Народному артисту КР, композитору Борис Феферману 100 лет

15 январь 2020


Борис Вениаминович Феферман родился в 1920 году в городе Александрия, что на юге Украины, в семье служащего. Музыкальные способности у мальчика обнаружились рано, поэтому параллельно с учебой в средней школе, он стал осваивать игру на скрипке. Любовь к музыке, абсолютный слух и трудолюбие помогли ему овладеть инструментом на таком уровне, что сразу же после окончания средней школы он был принят в оркестр Харьковского академического театра оперы и балета. В тот год Борису исполнилось семнадцать лет.
Работа в оркестре способствовала творческому росту музыканта, расширяла кругозор, дисциплинировала. Харьковский театр оперы и балета был создан в 1925 году, но оперная антреприза существовала в городе еще с 1880 года. В 30-е годы на его сцене выступали многие выдающиеся певцы – Ю. Кипоренко-Доманский, И. Паторжинский, З. Гайдай, М. Литвиненко-Вольгемут и др., гастролировали Л. Собинов, А. Нежданова. За дирижерским пультом стояли маститые маэстро – А. Пазовский, Л. Штейнберг, В. Тальба. Вслушиваясь в голоса солистов, звучание хора, оркестра, наблюдая за работой дирижеров, молодой скрипач иногда представлял себя за пультом с дирижерской палочкой в руках. Но чтобы стать дирижером, нужно было учиться, и Борис стал готовиться к поступлению в консерваторию.
Однако грянувшая в 1941 году война разрушила планы Фефермана, более того, нанесла ему неизлечимые раны – вскоре после начала войны от рук фашистов погибли родители музыканта. Далее последовала эвакуация в далекий Ереван, где музыкант тоже не остался без дела: он стал работать в филармоническом оркестре, а по совместительству – в оркестре Ереванского театра оперы и балета им. А. Спендиарова. Несмотря на военное время, музыкальная жизнь в городе была насыщенной – регулярно проводились концерты, в театре ставились новые спектакли. Оркестр филармонии тогда возглавлял выдающийся дирижер, народный артист Армянской ССР К.С. Сараджев; он же был и ректором Ереванской консерватории. Музыкант обратил внимание на молодого перспективного скрипача и посоветовал ему поступить в консерваторию, а затем взял к себе в класс.
Занятия под руководством Сараджева, ученика знаменитого Артура Никиша, а после окончания войны – в Харькове, теперь уже у не менее известного В.И. Пирадова были чрезвычайно полезны для Фефермана – он не только овладел основами дирижерского мастерства, но и сформировался как музыкант, личность. Консерваторию Феферман окончил в 1946 году с дипломом хормейстера, поскольку за год до этого, в 1945 году, отделение симфонического дирижирования закрыли, а студенту было предложено перейти на дирижерско-хоровой факультет.
Феферман учился как дирижер-симфонист и лишь на пятом, выпускном курсе перешел в класс хорового дирижирования. Поэтому, прожив еще один год в Харькове, он по направлению, полученному в Главном управлении по делам искусств СССР, отправился в Узбекистан, где стал преподавать теоретические дисциплины в Наманганском музыкальном училище. Стала сбываться и мечта о дирижерской карьере: он стал дирижировать симфоническим оркестром училища.
В Намангане Феферман проработал четыре года. Работал самозабвенно, увлеченно, стараясь передать свои знания молодым музыкантам, дать им путевку в жизнь.
1951 году дирижер получил из Киргизии приглашение возглавить филармонический коллектив – оркестр киргизских народных инструментов, он с радостью согласился и вскоре выехал во Фрунзе.
