РЕЗЮМЕ
Уметалиева–Баялиева Чынар Топчубековна (Темиркул кызы), родилась 5 января 1958 г. в г.Фрунзе в семье выдающегося кыргызского акына и писателя Темиркула Уметалиева. Отец – Баялиев Топчубек Баялиевич, 1929 г. рождения, доктор исторических наук, профессор, мать – Уметалиева Джамал Темиркуловна, 1932 г. рождения, член-корреспондент НАН КР, доктор искусствоведения, профессор.
Училась в СШ №6 и музыкальной школе им.П.Ф.Шубина. В 1973 г. поступила в Кыргызское государственное музыкально-хореографическое училище им.М.Куренкеева (теоретическое отделение), которое окончила с красным дипломом в 1977 г.
В том же году впервые в Кыргызстане поступила в Московскую государственную дважды ордена Ленина консерваторию им. П.И.Чайковского на теоретико-композиторский факультет и успешно закончила её в 1982 г. по специальности «музыковедение». Осенью 1982 г. поступила в очную аспирантуру Академии Наук Кирг. ССР Института философии и права (сектор эстетики и искусствоведения). В 1983 г. сдала два экзамена кандидатского минимума по философии (отлично) и английскому языку (отлично).
В 1984–1986 гг. вела активную общественную деятельность – была членом комиссии от ЦК Компартии Киргизии по проверке состояния учреждений музыкальной культуры, а также в начале 90-х гг. вела плодотворную профессиональную работу по пропаганде музыкального творчества кыргызских композиторов: в мае 1991 г. была ведущим лектором Концертов из произведений молодых композиторов Кыргызстана (Малый зал Кыргызгосфилармонии). В 1987 г. была награждена почетной грамотой «Ардак Грамота» от Министерства культуры Кыргызской ССР за музыкально-просветительскую деятельность.
В 1989 г. была принята по конкурсу на должность младшего научного сотрудника в Отдел искусствоведения и эстетики Института языка и литературы АН Кыргызской ССР, где проработала до 1991 г. С 1991 г. по 2003 г. была вынуждена прервать трудовую деятельность по семейным обстоятельствам: воспитывала троих сыновей.
В 2003 г. была принята по конкурсу на работу в Кыргызский государственный технический университет им. И.Раззакова. С 2003 г. по 2006 г. работала старшим преподавателем по культурологии на кафедре «Философия и социальные науки». За годы работы в техническом университете ею было издано 5 научных статей, 3 методических указаний и 1 методическое пособие для студентов по культурологии, а также подготовлен к изданию материал монографии «Этногенез кыргызов: музыковедческий аспект». В Техническом университете выполняла активную общественную работу и вела просветительскую деятельность по пропаганде мирового классического музыкального искусства (руководитель клуба «Классика»). Студенты Уметалиевой-Баялиевой Чынар неоднократно награждались Дипломами I степени по культурологическим наукам.
В 2008 г. вышла в печать монография «Этногенез кыргызов: музыковедческий аспект. Историко-культурологическое исследование»(объём – 18 п.л.). В августе 2008 г. (Дипломатическая Академия КР, г. Бишкек) эта книга была презентована на международной конференции «Мир номадизма: прошлое и будущее» и получила всеобщее признание. Книга разошлась по многим странам: Россия, Китай, США, Норвегия, Швеция, Италия, Чехия, Франция и др.), кроме того в научном мире она имеет высокий уровень индекса цитирования. В 2016 году книга «Этногенез кыргызов: музыковедческий аспект. Историко-культурологическое исследование» была издана на кыргызском языке («Кыргыздардын этногенези: музыка таануу аспекти»).
В 2010–2011 гг. работала в Кыргызско–Турецком университете «Манас». Вела культурологию и «музыкальный дизайн» на факультете журналистики (на кыргызском языке).
В 2010 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Культурологический подход к проблеме изучения этногенеза кыргызов» и стала первым в Кыргызстане дипломированным кандидатом наук по культурологии. Специальность: 24.00.01 –теория и история культуры.
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Асанова Ү.А.
Уметалиева-Баялиева Чынар Топчубековна активно сотрудничает с Союзом композиторов Кыргызстана. Член Союза композиторов СССР с 1991 года. Имеет 58 научных публикаций, 2 монографии (1 книга в печати).
С 25.01.14 г. была принята на работу в Национальную Академию Наук Кыргызской Республики, институт философии и политико-правовых исследований, в Отдел «Духовная культура» ведущим научным сотрудником. Многократно награждалась Грамотой «За активное участие в общественной жизни Института» (2014-2015 гг.).
В мае 2015 года завершила докторскую диссертацию по теме «Истоки и эволюция речевого языка и музыки: культурологический анализ» и представила к обсуждению.
С 4 декабря 2015 г. получила научную степень доцента.
Замужем. Муж Асанов Эмиль Даирович, 1956 г. рождения – единственный практикующий в Кыргызстане специалист по компьютерной лингвистике, автор уникального программного продукта “Тамга–КИТ”. Вместе с мужем вырастили троих сыновей.
В 2017 году защитила докторскую диссертацию по культурологии на тему «Истоки и эволюция речевого языка и музыки: культурологический анализ» (шифр: 24.00.01. – теория и история культуры) и стала первым доктором наук по культурологии не только в Кыргызстане, но и во всей Центральной Азии.
05.09.2019.
Уметалиева–Баялиева Ч.Т.
Доктор культурологии, заведующая Отделом «Культуры и искусства»
Института философии, права и
политико-правовых исследований
Национальной Академии наук
Кыргызской Республики.
Уметалиева–Баялиева Чынар
Уметалиева–Баялиева Ч. Т.– музыковед-теоретик, культуролог, доктор культурологии. Впервые в истории кыргызской музыкальной культуры поступила в Московскую государственную дважды ордена Ленина консерваторию им. П.И.Чайковского на композиторско-теоретический факультет, по специальности «музыковедение». Успешно закончила консерваторию, защитив дипломную работу на «отлично» и получила рекомендацию в аспирантуру.
Родилась в семье выдающегося кыргызского акына, Народного писателя Кыргызстана, Лауреата государственной премии им. Токтогула, видного общественного деятеля, ветерана Великой Отечественной войны Темиркула Уметалиева. С детства была окружена атмосферой литературы, искусства, живописи, музыки. Мама Уметалиевой-Баялиевой Ч. – Джамал Темиркуловна Уметалиева – первый доктор искусствоведения в Центральной Азии, Заслуженный деятель искусств Кыргызстана, Академик Академии художеств Кыргызстана, член – корреспондент Академии Наук Кыргызстана. Папа – Баялиев Топчубек Баялиевич – доктор исторических наук.
