Владимир Янковский
Владимир Викторович Янковский вошел в историю киргизской музыки как видный музыковед, один из основоположников научного музыкознания в республике. Приехав в Киргизию в 1957 году после окончания Московской консерватории, он всю свою жизнь посвятил изучению киргизской народной и профессиональной музыки. Его перу принадлежит ряд фундаментальных исследований, десятки статей, опубликованных не только в Кыргызстане, но и за его пределами. В их числе – главы о киргизской музыке  в изданной в Москве пятитомной «Истории музыки народов СССР», «Истории киргизского искусства», монография  «Музыкальная культура Советской Киргизии (1917 – 1977)». Кроме того, Янковский проявил себя как даровитый композитор, автор целого ряда оригинальных сочинений, и педагог.
Владимир Янковский родился в 1926 году в Саратове в семье рабочего (позже его родители получили высшее образование, стали педагогами). После окончания школы-семилетки юноша поступил в сельскохозяйственный техникум. Время было тяжелое – шла кровопролитная война, отец ушел на фронт и вскоре погиб. Учеба в техникуме помогала как-то выжить, не умереть с голода. В год окончания войны Владимир завершил учебу. Молодой специалист, был направлен на работу в село. Со своими обязанностями справлялся хорошо, и быть бы ему агрономом-садоводом, если бы не безудержная тяга к музыке. Еще в детстве Владимир научился играть на нескольких инструментах (домре, мандолине, скрипке) и часто музицировал в семейном ансамбле. Позже, во время учебы в техникуме был активным участником художественной самодеятельности. Уже в те годы он хорошо играл по нотам, легко подбирал на слух полюбившиеся мелодии, много читал, пытался сочинять.
Всё это привело его в 1948 году в Саратовское музыкальное училище. Основанное в 1895 году, оно славилось своими традициями и давало своим питомцам отличную профессиональную подготовку. И хотя Янковский не оканчивал музыкальной школы, он хорошо сдал вступительные экзамены и поступил на теоретическое отделение училища. Музыкальная наука давалась юноше легко, а в усидчивости и прилежании ему мог бы позавидовать каждый. Однако, кроме чисто теоретических дисциплин – теории музыки, гармонии, полифонии, анализа, музыкальной литературы – Владимир немало уделял времени игре на фортепиано и, особенно, композиции. Заканчивая училище, он уже был автором нескольких музыкальных опусов. Позже, в одной из автобиографий музыковед напишет: «В училище я самостоятельно занимался композицией, отдавая преимущество инструментальным ансамблям (квартет для деревянных духовых, струнный квартет) и оркестру. Сочиненные для симфонического оркестра “Вальс”, “Мазурка”, “Ноктюрн” исполнялись в концертах Саратовской филармонии».
Государственная аттестационная комиссия рекомендовала выпускнику продолжить образование в  вузе, а поскольку в Саратовской консерватории композиторов не готовили, Владимир решил поступать в Московскую консерваторию им. П. И. Чайковского. Все вступительные экзамены он сдал на «хорошо» и «отлично» и лишь по композиции получил «удовлетворительно». Однако, принимавшие экзамены преподаватели обратили внимание на способного абитуриента, и он был зачислен в вуз, но только как теоретик.
            В 50-х годах в Московской консерватории предметы историко-теоретического цикла преподавали выдающиеся музыковеды – Р. Грубер, С. Богатырев, И. Способин, С. Скребков, Л. Рогаль-Левицкий и др. Их лекции были столь интересны и увлекательны, что студент, порой, забывал обо всем на свете и, стараясь не пропустить ни единого слова, записывал их в свои толстые тетради в клеточку. Автору этих строк, ученику Владимира Викторовича, довелось познакомится с ними. Исписанные бисерным каллиграфическим подчерком, конспекты вполне могли заменить учебник – настолько они были полны и содержательны. А с учебниками в то послевоенное время было сложновато.
            Пять лет учебы в консерватории – с 1952 по 1957 годы – были использованы Янковским чрезвычайно плодотворно. Он успевал не только хорошо учиться, но и ходить на концерты, в театры, музеи, принимать участие в общественной жизни консерватории мероприятиях. Всё оставшееся время музыкант посвящал сочинительству. Он пишет увертюру для русских народных инструментов, сюиту для симфонического оркестра, фортепианные пьесы.
