун колдоосу менен Кара-Кыргыз автономиялуу облусунун түзүлгөндүгүнүн 100 жылдыгына карата басылды. Басмага Улуттук илимдер академиясынын. Ч. Айтматов атындагы Тил жана адабият институтунун окумуштуулар кенеши тарабынан сунуш кылынды). – Б.: Принт Экспресс, 2024. – 172 6.
Развитие искусства в контексте интеграционных процессов [Электронная версия журнала. – 245 с.] / Сырдыбаева Р.М., Лапшина Т. // Материалы международной научной конференции «Взаимодействие традиций и инноваций в эволюции музыкального искусства на современном этапе» в рамках НЕДЕЛИ НАУКИ. «Современное искусство Казахстана: исследовательский импульс и интеллектуальные инновации». V Секция: Иннова-ционные методы обучения в музыкальном образовании. – 10 апреля 2024, Алматы, Казахстан. – С. 199-206.
Взаимодействие инноваций и традиций в деятельности образовательных организаций культуры и искусства Кыргызстана / Лапшина Т.И., Сырдыбаева Р.М. // XII Том, журнал «Глобальная наука и инновация 2023: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ», Серия «Педагогические науки» № 1(19), апрель 2023. – Астана, Казахстан. – С. 3-6.
Пути формирования нового поколения зрителей и слушателей / Р. Сырдыбаева, Т. Лапшина // Международный научный журнал «GLOBAL SCIENCE AND INNOVATIONS 2022: CENTRAL ASIA» в рамках ХVІІІ Международной научно-практической конференции GLOBAL SCIENCE AND INNOVATIONS 2022: CENTRAL ASIA», г. Астана, Казахстан (15 декабря 2022). – С. 35-38.
Краткий словарь музыкальных терминов / Сост. Р. Сырдыбаева, Р. Сыдыкова, Т. Лапшина. – Б.: «Устатшакирт», 2022. – 33 с. (рукопись)
«Умтул-Музыка»: справочник / Сост. Р. Сырдыбаева, Сыдыкова, Т. Лапшина. – Б.: «Устатшакирт», 2022. – 50 с. (рукопись)
Роль диалога традиций, форм и жанров в формировании нового поколения зрителей и слушателей [Электронная версия] /Сырдыбаева Р., Лапшина Т. // Тезисы статьи в Научном международном журнале по итогам IX Международной конференции: Музыка и Танец. BİLDİRİLER KİTABI: 10. ULUSLARARASI MÜZİK VE DANS KONGRESİ BİLDİRİLER KİTABI. MARMARİS (Турция), 15-19 августа, 2022. – С. 89-91. [PDF с. 101-102].
Волшебный мир музыки: В качестве дополнительного материала по предмету “Музыка” для младшего школьного возраста = Музыканын сыйкырдуу дүйнөсү [Кига] / Сост.: Т. Лапшина, Р. Сырдыбаева; Рис. К. Рымбек; Ред.: А. Осмонова. – Б.: ОФ «Таалим-Форум», 2020. – 56 с. (рус. яз.); 56 б. (кырг. тили).
Укурчинов А. Кыргыз композиторлорунун балдар хору үчүн ырлары = Песни кыргызских композиторов для детского хора [Нотная хрестоматия] / Сост.: В. Садыкова, Р. Сырдыбаева, Т. Лапшина. – Б.: U-Color, 2019. – 184 б.
Кыргызстан элдиринин ырлары мектеп окуучулары учун = Песни народов Кыргызстана для детей школьного возраста. Изд. 2-е, дополн. Издание 2-е, дополн. [Нотная хрестоматия] / Сост.: Р. Сырдыбаева, Т. Лапшина. – Б.: U-Color, 2019. – 138 с.
Балдар менен бирге ырдайлы. Ыр китеп: 1, 2, 3. / Түз.: Р. Сырды-баева, У. Максатбекова. Технический исполнитель Т. Лапшина. – Б.: U-Color, 2019. – 62, 96, 84 б.
Входила в рабочую группу составителей Проекта-документа «Государственный Стандарт содержания, структуры и условий реализа-ции учебно-воспитательной деятельности детских образовательных организаций в области искусства Кыргызской Республики (ДШИ, ДМШ, ДХШ)». – Бишкек, 2019. – 247 с.