Чынара родилась 5 января 1958 года в г. Фрунзе Кыргызской ССР. В 8 лет поступила в музыкальную школу им. П.Ф.Шубина, в класс Заслуженного деятеля искусств Кыргызской ССР Богомольной Светланы Львовны (фортепиано). Чынара показала себя способной ученицей и готовила себя к карьере пианистки. В 1973 году она поступает в Кыргызское государственное музыкально-хореографическое училище им. М.Куренкеева на специальность «спец. фортепиано». Со временем переходит на теоретическое отделение данного училища. В 1977 году закончила училище с красным дипломом. В том же году Уметалиева–Баялиева поступает в Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского на теоретико-композиторский факультет. Сдаёт 9 вступительных экзаменов! Её болельщиками были – Чынгыз Айтматов, Кулуйпа Кондучалова (министр культуры Киргизской ССР), Асанхан Джумахматов (известный кыргызский дирижер, музыкальный педагог), Мукаш Абдраев (известный кыргызский композитор, председатель правления Союза композиторов Киргизской ССР) и др.
Учёба в Московской консерватории была для Чынары большим испытанием в стойкости, трудоспособности и самоорганизации, а также сыграла решающую роль в формировании её профессиональных навыков. Она занималась у выдающихся советских учёных-музыковедов, профессоров Московской государственной консерватории: Цытович Т.Э. - профессор, кафедра «Истории зарубежной музыки», Музыка Австрии и Германии XVIII - XIX вв. (история зарубежной музыки); Царёва Е.М. - Доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств России, профессор. Общие курсы истории зарубежной музыки, «Немецкий романтизм» (Шуберт, Шуман, Шопен, Брамс) (история зарубежной музыки); Григорьев С.С. - профессор, автор учебника «Теоретический курс гармонии» (гармония); Мюллер Т.Ф. - профессор, декан теоретико-композиторского факультета Московской консерватории (сольфеджио); Агажанов А.П. – профессор, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин (сольфеджио); Розанов А.С. – профессор, пианист, кандидат наук по музыковедению (фортепиано); Барсова И.А. – профессор, доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РФ (чтение симфонических партитур на кафедре инструментовки); Холопов Ю.Н. – профессор, доктор искусствоведения (очерки современной гармонии); Назайкинский Е.В. – профессор, доктор искусствоведения - Психология музыкального восприятия (анализ музыкальных форм); Николаева Н.С. – профессор, ученый и педагог. Научные интересы концентрировались на проблемах симфонизма, художественного метода и стиля. Кафедра истории западно-европейской музыки классико-романтического периода: от Бетховена до А. Брукнера (история зарубежной музыки); Хачатурян К.С. – профессор, Заслуженный деятель искусств РСФСР (инструментовка); Протопопов В.Вас. – профессор, доктор искусствоведения, автор множества исследований по вопросам истории и теории музыки, в том числе «История полифонии в ее важнейших явлениях» (полифония: строгий и свободный стили; полифонический анализ); Скребкова – Филатова М.С. – профессор, Заслуженный деятель искусств РФ, доктор искусствоведения, композитор, музыковед (анализ музыкальных форм); Крауклис Г.В. – профессор, доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РФ (история зарубежной музыки); Сорокина Е.Г. – профессор, заведующая кафедрой истории русской музыки, российская пианистка - профессор кафедры камерного ансамбля и квартета Московской консерватории, доктор искусствоведения (русская классическая музыка); Кандинский А.И. – профессор, доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РФ (история русской музыки); Долинская Е.Б. – профессор, доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РФ (музыка ХХ века; советская музыка); и многие другие.
В 1981 - 1982 гг. Уметалиева–Баялиева Ч. сдаёт все государственные экзамены на «отлично» (советская музыка: научное исследование «Шостакович. Поздний стиль» руководитель профессор Долинская Е.Б.; фортепиано – профессор Розанов А.С., программа: Бах, Бетховен, Скарлатти, Рахманинов, Шостакович, Дж.Энеску – ансамбль: дуэт фортепиано и флейты «Presto. Сantabile»; английский язык – доцент Маслова О.Л. - кафедра иностранных языков). Она приступает к написанию дипломной работы и выбирает тему, посвящённую кыргызской тематике. Руководителем дипломной работы Уметалиевой – Баялиевой Ч. становится профессор Розанова Юлия Андреевна (специалист по творчеству П.И.Чайковского - «Симфонические принципы балетов Чайковского» - кафедра русской музыки, тогда кафедра истории музыки народов СССР). Тема дипломной работы была определена как: Балет – оратория К.Молдобасанова «Материнское поле» (К вопросу о синтезе жанров). Это было масштабное исследование с анализом музыкальной драматургии (принципы сквозного развития, характеристика образов, тематизм, народные истоки), особенностей жанра балета-оратории «Материнское поле» (драматургические функции хора в балете, драматургические функции драматическоого чтения, хореография и сценография спектакля «Материнское поле»), литературного источника и сценарного плана балета-оратории. Работа была также богато проиллюстрирована и снабжена нотными примерами. Дипломная работа Уметалиевой-Баялиевой была защищена на «отлично» и вызвала у профессуры Московской консерватории большой интерес. Так, председатель государственной комиссии по защите дипломных работ – заведующая кафедрой теории музыки Киевской консерватории Горюхина Надежда Александровна попросила один экземпляр дипломной работы себе. Уметалиеву – Баялиеву Ч. после защиты дипломной работы рекомендовали в аспирантуру Московской консерватории. Но, по состоянию здоровья, Чынара была вынуждена приехать домой, в Кыргызстан.
Осенью 1982 года она поступает в очную аспирантуру Академии Наук Кыргызской ССР Института философии и права (сектор эстетики и искусствоведения), в 1983 году сдаёт два экзамена кандидатского минимума по философии (отлично) и английскому языку (отлично). Тема её будущей кандидатской диссертации по музыковедению определяется как «Кыргызская симфоническая музыка. История и современность». Руководителем Чынары была утверждена профессор Московской консерватории Розанова Ю.А. В 1989 году Чынара была принята по конкурсу на должность младшего сотрудника Отдела искусствоведения Института языка и литературы АН Кыргызской ССР, где проработала до конца 1990 года.
В 1980-е годы Чынара активно публикуется по проблемам искусствоведения и музыковедения в местных журналах: «От литературного первоисточника к синтезу искусств» («Литературный Кыргызстан», №4, 1983); «Материнское поле» на балетной сцене» (Кыргызстан маданияты», 15 июль, 1982;) и другие статьи. Большое внимание автор уделяет симфоническому жанру в республике: «Становление симфонического жанра в кыргызской музыке» (журнал «Ала – Тоо, №11, 1984); «Симфонизм в кыргызской музыке» («Кыргызстан маданияты», №8, 1988) и другие. За активное участие в жизни журнала «Кыргызстан маданияты» (печатный орган Союза писателей и Министерства Культуры Кыргызской ССР) Чынара в 1987 году завоёвывает первое место в конкурсе и награждается «Почётной грамотой».