Познакомившись с коллективом оркестра, его репертуаром и исполнительскими возможностями, Феферман понял, что перед ним стоит масса проблем, которые нужно срочно решать. Дело в том, что основной костяк коллектива составляли тогда народные музыканты, которые не знали нот и играли на слух. Среди них были выдающиеся исполнители, признанные мастера своего дела, такие как Ыбрай Туманов, Атай Огонбаев и Карамолдо Орозов, имя которого будет присвоено коллективу после его кончины. Чтобы достичь подлинно оркестрового звучания, необходимо было добиться чистоты строя, расширить тембровую палитру, диапазон. И, конечно же, обновить репертуар. А для этого следовало произвести реконструкцию народных инструментов, создать оркестровые разновидности, охватывающие весь диапазон звучания – от самых высоких звуков до басов. При этом нужно было сохранить природные тембровые характеристики инструментов – комуза и кыяка. Задача была не из легких. Разрешить ее стало возможным лишь при участии Экспериментальных мастерских при Ташкентской государственной консерватории, куда и был направлен заказ. Дирижер энергично взялся за дело: вел переписку с Ташкентом, выезжал в командировки, беседовал с мастерами, вникая в каждую деталь. Вскоре был получен первый комплект оркестровых инструментов.
Необходимо было думать и о подготовке музыкальных кадров. По инициативе дирижера в 1952 году в музыкально-хореографическом училище им. М. Куренкеева было открыто отделение киргизских народных инструментов, которое стало готовить исполнителей на комузе и кыяке. Возглавил отделение сам маэстро. Позже, в соавторстве с музыкантами Д. Борбодоевым и Б. Кулболдиевым им был написан первый в республике «Практический учебник игры на комузе». Долгие годы он оставался единственным учебным пособием для молодых музыкантов-комузистов.
Большую работу проводил Феферман и по обновлению репертуара оркестра. Обладая отличным музыкальным слухом, он легко записывал на ноты не только песни, но
и трудные для расшифровки виртуозные комузные кюу, пос-ле чего обрабатывал их и аранжировал для оркестра. Постепенно формировался репертуар исполнительского коллектива. Его украшением стали такие концертные номера, как «Кыз-кербез», «Эсимде» А. Огонбаева, «Жаш тилек», «Боз салкын», «Паровоз», «Кара тулпар» Ы. Туманова, «Мырза кербез», «Орусча кайырма» Токтогула и многие другие.
Неизменный успех публики имел коронный номер программы – блестящая концертная пьеса, искрометный «Маш ботой» Бориса Фефермана, в основу которой был положен известный наигрыш Атая Огонбаева.
За дирижерским пультом оркестра Феферман стоял до 1960 года, а затем перешел на педагогическую работу – возглавил кафедру музыки в женском педагогическом институте им. В.В. Маяковского. Начался новый этап в жизни музыканта как педагога, наставника молодежи.
Свои первые сочинения Феферман написал еще в студенческие годы, но как композитор заявил о себе по-настоящему в конце 50-х годов, когда им была созданы увертюра «Маш ботой», поэмы «В горах» (1956), «Возвращение Токтогула», кантата «Панфиловцы» (1958). За ними последовали «Элегия для скрипки с оркестром», сюиты «Ыбрай» и «Праздник в колхозе», другие произведения. Но больше всего в ту пору музыкант писал для оркестра народных инструментов (более 200 обработок киргизских народных кюу и песен) – лучшие из них вошли в золотой фонд национальной музыки. Успехи были столь очевидны, что в 1964 году дирижер был принят в Союз композиторов СССР.
С творческим союзом связана также работа Фефермана в качестве заведующего фольклорным кабинетом, где он проделал большую работу по записи и расшифровке национального музыкального фольклора. Музыкант выезжал в фольклорные экспедиции, и результатом этих поездок стало издание нескольких сборников – песен Ж. Шералиева,
Б. Эгинчиева, кюу Ы. Туманова, наигрышей для темир-комуза. Здесь Феферман выступил как достойный продолжатель великого дела выдающихся собирателей киргизского фольклора – А. Затаевича и В. Виноградова.
В институте Борис Вениаминович преподавал до 1968 года, а затем перешел на работу в репертуарно-экспертную коллегию Министерства культуры Киргизской ССР на должность старшего редактора по музыке.
