1964-ый год был знаменательным для молодого музыканта Камчибека Дюшалиева – ему исполнилось двадцать лет, он завершил учебу в Музыкальном училище им. М. Куренкеева и поступил в Алма-атинскую консерваторию. Тогда в Кыргызстане еще не было своего музыкального вуза, и наиболее способные выпускники музыкальных училищ направлялись на учебу в консерватории других городов Советского Союза, чаще всего – в Алма-Ату или Ташкент.
После успешной сдачи вступительных экзаменов, Дюшалиев был зачислен на подготовительный курс историко-теоретического факультета Института искусств им. Курмангазы, как в те годы официально именовалась консерватория. Прохождение подготовительного курса понадобилось по той причине, что Камчибек окончил училище как дирижер хора, а поступил на факультет, готовивший композиторов и музыковедов. Смена специальности потребовала более углубленных знаний по теоретическим дисциплинам – теории музыки, гармонии, полифонии, музыкальной формы и т. п. Чтобы наверстать упущенное, пришлось основательно засесть за учебники. Камчибек трудился, не жалея сил, и через год учился уже наравне со всеми. Успешной учебе способствовала творческая атмосфера, царившая тогда в вузе. В то время на историко-теоретическом факультете института работали прекрасные специалисты. Среди педагогов, у которых учился Дюшалиев, были такие видные музыковеды, как И. И. Дубовский, З. А. Визель, Н. Ф. Тифтикиди, П. В. Аравин, В. П. Дернова, Г. Н. Бисенова другие.
На первой лекции по гармонии Камибека ожидал приятный сюрприз: лекцию читал профессор Иосиф Игнатьевич Дубовский – об этом можно было только мечтать. Имя Дубовского знал почти каждый музыкант, ведь он был одним из авторов знаменитого «бригадного» учебника по гармонии, по которому училась вся страна, а его фамилия в нем стояла первой. Иосиф Игнатьевич был отличным педагогом, высокоэрудированным специалистом. Он был типичным представителем профессуры дореволюционного типа, свободно владел несколькими языками, был интеллигентен, тактичен, демократичен в общении. Дубовскому в ту пору исполнился 71 год, но он был бодр, энергичен, а в глазах у него светился живой ум и доброжелательность. Свой предмет профессор знал великолепно, являясь автором многих книг и методических пособий. На первом этаже нового корпуса института у него был свой класс с роялем. Занятие в классе Дубовского и даже просто общение с ним были чрезвычайно полезны для будущего музыковеда.
Курс анализа музыкальных произведений у Дюшалиева вела доцент Варвара Павловна Дернова, впоследствии доктор наук, профессор. Выпускница Ленинградской консерватории, она была не только прекрасным педагогом, но и крупным ученым, исследователем русской и казахской музыки. Она научила Камчибека, как нужно делать настоящий музыковедческий анализ, разбираться в структуре произведений, выявлять методы и приемы, которыми пользовался тот или иной композитор для создания музыкального образа.
Ярки и содержательны были лекции по русской музыке доцента, впоследствии профессора, Аравина. Седовласый, вальяжный и, в то же время, живой, эмоциональный, Петр Васильевич был удивительным рассказчиком – слушая его, студенты теряли чувство времени. С особым увлечением Петр Васильевич рассказывал о творчестве Мусоргского. Он рекомендовал изучать «Бориса Годунова» и «Хованщину» по клавирам, изданным под редакцией П. Ламма, поскольку в основу их были положены оригинальные версии
композитора. В кругу научных интересов Аравина были и проблемы развития казахской музыки. В том, что Дюшалиев стал известным музыковедом, исследователем кыргызской музыки была немалая заслуга доцента Аравина.
Среди других преподавателей консерватории, оставивших заметный след в профессиональной подготовке Дюшалиева, можно назвать Г. Н. Бисенову (история казахской музыки), А. Е. Байгаскину (научного руководителя дипломной работы), Л. П. Подземскую (музыка народов СССР) и Н. А. Лапченкова (русское народное творчество), З. А. Визеля (индивидуальные занятия по гармонии).
С четвертого курса научным руководителем Дюшалиева по курсовой и дипломной работам стал Дубовский. В качестве дипломной работы студент выбрал тему, связанную с кыргызской народной песней. Работа продвигались успешно, но в сентябре 1969 года, когда Камчибек уже учился на выпускном курсе, произошло непоправимое: от сердечного приступа профессор Дубовский скончался. Церемония прощания с выдающимся ученым и педагогом состоялась в Актовом зале института при большом стечении народа. Звучала траурная музыка в исполнении студенческого симфонического оркестра и хора. На глазах у многих стояли слезы.