После окончания Московской консерватории, в 1982 году состоялась встреча Уметалиевой – Баялиевой Ч. с председателем правления Союза композиторов Кырыгзской ССР Калыем Молдобасановым, который высоко оценил её дипломную работу по исследованию балета – оратории “Материнское поле”. К.Молдобасанов рекомендовал Чынару в члены Союза композиторов СССР. Уметалиева – Баялиева Ч. – член Союза композиторов СССР с 1991 года. Она – активный участник заседаний Союза композиторов Кыргызской ССР. Так, 16 мая 1991 года Уметалиева – Баялиева Ч. вела концерт-лекцию из произведений молодых композиторов – кандидатов в члены СК СССР, который состоялся в Малом зале Кыргызгосфилармонии.
С 1991 по 2001 годы Чынара была вынуждена прервать трудовую деятельность: воспитывала троих сыновей. Муж Асанов Эмиль Даирович – единственный практикующий в Кыргызстане специалист по компьютерной лингвистике, автор уникального программного продукта для применения кыргызского языка в компьютерных технологиях “Тамга – КИТ.”
В 2001 по 2003 годы Уметалиева – Баялиева осваивает новую дисциплину культурология. В 2003 году Чынара была принята по конкурсу на работу в Кыргызский государственный технический университет им.И.Раззакова старшим преподавателем по культурологии на кафедру “Философия и социальные науки”. Помимо преподавательской деятельности, она активно участвовала в международных научно-технических симпозиумах – “Гуманитарные науки” (участие в научных конференциях с докладами: “Фольклор в современной музыке”- 2004, “К истории зарождения симфонического жанра в Кыргызстане”- 2004; “Диалог культур, диалог цивилизаций”- 2006), а также вела музыкально-просветительскую деятельность среди студентов и преподавательского состава Университета, являясь руководителем клуба любителей классической музыки “Классика.” Руководимые ею студенты ежегодно участвовали и удостаивались первых мест на научных студенческих конференциях. В Кыргызском Государственном Техническом Университете им. И.Раззакова Уметалиева – Баялиева Ч. опубликовала 8 научных статей, большая часть из них была посвящена проблемам культуры и образования: “Повышение качества преподавания социогуманитарных наук в техническом вузе (проблемы вузовской педагогики и пути их решения)”, “Массовая и элитарная культура”, “История мировой и отечественной культуры”, “Культурология” и другие труды.
В 2006 году Уметалиева – Баялиева приступает к написанию монографии “Этногенез кыргызов: музыковедческий аспект. Историко-культурологическое исследование”. Книга вышла в 2008 году, вызвав горячий интерес к себе научной общественности. Уметалиева – Баялиева Ч. выступила с докладами по данной проблеме в ряде вузов страны: Американском Университете в Центральной Азии, Кыргызском Государственном Университете им. И.Арабаева, Кыргызско – Турецком Университете “Манас” и др. Материалы данной монографии были использованы в докторских диссертациях по философии, истории, кандидатских диссертациях по культурологии, философии, истории. Книга получила признание и восторженный отклик в России (Москва, Свердловск, Якутск, Кемерово и др.), а также нашла своих читателей в странах мира: Китай, Монголия, Корея, Япония, США, Болгария, Франция, Италия, Норвегия. В научном мире Кыргызстана данная монография имеет высокий индекс цитируемости.
В 2008 – 2009 гг. проходила апробация результатов её исследований в области тематики происхождения кыргызского этноса через его музыкальную систему. Эти результаты получили отражение в научно-публицистическом фильме “Салт – санат”, который с успехом транслировался на 5-ом канале в 2008 году и на 1-ом государственном канале в 2009 году. Совместно со студией “Мен кыргызмын” вышло в эфир на государственном радиоканале 2 передачи с кратким изложением результатов исследований по теме диссертации Уметалиевой – Баялиевой Ч.
В 2010 году Уметалиева – Баялиева защитила кандидатскую диссертацию по культурологии на тему “Культурологический подход к проблеме изучения этногенеза кыргызов” и стала первым в Кыргызстане дипломированным кандидатом наук по культурологии. Неоднократно выступала в качестве оппонента при защите кандидатсикх диссертаций по культурологии в Национальной Академии Наук Кыргызской Республики.
В 2009 – 2013 гг. выступала с докладами в различных конференциях, посвящённых традиционной кыргызской музыкальной культуре (“Кыргыз салттуу музыка Жумалыгы” – “Неделя кыргызской традиционной музыки” – 2009г., 25-28 апрель; “Кыргыз салттуу билимдери – салттуу музыканын өзөгү” – «Традиционные знания кыргызов как основа развития традиционной музыки» - 2013г., 13 декабрь), а также принимала участие в конференциях, посвящённых проблеме происхождения кыргызского народа («О новых научных материалах по этногенезу кыргызского народа: его истории, генетике, этнографии, археологии и лингвистике» - 2012г., январь) и др.
В 2010 – 2011гг. Уметалиева – Баялиева преподавала в Кыргызско-Турецком университете “Манас,” вела дисциплину “музыкальный дизайн” на кыргызском языке (факультет журналистики).
С января 2014 года Уметалиева – Баялиева Ч. работает ведущим научным сотрудником отдела “Духовная культура” Института философии и политико-правовых исследований Национальной Академии Наук Кыргызской Республики. Многократно награждалась Грамотой «За активное участие в общественной жизни Института» (2014-2015 гг.).
В 2017 году защитила докторскую диссертацию по культурологии на тему «Истоки и эволюция речевого языка и музыки: культурологический анализ» (шифр: 24.00.01. – теория и история культуры) и стала первым доктором наук по культурологии не только в Кыргызстане, но и во всей Центральной Азии.