Туркменов Т. Сборник пьес кыргызских композиторов для скрипки и фортепиано = Кыргыз композиторлорунун скрипка жана фортепиано үчүн пьесалар жыйнагы: Клавир в 3-х частях с приложением партии скритки [Нотная хрестоматия] / Ред.: Е. Лузанова, Р. Сырдыбаева. Технич. Исполнитель Т. Лапшина. – Б.: U-Color, 2017. – 1ч. 136/32 с.; 2 ч. 84/32 с.; 3 ч. 145/45 с.
Современные аспекты музыкально-эстетического воспитания (На примере Центра «Устатшакирт») / Лапшина Т. И. // Научно-методический сборник Кыргызской Национально консерватории им. К. Молдобасанова, 2019. – С. 67-70.
Руководствуясь только законом... О монографии Р. Оморова «Интеллектуалдык менчик» («Интеллектуальная собственность») / Лапшина Т., Сырдыбаева Р. // Статья, газета «Слово Кыргызстана. В конце недели». – № 103 (23664), 21 сентября 2018 г. – С. 4.
Великий Айтматов в постановках Сетевого школьного фольклорно-этнографического театра «Умтул» Центра «Устатшакирт» / Т. И. Лапшина // Вестник Кыргызского Государственного университета им. И. Арабаева. – Бишкек 2018. – С. 204-206.
Фестиваль «Айтматов жана театр ааламы» Сети школьных театров «Умтул» Центра «Устатшакирт» / Сырдыбаева Р., Лузанова Е., Лапшина Т. // Вып. 12. Вестник партнеров Фонда Кристенсена в Центральной Азии. – 2018 г.
Тенденции развития музыкально-эстетического воспитания / Т.И. Лапшина // Вестник Кыргызского Государственного университета им. И. Арабаева. Вып.: «Азыркы билим берүүдѳ тил, ыйман, тарбия маселеренин актуалдуулугу» атту илимий-практикалык конференциянын материалдары. – Бишкек, 2017. – С. 139-142.
Педагогические технологии в формировании эстетических вкусов младших школьников / Т.И. Лапшина // Вестник культуры и искусств Кыр-гызского Государственного университета культуры и искусства им. Б. Бейшеналиевой. – Бишкек, 2017. – С. 62-66.
Краткий терминологический словарь: Культура. Литература. Театр. Музыка. Изобразительное искусство. Кинематограф [Текст и Интернет ресурс: literature.kg] // Сост. Р. Сырдыбаева, Е. Лузанова, Р. Сы-дыкова, Т. Лапшина. – Б.: Центр «Устатшакирт», 2015. – 96 с.
Кыргызстан элдеринин ырлары балдар үчүн = Песни народов Кыргызстана для детей [Нотная хрестоматия] / Ред.-сост. Т. Лапшина, Р. Сырдыбаева. – Б.: Устатшакирт, 2015. – 36 с.
Салттуу музыка 1-7 класс: Орто мектептин 1-класстары үчүн УМТУЛ эксперименталдык программасы. Мугалимдер үчүн методикалык көрсөтмө // Добоордун жетекчиси: Р. Сырдыбаева. Авторлор коллективи: С. Көчөрбаев, А. Намазбекова. Тех. ред.: Т. Лапшина. – Бишкек, 2015 (рукопись).
Лапшина Т.И. Семь видов искусства в эстетическом воспитании: Педагогическая «технология радуги» для детей от 3до 10 лет: Научно-методическое пособие / Т. И. Лапшина. – Б.: Принтцентр «Блиц», 2014. – 140 с.
Сетевой школьный этнографический театр «Умтул»: Принципы, задачи, методические рекомендации: Сборник информа-ционно-методических материалов // Б. Калчабаева, Р. Сырдыбаева, Е. Луза-нова, Т. Лапшина. – Б.: Центр «Устатшакирт», 2014. – 120 с.
Педагогические технологии на современном этапе развития системы образования Кыргызстана / Т. И. Лапшина // Вестник Кыргыз-ского Государственного университета им. И. Арабаева. Специальный вы-пуск. – Б., 2014. – С. 204-206.