Камчибек тяжело переживал утрату любимого педагога. Но жизнь продолжалась, и вскоре был назначен другой научный руководитель. Им стала А. Е. Байгаскина. К концу учебного года дипломная работа была написана и успешно защищена. Также успешно были сданы и государственные экзамены.
Шесть лет учебы в консерватории были использованы Дюшалиевым весьма плодотворно – он учился увлеченно, с полной самоотдачей: никогда не пропускал занятия, домашние задания выполнял точно и в срок, был энергичен, инициативен. Для повышения общего интеллектуального уровня и кругозора много читал, посещал спектакли Театра оперы и балета им. Абая, ходил на выставки и концерты, проходившие как в самой консерватории, так и на концертных площадках города. Большое впечатление на молодого музыканта произвели выступления Симфонического оркестра Казахской филармонии под управлением Фуата Мансурова, Оркестра народных инструментов имени Курмангазы, солиста оперы, народного артиста СССР Ермека Серкебаева. В начале 60-х годов в Большом зале консерватории был установлен орган, и Камчибек стал регулярно посещать концерты органной музыки.
Дюшалиев готовился стать музыковедом, а эта профессия требовала не только обширных и разносторонних знаний, но и многих навыков, в частности свободного владения своей речью, что необходимо для публичных выступлений. К сожалению, курс риторики в консерватории не преподавался, и тогда студент стал посещать лекции по ораторскому искусству, которые проводились в Русском драматическом театре им. М. Ю. Лермонтова – их вели известные в республике актеры, режиссеры, лекторы. Навыки, приобретенные на этих лекциях, помогли Дюшалиеву успешно выступать с докладами на студенческих научных конференциях, в том числе и на конференции в Казани, куда он был послан от консерватории. Учась на третьем курсе, Камчибек принял участие в конкурсе на лучшую студенческую работу. Его небольшое исследование, посвященной драматургии одного из этюдов Шопена, была отмечена призом – только что вышедшем из печати учебником по музыкальной форме Мазеля и Цуккермана.
И еще одно важное событие произошло в жизни Дюшалиева в студенческие годы – он стал участником фольклорных экспедиций, которые почти ежегодно организовывала консерватория. Экспедиции проводились во время летних каникул, а их целью был сбор
народных песен и инструментальных наигрышей. Группа, состоявшая из руководителя и 9-10 студентов, разъезжала по аилам различных регионов Казахстана, выискивая талантливых народных исполнителей и записывая на пленку их выступления (потом эти записи расшифровывались). Таким образом, студент побывал во многих отдаленных селах Талды-Курганской и Джамбульской областей, и, вполне возможно, что эти поездки во многом определили круг научных интересов будущего музыковеда, основные труды которого были связаны с песенной культурой кыргызского народа.
Жизнь и учеба в городе, где не было родных и близких, требовали определенных материальных затрат. Конечно, наш студент получал стипендию, но ее едва хватало на питание. Нужны еще были средства на покупку одежды, учебников, бытовые расходы и пр. Поэтому приходилось где-то подрабатывать. Время от времени на помощь приходил старший брат Кашимбек, трудившийся в родном селе агрономом. Но Камчибек довольствовался тем, что было: на первом месте всегда стояла учеба. Жил он в студенческом общежитии на проспекте Абая в комнате с двумя сокурсниками – Кайруллой Жузбасовым и Багдаулетом Амановым. Жили дружно: вместе готовились к экзаменам, так же вместе по вечерам готовили скромный студенческий ужин – чаще всего варили лапшу или жарили картошку. Был у Камчибека еще один друг, тоже теоретик Саша Скаковский. Он был алмаатинец и жил недалеко от общежития. Друзья часто собирались у него дома и готовились к зачетам или семинарам. Здесь они всегда находили тепло и радушие. Мать Саши, зная, что друзья сына живут в общежитии и часто приходят голодными, накрывала на стол и приглашала их пообедать.
Вообще, у Дюшалиева было много товарищей. Доброжелательный, тактичный, он располагал к себе людей, умел ценить дружбу. Среди его друзей были и кыргызстанцы, учившиеся вместе с ним в консерватории – кларнетисты Элис Шаршенбаев и Турсунбек Байсынов, певец Токтоналы Сейталиев, впоследствии народный артист СССР, ведущий солист кыргызской оперы.
Летом 1970 года дипломированный специалист вернулся на родину. Обогащенный знаниями, полный сил и грандиозных планов на будущее, он тут же включился в музыкальную жизнь Кыргызстана. Перед музыковедом открывалось широкое поле деятельности.