Основные научные труды:
«Саманчынын жолу» балеттик сахнада («Материнское поле» на балетной сцене) – Кыргызстан маданияты, 1982, 15 июля;
От литературного первоисточника к синтезу искусств - Литературный Кыргызстан, 1983, №4;
К вопросу о синтезе жанров в искусстве - Тезисы конференции «Актуальные вопросы марксистско-ленинской философии и юридических наук». Фрунзе: Илим, 1983;
Кыргыз музыкасында симфония жанрынын калыптанышы (Становление симфонического жанра в кыргызской музыке) – Ала – Тоо, №11, 1984;
Кыргыз музыкасындагы симфонизм (Симфонизм в кыргызской музыке) – Кыргызстан маданияты, 1987, 9 апреля;
Абдылас Малдыбаев (Музыка, идущая от сердца) – Кыргызстан маданияты, 1988, 25 августа;
Этот трудный «лёгкий» жанр – Советская Киргизия, 1984, 15 июля;
Конкурс молодых – Информационный бюллетень секретариата Правления Союза композиторов СССР. 1986, № 6-7;
Симфония памяти Токтогула – Советская Киргизия, 1986, 22 июля;
Симфоническая драматургия балета – оратории К.Молдобасанова “Материнское поле” – Сб. “Чингиз Айтматов и духовная культура,” Бишкек, 1999;
Симфоническое творчество М.Бегалиева – Материалы международной научной конференции “Современные технологии и управление качеством в образовании, науке и производстве: адаптации и внедрения.” Бишкек, 2001;
Фольклор в современной музыке – Известия Кыргызского технического университета им.И.Раззакова. Бишкек, 2004, №6;
К истории зарождения симфонического жанра в Кыргызстане – “Образование через науку.” Материалы международного научно-технического симпозиума. Бишкек, 2004;
Повышение качества преподавания социогуманитарных наук в техническом вузе (проблемы вузовской педагогики и пути их решения) – “Проблемы обеспечения качества высшего образования в университете.” Материалы научно-методического семинара (2005, 6-7 декабря). Бишкек, 2006;
Диалог культур, диалог цивилизаций – Известия кыргызского государственного технического университета им.И.Раззакова. Материалы Международной научно-технической конференции “Инновации в образовании, науке и технике.” Том 3. Бишкек, 2006;
Массовая и элитарная культура – Материалы 47-ой научно-технической конференции студентов и молодых учёных “Молодёжь и наука – будущее Кыргызстана.” Бишкек, 2005;
История мировой и отечественной культуры – Методические указания для студентов всех специальностей. Бишкек, 2005;
Культурология – Методические указания для студентов заочной формы обучения всех специальностей. Бишкек, 2006;
Массовая культура – Методическое пособие для студентов технических специальностей. Бишкек, 2005;
Мастера – симфонисты. Глава в книге “Творческие портреты мастеров профессионального искусства Кыргызстана” – Бишкек, “Турар,” 2010;
Монография “Этногенез кыргызов: музыковедческий аспект. Историко-культурологическое исследование” – Бишкек, “Бийиктик,” 2008;
Этногенез кыргызов: культурологический аспект – Вестник МУК, №1 (18), 2009;
Этногенез кыргызов: культурологический подход – Аалам кыргыздары, 2009, №7;
Культурологический аспект проблемы этногенеза кыргызов – Алматы, Iзденiс, 2010, №2 (2);
О Жылдыз Малдыбаевой. Жизнь, посвящённая музыке. – Бишкек, «Кербез», 2013;
«Эта музыка будет жить вечно!» - Эркин Тоо, 2013, 13 декабря;
“Биздин жан-дүйнөбүз комуздун добушунан башталат” - Эркин Тоо, 2014, 1 мая;
“Темиркул Үмөталиев улутубуздун табылгасы эле” - Эркин Тоо, 2014, 10 июнь, 1ч.;
“Темиркул Үмөталиев улутубуздун табылгасы эле” - Эркин Тоо, 2014, 13 июнь, 2ч;
Монография «Генезис речевого языка и музыки» (2019, в печати);
Монография «Балет-оратория Материнское поле» Калыя Молдобасанова (2019, в печати).
II. Научные статьи, опубликованные в журналах рекомендованных ВАК (по требованиям РИНЦ):
“Речевой язык как объект изучения культурологии. Лингвистика как наука о речевом языке” – Республиканский научно-теоретический журнал «Известия вузов Кыргызстана»; №1, 2015 (с.217-220);
“Речевой язык как объект изучения культурологии. Основы языкознания (лингвистики)” – Республиканский научно-теоретический журнал «Известия вузов Кыргызстана»; №1, 2015 (с.221-224);
“Сравнительно-историческое языкознание как объект изучения культурологии. Теория моногенеза и Библейский моногенизм” – Республиканский научно-теоретический журнал «Известия вузов Кыргызстана»; №2, 2015 (с.192-195);
“Языкознание как объект изучения культурологии. Теория моногенеза, ностратические языки, компаративистика, макросемья” – Республиканский научно-теоретический журнал «Известия вузов Кыргызстана»; №2, 2015 (с.196-200);
“Музыкальный язык как объект изучения культурологии. Музыкальная и речевая интонация” – Республиканский научно-теоретический журнал «Наука и новые технологии»; №2, 2015 (с.200-203);
“Музыкальный язык как объект изучения культурологии. Средства и элементы музыкальной выразительности” (музыкальный язык) – Республиканский научно-теоретический журнал «Наука и новые технологии»; №2, 2015 (с.204-207);
“Музыкальный язык как объект изучения культурологии. Музыкальные системы – феномен культуры (Хроматика, пентатоника)” – Республиканский научно-теоретический журнал «Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана»; №3, 2015 (с.173-177);
“Краткая история лингвистических учений. Наука о языке в древних цивилизациях” – Республиканский научно-теоретический журнал «Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана»; №3, 2015 (с.178-181);
“Музыкальный язык как объект изучения культурологии. Музыкальные системы – феномен культуры (Диатоника, энармоника)” – Республиканский научно-теоретический журнал «Известия вузов Кыргызстана»; №4, 2015 (с.112-115);
“Краткая история лингвистических учений. Греко-римская языковедческая традиция – фундамент европейского языкознания” – Республиканский научно-теоретический журнал «Известия вузов Кыргызстана»; №4, 2015 (с.119-121);
“Старые гипотезы и новые идеи по происхождению речевого языка” – Казахский национальный университет имени Аль-Фараби. Вестник КазНУ, №3 (52), 2015 (с.200-208);
“О нативности систем человеческого языка. Язык Сильбо Гомера” – Казахский национальный университет имени Аль-Фараби. Вестник КазНУ, №3 (52), 2015 (с.210-218);
«Рождение языков: жаргон, пиджин, смешанные языки, креольские языки». – Международный центр инновационных исследований «Омега сайнс».Журнал СИМВОЛ НАУКИ; №2/2016 в 3 частях, часть 3 (с.245-249);
«Креольские языки. Теория Дерека Бикертона». – Агентство международных исследований, НОВАЯ НАУКА: ОТ ИДЕИ К РЕЗУЛЬТАТУ; Стерлитамак, Российская Федерация РИЦ АМИ 2016, часть 3 (с.128-134);
«О культурологическом методе исследования». – Журнал «Проблемы современной науки и образования», № 07 (49), 2016 (с.202-206) http://ipi1.ru/s/24-00-00-kulturologiya/589-o-kulturologicheskom-metode-issledovaniya.html
«Происхождение речевого языка в свете эволюции человека: культурологический аспект». – Журнал «Проблемы современной науки и образования», №16 (58), 2016 (с.134-138);
«Научные воззрения о музыке: античные ученые и арабские мыслители». – Вестник Таджикского национального университета (научный журнал), №3/1 (194). Душанбе: «СИНО» 2016 (с.114-122);
«Речевой и музыкальный языки – две фундаментальные формы человеческого языка». – Россия, Санкт-Петербург, Альманах Научно-образовательного Культурологического общества "Мир культуры и культурология." Выпуск 5-СПб: НОКО, 2016 (с.106-109);
«Происхождение речевого языка и археология музыки (новые идеи и гипотезы)». – Россия, Санкт-Петербург. Культурологическое просветительство в современной России: Сборник научных статей участников круглого стола X Кагановские чтения (Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена, 18 мая 2016 г.). – СПб.: Астерион, 2017. – 206 с. (c.88-93);
«Музыка и вербальный язык: различные контексты взаимоотношений». – Журнал «Проблемы современной науки и образования», № 15 (97), 2017 (с.106-109);
«Новые аспекты в методологии культурологического знания». – Журнал «Проблемы современной науки и образования», № 15 (97), 2017 (с.109-113).