Живя в студенческом общежитии, Владимир подружился со студентами из Кыргызстана – Т. Эрматовым, С. Медетовым, С. Мамбеталиевым, К. Айтыгуловым – они и уговорили своего товарища поехать после окончания консерватории работать к ним на родину. Защитив на «отлично» дипломную работу по теме «О некоторых новых положениях в области гармонии и их претворении в педагогической практике» (научный руководитель профессор Л. А. Мазель) и получив диплом музыковеда, Владимир собрал вещи и, заехав ненадолго в Саратов, отправился в далекий и незнакомый Фрунзе. С тех пор этот город стал для него второй родиной.
            По приезду во Фрунзе, Янковский сразу погружается  в гущу музыкальной жизни республики. Молодой специалист преподает теоретические дисциплины в Музыкально-хореографическом училище им. М. Куренкеева и одновременно исполняет обязанности ответственного секретаря Союза композиторов Киргизии. Дел оказывается более чем достаточно: Янковский участвует во всех мероприятиях, проводимых Союзом, посещает концерты и театральные спектакли, пишет статьи и рецензии. Еще до начала учебного года он публикует  статью об участии киргизских музыкантов во Всесоюзном конкурсе. Далее следуют рецензии на поставленную на сцене Киргизского академического театра оперы и балета оперу Л. Книппера «Мурат» и книгу В. Виноградова «Музыкальное наследие Токтогула». С увлечением работает Владимир Викторович и в училище. Помимо групповых занятий, он ведет кружок любителей музыки, знакомя своих учащихся с не входящими в учебные программы произведениями, учит их слушать и понимать музыку.
            Такая интенсивная деятельность сказывается на здоровье музыканта. В начале 1960 года с острыми болями в области желудка он оказывается в больнице. Заключение врачей категорично: нужна срочная операция. Однако операция прошла неудачно – из-за ошибки хирурга началось сильное кровотечение. Пациента всё же удалось спасти, но его здоровье было безвозвратно потеряно – это ощущалось все последующие годы.
            Однако, едва придя в себя, музыковед снова включается в привычный ритм работы, правда, от должности ответственного секретаря Союза ему пришлось отказаться. Тем не менее, связей с композиторской организацией не прерывает, а, наоборот, активизирует. В 1961 году Янковский становится членом Союза композиторов СССР, а год спустя создает одно из наиболее ярких своих сочинений – Увертюру на русские и киргизские темы для оркестра народных инструментов.
            В музыкальном училище Янковский преподавал в течение десяти лет. Конечно, эта работа отнимала у него массу времени. «Отсутствие в Киргизии достаточного количества педагогов-теоретиков, – сетовал музыкант, – а отсюда – постоянная загруженность педагогическими часами (42 часа в неделю) мешает мне более широко развернуть работу как в области музыковедения, так и в области музыкального творчества, к которому я испытываю постоянное стремление». Тем не менее, и в сфере педагогики музыкант проявил себя как истинный профессионал, оставив о себе самую добрую память в сердцах многочисленных учеников. Вспоминает композитор и пианист Михаил Бурштин:
– Когда я учился в училище, то гармонию нам преподавал директор А.В. Коханов. Я никак не мог постичь даже азы этой науки. Когда же его сменил Янковский, всё чудесным образом прояснилось. Владимир Викторович давал не только теорию предмета, а иллюстрировал все положения игрой на фортепиано отрывков или даже отдельных фрагментов известной музыки не только классиков, но и более близких нам по времени композиторов. Музыкальная эрудиция Янковского была очень широкой. Помню его сообщения на внеклассных собраниях с показом не всегда известной аудитории музыки с его комментариями и последующими обсуждениями, всегда интересными и содержательными. Со временем мы с ним обнаружили сходство в наших музыкальных вкусах и привязанностях и вообще, несмотря на разницу в возрасте, подружились.
Среди воспитанников Владимира Викторовича были многие видные киргизские музыканты самых разных специальностей – Э. Джумабаев, Ж. Малдыбаева, С. Осмонов, Ч. Исабаев, Б. Жандаров, Ч. Кожамжаров, К. Дюшалиев и многие другие.
В последующие годы Янковский трудился в самых разных сферах, входивших в компетенцию музыковеда: заведовал фольклорным кабинетом Союза композиторов Киргизии (в одной из экспедиций им было собрано более ста народных песен и кюу), занимал должность старшего редактора по музыке репертуарно-редакционной коллегии министерства культуры, систематически выступал в печати, как республиканской, так и общесоюзной (в журналах «Музыкальная жизнь», «Советская музыка», газете «Комсомольская правда»). Сюда следует добавить и активную музыкально-общественную деятельность Янковского: он избирался членом правления на III, IV, V и VI пленумах республиканской композиторской организации, готовил отчетные доклады, выступал с сообщениями, не прекращая при этом критической деятельности и сочинительства.