Камбартууралуу баян: Боёмокитепче. Сүрөттөрдөн турган музыкалык жомоктор: 1-бөлүм = Легенда о Камбаре: Книжка-раскраска, 1 ч. // Сост.: Т. Лапшина, Айк. Намазбекова. Ред.: Р. Сырдыбаева. Рис.: Р. Валитов. – Б., 2014. – 18 б./с. (кырг., рус.).
Өнөрлүү бала: Боёмо китепче. Сүрөттөрдөн турган музыкалык жомоктор: 2- бөлүм = Талантливый мальчик: Книжка-раскраска, 2 ч. / Сост.: Т. Лапшина, Айк. Намазбекова. Ред.: Р. Сырдыбаева. Рис.: Р. Валитов. – Б., 2014. – 18 б./с. (кырг., рус.).
Үндөрдү найланасында: Боёмо китепче. Сүрөттөрдөн турган музыкалык жомоктор, 3-бөлүм = В окружении звуков: Книжка-раскраска, 3 ч. // Сост.: Т. Лапшина, Айк. Намазбекова. Ред.: Р. Сырдыбаева. Рис.: Р. Валитов. – Б., 2014. – 18 б./с. (кырг., рус.).
Эстетическое воспитание школьников средствами искусства с применением педагогической «технологии радуги / Т. И. Лапшина // Вестник Казахского национального педагогического университета имени Абая. Серия: начальная школа и физическая культура. – Алматы, 2012. – №3 (34). – С. 58-63.
Педагогические условия формирования эстетических вкусов младших школьников / Т. И. Лапшина // Наука и новые технологии. Республиканский научно-теоретический журнал. – Б., 2012. – №3. – С. 289-291.
Приоритеты эстетического воспитания в системе образования Кыргызстана / Т. И. Лапшина // Высшая школа Казахстана. Международное научно-педагогическое издание. – Алматы, 2012. – №2 (1). – С. 234-237.
Лапшина Т.И. Начальное сольфеджио: Методика экспери-ментальных интегрированных уроков для детей дошкольного возраста (методическая разработка). – Б.: Алтын Принт, 2012. – 80 с.
Лапшина Т.И. Тетради Домисолька (Начальное сольфеджио) Приложение в 3-х частях к экспериментальным интегрированным урокам для детей дошкольного возраста [Текст, нотная графика] / Т. И. Лапшина. – Б.: Позитив, 2012, 2020. – 72 с.
Педагогический опыт эстетического воспитания младших школьников / Т. И. Лапшина // Вестник Кыргызского Государственного университета им. И. Арабаева. – Б., 2011. – №6. – С. 87-88.
Роль интегрированного метода в кружковой работе с детьми младшего школьного возраста / Т. И. Лапшина // Сб. докладов II Международной научной заочной конференции. Вопросы научного образования по гуманитарным, социальным и психологическим специальностям. – М.: ИНГН, 2011. – С. 27-29.
Музыкальные утренники в школе: вопросы теории и практики / Т. И. Лапшина // Сб. научно-методич. трудов. Эстетическое воспитание как системный компонент школьного образования. – Б.: Блиц, 2011. – С. 79-90.
К вопросу о воспитании эстетических вкусов младших школьников (на базе дополнительного и специализированного образования) / Т. И. Лапшина // Вестник Кыргызского Государственного университета им. И. Арабаева. – Б., 2011. – №1 (2). – С. 212-216.
Эстетическое воспитание в образовательной системе Кыргыз-стана / Т. И. Лапшина // Вестник Кыргызского государственного универ-ситета им. И. Арабаева. Вып.1. Серии: педагогика и психология. Научно-практическая конференция: проблемы и перспективы развития педагогического образования. – Б., 2011. – №1. – С. 270-272.
Особенности современных педагогических технологий, применяемых в художественно-эстетическом воспитании / Т. И. Лапшина // Вестник Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева. Вып. 1. Серии: педагогика и психология. Научно-практическая конфе-ренция: проблемы и перспективы развития педагогического образования. – Б., 2011. – №1. – С. 273-275.