Уметалиева–Баялиева Чынар Топчубековна (Темиркул кызы), родилась 5 января 1958 г. в г.Фрунзе в семье выдающегося кыргызского акына и писателя Темиркула Уметалиева. Отец – Баялиев Топчубек Баялиевич, 1929 г. рождения, доктор исторических наук, профессор, мать – Уметалиева Джамал Темиркуловна, 1932 г. рождения, член-корреспондент НАН КР, доктор искусствоведения, профессор.
Училась в СШ №6 и музыкальной школе им.П.Ф.Шубина. В 1973 г. поступила в Кыргызское государственное музыкально-хореографическое училище им.М.Куренкеева (теоретическое отделение), которое окончила с красным дипломом в 1977 г.
В том же году впервые в Кыргызстане поступила в Московскую государственную дважды ордена Ленина консерваторию им. П.И.Чайковского на теоретико-композиторский факультет и успешно закончила её в 1982 г. по специальности «музыковедение». Осенью 1982 г. поступила в очную аспирантуру Академии Наук Кирг. ССР Института философии и права (сектор эстетики и искусствоведения). В 1983 г. сдала два экзамена кандидатского минимума по философии (отлично) и английскому языку (отлично).
В 1984–1986 гг. вела активную общественную деятельность – была членом комиссии от ЦК Компартии Киргизии по проверке состояния учреждений музыкальной культуры, а также в начале 90-х гг. вела плодотворную профессиональную работу по пропаганде музыкального творчества кыргызских композиторов: в мае 1991 г. была ведущим лектором Концертов из произведений молодых композиторов Кыргызстана (Малый зал Кыргызгосфилармонии). В 1987 г. была награждена почетной грамотой «Ардак Грамота» от Министерства культуры Кыргызской ССР за музыкально-просветительскую деятельность.
В 1989 г. была принята по конкурсу на должность младшего научного сотрудника в Отдел искусствоведения и эстетики Института языка и литературы АН Кыргызской ССР, где проработала до 1991 г. С 1991 г. по 2003 г. была вынуждена прервать трудовую деятельность по семейным обстоятельствам: воспитывала троих сыновей.
В 2003 г. была принята по конкурсу на работу в Кыргызский государственный технический университет им. И.Раззакова. С 2003 г. по 2006 г. работала старшим преподавателем по культурологии на кафедре «Философия и социальные науки». За годы работы в техническом университете ею было издано 5 научных статей, 3 методических указаний и 1 методическое пособие для студентов по культурологии, а также подготовлен к изданию материал монографии «Этногенез кыргызов: музыковедческий аспект». В Техническом университете выполняла активную общественную работу и вела просветительскую деятельность по пропаганде мирового классического музыкального искусства (руководитель клуба «Классика»). Студенты Уметалиевой-Баялиевой Чынар неоднократно награждались Дипломами I степени по культурологическим наукам.
В 2008 г. вышла в печать монография «Этногенез кыргызов: музыковедческий аспект. Историко-культурологическое исследование»(объём – 18 п.л.). В августе 2008 г. (Дипломатическая Академия КР, г. Бишкек) эта книга была презентована на международной конференции «Мир номадизма: прошлое и будущее» и получила всеобщее признание. Книга разошлась по многим странам: Россия, Китай, США, Норвегия, Швеция, Италия, Чехия, Франция и др.), кроме того в научном мире она имеет высокий уровень индекса цитирования. В 2016 году книга «Этногенез кыргызов: музыковедческий аспект. Историко-культурологическое исследование» была издана на кыргызском языке («Кыргыздардын этногенези: музыка таануу аспекти»).
В 2010–2011 гг. работала в Кыргызско–Турецком университете «Манас». Вела культурологию и «музыкальный дизайн» на факультете журналистики (на кыргызском языке).
В 2010 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Культурологический подход к проблеме изучения этногенеза кыргызов» и стала первым в Кыргызстане дипломированным кандидатом наук по культурологии. Специальность: 24.00.01 –теория и история культуры.
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Асанова Ү.А.
Уметалиева-Баялиева Чынар Топчубековна активно сотрудничает с Союзом композиторов Кыргызстана. Член Союза композиторов СССР с 1991 года. Имеет 58 научных публикаций, 2 монографии (1 книга в печати).
С 25.01.14 г. была принята на работу в Национальную Академию Наук Кыргызской Республики, институт философии и политико-правовых исследований, в Отдел «Духовная культура» ведущим научным сотрудником. Многократно награждалась Грамотой «За активное участие в общественной жизни Института» (2014-2015 гг.).
В мае 2015 года завершила докторскую диссертацию по теме «Истоки и эволюция речевого языка и музыки: культурологический анализ» и представила к обсуждению.
С 4 декабря 2015 г. получила научную степень доцента.
Замужем. Муж Асанов Эмиль Даирович, 1956 г. рождения – единственный практикующий в Кыргызстане специалист по компьютерной лингвистике, автор уникального программного продукта “Тамга–КИТ”. Вместе с мужем вырастили троих сыновей.
В 2017 году защитила докторскую диссертацию по культурологии на тему «Истоки и эволюция речевого языка и музыки: культурологический анализ» (шифр: 24.00.01. – теория и история культуры) и стала первым доктором наук по культурологии не только в Кыргызстане, но и во всей Центральной Азии.
05.09.2019.
Уметалиева–Баялиева Ч.Т.
Доктор культурологии, заведующая Отделом «Культуры и искусства»
Института философии, права и
политико-правовых исследований
Национальной Академии наук
Кыргызской Республики.
Уметалиева–Баялиева Чынар
Уметалиева–Баялиева Ч. Т.– музыковед-теоретик, культуролог, доктор культурологии. Впервые в истории кыргызской музыкальной культуры поступила в Московскую государственную дважды ордена Ленина консерваторию им. П.И.Чайковского на композиторско-теоретический факультет, по специальности «музыковедение». Успешно закончила консерваторию, защитив дипломную работу на «отлично» и получила рекомендацию в аспирантуру.
Родилась в семье выдающегося кыргызского акына, Народного писателя Кыргызстана, Лауреата государственной премии им. Токтогула, видного общественного деятеля, ветерана Великой Отечественной войны Темиркула Уметалиева. С детства была окружена атмосферой литературы, искусства, живописи, музыки. Мама Уметалиевой-Баялиевой Ч. – Джамал Темиркуловна Уметалиева – первый доктор искусствоведения в Центральной Азии, Заслуженный деятель искусств Кыргызстана, Академик Академии художеств Кыргызстана, член – корреспондент Академии Наук Кыргызстана. Папа – Баялиев Топчубек Баялиевич – доктор исторических наук.