Так продолжалось до 1967 года, когда музыковед перешел на работу в Институт философии и права Академии наук Киргизской ССР, где трудился до самой кончины. В 1967-1979 годах он еще преподавал по совместительству в только что открывшимся во Фрунзе Институте искусств, а затем полностью сосредоточился на научной работе. Сотрудничество с сектором эстетики и искусствоведения института философии и права, возглавляемого в ту пору известным ученым-философом, членом-корреспондентом АН республики Азисом Салиевым Янковский начал еще в 1966 году, выступив со статьей в академическом сборнике «Токтогул – наш современник». Теперь же, в соавторстве с Б. Алагушовым, он работал над разделом, посвященным музыке, фундаментального исследования «История киргизского искусства» («Илим», 1971).
Главным же трудом музыковеда стало исследование «Музыкальная культура Советской Киргизии)», увидевшее свет лишь после смерти автора в 1982 году. В этой монографии впервые в отечественном музыкознании были рассмотрены пути развития основных жанров и форм киргизской профессиональной музыки за пятьдесят лет (1917-1967), проанализированные многие оперы, балеты, кантаты, оратории, симфонические и камерно-инструментальные сочинения, дана музыковедческая оценка творчества видных представителей музыкальной культуры республики. Среди многочисленных публикаций музыковеда необходимо также выделить статьи «О некоторых интернациональных элементах в киргизском инструментальном музыкальном фольклоре» ( в соавторстве с Б. Алагушовым), «Серьезная музыка и массовый слушатель», «Первенец киргизской оперы», «Композиторы Киргизии».
Как композитор Янковский наиболее самобытно проявил себя в инструментальных жанрах. В числе его лучших сочинений – «Праздничная увертюра» для симфонического оркестра, увертюра на русские и киргизские темы для оркестра народных инструментов, музыка к театральным постановкам, некоторые фортепианные пьесы. Музыке этих произведений присуща мелодическая свежесть, ясность и логичность формы, красочность гармоний. И еще одна немаловажная деталь: в музыке Янковского ощущается киргизский колорит. «Его собственные сочинения выдавали руку музыковеда-теоретика, – отмечает М. Бурштин, – но они были профессионально скомпонованными во всех отношениях».
В жизни Янковский был простым, скромным и добросердечным человеком. Несмотря на мягкий характер, он был тверд и принципиален в отстаивании своей позиции. Это был интеллигент в лучшем смысле этого слова – гуманный, образованный, хорошо воспитанный. Владимир Викторович говорил тихо, никогда не повышая голоса, всегда мог прийти на помощь, ценил дружбу и был надежным товарищем. В числе его близких друзей был пианист В. Фалковский, композиторы Т. Эрматов, А. Джаныбеков, В. Кончаков, хормейстер И. Никаноров.
Были у музыканта и увлечения. Так, приехав в Киргизию, он стал самостоятельно изучать киргизский язык и довольно преуспел в его освоении. В свободное время любил играть на скрипке или слушать музыкальные пьесы в исполнении выдающихся скрипачей, причем на слух мог определить тональность, хотя абсолютным слухом не обладал.  А еще Янковский любил мастерить – вырезал печати, которые ставил на свои книги и ноты, изготовил приспособления для вычерчивания нотных линеек и т.п.
Вклад Янковского в развитие киргизской профессиональной музыки трудно переоценить. «Владимир Викторович был единственным русским музыковедом (после А. Затаевича и В. Виноградова), постоянно и серьезно занимавшимся изучением киргизской музыкальной культуры, – пишет соавтор Янковского по некоторым совместным работам, народный артист республики Б. Алагушов. – Он глубоко знал особенности киргизского национального музыкального языка. В своих работах Янковский зачастую выступал как первооткрыватель многих фактов, как ученый, разрабатывающий не тронутую ранее тематику».
Все награды Янковский получил заслуженно, а это – Почетная Грамота Верховного Совета Киргизской ССР (1966), медаль «За доблестный труд» (1970), почетное звание заслуженного деятеля культуры республики (1975). Однако главной наградой музыковеду была любовь и признание друзей, знакомых, многочисленных коллег по музыкантскому, цеху, учеников, а их у Владимира Викторовича было немало. Его монография и статьи по киргизской музыке, хранящиеся в наших библиотеках и ставшие уже библиографической редкостью зачитаны до дыр. По ним учатся студенты, к ним обращаются специалисты. Они и сегодня нужны людям. Разве не в этом высшее предназначение человека – быть нужным обществу, людям?


Союз Композиторов Кыргызской Республики
© 2019