Так, в конце 60-х – начале 70-х годов им были написаны балет «Асан-космонавт», два струнных квартета, «Ода Пржевальскому» для голоса с оркестром, музыка к драме «Аширбай». В 1969 году балет «Асан-космонавт» был поставлен на сцене Киргизского академического театр оперы и балета им. А. Малдыбаева. Разумеется, приходилось работать по вечерам и в выходные. Так продолжалось четыре года.
В 1967 году во Фрунзе открылся институт искусств – событие, значение которого трудно переоценить: теперь подготовка музыкантов разных специальностей высшей квалификации стала возможна и в республике. В 1972 году состоялся первый выпуск вуза, и в том же году Феферман вернулся к педагогической деятельности – он стал преподавать в институте, занимая должность заведующего кафедрой народных инструментов. Борис Вениаминович любил работать с молодежью, открывать новые таланты, передавать им свой богатый опыт и знания. В институте он трудился до конца своих дней, пройдя путь от старшего преподавателя до профессора. Среди его бывших учеников – такие видные деятели киргизского искусства, как Ч. Исабаев, А. Асакеев и другие.
Одним из наиболее ярких и показательных для творчества композитора сочинений является концерт для скрипки с оркестром № 2, написанный в 1985 году.
Национальный колорит явно ощущается и в других сочинениях композитора, особенно в произведениях, написанных для оркестра народных инструментов, например, в «Праздничных кюу» или в «Киргизской рапсодии» для трубы с оркестром.
Своеобразной «лебединой песней» Фефермана стала поэма «Памяти павших». Она была создана в связи с кончиной супруги композитора. В то время (середина 80-х годов) музыкант тяжело переживал утрату близкого человека и неожиданно нашел утешение в творчестве.
Последние годы жизни Феферман писал мало, посвятив себя главным образом педагогической деятельности, фольклористике и созданию учебных пособий. Он написал учебник по инструментовке для оркестра народных инструментов, опубликовал новый, самый полный сборник кюу Ыбрая Туманова, в который вошло около сорока наигрышей выдающегося комузиста. Об этом сборнике следует сказать особо. В отличие от других фольклористов, Феферман производил записи без использования магнитофона, полагаясь лишь на свой музыкальный слух. Часть кюу он записал еще во время своей работы в оркестре непосредственно от Туманова, другие пьесы были расшифрованы по записям, хранящимся в фондах Киргизского радио. Обладая тонким слухом, цепкой памятью и большим опытом работы в области народной музыки, Феферман смог выполнить довольно точные записи этих сложных инструментальных пьес.
Борис Феферман ушел из жизни в 1998 году. Он оставил солидное творческое наследие и добрую память о себе. Высоко ценил Фефермана как дирижера, фольклориста, композитора и педагога выдающийся киргизский дирижер, народный артист СССР Асанхан Джумахматов. «Удивительное, поразительное дело – что могут сделать талант плюс редкостная творческая воля! Уроженец Украины, сложившийся как музыкант вдали от гор Ала-Тоо, Феферман в предельно короткие сроки освоил красоту нашей народной музыки, проникся глубочайшим уважением к древнему искусству незнакомого народа. Ему, скрипачу, питомцу европейской музыкальной культуры, стали понятными, близкими и родными наши комуз и кыл-кыяк, чоор и сыбызгы…»
Вклад в Фефермана в киргизскую музыкальную культуру весóм и значителен, а его многолетняя творческая деятельность нашла официальное признание. Музыканту присвоено почетное звание заслуженного работника культуры Кыргызской Республики. За большие заслуги Б. Феферман получил ученое звание профессора, ряд правительственных наград. Память о талантливом музыканте жива в Киргизии и по сей день.
Андрей Кузнецов – заслуженный деятель культуры КР,
кандидат философских наук, профессорскачать dle 11.3
Союз Композиторов Кыргызской Республики
© 2019