Чынара родилась 5 января 1958 года в г. Фрунзе Кыргызской ССР. В 8 лет поступила в музыкальную школу им. П.Ф.Шубина, в класс Заслуженного деятеля искусств Кыргызской ССР Богомольной Светланы Львовны (фортепиано). Чынара показала себя способной ученицей и готовила себя к карьере пианистки. В 1973 году она поступает в Кыргызское государственное музыкально-хореографическое училище им. М.Куренкеева на специальность «спец. фортепиано». Со временем переходит на теоретическое отделение данного училища. В 1977 году закончила училище с красным дипломом. В том же году Уметалиева–Баялиева поступает в Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского на теоретико-композиторский факультет. Сдаёт 9 вступительных экзаменов! Её болельщиками были – Чынгыз Айтматов, Кулуйпа Кондучалова (министр культуры Киргизской ССР), Асанхан Джумахматов (известный кыргызский дирижер, музыкальный педагог), Мукаш Абдраев (известный кыргызский композитор, председатель правления Союза композиторов Киргизской ССР) и др.
Учёба в Московской консерватории была для Чынары большим испытанием в стойкости, трудоспособности и самоорганизации, а также сыграла решающую роль в формировании её профессиональных навыков. Она занималась у выдающихся советских учёных-музыковедов, профессоров Московской государственной консерватории: Цытович Т.Э. - профессор, кафедра «Истории зарубежной музыки», Музыка Австрии и Германии XVIII - XIX вв. (история зарубежной музыки); Царёва Е.М. - Доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств России, профессор. Общие курсы истории зарубежной музыки, «Немецкий романтизм» (Шуберт, Шуман, Шопен, Брамс) (история зарубежной музыки); Григорьев С.С. - профессор, автор учебника «Теоретический курс гармонии» (гармония); Мюллер Т.Ф. - профессор, декан теоретико-композиторского факультета Московской консерватории (сольфеджио); Агажанов А.П. – профессор, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин (сольфеджио); Розанов А.С. – профессор, пианист, кандидат наук по музыковедению (фортепиано); Барсова И.А. – профессор, доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РФ (чтение симфонических партитур на кафедре инструментовки); Холопов Ю.Н. – профессор, доктор искусствоведения (очерки современной гармонии); Назайкинский Е.В. – профессор, доктор искусствоведения - Психология музыкального восприятия (анализ музыкальных форм); Николаева Н.С. – профессор, ученый и педагог. Научные интересы концентрировались на проблемах симфонизма, художественного метода и стиля. Кафедра истории западно-европейской музыки классико-романтического периода: от Бетховена до А. Брукнера (история зарубежной музыки); Хачатурян К.С. – профессор, Заслуженный деятель искусств РСФСР (инструментовка); Протопопов В.Вас. – профессор, доктор искусствоведения, автор множества исследований по вопросам истории и теории музыки, в том числе «История полифонии в ее важнейших явлениях» (полифония: строгий и свободный стили; полифонический анализ); Скребкова – Филатова М.С. – профессор, Заслуженный деятель искусств РФ, доктор искусствоведения, композитор, музыковед (анализ музыкальных форм); Крауклис Г.В. – профессор, доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РФ (история зарубежной музыки); Сорокина Е.Г. – профессор, заведующая кафедрой истории русской музыки, российская пианистка - профессор кафедры камерного ансамбля и квартета Московской консерватории, доктор искусствоведения (русская классическая музыка); Кандинский А.И. – профессор, доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РФ (история русской музыки); Долинская Е.Б. – профессор, доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РФ (музыка ХХ века; советская музыка); и многие другие.
В 1981 - 1982 гг. Уметалиева–Баялиева Ч. сдаёт все государственные экзамены на «отлично» (советская музыка: научное исследование «Шостакович. Поздний стиль» руководитель профессор Долинская Е.Б.; фортепиано – профессор Розанов А.С., программа: Бах, Бетховен, Скарлатти, Рахманинов, Шостакович, Дж.Энеску – ансамбль: дуэт фортепиано и флейты «Presto. Сantabile»; английский язык – доцент Маслова О.Л. - кафедра иностранных языков). Она приступает к написанию дипломной работы и выбирает тему, посвящённую кыргызской тематике. Руководителем дипломной работы Уметалиевой – Баялиевой Ч. становится профессор Розанова Юлия Андреевна (специалист по творчеству П.И.Чайковского - «Симфонические принципы балетов Чайковского» - кафедра русской музыки, тогда кафедра истории музыки народов СССР). Тема дипломной работы была определена как: Балет – оратория К.Молдобасанова «Материнское поле» (К вопросу о синтезе жанров). Это было масштабное исследование с анализом музыкальной драматургии (принципы сквозного развития, характеристика образов, тематизм, народные истоки), особенностей жанра балета-оратории «Материнское поле» (драматургические функции хора в балете, драматургические функции драматическоого чтения, хореография и сценография спектакля «Материнское поле»), литературного источника и сценарного плана балета-оратории. Работа была также богато проиллюстрирована и снабжена нотными примерами. Дипломная работа Уметалиевой-Баялиевой была защищена на «отлично» и вызвала у профессуры Московской консерватории большой интерес. Так, председатель государственной комиссии по защите дипломных работ – заведующая кафедрой теории музыки Киевской консерватории Горюхина Надежда Александровна попросила один экземпляр дипломной работы себе. Уметалиеву – Баялиеву Ч. после защиты дипломной работы рекомендовали в аспирантуру Московской консерватории. Но, по состоянию здоровья, Чынара была вынуждена приехать домой, в Кыргызстан.
Осенью 1982 года она поступает в очную аспирантуру Академии Наук Кыргызской ССР Института философии и права (сектор эстетики и искусствоведения), в 1983 году сдаёт два экзамена кандидатского минимума по философии (отлично) и английскому языку (отлично). Тема её будущей кандидатской диссертации по музыковедению определяется как «Кыргызская симфоническая музыка. История и современность». Руководителем Чынары была утверждена профессор Московской консерватории Розанова Ю.А. В 1989 году Чынара была принята по конкурсу на должность младшего сотрудника Отдела искусствоведения Института языка и литературы АН Кыргызской ССР, где проработала до конца 1990 года.
В 1980-е годы Чынара активно публикуется по проблемам искусствоведения и музыковедения в местных журналах: «От литературного первоисточника к синтезу искусств» («Литературный Кыргызстан», №4, 1983); «Материнское поле» на балетной сцене» (Кыргызстан маданияты», 15 июль, 1982;) и другие статьи. Большое внимание автор уделяет симфоническому жанру в республике: «Становление симфонического жанра в кыргызской музыке» (журнал «Ала – Тоо, №11, 1984); «Симфонизм в кыргызской музыке» («Кыргызстан маданияты», №8, 1988) и другие. За активное участие в жизни журнала «Кыргызстан маданияты» (печатный орган Союза писателей и Министерства Культуры Кыргызской ССР) Чынара в 1987 году завоёвывает первое место в конкурсе и награждается «Почётной грамотой».
После окончания Московской консерватории, в 1982 году состоялась встреча Уметалиевой – Баялиевой Ч. с председателем правления Союза композиторов Кырыгзской ССР Калыем Молдобасановым, который высоко оценил её дипломную работу по исследованию балета – оратории “Материнское поле”. К.Молдобасанов рекомендовал Чынару в члены Союза композиторов СССР. Уметалиева – Баялиева Ч. – член Союза композиторов СССР с 1991 года. Она – активный участник заседаний Союза композиторов Кыргызской ССР. Так, 16 мая 1991 года Уметалиева – Баялиева Ч. вела концерт-лекцию из произведений молодых композиторов – кандидатов в члены СК СССР, который состоялся в Малом зале Кыргызгосфилармонии.