Роль музыкотерапии в коррекционно-развивающей адаптации детей/ Т.И. Лапшина // Гуманитарные проблемы современности. Научные труды молодых ученых НАН КР: Вып.12. – Б., 2010. – Вып.12. – С. 412-420.
Культура как основа воспитания нового поколения для толерантного общества / Т.И. Лапшина // Вестник Кыргызского Государст-венного университета строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Иса-нова. – Б., 2010. – №4 (30). – С. 237-241.
Эстетическое воспитание школьника как педагогическое условие развития нравственно и духовно обогащенной личности / Т.И. Лапшина // Вестник Международного университета Кыргызстана. – Б., 2010. – №1 (19). – С. 33-38.
Современные способы формирования педагогических условий эстетического воспитания школьников на примере Детской школы искусств № 4 г. Бишкек / Т.И. Лапшина // Вестник Международного университета Кыргызстана. – Б., 2010. – №1 (19). – С. 38-44.
Школьные театрализованные постановки эпоса «Манас» / Т. И. Лапшина // Вестник КГУ им. И. Арабаева. – Сб. материалов научно-практической конференции «Манасоведение сегодня: проблемы и перспективы». – Б., 2009. – №1 (3). – С. 252-259
КОНСУЛЬТАНТ, МЕТОДИСТ-РАЗРАБОТЧИК ПРОЕКТОВ:
Разработчик тестовых листов для Республиканской олимпиады по сольфеджио и теории музыки для учащихся старших классов ДШИ, инициированных Министерством культуры, информации, спорта и молодежной политики КР (2023).
Руководитель научно-исследовательской группы разрабатывавших темеу «Учебно-научная лаборатория инноваций и традиций в области культуры и искусства Кыргызстана (опыт тюркоязычных стран)», проекты отдела «Научно-исследовательских работ» при Министерстве образования КР (2022).
Составитель и главный редактор обновленных образовательных программ и календарных планов по музыкально-теоретическим дисциплинам для школ искусств КР (2021-2022).
Разработчик Проекта-документа: «Государственный Стандарт учебно-образовательной и воспитательной деятельности детских организаций дополнительного предпрофессионального образования культуры и искусства Кыргызской Республики (Детские музыкальные школы, Детские школы искусств, Детские художественные школы)» - Министерства культуры, информации и туризма КР (2018-2020).
Методист-разработчик мультимедийного блока предмета «МУЗЫКА» для начальных классов образовательного ресурса IBilim https://ibilim.edu.gov.kg/rus/. Проект ОФ «Таалим-Форум» реализован в рамках «Поддержки реформ в секторе образования» Министерством образования и науки КР, Кыргызской академией наук, Всемирным банком (2018).
«Радуга искусств» – междисциплинарный культурно-просвети-тельский проект, состоящий из нескольких взаимосвязанных компонентов: музыка, театр, арт-субботы (музей), арт-журналистика (Центр «Устатшакирт», уроки начального сольфеджио в ДШИ №4 г. Бишкек, действует с 2016 г.).
Проект «Умтул-Театр» – Центром «Устатшакирт» разработана и внедрена методика обучения школьников и учителей основам актерского мастерства, режиссуры и сценографии, за годы реализации проекта сформирована Сеть школьных театров «Умтул» по всей республике (инициирован в 2009 г., на региональном уровне действует с 2014 г.).
Проект «Вместе с музыкой» МОФ «Инициатива Розы Отунбаевой» и КНК им. К. Молдобосанова: проведение цикла концертов для школьников из новостроек (2012-2013 гг.).
Разработана авторская методика педагогической «технологии радуги». Практическую значимость имеют различные наглядные пособия, -аудио и -видеоматериалы «Страна искусства – это сказка!» предназначенные для учащихся младшего школьного возраста. Экспериментальная работа рассчитана на сотрудничество учителей разных предметов, школ, студий при котором создаются определенные условия для самореализации учащегося (2009 г.).
Проект «Умтул-Музыка» – авторская инновационная разработка коллектива Центра «Устатшакирт» проведения уроков «Музыка» в общеобразовательных школах Кыргызстана (действует с 2007 г.).