Андрей Кузнецов,
к. филос. н., профессор КРСУ,
заслуженный деятель культуры КР
После успешной сдачи вступительных экзаменов, Дюшалиев был зачислен на подготовительный курс историко-теоретического факультета Института искусств им. Курмангазы, как в те годы официально именовалась консерватория. Прохождение подготовительного курса понадобилось по той причине, что Камчибек окончил училище как дирижер хора, а поступил на факультет, готовивший композиторов и музыковедов. Смена специальности потребовала более углубленных знаний по теоретическим дисциплинам – теории музыки, гармонии, полифонии, музыкальной формы и т. п. Чтобы наверстать упущенное, пришлось основательно засесть за учебники. Камчибек трудился, не жалея сил, и через год учился уже наравне со всеми. Успешной учебе способствовала творческая атмосфера, царившая тогда в вузе. В то время на историко-теоретическом факультете института работали прекрасные специалисты. Среди педагогов, у которых учился Дюшалиев, были такие видные музыковеды, как И. И. Дубовский, З. А. Визель, Н. Ф. Тифтикиди, П. В. Аравин, В. П. Дернова, Г. Н. Бисенова другие.
На первой лекции по гармонии Камибека ожидал приятный сюрприз: лекцию читал профессор Иосиф Игнатьевич Дубовский – об этом можно было только мечтать. Имя Дубовского знал почти каждый музыкант, ведь он был одним из авторов знаменитого «бригадного» учебника по гармонии, по которому училась вся страна, а его фамилия в нем стояла первой. Иосиф Игнатьевич был отличным педагогом, высокоэрудированным специалистом. Он был типичным представителем профессуры дореволюционного типа, свободно владел несколькими языками, был интеллигентен, тактичен, демократичен в общении. Дубовскому в ту пору исполнился 71 год, но он был бодр, энергичен, а в глазах у него светился живой ум и доброжелательность. Свой предмет профессор знал великолепно, являясь автором многих книг и методических пособий. На первом этаже нового корпуса института у него был свой класс с роялем. Занятие в классе Дубовского и даже просто общение с ним были чрезвычайно полезны для будущего музыковеда.
Курс анализа музыкальных произведений у Дюшалиева вела доцент Варвара Павловна Дернова, впоследствии доктор наук, профессор. Выпускница Ленинградской консерватории, она была не только прекрасным педагогом, но и крупным ученым, исследователем русской и казахской музыки. Она научила Камчибека, как нужно делать настоящий музыковедческий анализ, разбираться в структуре произведений, выявлять методы и приемы, которыми пользовался тот или иной композитор для создания музыкального образа.
Ярки и содержательны были лекции по русской музыке доцента, впоследствии профессора, Аравина. Седовласый, вальяжный и, в то же время, живой, эмоциональный, Петр Васильевич был удивительным рассказчиком – слушая его, студенты теряли чувство времени. С особым увлечением Петр Васильевич рассказывал о творчестве Мусоргского. Он рекомендовал изучать «Бориса Годунова» и «Хованщину» по клавирам, изданным под редакцией П. Ламма, поскольку в основу их были положены оригинальные версии
композитора. В кругу научных интересов Аравина были и проблемы развития казахской музыки. В том, что Дюшалиев стал известным музыковедом, исследователем кыргызской музыки была немалая заслуга доцента Аравина.
Среди других преподавателей консерватории, оставивших заметный след в профессиональной подготовке Дюшалиева, можно назвать Г. Н. Бисенову (история казахской музыки), А. Е. Байгаскину (научного руководителя дипломной работы), Л. П. Подземскую (музыка народов СССР) и Н. А. Лапченкова (русское народное творчество), З. А. Визеля (индивидуальные занятия по гармонии).
С четвертого курса научным руководителем Дюшалиева по курсовой и дипломной работам стал Дубовский. В качестве дипломной работы студент выбрал тему, связанную с кыргызской народной песней. Работа продвигались успешно, но в сентябре 1969 года, когда Камчибек уже учился на выпускном курсе, произошло непоправимое: от сердечного приступа профессор Дубовский скончался. Церемония прощания с выдающимся ученым и педагогом состоялась в Актовом зале института при большом стечении народа. Звучала траурная музыка в исполнении студенческого симфонического оркестра и хора. На глазах у многих стояли слезы.