С 1991 по 2001 годы Чынара была вынуждена прервать трудовую деятельность: воспитывала троих сыновей. Муж Асанов Эмиль Даирович – единственный практикующий в Кыргызстане специалист по компьютерной лингвистике, автор уникального программного продукта для применения кыргызского языка в компьютерных технологиях “Тамга – КИТ.”
В 2001 по 2003 годы Уметалиева – Баялиева осваивает новую дисциплину культурология. В 2003 году Чынара была принята по конкурсу на работу в Кыргызский государственный технический университет им.И.Раззакова старшим преподавателем по культурологии на кафедру “Философия и социальные науки”. Помимо преподавательской деятельности, она активно участвовала в международных научно-технических симпозиумах – “Гуманитарные науки” (участие в научных конференциях с докладами: “Фольклор в современной музыке”- 2004, “К истории зарождения симфонического жанра в Кыргызстане”- 2004; “Диалог культур, диалог цивилизаций”- 2006), а также вела музыкально-просветительскую деятельность среди студентов и преподавательского состава Университета, являясь руководителем клуба любителей классической музыки “Классика.” Руководимые ею студенты ежегодно участвовали и удостаивались первых мест на научных студенческих конференциях. В Кыргызском Государственном Техническом Университете им. И.Раззакова Уметалиева – Баялиева Ч. опубликовала 8 научных статей, большая часть из них была посвящена проблемам культуры и образования: “Повышение качества преподавания социогуманитарных наук в техническом вузе (проблемы вузовской педагогики и пути их решения)”, “Массовая и элитарная культура”, “История мировой и отечественной культуры”, “Культурология” и другие труды.
В 2006 году Уметалиева – Баялиева приступает к написанию монографии “Этногенез кыргызов: музыковедческий аспект. Историко-культурологическое исследование”. Книга вышла в 2008 году, вызвав горячий интерес к себе научной общественности. Уметалиева – Баялиева Ч. выступила с докладами по данной проблеме в ряде вузов страны: Американском Университете в Центральной Азии, Кыргызском Государственном Университете им. И.Арабаева, Кыргызско – Турецком Университете “Манас” и др. Материалы данной монографии были использованы в докторских диссертациях по философии, истории, кандидатских диссертациях по культурологии, философии, истории. Книга получила признание и восторженный отклик в России (Москва, Свердловск, Якутск, Кемерово и др.), а также нашла своих читателей в странах мира: Китай, Монголия, Корея, Япония, США, Болгария, Франция, Италия, Норвегия. В научном мире Кыргызстана данная монография имеет высокий индекс цитируемости.
В 2008 – 2009 гг. проходила апробация результатов её исследований в области тематики происхождения кыргызского этноса через его музыкальную систему. Эти результаты получили отражение в научно-публицистическом фильме “Салт – санат”, который с успехом транслировался на 5-ом канале в 2008 году и на 1-ом государственном канале в 2009 году. Совместно со студией “Мен кыргызмын” вышло в эфир на государственном радиоканале 2 передачи с кратким изложением результатов исследований по теме диссертации Уметалиевой – Баялиевой Ч.
В 2010 году Уметалиева – Баялиева защитила кандидатскую диссертацию по культурологии на тему “Культурологический подход к проблеме изучения этногенеза кыргызов” и стала первым в Кыргызстане дипломированным кандидатом наук по культурологии. Неоднократно выступала в качестве оппонента при защите кандидатсикх диссертаций по культурологии в Национальной Академии Наук Кыргызской Республики.
В 2009 – 2013 гг. выступала с докладами в различных конференциях, посвящённых традиционной кыргызской музыкальной культуре (“Кыргыз салттуу музыка Жумалыгы” – “Неделя кыргызской традиционной музыки” – 2009г., 25-28 апрель; “Кыргыз салттуу билимдери – салттуу музыканын өзөгү” – «Традиционные знания кыргызов как основа развития традиционной музыки» - 2013г., 13 декабрь), а также принимала участие в конференциях, посвящённых проблеме происхождения кыргызского народа («О новых научных материалах по этногенезу кыргызского народа: его истории, генетике, этнографии, археологии и лингвистике» - 2012г., январь) и др.
В 2010 – 2011гг. Уметалиева – Баялиева преподавала в Кыргызско-Турецком университете “Манас,” вела дисциплину “музыкальный дизайн” на кыргызском языке (факультет журналистики).
С января 2014 года Уметалиева – Баялиева Ч. работает ведущим научным сотрудником отдела “Духовная культура” Института философии и политико-правовых исследований Национальной Академии Наук Кыргызской Республики. Многократно награждалась Грамотой «За активное участие в общественной жизни Института» (2014-2015 гг.).
В 2017 году защитила докторскую диссертацию по культурологии на тему «Истоки и эволюция речевого языка и музыки: культурологический анализ» (шифр: 24.00.01. – теория и история культуры) и стала первым доктором наук по культурологии не только в Кыргызстане, но и во всей Центральной Азии.
Основные научные труды:
«Саманчынын жолу» балеттик сахнада («Материнское поле» на балетной сцене) – Кыргызстан маданияты, 1982, 15 июля;
От литературного первоисточника к синтезу искусств - Литературный Кыргызстан, 1983, №4;
К вопросу о синтезе жанров в искусстве - Тезисы конференции «Актуальные вопросы марксистско-ленинской философии и юридических наук». Фрунзе: Илим, 1983;
Кыргыз музыкасында симфония жанрынын калыптанышы (Становление симфонического жанра в кыргызской музыке) – Ала – Тоо, №11, 1984;
Кыргыз музыкасындагы симфонизм (Симфонизм в кыргызской музыке) – Кыргызстан маданияты, 1987, 9 апреля;
Абдылас Малдыбаев (Музыка, идущая от сердца) – Кыргызстан маданияты, 1988, 25 августа;
Этот трудный «лёгкий» жанр – Советская Киргизия, 1984, 15 июля;
Конкурс молодых – Информационный бюллетень секретариата Правления Союза композиторов СССР. 1986, № 6-7;
Симфония памяти Токтогула – Советская Киргизия, 1986, 22 июля;
Симфоническая драматургия балета – оратории К.Молдобасанова “Материнское поле” – Сб. “Чингиз Айтматов и духовная культура,” Бишкек, 1999;
Симфоническое творчество М.Бегалиева – Материалы международной научной конференции “Современные технологии и управление качеством в образовании, науке и производстве: адаптации и внедрения.” Бишкек, 2001;
Фольклор в современной музыке – Известия Кыргызского технического университета им.И.Раззакова. Бишкек, 2004, №6;
К истории зарождения симфонического жанра в Кыргызстане – “Образование через науку.” Материалы международного научно-технического симпозиума. Бишкек, 2004;
Повышение качества преподавания социогуманитарных наук в техническом вузе (проблемы вузовской педагогики и пути их решения) – “Проблемы обеспечения качества высшего образования в университете.” Материалы научно-методического семинара (2005, 6-7 декабря). Бишкек, 2006;
Диалог культур, диалог цивилизаций – Известия кыргызского государственного технического университета им.И.Раззакова. Материалы Международной научно-технической конференции “Инновации в образовании, науке и технике.” Том 3. Бишкек, 2006;
Массовая и элитарная культура – Материалы 47-ой научно-технической конференции студентов и молодых учёных “Молодёжь и наука – будущее Кыргызстана.” Бишкек, 2005;
История мировой и отечественной культуры – Методические указания для студентов всех специальностей. Бишкек, 2005;
Культурология – Методические указания для студентов заочной формы обучения всех специальностей. Бишкек, 2006;
Массовая культура – Методическое пособие для студентов технических специальностей. Бишкек, 2005;
Мастера – симфонисты. Глава в книге “Творческие портреты мастеров профессионального искусства Кыргызстана” – Бишкек, “Турар,” 2010;
Монография “Этногенез кыргызов: музыковедческий аспект. Историко-культурологическое исследование” – Бишкек, “Бийиктик,” 2008;
Этногенез кыргызов: культурологический аспект – Вестник МУК, №1 (18), 2009;
Этногенез кыргызов: культурологический подход – Аалам кыргыздары, 2009, №7;
Культурологический аспект проблемы этногенеза кыргызов – Алматы, Iзденiс, 2010, №2 (2);
О Жылдыз Малдыбаевой. Жизнь, посвящённая музыке. – Бишкек, «Кербез», 2013;
«Эта музыка будет жить вечно!» - Эркин Тоо, 2013, 13 декабря;
“Биздин жан-дүйнөбүз комуздун добушунан башталат” - Эркин Тоо, 2014, 1 мая;
“Темиркул Үмөталиев улутубуздун табылгасы эле” - Эркин Тоо, 2014, 10 июнь, 1ч.;
“Темиркул Үмөталиев улутубуздун табылгасы эле” - Эркин Тоо, 2014, 13 июнь, 2ч;
Монография «Генезис речевого языка и музыки» (2019, в печати);
Монография «Балет-оратория Материнское поле» Калыя Молдобасанова (2019, в печати).
II. Научные статьи, опубликованные в журналах рекомендованных ВАК (по требованиям РИНЦ):
“Речевой язык как объект изучения культурологии. Лингвистика как наука о речевом языке” – Республиканский научно-теоретический журнал «Известия вузов Кыргызстана»; №1, 2015 (с.217-220);
“Речевой язык как объект изучения культурологии. Основы языкознания (лингвистики)” – Республиканский научно-теоретический журнал «Известия вузов Кыргызстана»; №1, 2015 (с.221-224);
“Сравнительно-историческое языкознание как объект изучения культурологии. Теория моногенеза и Библейский моногенизм” – Республиканский научно-теоретический журнал «Известия вузов Кыргызстана»; №2, 2015 (с.192-195);
“Языкознание как объект изучения культурологии. Теория моногенеза, ностратические языки, компаративистика, макросемья” – Республиканский научно-теоретический журнал «Известия вузов Кыргызстана»; №2, 2015 (с.196-200);
“Музыкальный язык как объект изучения культурологии. Музыкальная и речевая интонация” – Республиканский научно-теоретический журнал «Наука и новые технологии»; №2, 2015 (с.200-203);
“Музыкальный язык как объект изучения культурологии. Средства и элементы музыкальной выразительности” (музыкальный язык) – Республиканский научно-теоретический журнал «Наука и новые технологии»; №2, 2015 (с.204-207);
“Музыкальный язык как объект изучения культурологии. Музыкальные системы – феномен культуры (Хроматика, пентатоника)” – Республиканский научно-теоретический журнал «Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана»; №3, 2015 (с.173-177);
“Краткая история лингвистических учений. Наука о языке в древних цивилизациях” – Республиканский научно-теоретический журнал «Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана»; №3, 2015 (с.178-181);
“Музыкальный язык как объект изучения культурологии. Музыкальные системы – феномен культуры (Диатоника, энармоника)” – Республиканский научно-теоретический журнал «Известия вузов Кыргызстана»; №4, 2015 (с.112-115);
“Краткая история лингвистических учений. Греко-римская языковедческая традиция – фундамент европейского языкознания” – Республиканский научно-теоретический журнал «Известия вузов Кыргызстана»; №4, 2015 (с.119-121);
“Старые гипотезы и новые идеи по происхождению речевого языка” – Казахский национальный университет имени Аль-Фараби. Вестник КазНУ, №3 (52), 2015 (с.200-208);
“О нативности систем человеческого языка. Язык Сильбо Гомера” – Казахский национальный университет имени Аль-Фараби. Вестник КазНУ, №3 (52), 2015 (с.210-218);
«Рождение языков: жаргон, пиджин, смешанные языки, креольские языки». – Международный центр инновационных исследований «Омега сайнс».Журнал СИМВОЛ НАУКИ; №2/2016 в 3 частях, часть 3 (с.245-249);
«Креольские языки. Теория Дерека Бикертона». – Агентство международных исследований, НОВАЯ НАУКА: ОТ ИДЕИ К РЕЗУЛЬТАТУ; Стерлитамак, Российская Федерация РИЦ АМИ 2016, часть 3 (с.128-134);
«О культурологическом методе исследования». – Журнал «Проблемы современной науки и образования», № 07 (49), 2016 (с.202-206) http://ipi1.ru/s/24-00-00-kulturologiya/589-o-kulturologicheskom-metode-issledovaniya.html
«Происхождение речевого языка в свете эволюции человека: культурологический аспект». – Журнал «Проблемы современной науки и образования», №16 (58), 2016 (с.134-138);
«Научные воззрения о музыке: античные ученые и арабские мыслители». – Вестник Таджикского национального университета (научный журнал), №3/1 (194). Душанбе: «СИНО» 2016 (с.114-122);
«Речевой и музыкальный языки – две фундаментальные формы человеческого языка». – Россия, Санкт-Петербург, Альманах Научно-образовательного Культурологического общества "Мир культуры и культурология." Выпуск 5-СПб: НОКО, 2016 (с.106-109);
«Происхождение речевого языка и археология музыки (новые идеи и гипотезы)». – Россия, Санкт-Петербург. Культурологическое просветительство в современной России: Сборник научных статей участников круглого стола X Кагановские чтения (Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена, 18 мая 2016 г.). – СПб.: Астерион, 2017. – 206 с. (c.88-93);
«Музыка и вербальный язык: различные контексты взаимоотношений». – Журнал «Проблемы современной науки и образования», № 15 (97), 2017 (с.106-109);
«Новые аспекты в методологии культурологического знания». – Журнал «Проблемы современной науки и образования», № 15 (97), 2017 (с.109-113).