Камчибек тяжело переживал утрату любимого педагога. Но жизнь продолжалась, и вскоре был назначен другой научный руководитель. Им стала А. Е. Байгаскина. К концу учебного года дипломная работа была написана и успешно защищена. Также успешно были сданы и государственные экзамены.
Шесть лет учебы в консерватории были использованы Дюшалиевым весьма плодотворно – он учился увлеченно, с полной самоотдачей: никогда не пропускал занятия, домашние задания выполнял точно и в срок, был энергичен, инициативен. Для повышения общего интеллектуального уровня и кругозора много читал, посещал спектакли Театра оперы и балета им. Абая, ходил на выставки и концерты, проходившие как в самой консерватории, так и на концертных площадках города. Большое впечатление на молодого музыканта произвели выступления Симфонического оркестра Казахской филармонии под управлением Фуата Мансурова, Оркестра народных инструментов имени Курмангазы, солиста оперы, народного артиста СССР Ермека Серкебаева. В начале 60-х годов в Большом зале консерватории был установлен орган, и Камчибек стал регулярно посещать концерты органной музыки.
Дюшалиев готовился стать музыковедом, а эта профессия требовала не только обширных и разносторонних знаний, но и многих навыков, в частности свободного владения своей речью, что необходимо для публичных выступлений. К сожалению, курс риторики в консерватории не преподавался, и тогда студент стал посещать лекции по ораторскому искусству, которые проводились в Русском драматическом театре им. М. Ю. Лермонтова – их вели известные в республике актеры, режиссеры, лекторы. Навыки, приобретенные на этих лекциях, помогли Дюшалиеву успешно выступать с докладами на студенческих научных конференциях, в том числе и на конференции в Казани, куда он был послан от консерватории. Учась на третьем курсе, Камчибек принял участие в конкурсе на лучшую студенческую работу. Его небольшое исследование, посвященной драматургии одного из этюдов Шопена, была отмечена призом – только что вышедшем из печати учебником по музыкальной форме Мазеля и Цуккермана.
И еще одно важное событие произошло в жизни Дюшалиева в студенческие годы – он стал участником фольклорных экспедиций, которые почти ежегодно организовывала консерватория. Экспедиции проводились во время летних каникул, а их целью был сбор
народных песен и инструментальных наигрышей. Группа, состоявшая из руководителя и 9-10 студентов, разъезжала по аилам различных регионов Казахстана, выискивая талантливых народных исполнителей и записывая на пленку их выступления (потом эти записи расшифровывались). Таким образом, студент побывал во многих отдаленных селах Талды-Курганской и Джамбульской областей, и, вполне возможно, что эти поездки во многом определили круг научных интересов будущего музыковеда, основные труды которого были связаны с песенной культурой кыргызского народа.
Жизнь и учеба в городе, где не было родных и близких, требовали определенных материальных затрат. Конечно, наш студент получал стипендию, но ее едва хватало на питание. Нужны еще были средства на покупку одежды, учебников, бытовые расходы и пр. Поэтому приходилось где-то подрабатывать. Время от времени на помощь приходил старший брат Кашимбек, трудившийся в родном селе агрономом. Но Камчибек довольствовался тем, что было: на первом месте всегда стояла учеба. Жил он в студенческом общежитии на проспекте Абая в комнате с двумя сокурсниками – Кайруллой Жузбасовым и Багдаулетом Амановым. Жили дружно: вместе готовились к экзаменам, так же вместе по вечерам готовили скромный студенческий ужин – чаще всего варили лапшу или жарили картошку. Был у Камчибека еще один друг, тоже теоретик Саша Скаковский. Он был алмаатинец и жил недалеко от общежития. Друзья часто собирались у него дома и готовились к зачетам или семинарам. Здесь они всегда находили тепло и радушие. Мать Саши, зная, что друзья сына живут в общежитии и часто приходят голодными, накрывала на стол и приглашала их пообедать.
Вообще, у Дюшалиева было много товарищей. Доброжелательный, тактичный, он располагал к себе людей, умел ценить дружбу. Среди его друзей были и кыргызстанцы, учившиеся вместе с ним в консерватории – кларнетисты Элис Шаршенбаев и Турсунбек Байсынов, певец Токтоналы Сейталиев, впоследствии народный артист СССР, ведущий солист кыргызской оперы.
Летом 1970 года дипломированный специалист вернулся на родину. Обогащенный знаниями, полный сил и грандиозных планов на будущее, он тут же включился в музыкальную жизнь Кыргызстана. Перед музыковедом открывалось широкое поле деятельности.
Андрей Кузнецов,
к. филос. н., профессор КРСУ,
заслуженный деятель культуры КР